ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовки БАКАЛАВРОВ - УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО
OPTIMIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS -FUTURE TEACHERS OF BIOLOGY IN TEACHER TRAINING UNIVERSITY IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION
О.Б. Макарова, E.A. Галкина O.B. Makarova, E.A. Galkina
Педагогическое образование, дисциплины профессионального цикла, методическая подготовка бакалавров-биологов, оптимизация, междисциплинарный модуль.
В статье изучаются актуальные методические аспекты внедрения ФГОС ВПО по направлению подготовки Педагогическое образование. Представлен анализ дисциплин учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра-учителя биологии на предмет их направленности на формирование профессиональных компетенций студентов. Рассматриваются целесообразность и возможность оптимизации системы методической подготовки бакалавров- учителей биологии на основе внедрения интегрированного междисциплинарного учебного модуля профессионального цикла.
Pedagogical education, disciplines of vocational course, methodical training of bachelors in biology, optimization, cross-disciplinary module.
This paper studies the relevant methodological aspects of the implementation of Federal State Educational Standard of Higher Vocational Education on "Teacher Education" degree program. The analysis of the subjects of the curriculum of the main educational program for bachelors - future Biology teachers and their focus on the formation of vocational competencies of students is done. We consider the desirability and feasibility of optimization of the system of methodological training of bachelors-biology teachers through the introduction of the integrated cross- disciplinary training module of the vocational course.
В общем контексте европейских тенденций глобализации Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны и утверждены новые образовательные стандарты для высшей школы (ФГОС ВПО). В настоящее время профессорско-преподавательскими коллективами высших учебных заведений проводятся интенсивная работа по модернизации уже существующих программ учебных дисциплин и разработка совершенно новых учебных дисциплин [Соломин, 2011, с. 124].
Анализ научной и учебно-методической литературы свидетельствует о том, что мировое сообщество озабочено повышением качества высшего педагогического образования. Решение этой проблемы связано с переосмыслением цели
и результата высшего образования, которые стали соотноситься, по мнению И.А. Зимней, сформированием общекультурных и профессиональных компетенций [Зимняя, 2004, с. 36].
Социологическое исследование, проведенное в 2012 году в рамках проекта 12/12 «Инновационный подходе профессиональной подготовке педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла» Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева (руководитель д-р пед. наук Н.З. Смирнова), подтверждает необходимость оптимизации методической подготовки учителя биологии. Только 44,8% выпускников педвузов и 44,1 % учителей-предметников высоко оценивают свою методическую подготовку [Галкина и др., 2012, с. 9, 25].
В преподавании методических дисциплин профессионального цикла в современных условиях глобализации педагогического образования бакалавров требуется усиление социокультурного аспекта, системно-деятельностного характера, интегрированного взаимопроникновения методов, технологий и средств обучения [Бедарева, Саволайнен, 2011, с. 13].
В Новосибирском государственном педагогическом университете на кафедре зоологии и методики обучения биологии система методической подготовки учителей - биологов основной школы такова: начиная с третьего курса ведутся параллельно дисциплины «Теория и методика обучения биологии», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Информационные технологии в образовании», во втором семестре выпускного курса изучается дисциплина вузовского компонента «Интегративный подход к изучению естественнонаучных дисциплин в школе».
В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева на кафедре физиологии человека и методики обучения биологии методическая подготовка биологов начинается на первом курсе с пропедевтических дисциплин «Основы педагогического мастерства учителя биологии» и «Информационные технологии в образовании», на третьем-четвертом курсах ведется основная дисциплина «Технологии и методики обучения биологии», параллельно на третьем курсе бакалавриата изучается «Экологическое образование школьников» и на четвертом курсе - дисциплина «Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии».
В соответствии с современными тенденциями информатизации образования введение на первом курсе в высшем педагогическом образовании новой дисциплины «Информационные технологии в образовании» является своевременным. Эта дисциплина трактуется как междисциплинарный учебный предмет, в котором должны быть ярко выражены предметно-методическая и технологическая составляющие [Макарова, 2011, с. 27]. Учебная дисциплина «Информационные технологии в образовании» включает инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть формируется на основе изучения отра-
ботанных и доказавших свою дидактическую эффективность и состоятельность понятий, методов и средств педагогики, психологии, математических и естественных наук и технологий, достижений общих и частных методик. Вариативная часть направлена на изучение экспериментальных и перспективных достижений в области использования информационных и компьютерных технологий в методике обучения биологии и имеет определенную методическую направленность, отражающую специфику школьного учебного предмета и методику его преподавания. Такое структурно-функциональное содержание дисциплины позволяет гибко реагировать на все современные инновационные изменения как в области технологического обеспечения, так и методических решений задач совершенствования и модернизации школьного образования [Барахович, 2012, с. 19].
Ведущая учебная дисциплина подготовки «Теория и методика обучения биологии» предусматривает изучение основных методических проблем и существующего педагогического опыта традиционных практик. Подготовка бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки Педагогическое образование ставит перед нами проблему сокращения количества не только аудиторных часов, но и часов на учебную педагогическую практику (уменьшение почти в 3 раза). В связи с этим возникают сложности в формировании интегрированных результатов освоения основной образовательной программы. Например, как за короткий период обучения сформировать у выпускника такую профессиональную компетентность, как «способность реали-зовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях»? Как подготовить бакалавра к формированию личностных и метапредметных результатов обучения школьной биологии? Поэтому преподавателям предстоит серьезная работа по разработке системы формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров-учителей биологии.
В настоящее время в составе вузовского компонента профессионального цикла нами разработана учебная программа дисциплины «Интегративный подход к изучению школьного био-
логического образования» для студентов IV курса. Входе освоения данной дисциплины планируется изучение теоретико-методологических основ интеграции биологии в предметной области естественнонаучных дисциплин в основной школе, уровней и форм внешней и внутренней интеграции. Большее количество часов отводится на изучение темы «Школьная биология - базис интеграции естественнонаучных предметов», в которой рассматриваются аспекты непрерывного биологического образования в школе и многопрофильной вузовской биологической подготовки бакалавров. На практических занятиях студенты разрабатывают авторские модели интегрированных элективных курсов по биологии, направленных на формирование предметных результатов и универсальных учебных действий учащихся в основной школе. Данная дисциплина вузовского компонента предполагает использование в образовательном процессе: проектной технологии (создание исследовательского проекта в рамках педагогической интернатуры, выпускной квалификационной работы или творческого проекта - авторская учебная программа элективного курса); технологии развития критического мышления (при самостоятельном изучении психолого-педагогических и методических информационно-библиографических источников во время подготовки к семинарским и лабораторно-практическим занятиям, выполнении курсовых работ); технологии игрового обучения (проигрывание в учебной аудитории и педагогической практике фрагментов урока); дистанционных технологий (работа с методическими материалами, размещенными на персональном сайте преподавателя, образовательных порталах и др.); информационных технологий (в том числе визуальные презентации теоретического материала, работа со БМАКТ-доской). Студенты, изучающие данный курс, формируют портфолио [Макарова, 2012, с. 75].
При обучении данной дисциплине студенты могут самостоятельно проектировать образовательные программы по профильному или пред-профильному элективному курсу в соответствии с заказом работодателя (общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования детей). На педагогической практике или
в ходе работы в педагогической интернатуре студенты апробируют свои авторские образовательные программы.
В ходе обучения дисциплине «Теория и методика обучения биологии» нами оптимизирована система подготовки студентов к педагогической практике. На лабораторно-практических занятиях по методике обучения биологии на III—IV курсах проектируем и проводим фрагменты уроков Например, студентам предлагается выполнить следующие задания: подготовить изучение нового материала с помощью проведения виртуальной лабораторной работы, подготовить дидактические материалы по проведению самостоятельной работы учащихся с учебником-навигатором, подготовить и провести демонстрацию средств наглядности (традиционные, электронные) по изучению внешнего строения органов растений, подготовить дидактический материал, презентации в электронной версии по многообразию побегов растений и т. д. В дальнейшем студенты проводят уроки различных типов и видов на лабораторно-практических занятиях, участвуют в научно-практических конференциях и веби-нарах по проблемам школьного биологического образования.
В типовом учебном плане подготовки бакалавров-учителей биологии дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (вузовский компонент). В рамках данной дисциплины студенты изучают историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом; традиционные и современные подходы к оценке учебных достижений; особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы предтестовых заданий по биологии; различные методы оценивания результатов тестирования при обучении биологии; нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ, структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ при обучении биологии; процедуру проведения тестирования. Студенты учатся давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов, проводить тестирование и анализировать полученные результаты в рамках классической и современной тео-
рии создания тестов. Материально-техническое обеспечение данной дисциплины предполагает оборудованный компьютерный класс, технические средства обучения (видеомагнитофон, диапроектор; мультимедийный проектор; настенный экран), учебно-методические пособия, компьютерные программы, электронные пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов по курсу школьной биологии. Данная дисциплина способствует формированию активной позиции бакалавров по проблемам управления качеством биологического образования, изучению работ по созданию методик и инструментария для оценки предметных компетентностей школьников.
Новый курс по выбору «Интегративный подход к изучению естественнонаучных дисциплин в школе» способствует подготовке бакалавра к ведению в общеобразовательной школе предмета «Естествознание». На данном курсе студентами разрабатываются собственные интегрированные курсы, они учатся находить методические возможности для реализации интегративного подхода в практической работе учителя по преподаванию школьного естествознания. Студенты получают большую самостоятельность в создании авторского курса школьного естествознания, нарабатывают первоначальный опыт практической работы. В процессе такой подготовки выпускник осваивает начальные методические компетенции в преподавании в общеобразовательной школе предмета «Естествознание».
Профессиональные методические компетенции будущего учителя-биолога непрерывно формируются на протяжении всех летобучения в вузе на лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятиях по теории и методике обучения биологии, на курсах вузовского компонента, учебной и педагогической практике и через систему учебно-исследовательской работы студентов. Материалы разработанных и апробированных уроков, авторских элективных курсов являются основой опытно-экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Таким образом, перед выходом на педагогическую практику / педагогическую интернатуру в профильную общеобразовательную школу студент на выпускном курсе демон-
стрирует определенный уровень сформированное™ теоретико-практических основ собственной методической подготовки.
Напомним, стандарт третьего поколения по направлению подготовки Педагогическое образование ориентирован на компетентность^ подход и в нем не указаны учебные дисциплины вариативной части профессионального цикла. Совершенно очевидно, что в этом случае высоко актуальна потребность разработки нового содержания учебных дисциплин высшего профессионально-педагогического образования.
В целях оптимизации образовательного процесса в педвузе мы предлагаем укрупнить учебные дисциплины профессионального цикла на уровне бакалавриата и вместо четырех предметов ввести единый модуль «Методика обучения и воспитания (биология)», в рамках которого становится возможным обеспечение условий для формирования профессиональных компетенций педагога в формате ФГОС ВПО, таких как: способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готовность применять современные методики и технологии, втом числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способность использовать возможности образовательной среды, втом числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) и т. д.
Нами разработан учебно-методический комплекс названного учебного модуля методической подготовки учителя биологии, включающий подробное тематическое планирование, технологическую карту самостоятельной работы студента ит. д.
В новом учебном году в институте естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического уни-
верситета начинается внедрение модели подготовки учителя биологии.
В перспективе продолжения исследований поданной проблеме предстоит работа по оптимизации обучения с применением дистанционных технологий, обучению в системе международного бакалавриата, переходу бакалавра на обучение по магистерским программам.
Библиографический список
1. Барахович И.И. Проблемы инноваций в образовании Ц Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 1. С. 19-25.
2. Бедарева A.B., Саволайнен Г.С. Развитие гуманитарной компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 13-18.
3. Галкина Е.А., Бидус И.А., Левина P.M., Рас-трыгина М.В., Фоминых Е.А. Инновационный подход в профессиональной подготовке педагогических кадров по предметам есте-
ственнонаучного цикла (по материалам социологического исследования) / Краснояр гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 100 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании: авторская версия М., 2004. 45 с. (Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы»),
5. Макарова О.Б. Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании: учеб.-метод. пособие. Новосибирск: НГПУ, 2011. 64 с.
6. Макарова О.Б. Проблемы интеграции содержания образования в истории развития науки и практики // Философия образования. 2012. № 1. С. 70-79.
7. Соломин В.П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 124-127.