ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Данилина Т.Ф., Колесова Т.В., Наумова В.Н., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Петрова О.Н.
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, г. Волгоград
Высшая школа является социальным институтом, решающим не только проблемы подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, но и воспроизводящим культурные ценности, во многом определяющие мировоззрение общества. Она - преемница и продолжательница лучших традиций, относящихся к сфере интеллектуального труда. Не является исключением в этом отношении и высшая медицинская школа. Усилия по совершенствованию медицинского образования и повышению его качества предусматривают, в числе прочих проблем, устранение существующей перегруженности учебных планов. В этой связи все более остро встает необходимость предоставления большей самостоятельности студентам в процессе освоения ими необходимых знаний и умений. Здесь, несомненно, возрастает роль самостоятельной работы - перенос части такой информации на самостоятельное обучение студентов, поиск новых форм работы.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2000 г.) основная образовательная программа подготовки врача включает дисциплины по выбору студента -элективы.
Каждый студент стоматологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета в соответствии с действующими в ВолГМУ учебными планами обязан на каждом курсе выполнить один электив в сроки, установленные кафедрой - организатором электива и сдать по нему зачёт.
При выборе электива студентам рекомендуется учитывать уровень своей подготовленности, а также возможность использования полученных знаний и умений в дальнейшей учёбе и будущей профессиональной деятельности. Сделав осознанный выбор электива, студент получает возможность: существенно повысить уровень своей теоретической подготовки; изучить самые современные методики будущей профессиональной деятельности, сориентироваться в выборе своей специализации.
К проведению элективов привлекаются наиболее опытные, высококвалифицированные преподаватели. Включившись в работу по реализации электива, преподаватель получает возможность: внедрить в учебный процесс свои научные достижения, современные методики лечения, в том числе сложных нозологических форм; разработать и апробировать свой «авторский курс» с перспективой его включения в учебную программу; готовить будущих учеников своей научной школы, создавая мотивацию к дальнейшему росту научных кадров; повысить своё педагогическое мастерство, престиж и статус специалиста.
Элективный курс на стоматологическом факультете позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета, являясь важной составляющей учебного процесса. Особенностью изучения элективного курса на стоматологическом факультете является его практическая направленность, развитие и совершенствование мануальных навыков студентов.
Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний является первой профильной кафедрой, обучающей студентов стоматологического факультета будущей профессии. На кафедре элективный курс в объёме 20 часов проводится в виде лекций и освоения мануальных навыков на фантоме, представляя актуальные перспективные направления стоматологии, по следующим темам:
1. Современные методы изготовления вкладок из композиционных материалов;
2. Современные композиционные пломбировочные материалы для пломбирования неосложнённого кариеса;
3. Современные анестетики, применяемые в хирургической стоматологии.
На кафедре утверждён тематический план лекций по элективному курсу. Посещения фиксируются в лекционном журнале. Практические занятия по освоению мануальных навыков проводятся под контролем преподавателя с использованием обучающих заданий по теме электива, например, препарирование на фантоме полости под вкладку и моделирование вкладок из композиционных материалов; препарирование на фантоме кариозных полостей и пломбирование композитами светового отверждения.
При освоении электива используются ситуационные задачи и тесты, разработанные сотрудниками кафедры. Выполнение практики по элективу фиксируется преподавателем в журнале проведения практических занятий. Третья форма проведения элективного курса на кафедре пропедевтики - это изучение дополнительной литературы, проводится внеаудиторно, по 2 часа на каждую тему, в том числе с активным использованием Интернета, что способствует расширению кругозора студентов.
Подготовка иностранных студентов на кафедре имеет свои особенности и также реализуется в элективном курсе. Лекционный курс для российских и иностранных студентов читается раздельно, то же касается и лекций по элективам. Практические занятия по элективам проводятся у иностранных студентов в отдельных группах, по 4-5 человек, что обеспечивает индивидуализацию обучения, способствует как освоению предмета, так и развитию лексической подготовки иностранных студентов. С 2004 года на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний ведётся преподавание дисциплины, включая элективный курс, на английском языке. Таким образом, успешное освоение элективного курса на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний создаёт необходимую теоретическую и практическую базу для обучения студентов на старших курсах.
Материалыг IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва