ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ
Мерзлова Н.Б., Познянская О.Е., Каржавина Л.И., Винокурова Л.Н., Селиванова Н.Я. Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А.Вагнера, кафедра госпитальной педиатрии, г. Пермь
В ХХ1 веке, когда прогресс определяет уровень и стиль организации учебного процесса, при этом используя, новые, современные, активные, информационные технологии, основанные на применении компьютерного и мультимедийного оборудования. Использование новых информационных инструментов в системе учебного процесса в медицинском вузе способствует повышению качества образования, а также позволяет усилить мыслительную активность студента. Так, тематические лекции помогают формированию профессионального и научного мышления студентов. Для улучшения качества лекции все преподаватели кафедры госпитальной педиатрии используют технические средства подачи учебного материала в виде мультимедийных презентаций, а также используют слайды при разборе истории болезни тематического больного с его демонстрацией. На кафедре проводится и другая форма подачи лекционного материала в виде видеофильмов. В лекционном материале и на практических занятиях используется информация микроскопического изображения, рентгеновские, эндоскопические, УЗИ снимки, диагностическое обследование, мониторинг фармакотерапии. Таким образом, лекции читаются объяснительно-иллюстрированным методом.
Методика проведения практических занятий - прерогатива каждого преподавателя. Профессионализм преподавателя заключается в его творческом подходе к планированию и организации практических занятий со студентами. Преподаватели для углубления, расширения и закрепления знаний студентов используют деловые игры, семинары - конференции, семинары - конкурсы, например - конкурс «на лучшую историю болезни», каждый студент 5, 6 курсов пишет рецензию по качеству введения истории болезни своего коллеги, при этом тщательно обосновывает и аргументирует анализ истории болезни. Слабой рецензией считается анализ и интерпретация текста его пересказом. В конкурсе оценивается теоретическая и практическая подготовка каждого рецензента. При этом учитывается, что отношение между рецензентом и автором - это творческий диалог при равном положении сторон. На кафедре подготовлены инновационные продукты в виде методических пособий на электронных носителях CD-ROM. Для самостоятельной подготовки студентов кафедра располагает в электронном варианте: списком литературы основной и дополнительной по специальности «Педиатрия», имеется перечень практических умений, реферативные материалы и презентации по выдающимся отечественным, зарубежным, Пермским ученым педиатрам.
Сотрудники кафедры дают возможность студентам готовить доклады, выступления на компьютере и оформлять на принтере, а также использовать мультимедийную технику при выступлениях с рефератами, докладами, отчетами, о проведенных исследованиях. Значительным подспорьем в получении новой информации для подготовки учебных материалов появилась возможность пользоваться информационными ресурсами Интернета. Преподаватели получили доступ к электронным версиям журналов, монографий, материалам научных конференций, статьям, опубликованным в электронной сети. Современные компьютерные технологии позволяют хранить огромные объемы учебной информации, а средства мультимедиа позволяют достичь прекрасного качества изображения и звука. С 2007 года внедрен сетевой образовательный процесс на основе адаптированных сетевых обучающих технологий в Пермской краевой детской клинической больнице в отделении онкогематологии, что позволяет проводить телеконференции. Первая конференция была Пермь - Москва - Дюссельдорф по консультации больного с онкологической патологией. На телемосте присутствуют студенты 6 курса, интерны, ординаторы, аспирант. Кроме того, в Пермской краевой детской клинической больнице в течение пяти лет функционирует автоматизированный реанимационный консультативно-диагностический центр, где проходят занятия студенты 6 курса. Таким образом, технологии обучения студентов, основанные, на телекоммуникациях являются, педагогически значимыми, если в учебном процессе используется сеть Интернет как средство обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
веке». URL: http://e-веке». URL: http://e-веке». URL: http://e-
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва