ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
*Тихонов О.А., **Тихонова Т.А., **Гурина О.Ю.
Российский государственный медицинский университет,
*кафедра общественного здоровья и здравоохранения,
**кафедра морфологии медико-биологического факультета, г. Москва
Стратегией развития современного медицинского образования является его инновационная направленность. Результат может быть достигнут только при комплексном подходе. Очевидно, что приоритетным механизмом решения поставленной задачи является внедрение в практику медицинского образования информационнокоммуникационных технологий. Инновационные педагогические модели в преподавании медицинских и биологических дисциплин в медицинских вузах в настоящее время не могут быть реализованы без использования компьютерных средств. На разных стадиях образовательного процесса характер их применения может быть различен и определяется решаемыми педагогическими задачами.
Однако на практике степень проникновения информационных технологий в систему медицинского образования является недостаточной. Следствием является отсутствие полномасштабной реализации инновационного потенциала информационных технологий в высшем медицинском образовании.
Исследование возможностей компьютерных средств показывает, что они позволяют создать систему управления обучением, в том числе, его методическим и содержательным компонентом.
Преподавателю электронные средства дают возможность
• визуализировать анатомические, гистологические, цитологические структуры, методы клинического обследования больных, морфологические признаки заболеваний;
• моделировать физиологические и патологические процессы, последовательность медицинских манипуляций и лечебных мероприятий;
• демонстрировать медико-биологические процессы в динамике, а морфологические структуры - в 3Б-формате;
• обеспечивать мониторинг хирургических операций в реальном времени;
• автоматизировать систему контроля знаний;
• использовать современные средства коммуникации в учебном процессе.
Студентам медицинских вузов информационные технологии обеспечивают возможность
• активно воспринимать и лучше осознавать материал лекций и практических занятий;
• пользоваться при самостоятельной подготовке мультимедийными интерактивными пособиями, что облегчает понимание морфологии, физиологии, биохимии, течения заболеваний и принципов их лечения;
• осуществлять тренинг по теоретическим вопросам домашнего задания и самопроверку знаний в форме компьютерного тестирования;
• использовать компьютерные тренажеры для овладения манипуляциями медицинскими инструментами, что может служить основой для усвоения данных навыков на практических занятиях;
• получать информационные и учебные материалы кафедр в электронном виде, в том числе и с помощью удаленного доступа;
• иметь объективные сведения об уровне своей подготовки на основе данных автоматизированного компьютерного тестирования.
Таким образом, несомненные преимущества, предоставляемые современными информационными технологиями, указывают на необратимость их интеграции в высшее медицинское образование. Уяснение этого обстоятельства необходимо для формирования у преподавательского состава медицинских вузов информационно-коммуникационной идеологии и психологической готовности к использованию компьютерных средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва