УДК 373.1.013 ББК 74.202.5
Боровикова Тамара Васильевна
доктор педагогических наук, профессор г.Смоленск
Borovikova Tamara Vasilyevna
Doctor of Pedagogics, Professor Smolensk
Педагогическая феноменология эколого-экономических ценностей
личности
Pedagogical Phenomenology of Personality's Ecological and Economical
Values
В статье рассматривается понятие, сущность и содержание эколого-экономических ценностей учащихся старших классов, выстраивающих систему ценностных ориентаций и определяющих непрерывный процесс усвоения аксиологических категорий. Выделены структура и взаимозависимость информационного, нравственного и мотивационного компонентов.
The article deals the notion, essence and the content of ecological-economical values of senior students who develop a system of valuable orientations and define a continuous process of mastering the axiological categories. The structure and intercorrelation of informative, moral and motivational components are also marked out in this article.
Ключевые слова: экология, экономика, личность, развитие, педагогика, методы обучения, ценность, нравственный, образование, природа, мотивация. Key words: ecology, economy, development, personality, pedagogics, teaching methods, value, moral, education, nature, motivation.
В настоящее время совокупность знаний о человеке, обществе и природе, перспективах их развития все в более явной форме становится системообразующим фактором взаимодействия художественного и фило-
софского, религиозного и научного познания, интеграции различных сфер человеческой деятельности. Для решения целого ряда современных проблем жизнедеятельности человека необходима постановка вопросов, связанная с взаимоотношением науки и ценностей, социального и технического прогресса, культуры и образования.
Резко обострившаяся экологическая проблема поставила перед обществом задачи осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых научных концепций, одной из которых является исследование эколого-экономических ценностей, их влияние на развитие личности.
Серьезные педагогические исследования современных отечественных ученых, раскрывающие сущность единства природного (экологического) и материального (экономического) начала, мы находим в концепциях В.И. Данилов-Данильяиа, Н.Н Моисеева, В.А. Ситарова и др., в концепции экологического образования (И.Т. Суравегина, И.Д. Зверев, Л.П. Салеева и др.) и экономического образования (И.В. Лилсиц, АС. Прутченков, Т.В. Боровикова и др.), системы непрерывного эколого-экономического образования (А.Ф. Аменд, В.В. Латюшина, Н.П. Рябина).
На наш взгляд, именно эколого-экономические ценности несут в себе смысловую нагрузку жизни общества и направление развития личности. Эколого-экономические ценности устанавливают соотношение ценностей с миром реальной человеческой жизни. В этом аспекте ориентация идет прежде всего на моральные, эстетические и материальные ценности, которые определяют поведение человека в других системах ценностей. Данное обстоятельство характеризует эколого-экономические ценности как особую аксиологическую, смысло-жизненную категорию, определяющую социально-ответственное поведение личности.
Эколого-экономические ценности нам представляются как синергетиче-ская категория экологических и экономических ценностей. Под экологическими ценностями мы понимаем направленность личности, опосредованной бе-
режным отношением к природному достоянию. Экологические ценности представляют собой систему морально-нравственных отношений личности, способствующих сохранению и развитию окружающей среды.
Экономические ценности мы представляем как направленность личности на реализацию потребностей в экономическом благополучии. Экономические ценности представляют собой единство экономических знаний, умений и навыков, проявляющихся в поведении личности и направленных на регуляцию социально-экономических взаимоотношений. При этом наличие нравственного составляющего определяет ориентацию экономического поведения в русле социально-ориентированного и общественно-значимого поведения, противопоставляя реализацию сугубо личных потребностей в ущерб социальным интересам.
Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом, выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры, начинается в период подросткового возраста, так как именно в этот период происходит осознание жизненного опыта и ценностного поведения.
Исходя из всего высказанного следует, что перед современным образованием стоит серьезная задача - задача формирования эколого-экономических ценностей школьников, поскольку именно молодежь оказалась наименее защищенной к преобразованиям окружающей действительности, когда происходит явная деформация нравственных, материальных, этических и смысло-жизненных ценностей и норм поведения.
Исходя из теоретического анализа природы экологических и экономических ценностей, эколого-экономические ценности мы определяем как систему ценностных ориентации школьников, обеспечивающих гармоничное взаимоотношение учащихся с окружающей средой, при котором удовлетворение личных потребностей соотносится с интересами сохранения и
развития природы, определяющее социально-ответственное поведение личности в социуме.
Считаем, что социальная ответственность, как качество личности, является ведущим показателем успешного усвоения эколого-экономических ценностей, так как наличие социальной ответственности, имеющее индивидуальный окрашенный оттенок, ориентирует личность на гармонизацию социально-экономических и экологических отношений, что является устойчивым показателем успешности целостного и гармоничного развития личности как части природного начала.
В свою очередь, воспитание социальной ответственности обеспечивает осознание каждым школьником важности данной категории как нравственной эколого-экономической нормы, понимание того, что соблюдение ее в повседневной жизни во многом определяет гражданскую зрелость человека, его социальную значимость. Этот процесс также содействует формированию у старшеклассников моральных убеждений, положительного отношения к определенной нравственной эколого-экономической норме, глубокой внутренней потребности следовать ей в своей повседневной жизни, определяя тем самым нравственное обязательство личности перед окружающей средой.
Придерживаясь взглядов отечественных ученых (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, П.С. Гуревич, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов) на содержательную характеристику понятия «ценность», наделяемую такими признаками, как значимость, нормативность, полезность и необходимость, а также определенной системой знаний, информацией и собственным опытом человека, считаем целесообразным в раскрытии сущности эколого-экономических ценностей отметить соответствующую систему эколого-экономических знаний, умений и навыков, установок, потребностей и интересов, представляющих собой единство трех структурных компонентов:
- информационного, ориентируемого на усвоение единой системы знаний эколого-экономического характера, осознание значимости эколого-экономических знаний;
- нравственного, определяющего усвоение социально-нравственных норм и принципов через подключение к восприятию знаний о природе эмоционально-чувственной сферы, формирование нравственно-ценностных ориентаций, ценностного отношения к деятельности и социальной ответственности личности;
- мотивационного, предусматривающего усвоение эколого-экономических потребностей, интересов, определяющего эколого-экономическую деятельность.
В этом аспекте, ценностные ориентации мы рассматриваем как ориентиры человеческой деятельности, побуждающие к выполнению социально-значимых целей, имеющих в своей основе формирование эколого-экономического мышления и мировоззрения.
В раскрытии основных особенностей формирования эколого-экономических ценностей считаем первостепенным отметить непрерывный характер формирования эколого-экономических категорий, в рамках которых закладывается вертикаль преемственных связей в педагогическом процессе, синтезирующих дошкольное, школьное и послешколъное образование Предусматривается постоянное углубление социально-экономических знаний, расширение кругозора с целью наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей личности и общества в повышении духовной культуры.
Раскрывая принцип модульности экологического образования, считаем целесообразным рассматривать три основных этапа формирования эколого-экономических ценностей:
1 этап (1-4 классы):
- формирование начальных экологических и экономических представлений, формирование чувства сопереживания природе; умение решать простейшие прикладные задачи по экономики; формирование направленности в решении элементарных экологических проблем; овладение этической базой,
2 этап (5-9 классы):
- формирование системы знаний, достаточных для жизни в рыночных условиях, развитие умения проводить элементарный экономический анализ; формирование качеств личности: бережливости, терпимости, сострадания, деловитости, предприимчивости, ответственности и др.; развития критического мышления; усвоение элементарных эколого-экономических категорий; развитие коммуникативных способностей; овладение умениями самосознания и самоконтроля;
3 этап (10- 11 классы):
формирование теоретического фундамента эколого-экономического мышления, развитие социальной ответственности как качества личности, умение определять единую основу экологических и экономических противоречий в обществе; развитие аналитического мышления; развитие уверенности в собственных силах; развитие устойчивой направленности придерживаться эколого-экономического провидения.
Важно отметить, что в дальнейшем росте личности в стенах высшего учебного заведения и профессиональной деятельности происходит становление эколого-экономических категорий как устоявшихся личностных норм, убеждений и ценностей, которые в свою очередь могут расширяться в своем содержании, обогащаться и дополняться новыми категориями, что способствует гармоничному формированию личности, его многосторонности, осознанно подходить к реализации практической деятельности, придерживаясь эколого-экономических ценностных ориентации. В этом аспекте формирование социальной ответственности и нравственных обязательств личности перед окружающей средой становится составной единицей самой личности.
В структуре эколого-экономических ценностей знаниям эколого-экономического характера принадлежит одна из ведущих ролей, так как знания являются одним из условий осознания необходимости бережного и рационального использования природных ресурсов, а также формирования ответственного отношения к окружающей среде.
Э. Кассирер справедливо считал, что «самая главная характеристика человека, его отличительный признак - это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельности определяет область «человечности» [1, с.93].
Данный аспект предполагает рассмотрение мотивационного компонента структуры эколого-экономических ценностей, в рамках которого можно отметить эколого-экономические мотивы, убеждения, потребности интересы, определяющие эколого-экономическую деятельность. При этом необходимо отметить, что в основе эколого-экономических мотивов лежат эколого-экономические потребности, которые и определяют поведение личности.
Эколого-экономические потребности являются синтезирующим пониманием экологических и экономических потребностей. Экологические потребности представляют собой те потребности, удовлетворение которых осуществляется через непосредственное присвоение элементов природной системы [4, с.158].
Именно в процессе усвоения эколого-экономических знаний происходит осознание субъективных и объективных потребностей, которые в свою очередь ориентируют личность на принятие решений по реализации той или иной деятельности
Мотивационный компонент предполагает единение знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентации всех видов деятельности, в том числе профессиональной; представляет развитие творчески активной личности, способной к организации преобразующей деятельности в соответствии с социально-нравственными нормами на основе знаний законов развития природы. Общечеловеческие ценности и знания о природе находят свое отражение в реальном опыте поведения общественной деятельности
Исходя из этого, важно отметить нравственный компонент эколого-экономических ценностей в силу необходимости рассмотрения единства экологического и экономического начал как взаимодополняемых характеристик, побуждаемых нравственным и моральным поведением по
отношению к материальным благам и к общественно-важным объектам окружающего мира.
Нравственный компонент предполагает усвоение социально-нравственных норм и принципов через подключение к восприятию знаний о природе эмоционально-чувственной сферы, формирование позитивного взгляда на мир природы и ценностных ориентации к природной деятельности на основе убеждений.
Н.Н Моисеев [3, с.37] отмечает, что нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть, прежде всего, гуманистической, т. е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Важной характерной чертой эколого-экономических ценностей является принцип природосообразности, который закладывается ею в основу взаимодействия человека и природы и предполагает согласование человеческих целей с природной целесообразностью.
Принимая во внимание всю важность и необходимость формирования эколого-экономических ценностей, нами разработана образовательная программа «Экология устойчивого развития».
Разработанная программа является одним из механизмов формирования основ эколого-экономических ценностей, частью реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одной из приоритетных задач которой стала разработка специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы Согласно одному из положений Концепции, «обновленное образование должно; сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества...» [2, с.22] При этом, в первую очередь, необходимо облегчить социализацию молодого поколения в рыночной среде через формирование ценностей - ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономических и социальных отношений.
Логика организации программы по формированию эколого-экономических ценностей старших школьников предполагает поэтапное использование многообразных форм в сочетании с тренинговыми упражнениями. На первом этапе это беседа, рассказ и дискуссия, в ходе которых сообщается определенный объем эколого-экономических знаний. Методика их проведения направлена на развитие внутренней активности учащихся На втором этапе используются деловые игры, диспуты, дебаты, конференции и т.п. В процессе их организации и проведения старшеклассники ставятся перед необходимостью осознать и выразить свое личное отношение к обсуждаемым вопросам эколого-экономического характера.
Важным содержательным компонентом программы и ее отличительной особенностью является теоретическая насыщенность аспектов региональной экологии, экономики и регионального природопользования.
Считаем, что программа «Экология устойчивого развития», имеющая характер эколого-экономического воспитания, предлагает осознание каждым школьником важности формирования эколого-экономического поведения, понимание того, что соблюдение эколого-экономических норм в повседневной жизни во многом определяет гражданскую зрелость человека, его социальную значимость.
В заключение отметим, что целенаправленный образовательный процесс по формированию эколого-экономических ценностей является одним из ведущих факторов в развитии личности ребенка, формировании его личностно-значимых качеств.
В силу современных политических и социально-экономических отношений эколого-экономические ценности выступают для школьников ведущим фактором успешного процесса социализации, что требует новых подходов в образовании подрастающего поколения.
В свою очередь, специализированные образовательные курсы эколого-экономической направленности содержат важную практическую задачу по адаптации молодежи к современным экологическим и экономическим
преобразованиям общества, а также осознание молодежью социально-экономических проблем общества и рационального поиска выхода из сложившихся противоречий.
Библиографический список
1. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Культурология XX век: антология. - М.: 1994.-160с.
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002. - №1. - С.97-126.
3. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям / Н.Н. Моисеев. - М.: 1993.- 176 с.
4. Саламатов А.Л. Теория и практика эколого-экономического образования в профильной школе: монография / А.А. Саламатов. - М.: изд. МГОУ, 2005. -257 с.
Bibliography
1. Kassirer E. Experience About a Human Being. An Introduction into the Human Culture/E. Kassirer// Cultural Studies of the XX century: Anthology. - M.: 1994. -160 p.
2. The Conception of Modernization of Russian Education Over a Period till 2010// School Principal. -2002. - № 1. -p. 97-126.
3. Moiseev N.N. Ascent to the Mind. Lectures on the Universal Evolutionarism and its applications / N.N. Moiseev. - M.: 1993. -176 p.
4. Salamatov A.L. Theory and Practice of Ecological-Economical Education in a Profiled School: Monograghy/ A.L. Salamatov. - M.: Published in MSOU, 2005. -257 p.