УДК 316.752 Ефименко Нина Алексеевна
преподаватель Новороссийского филиала Современной гуманитарной академии [email protected]
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Efimenko Nina Alexeevna
lecturer of Novorossiysk affiliate of Modern Humanitarian Academy [email protected]
PATRIOTIC CULTURE IN SYSTEM OF ALL-RUSSIAN VALUES
Аннотация:
Актуальность темы статьи заключается в формировании у граждан высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств. Среди них - прежде всего патриотизм, гражданский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Новизна заключается в философском осмыслении основ патриотизма и патриотической культуры граждан, необходимости анализа концепций патриотизма и выделения их сущностного содержания и роли в организации и самоорганизации российского общества, консолидации этносов на мировоззренческих ментальных основах, образующих историко-культурное своеобразие России. Основные аспекты - реализация духовнонравственного потенциала, накопленного за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества, выработка национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях.
Ключевые слова:
патриотизм, национальные традиции, менталитет, преемственность поколений, идеология, общественное сознание, общероссийские ценности, государство.
The summary:
The theme urgency consists information about citizens, high ethical, moral, psychological and active qualities. Among them first of all patriotism, civic duty, responsibility for destiny of Fatherland and readiness for its protection. The novelty consists in philosophical judgement of bases of patriotism and patriotic culture of citizens, necessity of the analysis of concepts of patriotism and allocation of their intrinsic maintenance and a role for the organization and selforganizing of the Russian society, consolidation of ethnoses on the world outlook mental bases forming historical and cultural originality of Russia. The basic aspects are the realization of the spiritually-moral potential which has been saved up for all history of existence of the state, for the decision of problems in various spheres of life of the society, the development of national idea which could unite the Russian people in new historical conditions.
Keywords:
patriotism, national traditions, mentality, continuity of generations, ideology, public consciousness, all-Russian values, state.
За последние два десятилетия российской истории, пожалуй, ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким трансформациям, как патриотическая культура. Характерной чертой перестроечного времени явилось крушение прежних идеологем. В 90-е гг. были брошены в социальный оборот провокационные постулаты: «Патриотизм - как последнее убежище негодяев» и «Патриотизм - это чувство примитивное, оно есть даже у кошки». Так называемыми «интеллектуалами» того времени предполагалось, что патриотическая культура - отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов.
Со временем исторические традиции патриотической культуры привели российское общество к мысли, что без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без доктрины по защите интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, патриотического духа невозможно вдохновить людей на высокие дела.
Целью формирования патриотической культуры является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [1].
Исторически формирование патриотической идеи совпадает с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этниче-
ское самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством, и составляло вкупе Отечество.
Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии. С середины XIII в. с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV в. клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим «За веру православную!». Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.
Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М. Карамзин: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Похожее определение дает В. Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма» [2, с. 35]. Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью и беззаветным служением родной земле.
В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова: «Бог, Царь и Отечество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государства, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...» [3, с. 26]. Такой подход к военной службе был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикуле воинском», написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 г., российских законах.
История нашего государства - это оборонная история России и великая жертвенность народа, смыслосферой героизма которого являлась патриотическая культура. Со временем стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.
В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое нивелировалось, утрачивая национальные корни. Ослабла преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [4, с. 101].
В условиях перестройки и в постсоветский период разгул ложно понятых либеральных идей во многом способствовал деморализации общества А.И. Солженицын, характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве: «Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты - оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. «Нажива» стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка... - густо дохнула распадом в народный характер» [5, с. 31].
Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовнонравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, его традиционную патрио-
тическую культуру, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А. Кивы, «национальная идея - это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии!» [6, с. 32].
Героическая и драматическая история России, ее судьбоносная патриотическая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Государствоукрепляющая ценность российской патриотической культуры звучит устами В.В. Розанова как завещание потомкам: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых “все тесно взошло”» [7, с. 117].
Также в качестве субъектов формирования патриотической культуры выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти, учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы, средства массовой информации и др. Субъектом формирования патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций [8].
Система формирования патриотической культуры включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовнонравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Ссылки:
1. Андреев С.Ю. Наше прошлое, настоящее и будущее. Постижение. М., 2008.
2. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) // Новый Вавилон. 1994. № 1.
3. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей / сост. Ю.А. Глушко, А.А. Колесников. Под ред. В.Н. Лобова. М., 1990.
4. Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории. Полководцы // Роман-газета.1994.№ 18.
5. Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века // Ориентир. 1996. № 12.
6. Кива А. Национальная идея - обруч нации // Ориентир. 1996. № 12.
7. Розанов В.В. Уединенное. М.,1990.
8. Воспитание патриота и гражданина XXI века // Материалы научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания. Шадринск, 2009.
References (transliterated):
1. Andreev S.Y. Nashe proshloe, nastoyaschee i budus-chee. Postizhenie. M., 2008.
2. Solov'ev V. Natsionalizm. Patriotizm. (Iz entsiklopedi-cheskogo slovarya Brokgauza i Efrona) // Novyy Vavi-lon. 1994. No. 1.
3. O dolge i chesti voinskoy v Rossiyskoy armii: Sobranie materialov, dokumentov i statey / comp. Y.A. Glushko, A.A. Kolesnikov. Ed. V.N. Lobov. M., 1990.
4. Zhukov G.K. Velichie pobedy SSSR i bessilie fal'sifikatorov istorii. Polkovodtsy // Roman-gazeta.1994.No. 18.
5. Solzhenitsyn A.I. Russkiy vopros k kontsu XX veka // Orientir. 1996. No. 12.
6. Kiva A. Natsional'naya ideya - obruch natsii // Orientir. 1996. No. 12.
7. Rozanov V.V. Uedinennoe. M.,1990.
8. Vospitanie patriota i grazhdanina XXI veka // Materia-ly nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya. Sha-drinsk, 2009.