УДК 811.161.142
ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ОСНОВАТЕЛЬ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТИПОВ РЕЧИ: К 100-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА О. А. НЕЧАЕВОЙ
© Омельченко Лилия Николаевна
кандидат филологических наук, доцент,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]
Статья посвящена 100-летию со дня рождения профессора Ольги Александровны Нечаевой (1919-2008), первого д-ра филол. наук по русистике в Бурятии. Отражены основные этапы ее творческого пути и тот вклад, который она внесла в развитие отечественной лингвистики. Выпускница Московского пединститута, она более 60 лет жизни отдала кафедре русского языка БГПИ имени Доржи Банзарова (ныне — БГУ), 15 лет заведовала кафедрой. В докторской диссертации «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)» (1975 г.) ею было разработано новаторское для 70-х годов понимание структуры и семантики монологической речи на логико-смысловой и функциональной основе, в научный оборот был введен термин «функционально-смысловые типы речи». Положения теории типов речи стали методологической основой для многих научных исследований в области русистики и лингводидактики. О. А. Нечаевой создана научная школа, в работах которой изучены семиотические, структурно-грамматические, лексико-семантические, прагматические свойства типов речи.
Ключевые слова: теория функционально-смысловых типов речи; логико-смысловая основа; семиотические свойства текста; лингвистика текста; О. А. Нечаева.
Научно-практическая конференция «Современный текст: традиции и новаторство» и выпуски № 2 и 3 журнала «Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура» (2019 г.) посвящены знаменательной дате — столетию со дня рождения выдающегося российского ученого Ольги Александровны Нечаевой, профессора Бурятского государственного университета. Конференция проводится с целью обсудить проблемы текста как многогранного явления речи, опираясь на традиции лингвистики текста, которые формировались во второй половине XX в., и на современные подходы к изучению языка. Тематика секций отражает круг научных проблем, которыми занималась проф. О. А. Нечаева.
О. А. Нечаева стала первым доктором филологических наук по русистике в Бурятии. Она прошла большой жизненный путь (почти 90 лет), путь педагога высшей школы, наполненный постоянной напряженной работой по обучению и воспитанию студентов, профессиональных филологов, по формированию лингвистической элиты Бурятии, путь профессора-основателя научной школы «Функционально-смысловые типы речи». Она кавалер Ордена Октябрьской революции, ветеран труда Великой Отечественной войны. Вклад проф. О. А. Нечаевой в развитие отечественного образования, ее особые заслуги в области науки отмечены государственными наградами: заслуженный учитель школ РСФСР, заслуженный деятель науки Республики Бурятия. Указом Правительства
РБ от 28 апреля 2005 г. была удостоена государственной награды — званием «Почетный гражданин Республики Бурятия».
О. А. Нечаева родилась в 1919 г. в Ростове-на-Дону, детство прошло в Подмосковье, на родине отца. Она с отличием окончила Московский педагогический институт (1941 г.), где слушала лекции акад. В. В. Виноградова, проф. С. И. Абакумова, первого автора учебника по современному русскому языку для вузов. Получив высшее образование, приехала в Бурятию по направлению Наркомпро-са РСФСР вместе с супругом М. П. Хамагановым, будущим доктором филологических наук, ученым-фольклористом, три года работала учителем русского языка и литературы в Кыренской школе Тункинского района.
Более 60 лет Ольга Александровна отдала кафедре русского языка БГПИ имени Доржи Банзарова, начиная с 1944 до 2006 г. Коллеги и студенты-выпускники знают, на каком высоком теоретическом уровне она читала лекции по методике русского языка, истории русского литературного языка, вела основной курс на филфаке — «Современный русский язык». На основе своей научной теории разработала спецкурс по типам речи, который позже вошел в курс «Теория текста». Своими знаниями, эрудицией, трудолюбием Ольга Александровна оказывала значительное влияние на лингвистическую подготовку преподавателей русского языка школ республики, на развитие лингвистических исследований в Бурятском пединституте. Сотни школьных учителей, а также преподаватели вузов с благодарностью называют её своим Учителем, среди них доктора филологических наук У.-Ж. Ш. Дондуков, В. И. Золхоев, С. М. Бабушкин, В. М. Хамаганова, Я. В. Олзоева и др.
В 1952 г. О. А. Нечаева поступила в аспирантуру при кафедре русского языка МГПИ им. В. И. Ленина, в 1955 г. досрочно защитила диссертацию на тему "Разговорно-просторечные элементы современного русского языка" и вернулась преподавать в Бурятский пединститут.
В 1970 г. О. А. Нечаева была назначена заведующим кафедрой русского языка, и на этом посту добросовестно и талантливо проработала в течение 15 лет до 1985 г. Это был один из самых плодотворных периодов работы кафедры, как отмечают в своих воспоминаниях и статьях преподаватели и руководители института, об этом пишут авторы книги «Доктора наук и профессора БГПИ — БГУ (1932-2012)» [7, с. 195]. За это время на кафедре, где ранее было два кандидата наук, защитили кандидатские диссертации более 10 человек, то есть почти все члены кафедры. Многие преподаватели считают, что именно Ольга Александровна повлияла на их выбор научных интересов, которые затем воплотились в кандидатские и докторские диссертации. Так, д.филол.н., проф. Орегонского университета Т. Б. Моррис (Юмсунова) вспоминает: «с легкой руки профессора О. А. Нечаевой диалектология стала любовью и делом всей моей жизни (говоры семейских Забайкалья, говоры староверов штата Орегон, США)» [25, с. 86].
Такое научное влияние было неслучайным, поскольку еще в 1950-х гг. внимание Ольги Александровны привлекли диалектизмы в речи учащихся Бурятии и в языке художественной прозы Сибири. По этим проблемам ею опубликовано в разные годы около 20 статей и издан сборник статей «Язык художественных произведений писателей Сибири» (1993 г.).
Деятельность О.А. Нечаевой как ученого и как руководителя кафедры была многогранной. Ею издано более сотни статей по лингвистике текста, она внесла немалый вклад и в проблему двуязычия, издав два сборника статей «Вопросы преподавания русского языка в условиях русско-бурятского двуязычия» (Иркутск, 1981), «Вопросы преподавания русского языка в национальном вузе» (Иркутск, 1985).
Имя О. А. Нечаевой вошло в круг выдающихся ученых-русистов благодаря фундаментальному труду «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)» [15], эта монография была издана в Улан-Удэ в 1974 г., давно стала раритетом и ждет своего переиздания.
Понимание структуры и семантики монологической речи в виде типов речи на логико-смысловой и функциональной основе, изложенное в этой монографии, было новаторским в начале 70-х годов, когда сверхфразовый уровень языка только становился объектом внимания лингвистов. О. А. Нечаева находилась в поиске той единицы языка, которая имела бы семантическую завершенность по сравнению с отдельным предложением и воспроизводила бы внеязыковую действительность, отражала сложившиеся формы мышления человека о действительности: «В языке сложились определенные логико-смысловые и структурные типы монологического высказывания, которые используются как модели в процессе речевого общения. Такими типами высказывания, более широкими, чем предложение, но имеющими тоже стабильную структуру и оформляющими общесмысловое значение высказывания, являются построения в виде описания, повествования и рассуждения» [16, с. 24].
Изучение типов речи было выделено ученым в особую теоретико-лингвистическую проблему, сложную проблему, которая получила живое обсуждение в последние десятилетия прошлого века на научных конференциях, в научных работах, в кандидатских и докторских диссертациях. И спустя 45 лет эта проблема не теряет актуальности, о чем свидетельствует тот большой интерес, с которым лингвисты из 17 регионов России и из зарубежья (США, КНР, Республика Беларусь) откликнулись на предложение провести конференцию «Современный текст: традиции и новаторство».
Первым, кто дал положительный отзыв об исследовании О. А. Нечаевой, был Л. Ю. Максимов, д-р филол. наук, проф. Московского пединститута им. В. И. Ленина, выдающийся российский языковед, обладавший тонким аналитическим умом, по учебникам которого учатся миллионы школьников и сотни тысяч студентов. Именно он в 1969 г. определил научный доклад О. А. Нечаевой, прозвучавший на курсах повышения квалификации работников вузов, как работу, начинающую новое направление в лингвистике.
При обсуждении монографии в качестве докторской диссертации на кафедре русского языка Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской в качестве рецензента выступил ведущий специалист в области грамматики русского языка, д-р филол. наук, проф. П. А. Лекант, подчеркнувший научную новизну работы. В 1975 г. состоялась успешная защита докторской диссертации «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)» [16] в диссертационном совете Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской. Положительный отзыв на диссертацию написала внешний оппонент С. Г. Ильенко, член-корреспондент РАО, д-р филол. наук, проф. кафед-
ры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена, ведущий специалист в области синтаксиса, лингвистики текста, пушкинистики.
С положительными отзывами о диссертации выступили официальные оппоненты, выдающиеся лингвисты, определившие развитие отечественной лингвистики XX в. в области синтаксиса, стилистики, текста: В. В. Бабайцева, д-р фи-лол. наук, проф. кафедры русского языка Московского пединститута им. В. И. Ленина, создатель современной синтаксической теории русского языка; М. Н. Кожина, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой русского языка и общего языкознания Пермского госуниверситета им. А. М. Горького, впоследствии создатель Пермской школы функциональной стилистики; П. В. Чесноков, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой общего языкознания Таганрогского пединститута.
С именами названных ученых и их единомышленников будут в дальнейшем связаны судьбы учеников и научной школы проф. О. А. Нечаевой.
70-80-е годы XX в., как известно, ознаменованы признанием лингвистики текста как самостоятельной отрасли языкознания (И. Р. Гальперин, Г. А. Золото-ва, С. Г. Ильенко, Т. М. Николаева, Г. Я. Солганик, М. Ю. Федосюк и др.). Теория типов речи получила всероссийское признание лингвистов, методистов, психолингвистов, а также философов. Так, В. И. Свинцов, канд. филос. наук, зав. кафедрой философии Московской академии печати, пишет: «Значительным шагом вперед в функционально-смысловой типологии текстов является точка зрения, предложенная монографией О. А. Нечаевой — единственной, насколько нам известно, специально посвященной данному вопросу. В отличие от других исследований, опирающихся на «предметный» подход к проблеме, здесь предпринимается попытка выявить не только содержательные, но и структурные особенности соответствующих конструкций» [27, с. 138]. В более поздних рецензиях, когда время показало, что исследование О. А. Нечаевой получило научную апробацию в исследованиях лингвистов из разных вузов страны, отмечается, что «проблема функционально-смысловых типов речи в теоретическом плане была поставлена О. А. Нечаевой, ею введен термин «функционально-смысловые типы речи», получивший широкое распространение в лингвистике, дидактике, теории редактирования» [24, с. 78].
Изучение типов речи имело в те годы и лингвометодическое значение, поскольку школьные программы по русскому языку в разделе по развитию речи ставили задачу формировать у школьников умение составлять тексты типа описание, повествование, рассуждение. В 1989 г. опубликовано большое учебное пособие О. А. Нечаевой «Типы речи и работа над ними в школе» [18]. М. Р. Львов, член-корреспондент АПН СССР, выступивший редактором, писал в предисловии, что исследование О. А. Нечаевой получило «широкое признание среди лингвистов, психолингвистов, методистов родного и неродных языков; на его основе выполнены десятки диссертационных исследований, на него опираются авторы методических пособий для учителей. Предложена система заданий, в которой... реализован коммуникативный подход: выбор типа речи, стиля, жанра подчинен коммуникативным задачам» [13, с. 3]. Особо отметим, что задача формирования коммуникативных компетенций учеников остро стоит для российских школ и в наше время, в частности в плане подготовки к ЕГЭ, с учетом запросов нового стандарта образования.
В монографии «Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи» [17] О. А. Нечаева продолжила изучение структурных и содержательных особенностей типов речи, выделив более десяти параметров противопоставления описания и повествования как констатирующих типов речи; отдельное внимание уделено синтаксическому аспекту: указаны модели предложений, наиболее характерные для того или иного типа речи.
Профессор О. А. Нечаева, видя перспективы развития теории типов речи, создала свою научную школу. 1990-2000-е годы характеризуются активной подготовкой кадров, количественным и качественным ростом школы. Начиная с 1998 г., защищено в целом 11 кандидатских диссертаций, 1 докторская диссертация, еще 1 докторская готова к защите.
В 1991 г. в БГПИ им. Д. Банзарова впервые была открыта очная аспирантура, в том числе по специальности «10.02.01 — русский язык», первым научным руководителем которой стала проф. О. А. Нечаева. Под ее руководством успешно защитили кандидатские диссертации в центральных российских вузах 8 аспирантов [2; 4; 10; 14; 19; 20; 21; 31], которые с благодарностью и теплотой вспоминают своего Учителя, наставника, открывшего им путь в науку.
Как научный руководитель Ольга Александровна обладала талантом определить такую тему для аспиранта, которая является не только актуальной в лингвистике, диссертабельной, но и станет интересной для молодого исследователя. Она была одаренным педагогом, щедро делилась своими глубокими лингвистическими знаниями, опытом, фактическим материалом, тщательно отобранным ею за годы научной и преподавательской деятельности, главное — своими научными идеями, которые в дальнейшем были реализованы аспирантами в статьях, диссертациях, монографиях, учебных пособиях. Ученики Ольги Александровны помнят ее за доброе отношение, умение терпеливо и настойчиво вести аспиранта к достижению результата исследования, к защите диссертации; она была и остается для них примером академического профессора, строгого в оценке содержания научных текстов, влюбленного в свой предмет, до последних дней жизни находящегося в постоянном творческом поиске.
Под руководством Ольги Александровны членами научной школы в 19902000-е гг. продолжается исследование проблем типологии речи на логико-смысловой и функциональной основе: выявлены закономерные, регулярные свойства текстов разных типов, дано детальное описание структурно-грамматических, лексико-семантических, прагматических, функционально-стилистических свойств текста как продукта речевой деятельности. По проблеме типов речи вышли сборники статей членов кафедры и аспирантов под научным руководством О. А. Нечаевой: «Функционирование языковых единиц в структуре типов речи» (1994), «Актуальные проблемы теории текста» (1999), «Актуальные проблемы теории текста» (Вып. 2) (2001). В 2004 г. прошла Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории текста: лингвистическая теория и практика обучения».
В 2002 г. В. М. Хамагановой, членом научной школы, была защищена в диссертационном совете МПГУ докторская диссертация «Структурно -семантическая и лексическая модель текста типа «описание» (проблемы семиотики и онтологии)», научная новизна которой «обусловлена тем, что в ней впервые на основе изучения роли актантного ядра как семиотического свойства опи-
сательного текста и структурно-топологических параметров внеязыкового объекта описания в виде внеязыкового предметного ряда дана характеристика типа «описание» как средства выражения не только временных значений существования объекта действительности, но и его имманентного свойства — существования в пространстве» [33, с. 3].
Под руководством д-ра филол. наук В. М. Хамагановой были защищены 3 кандидатские диссертации [6; 26; 28]. Недавно успешно прошло обсуждение докторской диссертации Ю. Н. Варфоломеевой «Глагольное семантическое поле физического пространства в тексте типа «описание».
Таким образом, научная школа имеет значительный опыт в многоаспектном исследовании категорий, единиц и типов текста. Именно школа в том понимании, о котором пишет проф. Н. Ф. Алефиренко: «научная школа — это творческое объединение ученых разных поколений, объединенных принципами подхода к решению соответствующей научной проблемы, стилем работы, взглядами на развитие исследований в избранном научном направлении» [1, с. 23]. В настоящее время школа О. А. Нечаевой продолжает свою научную деятельность, изданы 4 монографии, при поддержке гранта Бурятского госуниверситета вышла в свет коллективная монография «Лингвистика текста: констатирующие тексты типа «описание» и «повествование»» (2011 г.), в которой авторы утверждают, что «наличие у констатирующих текстов семиотических, логико-смысловых, структурно-грамматических, лексико-семантических регулярно повторяемых свойств. дает основание считать констатирующие тексты языковыми моделями, отражающими свойства целого класса текстовых конструкций» [12, с. 356].
Профессор О. А. Нечаева — выдающийся ученый, исследователь-лингвист, внесший весомый вклад в отечественное языкознание. Плодотворные идеи всегда становятся импульсом в их развитии.
Положения теории функционально-смысловых типов речи стали методологической основой для многих научных исследований в области русистики, цитируются не только в диссертациях молодых исследователей [3; 9; 23 и др.], но и в работах авторитетных ученых [5; 8; 34; 35 и др.], одни из которых выступают как сторонники теории типов речи, другие полемизируют с ней. На теорию типов речи ссылаются исследования Пермской научной школы функциональной стилистики [11; 29; 30 и др.].
45 лет назад была издана книга «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)», написанная О. А. Нечаевой в относительно замкнутых рамках русской лингвистической традиции, но автор уловила тенденции языкознания изучать речь в ее отношении к действительности. Перспективы развития теории типов речи членами школы проф. О. А. Нечаевой видятся в решении следующих вопросов: выявление закономерностей функционирования семантических типов предложения (по классификациям Н. Д. Арутюновой, В. В. Бабайцевой) в констатирующих текстах; модельных свойств текста типа «повествование», который изучен менее детально, чем другие типы речи; изучение лексического состава и функциональных свойств акциональных предложений в текстах типа «повествование», средств выражения грамматической категории таксиса в текстах типа «описание», прагматических особенностей репрезентации говорящего в констатирующих текстах (на материале художественных текстов), контаминации типов речи.
Проблемы типологии текстов, теории текста, филологического анализа текста требуют научного осмысления и обсуждения в свете смены научных парадигм; происходит определенное перераспределение акцентов с исследования языка как абстрактной системы на конкретные речевые практики говорящих, и в этих условиях изучение текста как реальности делается все более актуальным в языкознании. Уместным будет процитировать статью «Лингвистика в XXI веке: проблемы, перспективы, точки роста» В. А. Плунгяна, академика РАН, в которой автор приходит к выводу о том, что «понимание языка «как текста»» становится одной из ключевых проблем, «которые определяют дальнейшее развитие лингвистики» [22, с. 9].
Литература
1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учебное пособие. М.: Флинта : Наука, 2005. 416 с.
2. Бохиева М. В. Функционирование безличных предложений в описательном типе речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. 25 с.
3. Брысина Т. Н. Определенно-личные предложения в типах речи в художественных текстах : дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 18 с.
4. Бурцев О. П. Актантно-предикатные отношения в высказываниях описания и повествования : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1999. 24 с.
5. Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. М., 2003. 280 с.
6. Варфоломеева Ю. Н. Семантика глагольных предикатов как свойство структурно-семантической модели текста типа «описание» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2008. 24 с.
7. Доктора наук и профессора БГПИ — БГУ (1932-2012) / науч. ред. С. В. Калмыков, Ц. З. Доржиев, С. М. Бабушкин, А. Г. Малгатаева. Улан-Удэ, 2012. 456 с.
8. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. 528 с.
9. Каменская Е. В. Типы речи в романе «Тихий Дон» : дис. ... канд. филол. наук. М., 2013. 18 с.
10. Корпусова Е. В. Прагматический аспект роли говорящего в функционально-смысловых типах речи "описание" и "повествование : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2003. 21 с.
11. Кыркунова Л. Г. Официально-деловые тексты в аспекте функционально-смысловых типов речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2007. 19 с.
12. Лингвистика текста: констатирующие тексты типа «описание» и «повествование» / под общ. ред. О.А. Нечаевой. Улан-Удэ, 2011. 380 с.
13. Львов М. Р. От редактора // Нечаева О. А. Типы речи и работа над ними в школе : учебное пособие. Красноярск, 1989. С. 3-4.
14. Мисайлова Т. Н. Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2005. 16 с.
15. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. 262 с.
16. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) : дис. ...д-ра филол. наук. М., 1975. 410 с.
17. Нечаева О. А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999. 96 с.
18. Нечаева О. А. Типы речи и работа над ними в школе : учебное пособие для студентов. Красноярск, 1989. 166 с.
19. Николаева Ж. В. Структурно-семантические разновидности описательного типа речи по характеру протекания ситуации (бытийно-статальные, бытийно-процессуальные, характеризующие : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2002. 16 с.
20. Омельченко Л. Н. Функционирование неполных двусоставных предложений с незамещенной позицией подлежащего в повествовании и описании : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. 16 с.
21. Панова О. В. Рассуждение как тип речи в прагматическом аспекте (аргументация и объяснение) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 2001. 16 с.
22. Плунгян В. А. Лингвистика в XXI веке: проблемы, перспективы, точки роста // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. №1. С. 7-12.
23. Подосинникова А. Н. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в работе над описанием как типом речи : дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2012.
24. Протопопова О. В. Принципы выделения и классификации функционально -смысловых типов речи в научных текстах // Стилистика в коммуникативном аспекте. Пермь, 1987. С. 75-85.
25. Профессор Нечаева О. А.: к 100-летию доктора филологических наук, профессора : библиографический указатель / сост. И. Ю. Хандархаева ; отв. ред. И. Ю. Хандархае-ва. Улан-Удэ, 2019.
26. Русакова Н. В. Темпоральные и референциальные свойства текста типа «описание : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2006. 16 с.
27. Свинцов В. И. Смысловой анализ и обработка текста. М. : Книга, 1979. 272 с.
28. Смирнова С. И. Особенности реализации иронии в описательном и повествовательном типах текста (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и романа Ч. Диккенса «Домби и сын») : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2013. 16 с.
29. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. 696 с.
30. Трошева Т. Н. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVШ-XX вв. : дис. ... д-ра филол. наук. Пермь, 1999.
31. Хандархаева И. Ю. Функционирование глаголов прошедшего времени совершенного вида в перфектном и аористическом употреблении в темпоральных типах речи (описании, повествовании) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1999. 16 с.
32. Хамаганова В. М. Глагольное видо-временное и лексическое выражение синхронности в описании как типе речи : дис. ...канд. филол. наук. М., 1979. 217 с.
33. Хамаганова В. М. Структурно-семантическая и лексическая модель текста типа «описание» (проблемы семиотики и онтологии) : автореф. дис. ...д-ра филол. наук. М., 2002. 43 с.
34. Чебанов С. В., Мартыненко Г. Я. Семиотика описательных текстов (Типологический аспект). СПб., 1999. 424 с.
35. Ярыгина Е. С. Конструкции вывода-обоснования в синтаксической системе современного русского языка : дис. ...д-ра филол. наук. М., 2003. 411 с.
TEACHER, SCHOLAR AND FOUNDER OF THE FUNCTIONAL-SEMANTIC TYPES SPEECH THEORY: TO THE 100th ANNIVERSARY OF PROFESSOR OLGA NECHAYEVA
Liliya N. Omelchenko
Candidate of Philology, Associate Professor Buryat State University named after D. Banzarov 6, Ranzhurova Str., Ulan-Ude, 670000 Russia E-mail: [email protected]
The article is dedicated to the centenary of Professor Olga Alexandrovna Nechayeva (1919— 2008), the first doctor of philology in the Russian Studies of Buryatia. It reflects the main stages of her creative career and the contribution she made to the development of the national linguistics. A graduate of Moscow Pedagogical Institute, she devoted over 60 years of her life to the Russian Language Chair at the BSPI named after Dorzhi Banzarov (BSU at present); she was the head of the chair for 15 years. In 1975 she defended her doctoral thesis "Functional-semantic Types of Speech (Description, Narration, and Reasoning)" and introduced the term "functional-semantic types of speech" into scientific use. In the 70s of XX century understanding the structure and the semantics of monologue speech based on a logical-semantic and functional grounds was innovative. The provisions of the theory of speech types have become the methodological basis for many scientific studies in the field of Russian philology. Olga A. Nechayeva created a scientific school. She studied the semiotic, structural and grammatical, lexical-semantic and pragmatic properties of the speech types.
Keywords: theory of functional-semantic types of speech; logical and semantic basis; semiotic properties of the text; text linguistics; O. A. Nechaeva.