ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE FORMATION OF COMPETENCES OF FUTURE MASTERS OF SOCIO-ECONOMIC GEOGRAPHICAL EDUCATION
А.И. Шадрин
Педагогическое образование, подготовка магистров, магистерская программа, компетенции, управление развитием региона.
В статье представлена образовательная программа по подготовке магистров педагогического образования профиля «Социально-экономическое географическое образование» (географов-обществоведов). Приведен анализ опыта реализации учебно-методического комплекса дисциплины «Управление региональным развитием», направленной на результативное формирование компетенций магистров - будущих учителей географии старшей школы.
A.I. Shadrin
Pedagogical education, master's degree training, master-level program, competences, regional development management.
The paper presents the educational program for Master's training in «Socio-economic geographical education» (geographers-social scientists). It provides the analysis of the experience in implementing the educational-methodological complex of the discipline «Regional Development Management», aimed at the efficient formation of the competences of masters - future teachers of geography in high school.
Модернизация экономики и социальной сферы Российской Федерации и переход образования на многоуровневую траекторию развития открыли новые возможности по использованию зарубежного и отечественного опыта подготовки высококвалифицированных кадров. Сфера образования имеет определяющее значение для повышения конкурентоспособности нашей страны, повышения уровня человеческого потенциала, каждой личности. Через систему общего образования в России проходят все поколения людей, поэтому подготовка «учителей в педагогических и в других вузах для подготовки массы учителей-предметников» приобретает решающее значение. Это относится к предмету «География» и сопряженных с ней учебных предметов.
В России накоплен значительный опыт формирования компетенций для разных уровней образования. Имеется большое число проведенных исследований по данной проблематике (В. А. Адольф, И. А. Зимняя, Н.Ф.Ильина, А. Н.Савчук,
М.Г. Сергеева, И.Ю. Степанова, A.B. Хуторской и др.), в том числе для высшего и обш,его профессионального образования.
В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева проведены исследования различных вопросов формирования и диагностики компетенций обучающихся как для общеобразовательной, гак и для высшей школы и опубликованы их результаты [Валюх и др., 2.014; Журавлева, Шкерина, 2011; Кейв, 2014; Корсакова, 2014; Смирнова, Бережная, 2014; Тесленко и др, 2013; Шкерина, 2012].
Вместе с тем практически отсутствуют работы по формированию и становлению компетенций магистров-предметников для старшей школы, и в частности географов.
Для решения поставленной научной проблемы требуется проведение исследования, нацеленного на подготовку кадров новой генерации для сферы образования. В Красноярском государственном педагогическом университете накоплен опыт подготовки учителей (специалистов
и бакалавров), в том числе учителей географии, но до 2011 года отсутствовал опыт обучения студентов по магистерским программам.
Основная образовательная программа «Социально-экономическое географическое образование» является новой и инновационной для университета педагогического профиля. С 2013 по 2014 год в Красноярском государственном педагогическом университете осуществлено три выпуска магистров (9 человек) по данной программе, из которых в настоящее время 6 человек работают в старших классах общеобразовательных школ Красноярского края учителями географии и 1 человек - на кафедре географии и методики обучения географии Красноярского государственного педагогического университета. Выпускники полностью освоили образовательную магистерскую программу, подготовили и защитили магистерские диссертации на актуальные темы, проявили при этом определенные креативные способности. На основании этого можно сделать вывод, что выпускники программы магистратуры «Социально-экономическое географическое образование» -сформировавшиеся личности, целенаправленно и осознанно прошедшие курс обучения и использующие приобретенные компетенции на практике.
Цель настоящего исследования: обобщение накопленного опыта по реализации магистерской программы «Социально-экономическое географическое образование» и его дальнейшее распространение в магистерских программах географического профиля.
Научная новизна:
- обоснование применения термина «магистр географ-обществовед» в педагогическом образовании;
- использование методики проведения анализа результатов реализации магистерской программы социально-географического педагогического образования и одной из дисциплин по выбору;
- формирование компетенций будущих магистров-географов в сфере регионального развития и территориального управления.
Создание в 2010 году Ассоциации российских географов-обществоведов [\nttp://\n\n\n.
argo.sfedu.ru] поставило перед научным и педагогическим сообществом России новые задачи по обеспечению дальнейшего развития новой экономической (общественной) географии, повышению уровня информированности и интеграции профессионального экономико-географического сообщества в решение актуальных практических задач социально-экономического развития России и регионов, возвращению социально-экономической географии ведущей роли в среднем образовании, повышению качества и престижа экономико-географического образования в высших учебных заведениях и в деятельности образовательных организаций разного уровня и органов управления, в том числе управления образованием. Вместе с тем исследования по формированию компетентностей магистров географов-обществоведов практически отсутствуют.
Магистерская программа «Социально-экономическое географическое образование», реализуемая в Красноярском государственном педагогическом университете, нацелена на подготовку магистра-исследователя в системе школьного, дополнительного, послевузовского и вузовского образования, просвещения и воспитания населения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, обладающего готовностью к исследованию проблем в системе географического образования, способного решать задачи научно-методического обеспечения и кадрового сопровождения образовательного процесса. На протяжении всего процесса обучения реализуется одна из главных идей современного образования - свобода проектирования индивидуальной образовательной траектории подготовки магистра.
Согласно квалификационной характеристике будущего магистра географа-обществоведа он должен быть в полной мере подготовлен к ведению как научно-исследовательской, так и педагогической деятельности, должен быть проводником научного обеспечения и кадрового сопровождения инновационной экономики и социальной сферы. Программа обеспечивает подготовку выпускника к профессиональному
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
лидерству в выбранной сфере деятельности. Выпускник магистратуры способен обеспечивать как учитель, менеджер и предприниматель решение задач, стоящих перед обществом в условиях реформирования всех отраслей и сфер деятельности, в том числе сферы образования.
Современные системы образования, науки и практики требуют от магистров способности применения соответствующих знаний, умений и навыков, приобретения общих и специальных компетенций, что позволяет им свободно ориентироваться в современных тенденциях изучения и использования природных ресурсов, сохранения и защиты окружающей среды, развития и модернизации хозяйства, социума и человеческого сообщества, развития науки, образования и инноваций, решать комплексные проблемы отраслевого, корпоративного, государственного и территориального развития и управления, вести преподавательскую и практическую производственную деятельность на современном уровне.
В образовательной программе сочетаются углубленная специализированная теоретическая подготовка магистров с их активной научно-исследовательской деятельностью, с развитием практических навыков во время прохождения практик и стажировок в ведущих научных, проектных и образовательных учреждениях и в органах управления (в том числе образования) разного уровня.
Все дисциплины программы «Социально-экономическое географическое образование» являются инновационными, нацеленными на использование новых образовательных технологий. Отличительной чертой дисциплин программы социально-экономического географического образования является их вариативность.
Особенностями программы являются: компетентностная модель обучения; индивидуально-ориентированная технология обучения; интерактивные методы обучения; проектный подход; значительная доля самостоятельной работы в учебном плане.
Реализация полученных знаний, умений и навыков направлена на выходные модули обучения в вузе. По окончании обучения магистр за-
щищает выпускную квалификационную работу-магистерскую диссертацию, ему присваивается степень «магистр» по профилю «Социально-экономическое географическое образование».
Содержание магистерской программы «Социально-экономическое географическое образование» заключает в себе обязательные дисциплины. Дисциплины учебного плана подготовки магистров социально-экономического географического образования являются профессионально ориентированными, в т. ч. нацеленными на преподавание географии в полной средней школе, так как к учителям географии старших классов работодателями предъявляются требования по наличию у них магистерской степени.
Особую роль в подготовке магистров играют дисциплины по выбору, отражающие национально-региональные особенности подготовки магистра социально-экономического географического образования, а также требования заказчиков и индивидуальные образовательные предпочтения студентов. Их перечень и содержание разработаны с учетом потребностей общеобразовательных и профессиональных учебных организаций (колледжей, техникумов и вузов) и учреждений Красноярского края и других регионов России.
На примере учебно-методического комплекса дисциплины по выбору «Управление региональным развитием» и опубликованного учебного пособия «Управление развитием региона» [Шадрин, 2013] видно, как осуществляется деятельность студентов в процессе ее изучения. Данный учебный комплекс выполняет функции теоретического и практического введения в проблемы теории и практики развития и управления сложными социоэкономэкологическими территориальными системами.
Стратегия реализации учебной дисциплины определяется на основании требований к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям выпускника в соответствии с общими целями основной образовательной программы. Цель курса - дать специальные знания, умения и навыки о региональном развитии, стратегическом планировании и территориальном управлении. Задачи
курса: изучение теоретических основ управления развитием региона и приобретение практических навыков по принятию решений на базе территориального управления и стратегического территориального планирования; изучение законов, закономерностей, принципов и факторов регионального развития и территориального управления; использование системы прогнозных, программных, проектных, плановых и других документов в учебном процессе и в дальнейшей практической деятельности.
На основе освоения курса магистр приобретает компетенции:
- использует современные достижения новой экономической (общественной) географии;
- знает отечественный и зарубежный опыт регионального развития и территориального управления;
- владеет современными концепциями, используемыми в системе территориального стратегического планирования и управления;
- знает методы анализа социально-экономического состояния административно-территориальных образований разного уровня;
- умеет применять современные методы планирования и управления;
- умеет проводить работы по анализу реализации документов социально-экономического развития и решения актуальных проблем регионов разного ранга;
- умеет использовать полученные знания, умения и навыки в процессе преподавания дисциплин географического профиля в общеобразовательной школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Научный и образовательный потенциал данной дисциплины - дать студентам представление о теоретических и организационных основах планового регулирования комплексного социального, экономического и экологического развития субъекта РФ, муниципального образования и бизнес-структур на основе образовательных интересов студентов. В результате изучения данных вопросов студенты должны овладеть знаниями, умениями и навыками по принятию решений в области развития и размещения производи-
тельных сил, территориальному планированию и управлению. Данная дисциплина направлена на достижение компетентности будущих магистров, свободно ориентирующихся в сложных ситуациях современного мира и умеющих принимать научно обоснованные решения на основе планирования и территориального управления. Это окажет студентам научно-методическую и практическую помощь при изучении вопросов регионального развития, стратегического планирования, территориального управления и взаимодействия фирм, предприятий и органов управления регионов и муниципалитетов.
Научные выводы. Изучение и использование материалов магистерской программы «Социально-экономическое географическое образование» и конкретной учебной дисциплины - залог подготовки магистра, знающего, понимающего и способного решать сложные государственные, региональные и муниципальные проблемы, способного мыслить географическими (пространственными) образами, получающего и реализующего личные научно обоснованные результаты, владеющего методическими приемами принятия управленческих решений, способного передавать накопленный в процессе обучения в магистратуре опыт слушателям и школьникам.
Курс способствует становлению личности, обладающей комплексным видением стоящих перед властью, обществом, бизнесом и конкретным человеком задач, требующих собственных научно обоснованных компетентных решений. Учебно-методический комплекс «Управление региональным развитием» является системообразующим в подготовке магистров данной программы, он ориентирует их на понимание происходящих процессов и явлений и формирует компетенции, необходимые учителям, преподавателям и руководителям образовательных учреждений разного уровня.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография. Красноярск, 2014. 353 с.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
2. Валюх В.Н., Валюх Е.П., Василькевич И.В., Ионычев Г.Ю. Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического университета // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 52-56.
3. Журавлева H.A., Шкерина Л.В. Основные принципы и дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов-будущих учителей математики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4. С. 30-35.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании (авторская версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
5. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: монография. Красноярск, 2014. 224 с.
6. Кейв М.А. О моделировании компетенций студентов - будущих педагогов в формате ФГОС ВПО и профессионального стандарта педагога // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. С. 62-65.
7. Корсакова Е.В. К вопросу о принципах формирования иноязычной информационной компетенции в процессе обучения взрослых иностранным языкам // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2. С. 71-75.
8. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направле-
ние модернизации российского образования // Aima mater. 2010. № 6. С. 19-24.
9. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Особенности формирования исследовательской компетенции при обучении биологии в современной школе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 115-118.
10. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование практико-ориентированной подготовки педагога в вузе: монография. Красноярск, 2013. 368 с.
11. Тесленко В.Н., Латынцев C.B., Прокопьева Н.В. Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций студентов в период педагогической практики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 64-72.
12. Хуторской A.B. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2013. 73 с.
13. Шадрин А.И. Управление развитием региона: учебное пособие [Электрон, издание] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. URL: http://elib.kspu.ru/ upload/documents/2013/10/17/57e3bdc2/ shadrin-razvitie-regiona-pdf.pdf
14. Шкерина Л.В. Диагностика профессиональных компетенций студентов на основе учебных кейсов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 62-67.
15. URL: http://www.argo.sfedu.ru/ (дата обращения: 06.02.2015).