Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Смирнова Н.З., Галкина Е.А.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
по дисциплинам естественнонаучного цикла
В период реформирования системы Российского образования происходит изменение уровневого высшего образования, в том числе подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного педагогического образования.
С целью удовлетворения социокультурных потребностей России в специалистах высокой квалификации, способных к эффективной трудовой деятельности, необходимо существенно повысить уровень вузовской науки в области естественнонаучного педагогического образования, обеспечив её связь с экономикой за счёт развития региональных инновационных инфраструктур.
Анализ функционирующей системы высшего естественнонаучного педагогического образования выявил основные внешние факторы:
- недостаточно высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования, несоответствие квалификации выпускников современным запросам общества;
- потребность школы в специалистах в области естественнонаучного образования с новым инновационным мышлением;
- потребность общей образовательной школы в учителях, преподающих профильные предметы;
- недостаточное количество разнообразных образовательных программ естественнонаучного направления для работы в образовательных организациях инновационного типа;
- высокий уровень образовательных стандартов среднего общего естественнонаучного образования и снижающиеся результаты ЕГЭ у выпускников общеобразовательных школ по предметам естественнонаучного цикла.
Результатом модернизации системы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования должна стать обновленная система подготовки бакалавров и магистров, отвечающая требованиям ФГОС ВО и требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
Влияние ФГОС ВО рассматриваются в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева (далее - КГПУ им. В.П. Астафьева) многоаспектно: как нормативная основа разработки и внедрения вузом своих основных образовательных программ; как признанный обществом уровень образованности специалистов высшей квалификации, гарантирующий им ее способность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям педагогической деятельности; как эталон, с помощью которого можно судить об уровне профессионального образования; как гарант социальной защищенности личности от некачественных образовательных услуг [6].
Необходимость становления системы «инновационный учитель - инновационная
27
ISSN 1029-3388
школа» для достижения новых качественных результатов подготовки педагогических кадров естественнонаучного цикла в условиях перехода КГПУ им. В.П. Астафьева на уровневую компетентностью модель выявило ряд дефицитов:
- проектирование потенциально-активной среды обучения для развития социально-активной личности педагога;
- комплексной целевой образовательной программы для совершенствования и развития практической научной подготовки обучающихся на базе инновационных образовательных организаций;
- образовательных программ, авторских методик и технологий, преобразующих образовательную деятельность в подготовке педагогических кадров естественнонаучного цикла.
Подготовка специалистов в области естественнонаучного образования в педагогическом университете требует решения следующих задач:
- определения стратегии и тактики построения основных образовательных программ и маршрутов обучающихся;
- нового понимания базовых дисциплин сферы профессиональной деятельности;
- введение новых учебных дисциплин на основе интегративных профессиональных компетенций;
- разработка фондов оценочных средств и процедур для системного мониторинга хода образовательного процесса;
- создание учебно-методического сопровождения с учетом разной степени подготовленности обучаемых и способов «доставки и переработки» учебной информации [7].
Целью предложенной нами концепции инновационной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования являлось создание образовательного пространства взаимодействия системы «инновационный учитель - инновационная школа».
С учетом поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Изучение потребностей региона в педагогических кадрах естественнонаучного цикла с инновационным мышлением, умениями и навыками научно-исследовательской деятельности теоретического и практического характера для формирования «портфеля заказа» на конкретного инновационного специалиста.
2. Создание комплексной образовательной программы нового типа на основе информационно-аналитической системы управления, включающей проектно-матричную организацию структуры образовательного комплекса (дошкольная организация - общая начальная школа - общая основная школа - общая полная школа - организация дополнительного образования - вуз).
3. Разработка авторских образовательных программ для учителя нового поколения, готового к работе в новой Российской школе.
4. Апробация методик и технологий, преобразующих образовательную деятельность в подготовке специалистов естественнонаучного цикла, готовых к реализации инновационных и других творческих и исследовательских проектов в педагогической деятельности.
5. Конструирование потенциально-активной среды обучения для развития гармонично развитых, социально-активных личностей, в перспективе формирующих инновационную экономику на основе высокого качества естественнонаучного образования.
6. Формирование естественнонаучного, образовательного, аналитического, кон-
28
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
салтингового междисциплинарного регионального центра, способного внести существенный теоретический и практический вклад в разработку механизмов перехода России на инновационный путь развития.
Мы опирались на работы В.В. Краевского, Б.С. Гершунского, Н.В. Бордовской в определении методологических условий разработки педагогической концепции.
Первое условие - соответствие концепции современным требованиям системы обобщенного знания, объяснения сторон, свойств и способов изменения конкретной области педагогической действительности.
Второе условие - необходимость определения педагогических явлений и фактов в рамках предмета исследования на различных уровнях: идеи; подхода; принципа; модели; проекта.
Третье условие - сохранение специфических характеристик педагогической деятельности на всех уровнях теоретического абстрагирования.
Четвертое условие - формирование педагогической концепции - сочетание и согласованность в концепции теоретического и нормативно - преобразующего педагогическую действительность знания [5].
Исходным основанием концепции послужил инновационный подход в профессиональной подготовке будущих учителей по дисциплинам естественнонаучного цикла как особый предмет исследования и конструирования [1].
В качестве концептуальных идей были выдвинуты и реализованы:
1. Идея интеграции, рассматривающая интегративное изучение объекта исследования, позволяющего всесторонне изучить отдельные компоненты проектируемой в ходе исследования модели методической подготовки бакалавров и магистров.
2. Идея рассматривать методическую подготовку бакалавров и магистров как системообразующее и стержневое звено всей структуры организации образовательного процесса в педагогическом вузе.
3. Идея рассматривать совершенствование подготовки специалистов комплексно, так как эффективное функционирование системы подготовки педагогических кадров, ее многоцелевое назначение поддерживается комплексным подходом к отбору циклов и содержания дисциплин.
4. Идея непрерывности, позволяющая реализовать концепцию поэтапно.
Основными этапами подготовки бакалавров и магистров являются: первый этап
- теоретическая подготовка, второй этап - практическая подготовка (в рамках практической подготовки в вузе и практической работы в школе в период практики - производственной (педагогической), научно-педагогической, научно-исследовательской, третий этап - этап самообразования и саморазвития.
В целях реализации и конкретизации выделенных нами идей раскроем некоторые концептуальные положения:
1. Профессиональное естественнонаучное образование на современном этапе как компонент образовательной системы в педагогическом вузе должно изучаться в рамках принятых культурологической и гуманистической парадигм образования, означающих переход на личностно-ориентированное, профессионально-направленное обучение.
2. Основанием для выражения целостности, комплексности, многоуровневости и успешного достижения поставленных целей обучения может служить теоретическая модель инновационного подхода в профессиональной подготовке педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла, отражающая системность, разноуров-
29
ISSN 1029-3388
невость, вариативность этого процесса и служащая методологическим ориентиром для реализации системы подготовки студентов в условиях экспериментального обучения.
3. Научно обоснованное построение методической системы предполагает опору на предложенную нами концепцию и теоретическую модель. Она отражает поэтапное изменение, движение компонентов данной системы (целей, содержания, средств и методов, форм организации, характера взаимосвязанной деятельности субъектов) к достижению предполагаемых результатов и разные стороны этого процесса: целесодержательного, проектировочного, процессуально-деятельностного и результативного. Методическая система является динамической моделью их решения при создании определенных условий. Построенная методика совершенствования методической подготовки на разных уровнях обучения студентов позволит внедрить концепцию и методическую систему в практику.
Сущность и функциональная значимость методической подготовки раскрываются в контексте естественнонаучного образования:
• содержания профессиональной подготовки педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла на разных ступенях обучения, воплощающего различные теоретико-методологические подходы;
• системы обязательных и вариативных учебных дисциплин и последовательности их изучения в соответствии с общими целевыми установками, с учетом образовательного стандарта;
• обоснованной методической модели обучения в условиях дисциплин естественнонаучного цикла, способствующей индивидуализации образовательного процесса.
В концепции обоснованные подходы отражены в целевой, содержательной, деятельностной и результативной характеристике.
Целевой компонент нашей концепции обусловлен тем, что цель является важнейшей системообразующей категорией, связывающей и влияющей на все компоненты конструируемой модели. Цель мы рассматриваем как результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности [6].
Содержательный компонент концепции отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу на разных уровнях образовательного процесса с учетом его предметных особенностей:
- содержание методической подготовки студентов носит полиструктурный и полифункциональный характер, и каждый из его компонентов выполняет определенную функцию: ориентирующую, операционную, креативную, личностно-преобразующую, способствующие становлению методической компетентности;
- структура и содержание методической подготовки складывается под влиянием методологических установок, структуры современного естествознания, понимания связи фундаментального и прикладного, интересов обучающихся, условий региона и социального заказа;
- гуманистическая тенденция в образовании требует разносторонности его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, свободомыслия, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, отказа от унификации образования, возрастания роли рефлексивных знаний, а также умений, ориентирующих обучающихся на последующее непрерывное образование.
Проектируемое содержание рассматривалось нами на уровне общетеоретических
30
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
представлений; учебной дисциплины; учебного материала, где отражены конкретные элементы содержания; совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
Приоритетным в разработке содержания образования (как на федеральном, так и на региональном уровнях) является такой компонент, как ценности (отношения, убеждения, мотивы деятельности, где особенно важно, чтобы эти разработки коснулись учебных программ и учебников, учебных пособий, учебных материалов для преподавателей и студентов педвузов, школьников и учителей.
Реализация инновационного подхода в профессиональной подготовке педагогических кадров в области естественнонаучного образования предопределила следующие направления деятельности:
- определение общих для учебных дисциплин естественнонаучного цикла понятий, законов и теорий, последовательности в раскрытии их содержания;
- обеспечение единства интерпретаций общих понятий, законов и теорий, своеобразия оперирования ими в каждой из учебных дисциплин в соответствии со спецификой изучаемых структурных форм организации материи и форм движения;
- обеспечение преемственности в формировании и развитии фундаментальных естественнонаучных понятий и общих учебно-познавательных умений;
- выявление возможностей и способов раскрытия физических, биологических и химических явлений, выявление влияния физико-химических процессов на развитие живых организмов;
- пересмотр содержания учебных дисциплин с учетом новейших достижений науки, отражения в содержании биологических дисциплин роли физических и химических процессов в жизнедеятельности живых организмов;
- совершенствование методической подготовки специалистов в области естественнонаучного образования, спроектированной на основе комплексной методологии, объединяющей методологические идеи, подходы, принципы, с учетом современных тенденций развития современной высшей школы, и также отечественного и зарубежного опыта [7].
На основе научного анализа определены блоки (основной, теоретический и практический) и обоснованы компоненты (целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и результативный) модели инновационной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования.
В основной блок входят методологические и теоретические основы методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования, определяющие стратегию и тактику её развития. Это ведущие идеи, закономерности, методологические подходы, ведущие принципы, факторы и условия, основные концептуальные положения методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования.
Теоретический блок включает содержательный компонент - содержание методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования и процессуальный компонент - структура методической подготовки.
Прикладной блок представлен разработанным современным учебно-методическим комплексом методической подготовки бакалавров и магистров.
Результативный компонент представлен элементами, позволяющими диагностировать результативность разработанной модели методической подготовки студентов педвуза.
31
Реализация инновационного подхода в подготовке педагогических кадров позволит:
- на уровне студента - сформированные компетенции по овладению содержанием и образовательными технологиями в области естественнонаучного образования школьников. Основные профессионально-педагогические компетенции социокультурной направленности (образовательная, прогностическая, исследовательская, коммуникативная) отражают специфику предметной сферы профессиональной деятельности, формируют индивидуальный стиль педагога, обеспечивают становление целостного образа педагога.
На уровне вуза - инновационная программа подготовки педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла; возможность внедрения новой образовательной программы с применением комплекса учебно-методических материалов, современных образовательных технологий, в целях формирования профессионально-педагогических компетенций будущего педагога в соответствии с ФГОС ВО [4].
Литература
1. Бордовская Н.В. Методология научного поиска педагога-исследователя. СПб.: Образование, 2000. 560 с.
2. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
3. Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2003. 272 с.
4. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Н.В. Иванова, Прохорчук Е.Н. Примерные программы дисциплин общенаучного и профессионального циклов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Магистерская программа «Экологическое образование». Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. 244 с.
5. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. 280 с.
6. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В. и др. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. 352 с.
7. Тесленко В.И., Смирнова Н.З. Проблемы подготовки педагогических кадров по естественным дисциплинам: концептуальное осмысление // Вестник КГПУ. 2012. №3. С. 43 - 45.
32