Научная статья на тему 'Патриотическое и духовно-нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел МВД РФ'

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2453
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБСТАНОВКА / MORAL EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION / RELIGIOUS COOPERATION / RELIGIOUS SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусина Н. И.

В статье анализируются особенности патриотического и духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел. Рассматривается понятие «религиозная обстановка в коллективе органов внутренних дел» как духовно-нравственная составляющая кадровой работы в органах внутренних дел. Предложены компоненты оценки религиозной обстановки подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic and moral education of personnel of law-enforcement bodies

The article analyzes the characteristics of patriotic and moral education of the personnel of law-enforcement bodies. We consider the concept of "religious climate in the collective bodies of internal affairs" as a moral component of personnel work in the police. Evaluation components of the religious situation in divisions of the law-enforcement bodies are proposed.

Текст научной работы на тему «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел МВД РФ»

УДК 37.011.33

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РФ10

Н.И. Мусина, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина - Мининский университет (Нижний

Новгород, Россия) Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия) e-mail: ravilmusin@mail.ru.

Резюме. В статье анализируются особенности патриотического и духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел. Рассматривается понятие «религиозная обстановка в коллективе органов внутренних дел» как духовно-нравственная составляющая кадровой работы в органах внутренних дел. Предложены компоненты оценки религиозной обстановки подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, религиозное сотрудничество, религиозная обстановка.

Радикальные изменения, происходящие в различных сферах жизни российского общества, требуют нового подхода к осмыслению проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел.

В современных условиях осуществление оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ (далее - ОВД РФ) патриотическое и духовно-нравственное воспитание представляет собой

10 Статья представлена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент Т.Г. Мухина - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедра педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (Нижний Новгород, Россия).

совместную, целенаправленную и систематическую работу руководителей, ветеранских организаций и общественных объединений, в том числе и религиозных по формированию у личного состава патриотического сознания, гордости за свое Отечество и избранную профессию, готовности к выполнению служебного долга.

Именно к нравственным началам зачастую обращается сотрудник, стоящий перед выбором эффективного решения в сложных профессиональных ситуациях. Служебные задачи нередко сталкиваются с обстоятельствами, касающиеся жизни и смерти, как в отношении себя, так и граждан, на защиту которых и ориентирована деятельность подразделений ОВД РФ.

Историки отмечают, что принятие христианства на Руси в 988 году князем Владимиром, наложило отпечаток на общественное сознание, «ратный» труд, русскую культуру, архитектуру и т.д. История России и история Русской православной церкви практически неотделимы. «За Веру, Царя и Отечество (За Бога, Царя и Отечество) - российский воинский девиз, имевший широкое распространение во времена Российской Империи. Он установил важнейшие духовные ориентиры службы, которые взял за основу «служилый» народ, находящийся на защите родины: душу — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому[5]. До сегодняшнего времени актуален и другой вариант девиза, распространённый, в основном, в казачьей среде — «За веру и верность». Важно подчеркнуть, что не только православие, но и другие мировые религии, такие как ислам, иудаизм, буддизм никогда не стояли в стороне от событий, переживаемые страной. Православие призывало народ и воинство к единству, подвигам, а самое главное, к защите Отечества в период войн, смут, раздробленности, а «воинское служение» причисляло к подвигу.

Сотрудники полиции зачастую несут службу в экстремальных условиях, связанными с риском для жизни и здоровья, а также охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность в «горячих» точках. Представители духовенства никогда не остаются в стороне и с благословлениями провожают и встречают сводные отряды сотрудников ОВД РФ из служебных командировок. Мировые религии не поощряют войну. Современная политическая обстановка в мире

доказывает, что любые правовые конфликты с использованием «силового прикрытия» - очевидное зло, гуманитарная катастрофа. Православная церковь учит тому, что грех за человеческие несчастья ложится на тех, кто виноват в разжигании конфликта. Именно здесь справедливы слова учителя церкви св. Афанасия Великого: «Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвально достойно»[5]. Особое церковное уважение к сотрудникам ОВД РФ связано с тем, что их служба зачастую носит «жертвенный» характер и проявляется в том, что при богослужении поминаются живые и усопшие «воины». Важно понимать и уметь донести до сотрудника при проведении с ним психолого-педагогической работы принципиальную разницу между состоянием духа преступника, идущего на преступление ради корыстных интересов и твердыми нравственными установками сотрудника, который защищает граждан, Отечество от криминальных посягательств.

Нельзя не отметить, что сложившиеся традиции современных мировых религий созвучны с актуальными требованиями к профессиональным качествам отрудника ОВД РФ. В частности, основные принципы деятельности полиции отражены в нормативно-правовых актах как «соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество и т.д»[2]. Для сотрудников, охраняющих общественный порядок на улицах Устав патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП) строго предписывает норму о том, что «сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство... не должен вступать в пререкания „.отвечать грубостью на грубость...не руководствоваться личными неприязненными чувствами»[3], что налагает на сотрудника особую морально-нравственную ответственность.

Духовно-нравственное воспитание личности можно обозначить как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются

многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество»[4]. В связи с этим, современная кадровая политика ОВД РФ приоритетным вопросом определяет психолого-педагогическую работу с личным составом подразделений в сфере служебной, правовой и морально-психологической подготовки. Патриотическое воспитание -важная составляющая духовно-нравственного развития личности, поэтому в процессе профессиональной подготовки огромное внимание уделяется задачам «формирования и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, способностям человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, Отечеству, государству »[4]. В православных традициях «духовно-нравственная личность - это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобивости, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло»[9]. Сотрудникам кадровых аппаратов, ответственным за данное направление деятельности, необходимо знать правовые основы в сфере религии, об отношении сотрудников к различным религиозным течениям,способствовать реализации их прав на свободу совести и свободу вероисповедания, а также и учитывать возможности их осуществления сотрудником в практической служебной и неслужебной деятельности.

Никто и ничто не может умалять, ущемлять права сотрудников ОВД РФ, принуждать к любым действиям, которые относятся к конституционным принципам свободы совести и свободы вероисповедания[1]. Это личный выбор каждого сотрудника, который требует уважения. Исходя из положений Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства, последнее не должно вмешиваться в определение гражданином своего духовного статуса и религиозной принадлежности. Государство не должно возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной

власти, но обязано обеспечить светский характер образования в государственных, в том числе ведомственных, и светских образовательных организациях[1].

Специфика оперативно-служебной деятельности министерства внутренних дел РФ требует взаимодействия с огромным количеством различных структур, общественными формированиями, организациями и т.д. На протяжении длительного периода времени МВД РФ активно сотрудничает и с представителями религиозных объединений. Основной целью организации взаимодействия с ними является: формирование государственно-патриотической идеи, где в качестве лидирующей выступают религиозно-нравственные ценности, что позволяет духовно более полно проводить психолого-педагогическую работу с личным составом. Нельзя не упомянуть, что в сложной социально-экономической обстановке обоснованно акцентируется внимание на укрепление морально-психологического климата в коллективах и «состояние духа» личного состава. Это отражается, прежде всего, в поддержании профессиональных традиций, которые ориентированы на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности, а также на духовно-нравственные начала в жизни коллективов ОВД РФ. Именно здесь особое внимание требует «молодое пополнение» сотрудников в целях их вовлечения в профессиональный коллектив.

Важными направлениями реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания должны стать: определение целей, принципов работы, развитие и обогащение методической базы, определение комплекса мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию[8]; создание модульных образовательных и индивидуально-профилактичеких программ, разрабатываемых на основе комптентностного и индивидуального подходов[7].

В соответствии с исследованиями О. Ю. Ефремова, при проведении психолого-педагогической работы с личным составом важно ввести определение «религиозная обстановка в коллективе», ее можно обозначить «как духовно-нравственную составляющую коллектива сотрудников», которая обусловлена уровнем религиозности личного

состава и степенью ее влияния на выполнения сотрудниками ОВД РФ оперативно-служебных задач»[10]. К основным элементам религиозной обстановки в подразделении ОВД относят:

1) наличие верующих сотрудников ОВД, исповедующих традиционные религии Российской Федерации: христианство, ислам, иудаизм, буддизм;

2) существование на территориях, подведомственных МВД РФ храмов, молитвенных домов, религиозных представительств и т.д.;

3) возможность удовлетворения сотрудниками своих духовных предпочтений, как на территории ОВД, так и за его пределами;

4) формы и методы взаимодействия руководства ОВД, профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных организаций с представителями духовенства;

5) степень влияния верующих сотрудников ОВД на морально-психологический климат в коллективе;

6) мероприятия, которые проводятся с верующими сотрудниками в соответствии с планами совместной работы, программами взаимодействия, соглашениями для реализации духовных потребностей коллектива ОВД.

Одним из перспективных направлений кадровой работы, на наш взгляд, является разработка и внедрение информационно-просветительских проектов[7], направленных на психолого-педагогическую помощь и самообразование сотрудников ОВД в области патриотического и духовно-нравстенного воспитания. В связи с вышеуказанным, оценка религиозной обстановки в подразделении ОВД может состоять из следующих компонентов:

1) устное заявление сотрудника ОВД о принадлежности к определенной религиозной конфессии, наличие религиозных символов, духовной литературы, предметов культа и т.п.;

2) индивидуальная беседа религиозной направленности, где внимание обращается на религию, которую исповедует сотрудник, наличие у него духовника, знание правил поведения в храме, мечете,синагоге, соблюдение постов, религиозных обрядов и т.д.);

3) социологические опросы личного состава с привлечением духовенства;

4) отзывы и характеристики непосредственных руководителей, коллег;

5) психолого-педагогический анализ поведения сотрудников,как в служебной деятельности, так и в быту.

Состояние религиозной обстановки в коллективах необходимо учитывать при проведении психолого-воспитательных мероприятий с сотрудниками ОВД.

В заключении необходимо подчеркнуть, что ведущими педагогическими условиями организации патриотического и духовно-нравственного воспитания сотрудников ОВД являются: учет религиозной обстановки в коллективе сотрудников ОВД; развитие ценностной направленности сотрудников с учетом религиозных идеалов и традиций; формирование профессиональной устойчивости, характеризующейся уважительным отношением к себе, другим людям, семье, обществу, Отечеству, государству, Церкви; проведение своевременных мер по оценке религиозной обстановки в коллективе. Целенаправленное развитие духовно-нравственных качеств, патриотического самосознания у сотрудников ОВД несомненно поднимают престиж службы в полиции в целом. Терпение, стойкость к нравственным страданиям, испытания сил физических и духовных - высшиедуховные ценности, которые даются и определяются верой.Сегодняшние жизненные реалии взаимодействия органов внутренних дел с представителями религиозных конфессий подчеркивают тезис о неукоснительном соблюдении прав верующих сотрудников, обращение к нравственному потенциалу личности, а также на расширение работы кадровых аппаратов в данном направлении деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях». СПС Консультант плюс // www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 03.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (ред. 13.07.2015, с изм.от 14.12.2015г.). СПС Консультант плюс // www.consultant.ru.

3. Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции") (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290. СПС Консультант плюс // www.consultant.ru.

4. Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России".: Москва, Просвещение, 2009 год

5. Максимов С.Т. Национальный характер // Русские воинские традиции. — М.: Вече, 2010. — 317с.

6. Мухина Т.Г. Становление и развитие системы дополнительного высшегообразования в Россиии: автореф. дис. ... д-р. пед.наук: 13.00.01; 13.00.08 / Мухина Татьяна Геннадьевна. - Н. Новгород, 2011 - 47 с.

7. Мухина Т.Г. Содержательные характеристики дополнительной образовательной программы / Т. Г. Мухина //Приволжский научный журнал, 2010. № 1(13). Н.Новгород. - С.221-226

8. Россова, Ю. И. Проблема экологии души в современном образовании / Ю. И. Россова // Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 6. - С.503 - 506.

9. Ященко, К., Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого) / К. Ященко Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2010. - Вып. 2 (17). - С. 26-35].

10. Военная педагогика. Учебник для вузов / Под ред. О.Ю.Ефремова.-Спб.: Питер,2015. -640 с.

Musina N.I. Patrioticheskoe i duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnogo sostava organov vnutrennih del MVD RF / N.I. Musina // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №4. - 2015.

© Н.И. Мусина, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Abstract. The article analyzes the characteristics of patriotic and moral education of the personnel of law-enforcement bodies. We consider the concept of "religious climate in the collective bodies of internal affairs" as a moral component of personnel work in the police. Evaluation components of the religious situation in divisions of the law-enforcement bodies are proposed.

Keywords: moral education, patriotic education, religious cooperation, religious situation.

.— • — Сведения об авторе

Наталья Ивановна Мусина, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина - Мининский университет; преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Нижний Новгород, Россия).

.— • —

Подписано в печать 28.12.2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.