Научная статья на тему 'Потенциальные возможности патриотизма'

Потенциальные возможности патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОСТУПОК / ВОСПИТАНИЕ / СКЛОННОСТЬ / РЕКЛАМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондаренко Галина Ивановна, Берсиров Тембот Батырбиевич

В статье рассматриваются исторический аспект понимания патриотизма и источники его формирования в современном обществе. Авторы считают, что основания для проблемности в патриотическом воспитании не педагогические, а глубоко социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы планируем формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от учащихся и студентов анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности патриотизма»

УДК 316.613.4

Бондаренко Галина Ивановна

профессор кафедры социологии и культурологи Кубанского государственного аграрного университета milena.555@mail. ru Берсиров Тембот Батырбиевич старший преподаватель кафедры теории истории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета [email protected] Galina I. Bondarenko

Professor of the Department of sociology and cultural studies of Kuban state agrarian University milena.555@mail .ru Tembot B. Bersirov senior lecturer of the chair of theory, history of state and law and political science of Adyghe state University milena.555@mail. ru

Потенциальные возможности патриотизма Potential opportunities of patriotism

Аннотация. В статье рассматриваются исторический аспект понимания патриотизма и источники его формирования в современном обществе. Авторы считают, что основания для проблемности в патриотическом воспитании не педагогические, а глубоко социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы планируем формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от учащихся и студентов анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Ключевые слова: патриотизм, история, научно-технический прогресс, потребительское поведение, поступок, воспитание, склонность, реклама, предпринимательство.

Annotation. The article examines tho historical aspect of understanding of patriotism and the sources of its formation in the modern society. The authors view the problems in patriotic education to be deeply social, but not pedagogical. Our modern society is differentiated in opinions, positions and interest. And it we are going to provide an individual wits moral, patriotic and civil education, it is necessary to create problematic situations which could make high students and university students analyze

complicated phenomena, definitions defend their views and constructively coma borate with different opinions.

Key words: patriotism, history, scientific technological advancement, consumer behavior, action, upbringing, inclination, advertisement, entrepreneurial.

Цель статьи: Обозначение особых методик, способных вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

В период ломки общественных отношений, их очередной трансформации, когда «плохое старое», казалось бы, вот-вот должно смениться на «хорошее новое», народ в своей массе и в его лице - государство - утратили какие бы то ни было нравственные ориентиры. Это явление, кстати говоря, было закреплено законодательно. В пункте 2 статьи 13 Конституции РФ - нашего Основного закона[1], принятого в декабре 1993 г., прямо говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, жить было предложено в неком идеологическом вакууме - в принципе, кому как заблагорассудится. Однако, свято место, как известно, пусто не бывает: на смену коммунистическим призывам к «борьбе за светлое будущее» пришло поклонение всепожирающему мамоне, «золотому тельцу», безудержная гонка за «земными» благами и плотскими удовольствиями... А в этой гонке, как известно, любые средства хороши...

Такие перемены существенно изменили облик страны: экономика до сих пор остается недостаточно эффективной; государственные и рыночные институты во многом не отвечают современным задачам модернизации; по-прежнему велика доля теневого сектора. Уровень производственных затрат таков, что страна, обладающая колоссальными ресурсами, постоянно испытывает их дефицит. Недопустимо низка производительность труда. Экономический рост происходит пока, в основном, за счет сырьевых отраслей. Не сокращается технологическое отставание от высокоразвитых стран. Проводимая правительством финансово -бюджетная политика не приносит тех результатов, которых вправе ожидать общество. Как следствие этого, сохраняются очаги социальной напряженности. Недопустимо велик разрыв в доходах между бедными и богатыми группами населения. Большинство граждан не устраивает то, как распределяются доходы, получаемые от ресурсов, являющихся общенациональным достоянием. Масштабы демографического кризиса таковы, что угрожают существованию России как суверенного государства. Государственный аппарат остается до предела забюрократизированным и малоэффективным, что прямо влияет на уровень доверия населения к власти. Общество не удовлетворено системой мер, направленных на снижение уровня коррупции во властных органах. При сложившихся обстоятельствах подрывается, в первую очередь, созидательная сила народа, разрушается гражданственность и патриотизм, выражающиеся в желании сделать что-либо для Отчизны.

Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест, так как были опорой и жизненной силой как для населения, так и

для стабильности страны. Как свидетельствуют исторические факты, роль и значение патриотизма приобретают особое звучание на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются повышением физических и духовных сил его граждан, что особенно характерно в периоды войн, нашествий, социальных конфликтов, революционных потрясений, стихийных и иных бедствий. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своего гражданского долга, своей Родины.

И работа здесь, по мнению философа, должна строиться на духовных, то есть базисных основах нашего общества, а также на героических примерах из истории народной. Каждая эпоха выдвигала свой тип личности гражданина с определенными человеческими качествами.

Интерес к данным понятиям в Древней Греции был в значительной степени обусловлен своеобразием античного общественного устройства. Античный город [2] (полис) представлял собой коллектив полноправных граждан -земельных собственников, избирающих городские власти. Герои греческого эпоса - Геракл, совершающий труды и подвиги ради людей; Гектор, защищающий родной город от врагов; Ахилл, для которого слава и память потомков важнее спокойствия и безопасной жизни; скиталец Одиссей, преодолевающий все препятствия на своем пути к родной Итаке. Такой идеал самоутверждения в борьбе за признанные обществом ценности обеспечивал активное участие граждан в жизни родного города, готовность пожертвовать многим ради его интересов и благополучия.

Решать вопрос о месте и цели гражданского воспитания человека пытались еще Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит. В их воззрениях прослеживается стремление представить идеальным гражданином идеального государства того, для кого главное в жизни - служение государственным интересам, их поддержка и зашита. Отдавая приоритет морали в наборе средств гражданского воспитания, античные философы не усматривали общности человеческих интересов, направляли человеческую нравственность на служение конкретному государству и в значительно меньшей степени - обществу.

Исторически индивиду не сразу удавалось осознать, что он живет в обществе. Введенный Аристотелем термин «гражданское общество» - это союз свободных и равноправных граждан, объединенных государством - полисом. Свободный гражданин, по мнению Платона и Аристотеля, принадлежит государству, ощущает себя его частицей.

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) предлагал концепцию государства и достойных граждан [3]. Согласно Цицерону, обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования добродетелям. Представление о правах и обязанностях гражданина в Древнем Риме было развито: это был лично свободный человек (то есть не раб), поданный Римской империи (то есть не иноземец), житель Италийского полуострова.

В странах Востока в разные периоды термин «гражданин» употреблялся также в значении члена государства. Так, одно из фундаментальных положений Конфуция базируется на послушании и служении человека общине и государству, на проповеди уважения, любви к старшим по возрасту и общественному положению [4]. В сознании восточных народов понятие «гражданин» рассматривалось как подчиненное отношение личности к государству, а не как личное свободное отношение к государству.

В эпоху Возрождения содержание понятия «гражданственность» составляет основу культуры гражданского достоинства[5]. Накануне вступления западноевропейских стран в индустриальную эпоху философско-педагогическая мысль утверждает равноправие, единство религиозно-нравственного и гражданского воспитания, понимаемого как формирование культуры личного достоинства и культуры социальной полезности. Если в античном обществе личность поглощалась государством, в средние века - церковью, то в эпоху возрождения личность становится свободной.

В средние века видное место в этой проблеме занимают взгляды Т. Мора, Т. Компанеллы[6]. Они связывают с формированием личности гражданина дальнейшую демократизацию общества, расширяя горизонты гражданского воспитания. Воспитание носит общественный характер и равно для всех граждан государства.

Особое значение в понимании патриотизма и гражданственности сыграло начало Новой Эры в истории западноевропейской цивилизации - принятие христианства[7]. Важнейшим морально-этическим и педагогическим следствием его утверждения явилось изменение отношения к человеческой личности. С началом христианства развивается процесс выделения гражданского воспитания из общего религиозно-нравственного как его часть.

В Западной Европе национальный патриотизм особенно мощно заявил о себе на полурелигиозной основе в XV веке в период Столетней войны (1337-1453 гг.) во Франции [8]. Выразителем этой идеи стала Жанн д'Арк, которая определяла охватившее ее чувство как «великую жалость... скорбь по милой Франции» и отождествляла его с «голосом бога». Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой Французской революции 1789 - 1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за великое дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям родины - роялистам.

В XIX веке буржуазная идеология утверждала, что патриотические чувства порождаются голосом крови и расы. Среди зарубежных мыслителей XVШ-XIX века особое внимание исследуемой проблеме уделяли Д. Локк, К.А. Гельвеций, Д. Дидро [9].

За последние полтора десятилетия российской истории, пожалуй, ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, и, следовательно, испытаниям, как патриотизм.

Исторически формирование патриотической идеи совпадает с возникновением Русского государства. Еще Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать

родную землю, сберегая ее для детей и внуков [10]. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», былинах, песнях и других памятниках той поры воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства[11].

С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим «За веру православную!» [12]. Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании[13]. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как «Отечество» и «патриотизм». Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление «мы - россияне».

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь и Отечество» [14].

История нашего государства - это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других[15].

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе, что отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни[16]. Значительно слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков.

В то же время, в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей

на подвиг».

В современное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможной общественная деморализация. А. И. Солженицин характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве: «...Рублево-долларовый удар 90-х годов по-новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты -оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление [17].

Перед Россией вновь встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А. Кивы, «Национальная идея - это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии» [18].

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова В. В. Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло» [19].

Хочется отметить, что героические подвиги свершаются жизнелюбивыми людьми, которым, так же как и нам сейчас, были присущи страхи, которым, так же как и нам сейчас, хотелось счастья, и чувствовали они так же, как и мы сейчас, и дышали они так же, как и мы сейчас, и совсем не хотели умирать.

Об истинном облике реальной, невыдуманной войны узнаем из стихотворения «Я только раз видала рукопашный» (1943) поэтессы-фронтовика Юлии Владимировны Друниной: «Я только раз видала рукопашный. Раз - наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.»

И эту боль, этот страх мы чувствуем как свой; о чувстве благодарности в своих переживаниях ученица 10 - го класса сказала так: « И может быть, я еще живу лишь потому, что умерли они...».

К числу вопросов формирования патриотизма и гражданской позиции населения мы относим демографические структуры и процессы, в том числе: социально-экономические, политические, экологические аспекты.

Освещая проблемы социально-экономические, следует отметить, что формирующиеся рыночные отношения российской экономики все плотнее опираются на свою капиталистическую основу. Известно, что капиталисты используют свою власть в своих целях - так, чтобы получать максимальную прибыль. Для этого надо заставить наемных работников как можно больше и

производительнее работать и при этом как можно меньше им за это платить. С этой точки зрения, когда государство говорит, что есть такая работа, на которую россияне за такую малую зарплату не соглашаются, то мы знаем, что оно не предлагает повысить зарплату, а предлагает прибегнуть к услугам дешевых гастарбайтеров. Именно так государство вмешивается в рынок труда и сбивает цену на свою российскую рабочую силу. Именно этот аспект экономики российский патриотизм не только губит, но и в последующих поколениях никак не воспроизводит.

Следующий, политический, аспект демографической политики говорит о том, что иметь большое население выгодно и почетно политическому руководству страны. Во-первых, стране нужны солдаты. Необходимость количественно преобладать в мире воспринимается нами как аксиома.

С точки зрения выживаемости человечества как вида нас сладко и незаметно поглощает еще одна беда - это научно-технический прогресс, который в наше время приобрел характер научно-технической революции.

Наше общество принято называть потребительским, имея в виду нашу безудержную, ни биологически, ни даже морально не оправданную страсть к потреблению, даже во многих случаях, сверхпотреблению.

Но, в тоже самое время, о культуре потребления тоже нельзя умалчивать, так как это также формирует чувство патриотизма. Во-первых, государству нужно поддерживать отечественных производителей (предпринимателей, фермеров, и др.), т. к. продукция, которую они выпускают, в первую очередь, - отечественная. Развитие конкуренции в этом направлении производится с привязкой консолидирующих историко-патриотических примеров из российского и советского периодов и позволяет сформировать новый сегмент рынка: рыночный патриотизм с соответствующей товарной продукцией.

Во-вторых, у покупателей следует формировать устойчивое желание потреблять отечественные виды продукции не только по рациональным, но и эмоциональным причинам. Так, появилась водка «Русский стандарт», масло «Кремлевское», пряники «Имперские». Создается продукт, традиционный для данного региона. Например, пельмени «Сибирские», «Столичные» и др. Первыми, даже не осознав своего вклада в развитие нового направления, задействовали патриотические тенденции квасные производители. Это произошло потому, что квас исконно русский напиток. Он упоминается еще в русских летописях 1056 года.

С нашей точки зрения, заслуживает внимание и другой аспект социально -экономического самочувствия населения страны, от которого напрямую зависит возможность и основание гордиться своей Отчизной - вопрос по определению потребительской корзины. Они, на первый взгляд, незначительны: в минимальном наборе продуктов питания увеличено количество овощей, кондитерских изделий, мяса и рыбы и уменьшено - хлеба и картошки. Но некоторые перемены заметны невооруженным взглядом: впервые в потребительскую корзину включены расходы на культуру - как говорится в распоряжении, «с учетом нормативного

числа посещений театрально-зрелищных мероприятий, кинотеатров, музеев и выставок».

Слово «патриотизм», происходит от латинского «pater» - «отец». Отсюда и слова отечество, отчизна, земля отцов... Поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить, главным образом, не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные.

В основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желать их устранить. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания, выражается в уважении к трудящемуся человеку и желании трудиться на благо Отечества, бережно относиться к ее богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина.

Основания для проблемности в патриотическом воспитании не педагогические, а глубоко социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от учащихся и студентов анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Патриотическое воспитание, бесспорно, сложный, многогранный, многофункциональный процесс, и вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Очевидно одно: патриотизму альтернативы нет, потому как:

Нам силу дает

Наша верность Отчизне

Так было, так есть, и так будет всегда / С. Михалков

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 13 декабря 1993 года. - М.: 2003

2. Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф.Асмус. - М.: Высш. Шк. 1998.-

С.178

3. См., например: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М: Восточная литература, 2001.

5. Ревуненкова Н. В. Общественно-идеологические основы борьбы Кальвина против свободомыслия эпохи возрождения : автореферат диссертации ... доктора истор. наук : 07.00.03 Лен. государственный университет. Ленинград. 1991

6. Архипова, Оксана Валериевна Социальные проблемы города будущего в утопическом социализме: автореферат диссертации ... кандидата философских наук: 09.00.02 Москва. 2001.

7. Пиков, Геннадий Геннадьевич. Христианство как системообразующий фактор в истории средневековой европейской цивилизации: автореферат диссертации ... доктора культурологии 24.00.01. Новосибирск. 2012

8. Зайцева Мария Александровна. Английское общество на последнем этапе Столетней войны (20-30-е годы XV века) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Н. Новгород, 2004

9. История политических и правовых учений http://www.studylaw. narod. ru/ippu/ippusod. htm

10. Вольдемар Б. Восточные славяне и нашествие Батыя http://www. oldru.com/baty/menu.htm

11. См., например: Салмина М. А. «Летописная повесть» о Куликовской битве и «Задонщина». — В кн.: «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966, с. 344-384; Она же. К вопросу о датировке «Сказания о Мамаевом побоище». — «ТОДРЛ». Л., 1974, т. XXIX, с. 98-124; Бегунов Ю. К. Об исторической основе «Сказания о Мамаевом побоище». — В кн.: «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966, с. 477523; Мингалев В. С. «Сказание о Мамаевом побоище» и его источники. Автореф, дис. на соиск. учен, степени канд. ист. наук. М. — Вильнюс, 1971.; Повести о Куликовской битве. М., 1959. Литературные памятники, с. 43-76.; Лихачев Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л., 1945, с. 76.

12. Светлана Сухорукова Легенды О Руси. Век XIII http://www.proza.ru/2012/01/22/482

13. Романов Дмитрий Аркадьевич. Реформа государственного аппарата России петровской эпохи (Анализ нормативно-правового обеспечения) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2001.

14. Поладько А. В. Идеология государственного служения: социокультурное позиционирование дискурса : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Поладько Александр Викторович; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Ростов-на-Дону. 2011.

15. Соловьев В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) // Новый Вавилон, 1994. №1. С.35.; О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А.Глушко, А.А.Колесников: Под ред. В.Н.Лобова. - М.: Воениздат, 1990. С.26.; Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории. Полководцы. М.: Роман-газета. 1994. № 18. С.101.; Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы. // Менталитет и политическое развитие России. Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29-31 окт. 1996г. - М.: Ин-т Российской истории, 1996. С.6.; Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века. // Ориентир. 1996. № 12. С.31.; Розанов В.В. Уединенное. М., 1990. С.117.

16. См.: Поляков Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность. - 1992. - №3. - С.72; Кочеров С.Н. Русская идея как социокультурный феномен: концептуальный, историософский и аксиологический анализ: Автореф. дис. ...докт. филос. наук. Н.Новгород, 2007.

17. Солженицин А. И. Русский вопрос к концу XX века//Ориентир. 1996. №12.-С. 31

18. Кива А. Национальная идея - обруч нации. // Ориентир. 1996. № 12. С.32

19. Розанов. Их роль около меня грустное молчание//http://www.proza.ru/2010/06/25/847 (© Copyright: Юрий Прокуратов, 2010. Свидетельство о публикации №21006250084)

Literature:

1 . The constitution of the Russian Federation of December 13, 1993. - M.: 2003

2 . Asmus V. F. Antichnaya philosophy / V.F.Asmus. - M.: Vyssh. Шк. 1998 . -Page 178

3 . See, for example: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/.

4 . Vasilyev L.S. Cults, religions, traditions in China. — М: East literature, 2001.

5 . Revunenkova N. V. Public and ideological bases of fight of Calvin against free-thinking of Renaissance: thesis abstract... I used up the doctor. sciences: 07.00.03 Len. state university. Leningrad. 1991

6 . Arkhipova, Oksana Valeriyevna Social problems of the city of the future in a Utopian socialism: thesis abstract ... candidate of philosophical sciences: 09.00.02 Moscow. 2001 .

7. Pikov, Gennady Gennadevich. Christianity as a backbone factor in the history of medieval European civilization: thesis abstract... doctors of cultural science 24.00.01. Novosibirsk. 2012

8 . Zaytseva Maria Aleksandrovna. English society at the last stage of Centenary war (the 20-30th years of the XV century): Dis. ... edging. ist. sciences: 07.00.03: N. Novgorod, 2004

9 . History of the political and legal doctrines http://www.studylaw. narod. ru/ippu/ippusod. htm

10 . Voldemar B. east Slavs and invasion of Batyya of http://www. oldru.com/baty/menu.htm

11 . See, for example: Salmina M. A. "The annalistic story" about the Battle of Kulikovo and "Zadonshchina". — In book: "Tale of Igor's Campaign" and monuments of the Kulikovsky cycle. M.-L. 1966, page 344-384; It е. To a question of dating "Legends on Mamayevy slaughter". — "TODRL". L. 1974, t. XXIX, page 98-124; Yu. K. Runners about a historical basis "Legends on Mamayevy slaughter". — In book: "Tale of Igor's Campaign" and monuments of the Kulikovsky cycle. M.-L. 1966, page 477523; Mingalev V. S. "Legend on Mamayevy slaughter" and its sources. Avtoref yew. on соиск. Wuchang, degrees edging. ist. sciences. M — Vilnius, 1971. ; Stories about the Battle of Kulikovo. M, 1959. Literary monuments, page 43-76. ; Likhachev D. S. National consciousness of Ancient Russia. M.-L. 1945, page 76.

12 . Svetlana Sukhorukova of the Legend Of Russia. Century of XIII http://www.proza.ru/2012/01/22/482

13 . Romanov Dmitry Arkadyevich. Reform of government of Russia of a Petrovsky era (Standard legal support analysis): Dis. ... edging. юрид. sciences: 12.00.01: Moscow, 2001.

14 . Poladko A. V. Ideologiya of the state service: sociocultural positioning of a discourse: thesis... candidate of philosophical sciences: 09.00.11 / Poladko Alexander Viktorovich; [Protection place: Krasnodar. un-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia].- Rostov-on-Don. 2011 .

15 . Nightingales V. Natsionalizm. Patriotism. (From Brockhaus and Efron's encyclopedic dictionary)//New Babylon, 1994. No. 1. Page 35. ; About a debt and honor military in the Russian army: Meeting of materials, documents and articles / Sost. Yu.A.Glushko, A. A. Kolesnikov: Under the editorship of V. N. Lobov. - M.: Voyenizdat, 1990. Page 26. ; Bugs G. K. Velichiye of a victory of the USSR and powerlessness of falsifiers of history. Commanders. M.: Novel newspaper. 1994 . No. 18. Page 101. ; Pushkarev L.N. Mentalitet and political history of Russia: critical stages. // Mentality and political development of Russia. Theses of reports of scientific conference. Moscow, 29-31 Oct. 1996 - M.: Ying t Rossiyskoy of history, 1996. Page 6. ; Solzhenitsyn A.I. Russky a question by the end of the XX century. // Reference point. 1996. No. 12. Page 31. ; Rose trees V. V. Uyedinennoye. M, 1990. Page 117.

16 . See: Poles L. Logika of "the Russian idea"//Social sciences and present. -1992 . - No. 3. - Page 72; Kocherov S. N. Russkaya idea as sociocultural phenomenon: conceptual, historiosophical and axiological analysis: Avtoref. yew. ... doKm. $moc. sciences. N. Novgorod, 2007.

17 . Solzhenitsyn A. I. Russky a question by the end of the XX century//the Reference point. 1996. No. 12. - Page 31

18 . Kiva A. national idea - a nation hoop. // Reference point. 1996. No. 12. Page

32

19. Rozanov. Their role about me sad

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

silence//http://www.proza.ru/2010/06/25/847 (© Copyright: Yury Prokuratov, 2010. Certificate on the publication No. 21006250084)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.