УДК 78.091 ББК 54.1
Ульянкина Екатерина Николаевна
соискатель
кафедра педагогики и психологии профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Uliankina Ekaterina Nikolaevna Post-graduate
Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Структурно-функциональная модель экологического образования студентов экономических специальностей вуза Structural-and-Functional Model of Economic Students' Ecological Education
at a Higher School
В статье рассматривается проблема формирования экологической компетентности студентов экономических специальностей вуза и обоснована модель данного процесса, главной особенностью которого является его направленность на формирование экологических знаний, эколого-проектных умений и экологических качеств личности.
The article considers the problem of economic students' ecological competence forming at a higher school; proves the model of the mentioned process forming, the main feature of which is its orientation to ecological knowledge, ecological-and-design abilities and personality's ecological qualities forming.
Ключевые слова: модель экологического образования студентов экономических специальностей вуза, экологическая компетентность, экологические знания, эколого-проектные умения, экологические качества личности.
Key words: model of economic students' ecological education at a higher school, ecological competence, ecological knowledge, ecological-and-design abilities, personality's ecological qualities.
Разработка проблемы экологического образования студентов экономических специальностей вуза требует научно-методологического осмысления, которое следует начать с определения подходов к предмету исследования. Под подходом в нашем исследовании мы будем понимать особую форму познавательной и практической деятельности, рассмотрение педагогических явлений под определённым углом зрения, стратегию исследования изучаемого процесса, базовую, ценностную ориентацию, определяющую позицию педагога [2, с. 156].
Из множества подходов к данной проблеме в качестве теоретико-методологической основы мы выделяем: системный, компетентностный и проблемно-ориентированный подходы. Разделяя точку зрения И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, мы считаем исследование системным, если его предметом «является объект, рассматриваемый как система» [4, с.528].
Опираемся в нашей работе на компетентностный подход как подход, определяющий результативно-целевую направленность образования. В качестве ведущего в нашем исследовании выступает проблемно-ориентированный подход, в соответствии с которым именно экологические проблемы являются дидактическими единицами содержания учебного материала.
Решение проблемы на основе данных методологических подходов будет показано далее при описании сконструированной нами структурно-функциональной модели экологического образования студентов экономических специальностей вуза.
Экологическое образования студентов экономических специальностей вуза будем рассматривать как сложную многоуровневую педагогическую систему, в которой мы выделили следующие основные структурные компоненты: цель - содержание - технология - организация - результат. В результате чего, получили возможность разделить нашу систему на блоки. Мы согласны с мнением Ю.А. Конаржевского, и под блоком будем понимать подсистему, отличающуюся содержанием и структурной специфичностью, относительной автономностью и функциональной интегративностью [1].
В качестве первого блока нами выделено целеполагание, включающее в себя определение цели и конкретных задач экологического образования студентов экономических специальностей студентов вуза.
Цели экологического образования наиболее адекватно отражаются в понятии экологической компетентности. В нашем исследовании целью экологического образования студентов экономический специальностей вуза будем считать формирование экологической компетентности.
Мы определяем экологическую компетентность студентов экономических специальностей вуза как способность комплексно применять экологические знания и эколого-проектные умения, оценивать варианты экономических рисков и пути их решения на основе экологических качеств личности, а также способность предвосхищать появление экологических ситуаций на основе экономического анализа.
Известно, что цель конкретизируется в задачах, содержание которых мы определили на основе системного, компетентностного и проблемно-ориентированного подходов (рис. 1).
Цель: формирование экологической компетентности студентов экономических специальностей педвуза.
Формирование экологических качества личности
Рис. 1. Блок целеполагания модели экологического образования студентов экономических специальностей педвуза.
Следует отметить, в нашей работе экологические знания являются основой для формирования экологической компетентности студентов экономических специальностей вуза. Поэтому, под экологическими знаниями студентов экономических специальностей вуза мы понимаем:
- знания эколого-экономических понятий и глобальных эколого-экономических проблем;
- знания региональных эколого-экономических проблем;
- знания о рациональной и безопасной жизнедеятельности личности;
- знания о законах взаимодействия в системе "человек - природа -общество".
В настоящее время практически все виды деятельности человека стали
приобретать проектный характер, а сама проектная деятельность стала
153 Вестник ЧГПУ42011
сознательно ориентированной на решение экологических проблем. Поэтому, овладение студентами эколого-проектными умениями закономерно рассматривать как средство формирования экологической компетентности студентов экономических специальностей вуза.
Под эколого-проектными умениями студентов экономических специальностей вуза мы понимаем умения:
- анализа экологической и экономической ситуации, объективной оценки воздействия экономических факторов на состояние окружающей среды и человека;
- правильного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с охраной жизни и безопасностью природы человека;
- организационные, проектные, моделирования, прогнозирования, системного анализа, планирования;
- предвидение экологических рисков, посильное заблаговременное их предупреждение на основе принципа предосторожности;
- аргументирование и отстаивание своей точки зрения, учёт позиций других людей;
- провести творческий поиск решения проблемы на основе экологических императивов, нравственно-правовых норм, принятых в обществе;
- обосновывать и аргументировать решение с позиции экологических, экономических и социальных интересов;
- определять шаги по реализации проекта в окружающей среде;
- использовать технологии, условия и средства материализации замысла в проектном образе.
В современных условиях «любое решение, любое действие должно быть экологически и экономически обоснованно: изучение каждого устройства, технологического решения и действия должно включать их эколого-экономический анализ и эколого-экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением с учётом экологической безопасности» [5, с.39]. Тем самым существует реальная
необходимость формирования у студентов экономических специальностей экологических качеств личности.
Под экологическими качествами личности студентов экономических специальностей вуза мы понимаем: экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическую ответственность, экологическое мышление и экологическое поведение (таб. 1).
Таблица 1
Экологические качества личности и их показатели
Экологические качества личности Показатели экологических качеств личности
Экологическое сознание - осознание сущности экологических законов; - понимание причин противоречий (конфликтов) в системе "человек - природа - общество", - осознание причин несоответствия природных и социальных законов; - ощущение опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; - выбор способа целесообразной деятельности.
Экологическое мировоззрение - интерес к знаниям экологического характера; - интерес к экологическим качествам личности; - интерес к экологическим проблемам современности.
Экологическая ответственность - ответственное отношении личности к природе; - ответственное отношении к своему здоровью и здоровью других людей; - предупреждение негативных последствий влияния человека на окружающую среду и его здоровье.
Экологическое мышление - умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности - экологически оправданная деятельность; - экологически целесообразная деятельность человека.
В соответствии с вышеизложенными целями и задачами мы определили
содержание экологического образования студентов экономических специальностей вуза, используя концепцию, предложенную И.Я. Лернером, представленное в виде содержательного блока модели экологического образования студентов экономических специальностей вуза (табл. 2).
Таблица 2.
Содержательные блок модели экологического образования студентов экономических специальностей педвуза.
№ Компоненты Содержание экологического образования
1 Познавательно-нормативный - экологические знания; - нормы и правила деятельности; - нравственные нормы и законы общества.
2 Учебно-деятельностный Опыт осуществления учебной деятельности, в результате которого развиваются эколого-проектные умения.
3 Ценностно-мотивационный Опыт осуществления ценностных отношений, на основе экологических качеств личности.
Определяя состав функций в функциональном компоненте обращаем
внимание на то, что функциональный состав отражает специфику каждого компонента нашей модели (таб. 3).
Таблица 3.
Функциональный блок модели экологического образования студентов экономических специальностей вуза.
_Функции модели экологического образования студентов_
Эколого-образовательная:
формирует систему знаний о законах функционирования окружающей природной среды Ориентационная:
позволяет осмыслить экологические явления, собственное поведение в сложных
экологических ситуациях_
Нормативная:
нормы и правила деятельности, нравственные нормы и законы общества_
Информативная:
анализ, усвоение и передача опыта природоохранной деятельности широким слоям
населения_
Воспитательная:
способствует становление экологических качеств личности на основе усвоения
общественных отношений с окружающей средой_
Мировоззренческая:
формирует экологического мировоззрения_
Прогностическая:
позволяет раскрыть тенденции развития экологических явлений, способствует
экологическому прогнозированию._
Гуманистическая:
формирует нравственно-этическое отношения к природе_
В нашу модель мы включили систему организации процесса экологического образования студентов экономических специальностей вуза (Рис. 3).
Рис. 3. Организационный блок модели экологического образования студентов
экономических специальностей вуза.
В качестве основного показателя эффективности реализации модели экологического образования студентов экономических специальностей вуза мы решили использовать успешное решение эколого-проектных задач, как необходимого условия формирования экологической компетентности [3].
Итак, представленная структурно-функциональная модель экологического образования студентов экономических специальностей вуза включает в себя цель, задачи и содержание экологического образования, организационные формы, образовательные технологии и выполняет эколого-образовательную, ориентационную, нормативную, информативную, воспитательную, мировоззренческую, прогностическую и гуманистическую функции.
С целью определения экологической компетентности студентов экономических специальностей вуза был проведён констатирующий эксперимент. Обработка результатов проводилась на основе разработанной диагностики экологической компетентности студентов в соответствии с критериально-уровневой шкалой. Результаты изучения уровня экологической компетентности студентов на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Оценка уровня качества экологического образования студентов экономических
специальностей вуза
Группа Кол-во человек Уровни экологической компетентности студентов
I. Низкий II. Средний III. Высокий
кол-во % кол-во % кол-во %
ЭГ-1 24 16 66,7 8 33,3 0 0,0
ЭГ-2 26 17 65,4 9 34,6 0 0,0
ЭГ-3 25 16 64 9 36 0 0,0
ЭГ-4 27 19 70,4 8 29,6 0 0,0
КГ 26 17 65,4 9 34,6 0 0,0
Полученные данные свидетельствуют о наличии у студентов невысокого уровня экологической компетентности, что обусловлено не достаточной эффективностью традиционного подхода к осуществлению экологического образования.
Результатом реализации разработанной нами модели экологического образования студентов экономических специальностей вуза является переход на более высокий уровень экологической компетентности студентов экономических специальностей вуза.
Библиографический список
1. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский. - М.: Нов. шк., 1993. - 140с.
2. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2004. - 194 с.
3. Либеров, А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения / А.Ю. Либеров. - М.: Институт экономических стратегий, 2007. - 107с.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720с.
5. Саламатов, А.А. Эколого-экономическое образование в профильной школе: теоретико-методологические аспекты: монография / А. А. Саламатов. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2004. - 187с.
Bibliography
1. Konarzhevsky, Yu.A. Intraschool Management / Yu.A. Konarzhevsky. - M., 1993. -
140 p.
2. Lerner, I.Ya. The Process of Training and Its Laws / I.Ya. Lerner. - М.: Education, 2004. - 194 p.
3. Liberov, A.Yu. Ecodidactics: Ecosystem Methodology of Training Projecting / A.Yu. Liberov. - М.: Institute of Economic Strategies, 2007. - 107 p.
4. Pedagogics: Great Modern Encyclopaedia / Comp. by E.S.Rapatsevich. - Mn.: Modern Word, 2005. - 720 p.
5. Salamatov, A.A. Ecological-and-Economic Education at Profile School: Theoretical-and-Methodological Aspects / A.A. Salamatov. - М.: Information Publishing Centre AtisO, 2004. -187 p.