ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
Вертий И.А.
Вертий Илона Александровна - магистрант, кафедра государственного управления и таможенного дела Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина
Аннотация: статья посвящена раскрытию понятий «педагогическая компетентность» и педагогическое мастерство» как деятельностных составляющих профессионализма педагога. Проведен сравнительный анализ различных точек зрения на определение этих понятий.
Ключевые слова: профессионализм педагога, педагогическая компетентность, педагогическое мастерство.
В современной психолого-педагогической литературе встречается более пятидесяти терминов, относящихся к деятельности педагога, однако наиболее употребительными являются понятия «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство».
Понятие «педагогическая компетентность» активно начало использоваться в психо лого-педагогической литературе с 80 - 90 годов ХХ века. Именно с этого времени субъектность педагога в образовательных процессах рассматривается как социальная необходимость, а в научный обиход входит понятие «профессиональная компетентность». Оно исследовалось учеными А.К. Марковой, В.А. Сластениным, И.А. Колесниковой, Е.В.Титовой, и др. Считается, что педагог-профессионал обязательно должен быть компетентным, однако «компетентность» на сегодняшний день не имеет своего точного исчерпывающего определения.
Более традиционным для отечественной психолого-педагогической науки является понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство являлось объектом исследования И.А. Зязюна,Н.В.Кузьминой, Л.М.Митиной, А.Н. Щербакова и др., однако анализ специальной литературы по данному вопросу показывает на достаточно большую вариативность в толкованиях этого явления.
Н.В. Кузьмина определяет педагогическое мастерство как уровень деятельности, при котором педагог успешно решает профессиональные задачи. А.К.Маркова рассматривает педагогическое мастерство как уровень компетентности, которую она считает уровнем осуществления педагогической деятельности, а Л.М. Митина считает педагогическую компетентность частью педагогического мастерства, высказывая совершенно противоположную точку зрения, чем А.К. Маркова.
А.Н. Щербаков рассматривает педагогическое мастерство как основное условие продуктивной деятельности учителя [6], В.А. Сластенин видит его основой для достижения высокого уровня развития учителя [5], а И.А. Зязюн считает педагогическое мастерство качественной характеристикой степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью [1].
Таким образом, исследователи часто определяют одно понятие посредством другого, а иногда подменяют эти понятия друг другом.
С целью выявления структурных компонентов педагогической компетентности и педагогического мастерства, обратимся к сравнительному анализу различных точек зрения на определение данных понятий (табл. 1).
Таблица 1. Определение понятий «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство» в психолого-педагогической литературе
Педагогическая компетентность Педагогическое мастерство
А.К. Маркова и др. - уровень осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, достижение высоких результатов образовательной деятельности. Составляющие: профессиональные знания; профессиональные умения; профессиональные психологические установки [2] А.К. Маркова - уровень компетентности. Составляющие: педагогическая деятельность; педагогическое общение; личность[2]
Н.В. Кузьмина и др. - свойство личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи. Составляющие: специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентности[4] Н.В. Кузьмина и др. - уровень деятельности. Составляющие: знания, умения, навыки; высокий уровень владения ими[4]
В.А. Сластенин - единство теоретической и практической готовности, выраженное в умениях[5] И.А. Зязюн - качественная характеристика степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью. Составляющие: комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности[1]
Л.М. Митина и др. - часть педагогического мастерства. Составляющие: профессиональные знания; педагогическая направленность; педагогические способности; общая культура; педагогические умения[3] А.И. Щербаков - условие продуктивной работы. Составляющие: глубокое знание предмета, методическая грамотность; умелое использование личностных качеств в организации деятельности учащихся[6]
Сравнительный анализ содержания понятий «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство» позволяет выделить следующие общие признаки:
- и педагогическая компетентность, и педагогическое мастерство являются характеристиками, определяющими готовность и способность выполнять педагогические функции;
- знания, умения, навыки, владение педагогической техникой выделяются объективными составляющими как педагогического мастерства, так и педагогической компетентности.Мы рассматриваем педагогическую компетентность и педагогическое мастерство как равные составляющие профессионализма педагога, поэтому к педагогической компетентности относим знания и умения как теоретическую и практическую готовность совершать деятельность, а к педагогическому мастерству - степень владения педагогическими технологиями, способами, приемами деятельности, т.е. технологическую сторону педагогической деятельности;
- и педагогическое мастерство, и педагогическая компетентность определяют уровневое соответствие овладения либо содержанием (знания, умения), либо техникой (процессом) деятельности.
Еще одним общим признаком, объединяющим позиции многих ученых, является то, что многие из них (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.И. Щербаков и др.) в число компонентов как педагогической компетентности, так и педагогического мастерства включают личностные качества и способности.
Мы рассматриваем профессионально-значимые качества в качестве самостоятельной составляющей профессионализма педагога, поскольку считаем, что в отношении педагогической компетентности и педагогического мастерства они являются фундаментом их формирования и развития.
Таким образом, педагогическую компетентность определяется как теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, включающая овладение психолого-педагогическими, предметными, методическими знаниями и умениями, а педагогическое мастерство - это качественная характеристика педагога, отражающую высокий уровень владения педагогическими навыками и технологиями.
Список литературы
7. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн [и др.]. М.: Просвещение, 1989. 302 с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
10. Педагогическая система: теория, развитие, практика: Коллективная монография / В.П. Бедерханова [и др.]; под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.
11. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.
12. Щербаков А.И. Психологические проблемы профессиональной подготовки учителя в высшей школе / А.И. Щербаков, Л.: Просвещение, 1988. 168 с.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ CUDA КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАСНИКОВ Суйгусар И.В.
Суйгусар Илья Владимирович - бакалавр, направление: педагогическое образование, профиль: информационные технологии в образовании, кафедра физики и информационных технологий, Институт естественных наук и математики Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в данном исследовании рассмотрены вопросы формирования информационной компетенции учащихся профильных классов при знакомстве с технологией CUDA. Отражен опыт обучения параллельному программированию и описаны результаты пробных занятий.
Ключевые слова: параллельные вычисления, графические процессоры, информационная компетентность, метод проектов.
Развитие информационной компетенции школьников является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием реализации закона «Об Образовании в Российской Федерации». В виду того, что школе необходимо