СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ деятельности ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
УДК 378
CЛУЖЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ
О. В. Курбатова
В статье актуализируется значимость педагогики в деятельности органов внутренних дел, рассматриваются условия положительного социально-педагогического влияния деятельности сотрудников органов внутренних дел на население. Делается вывод о необходимости повышения уровня профессионально-педагогической компетентности каждого сотрудника органов внутренних дел.
Ключевые слова: социально-педагогическое влияние деятельности сотрудников, социально ориентированная, социально-педагогическая ориентированность, профессионально-педагогическая подготовленность, педагогическая культура личности, социально-педагогическая компетентность.
Законность и правопорядок неразрывно связаны с качеством функционирования системы образования в государстве и обществе, с успешностью и плодотворностью систем воспитания, обучения и развития. Преступность как социальное явление в числе прочих причин имеет и педагогические — слабость системы воспитания, отрицательный опыт обучения, отсутствие индивидуальных возможностей личностного развития людей в обществе, характер правовой пропаганды, дефекты народной педагогики и семейного воспитания, недостаточная популяризация педагогической функции средствами массовой информации и др. Как отмечает Р. О. Буряковский, игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в профилактике преступности (в масштабе общества, на региональном и местном уровнях, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне) неизбежно оборачиваются ростом правонарушений
По мнению А. С. Петровой и М. А. Шелеповой, нравственная сущность служения обществу и государству сотрудников правоохранительных органов — один из важнейших факторов воспитания у людей уважительного отношения к закону 2. Следовательно, деятельность правоохранительных органов, каждого сотрудника обладает социально-педагогическим влиянием на население. Это должно вызвать изменение общей культуры, правовой культуры, уровня воспитанности, обученности,
что ведет, несомненно, к изменению ценностно-смысловой сферы человека, системы отношений и ориентации, а, следовательно, поступков и деятельности, культуры взглядов на общество, власть, справедливость, нравственность. Но для этого, по мнению доктора педагогических наук В. Я. Кикотя, «...деловая репутация и авторитет сотрудника органов внутренних дел, его поведение при различных обстоятельствах должны быть безупречными, соответствующими высоким стандартам гуманизма, общечеловеческой и профессиональной морали» 3. Еще в 1721 г. в Уставе Главного магистрата отмечалось, что «. полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» 4.
В органах внутренних дел (далее — ОВД) сфера применения возможностей педагогики широка, поскольку высока ценность воспитания, образования, обучения и развития личного состава, грамотности и адекватности педагогических воздействий сотрудников ОВД на граждан 5.
Положительное социально-педагогическое влияние деятельности органов внутренних дел, в том числе их сотрудников, возможно при наличии определенных факторов. Перечислим их 6:
1) социальная ориентированность, осознанное стремление к решению задач, стоящих перед российским обществом, придание приоритетности стратегической линии на защиту законных прав и интересов граждан Российской Федерации. С. Е. Кораблев, раскрывая социально ориентированную функцию органов внутренних дел, называет их деятельность «проблемно-ориентированной» 7.
B. Ю. Касьян отмечает, что эффективность организации и функционирования органов внутренних дел определяется их соответствием социальному назначению 8. Достойному выполнению социально обслуживающей функции, по мнению Н. В. Сердюка, будет способствовать общественный диалог и понимание гуманистической сути, сущности и значимости профессии правоохранителя 9.
C. Е. Кораблев, подчеркивая служебно-педагогическую направленность органов внутренних дел, указывает, что предупредительный характер деятельности указанных органов усиливает значимость коммуникативной компетентности сотрудника как способности к эффективному использованию общения в достижении профессиональной цели 10;
2) социально-педагогическая ориентированность — осуществление всей профессиональной деятельности
и каждого контакта с гражданами с намерением, желанием, стремлением, основанными на чувстве личной гражданской и профессиональной ответственности; повышение правового, нравственного и гражданского воспитания, обогащение правовыми знаниями и убеждениями, развитие правосознания, укрепление мотивов законопослушного поведения. По мнению Р. М. Янбухтина, личностная ориентация сотрудника органов внутренних дел, его отношение к работе, гражданам, обществу является действенным резервом улучшения деятельности органов внутренних дел п;
3) социально-педагогическая компетентность, под которой понимаются информированность и способность реализовать свои социально-педагогические возможности во взаимодействии с другими людьми 12.
Социально-педагогическая компетентность сотрудников органов внутренних дел проявляется в их понимании объективного и неотвратимого характера своего социально-педагогического влияния на граждан, начиная с внешнего вида и тона разговора, заканчивая правомерным применением силы. Указанная компетентность требует развития у сотрудников практических навыков и умений профессионально грамотного общения с гражданами как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы.
В деятельности сотрудников органов внутренних дел приоритетное место отводится социально-педагогической функции.
Выделим задачи, при решении которых сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с вопросами педагогики:
— формирование у населения позитивного отношения к системе МВД в целом, к ее отдельным службам, подразделениям и сотрудникам;
— правовое просвещение и воспитание населения;
— педагогические аспекты общей профилактики правонарушений;
— профессиональная ориентация различных возрастных групп населения на службу в ОВД;
— взаимодействие с представителями государственных и негосударственных организаций;
— взаимодействие с работниками СМИ;
— привлечение граждан к охране правопорядка;
— работа с отдельными категориями населения, представляющими повышенную криминальную опасность;
— работа с населением в условиях обострения социальной напряженности, национальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и др.;
— работа с заявлениями граждан;
— воспитательное воздействие на правонарушителей, не подпадающих под уголовную ответственность;
— обеспечение оперативно-розыскных и следственных действий, связанных с обучением и воспитанием негласного аппарата;
— работа со свидетелями, потерпевшими и иными лицами;
— работа должностных лиц ОВД с различными категориями сотрудников и др.
Решение указанных задач зависит и от собственных педагогических способностей, понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности. Деятельность ОВД объективно предъявляет требования к профессионально-педагогической подготовленности своих сотрудников 13.
Для каждой категории сотрудников органов внутренних дел (в зависимости от поставленных перед ними задач) необходим разный уровень педагогической подготовки. В литературе их выделяют несколько 14:
1. Юридико-педагогический аспект профессиональной подготовки (высшее профессиональное образование по направлению подготовки 44.05.01 (050407.65) — «Педагогика и психология девиантного поведения», 37.05.02 (030301.65) — «Психология служебной деятельности»). Необходим сотрудникам кадровых аппаратов, ответственным за воспитательную работу, сотрудникам отделов профессиональной подготовки, инспекторам по делам несовершеннолетних, сотрудникам центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, преподавателям юридических образовательных организаций и учебных центров, руководителям факультетов и курсов. Сотрудникам необходимо наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы, имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности.
2. Углубленная профессионально-педагогическая подготовленность. Необходима всем категориям руководителей, сотрудникам кадровых аппаратов, дорожно-патрульной службы, участковым уполномоченным, работникам оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации. Деятельность указанных сотрудников сопряжена с выполнением педагогических функций, существующих наряду с другими (юридическими, управленческими и пр.). Решение педагогических задач ориентировано на достижение главной профессиональной цели — защиты личности, общества, государства. В данном контексте необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других — правовые, организационные и т. д.), педагогически правильно организовывать реализацию функции в процессе решения основных профессиональных задач. В этом заключается сущность профессионально-педагогической подготовленности.
3. Педагогическая осведомленность, необходимая следователям, дознавателям, сотрудникам патрульно-постовой службы, службы конвоирования, дежурных частей, вневедомственной охраны. Деятельность указанных сотрудников отличается социально-педагогическим влиянием и частичным использованием педагогических воздействий. В первом случае это внешний вид, поведение, действия, общение, решения, применяемые санкции и пр., во втором — меры разъяснения, убеждения, требования и др.
Педагогический (социально-педагогический) эффект от контакта гражданина с сотрудником имеется всегда,
предстает как побочный результат профессиональных действий. Выражается в:
— возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения;
— воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту;
— побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек и повышению правовой требовательности к себе, к самодисциплинированности и правовому самовоспитанию;
— воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей государственной нормы справедливости и добра;
— понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан;
— побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей, к содействию правоохранительным органам и др.
Изложенное позволяет говорить о том, что сотрудники органов внутренних дел в своей деятельности осуществляют правовое воспитание.
В широком смысле правовое воспитание — это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием различных факторов. Более узкое понимание — целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры 15.
Н. С. Емельянов, Н. Ф. Бережкова отмечают, что необходимость правового воспитания граждан обусловлена слабым уровнем правосознания в обществе 16. Под правовым сознанием понимают совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т. п., в которых выражается отношение людей к праву — действовавшему, действующему и желаемому 17. От уровня правосознания зависит то, каким будет поведение человека в обществе: правомерным или неправомерным, социально полезным или социально опасным.
Выделим задачи правового воспитания по формированию:
— знаний о системе основных правовых предписаний, о правильном понимании и уяснении их содержания и значения;
— глубокого внутреннего уважения к праву;
— умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
— привычки поведения в соответствии с полученными правовыми знаниями;
— прочного и устойчивого духовного правового иммунитета к совершению любых нарушений правовых норм.
Решение данных задач возлагается на государство в лице своих представителей — сотрудников правоохранительных органов, в том числе внутренних дел. Считаем важным использование каждым сотрудником в своей деятельности педагогических компетенций в области правового воспитания для предупреждения правовых конфликтов. Это одна из функций правоохранительной
деятельности. Глубокий комплексный и компетентный анализ сути конфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов на ранних стадиях (пока разногласия не переросли в насилие) помог бы избежать многих ошибок в работе правоохранительных органов. Предупреждение бытового насилия начинается с контроля за ситуациями, характеризующимися затяжными конфликтами.
Поднимая вопрос о важности педагогической подготовки сотрудников органов внутренних дел, ученые предложили расширить данное понятие и говорить о педагогической культуре личности сотрудника 18.
Указанную категорию можно понимать, во-первых, как норму деятельности и поведения сотрудников органов внутренних дел, а во-вторых, как комплексную программу их дальнейшего служебно-педагогического развития.
В педагогической культуре выделяют две группы компонентов. В первую входят личностные качества сотрудника органов внутренних дел: служебно-педагоги-ческая направленность, психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность, гармоничное развитие интеллектуальных и нравственных качеств, педагогический оптимизм.
Во вторую группу включены компоненты, относящиеся к практической деятельности сотрудника: педагогическое мастерство, опора на научные данные и гуманистические принципы в воспитании, чувство нового и творческий поиск в воспитательной и организаторской работе, педагогически действенное общение и поведение, активная устремленность к самосовершенствованию.
Повышение педагогической грамотности и культурного уровня сотрудников органов внутренних дел будет способствовать, по нашему мнению, не только успешному выполнению обязанностей в служебно-оперативной деятельности, но и в реализации важной социальной задачи — приобщения граждан к правовой культуре. Считаем, что изучение педагогики будет способствовать овладению способами самообразования и саморазвития специалистов, позволит им более эффективно реализо-вывать свои профессиональные ресурсы в работе с коллегами и гражданами.
Все изложенное позволяет говорить о том, что деятельность органов внутренних дел педагогически ориентирована и требует высокого уровня психолого-педагогической компетентности каждого сотрудника.
1 Буряковский Р. О. Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания // Юридический мир. 2012. № 4. С. 66-68.
2 Петрова А. С., Шелепова М. А. Нравственно-эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учеб. пособие. Тюмень, 2010. С. 11.
3 На повестке дня — нравственное воспитание сотрудников милиции // Всероссийское совещание по вопросу: «О совершенствовании работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава». URL: https://21.mvd.ru/gumvd/ sovet/Novosti/Arhiv/item/823691 (дата обращения: 11.05.2015).
4 Регламент или Устав Главного магистрата от 16 января 1721 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. VI, № 3708. Гл. X. С. 297.
5 Борисова С. Е. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел : курс лекций. Орел, 2011. С. 3.
6 Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : учебник / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М., 2008. С. 14.
7 Кораблев С. Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 153.
8 Касьян В. Ю. Оценка организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел: вопросы методологии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 10.
9 Сердюк Н. В. Герменевтический подход в педагогической деятельности руководителя ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2(52). С. 10.
10 Кораблев С. Е. Специфика речевого воздействия в профессиональной коммуникации сотрудника правоохранительных органов на примере участковых уполномоченных милиции // Вестник Воронежского института МВД России. 2008. № 2. С. 67.
11 Янбухтин Р. М. Личность сотрудника органов внутренних дел как объект управленческих отношений // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 3. С. 196.
12 Словарь терминов по общей и социальной педагогике / сост. А. С. Воронин. Екатеринбург, 2006. URL: http://window. edu.ru/resource/673/28673 (дата обращения: 11.05.2015).
13 Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : учебник / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. С. 5.
14 Там же. С. 56-57 ; Борисова С. Е. Указ. соч. С. 25-26.
15 Чернова Э. Р. Теоретические проблемы правового воспитания сотрудников органов внутренних дел // Политика, государство и право. 2013. № 11. URL: Ьйр://ро1Шка.8паика. ги/2013/11/1064 (дата обращения: 14.10.2015).
16 Емельянов Н. С., Бережкова Н. Ф. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 74-77.
17 Жидовцева О. А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 206.
18 Тарасов А. Ф. Теоретические основы совершенствования педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000. С. 249 ; Мин-жанов Н. А., Ертысбаева Г. Н. О педагогической культуре личности сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2(52). С. 71-77 ; Афонькин Г. П., Кузьмин А. В. К вопросу о роли руководителя органа внутренних дел в организации эффективного управления процессом воспитания личного состава полиции // Полицейская деятельность. 2015. № 1. С. 47-52.