Рязанцев В.Д.
ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ВОЕННОГО ДУХА, СИЛЫ И МОЩИ АРМИИ И ФЛОТА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
На протяжении многих веков Россия не была сломлена вооруженной силой иноземных захватчиков. Только после того, как в начале 50-х гг. XX в. был объявлен крестовый поход против нашего государства в виде «холодной войны», Россия потерпела поражение и чуть было не распалась на «удельные княжества» времен Владимира Мономаха. В результате угрозы разрушения русского этноса и российской государственности, сложившейся в конце 90-х гг. XX в., перед страной встала задача активного противодействия идеологической агрессии, развернутой против нашей страны ведущими державами современного мира.
Государственная идеология России, которая опиралась на традиционные человеческие и моральные ценности, в этот исторический момент утратила свое монопольное положение. В стране возникло мировоззренческое многообразие: свобода мнений, убеждений, вседозволенность в духовной, экономической и политической жизни. Откровенное невежество, бездуховность, безнравственность, насилие и цинизм уничтожали нашу историю и культуру, нравы и обычаи. В умах большинства наших граждан возникла настоящая сумятица. Эгоизм и индивидуализм, космополитизм все больше и больше поглощали гражданственность и национальную самобытность, державность и патриотизм нашего народа. В этих условиях как никогда остро проявилась потребность в идеях, объединяющих и консолидирующих разные слои общества. Одной из таких идей во все времена, у всех народов была идея патриотизма.
В истории России было немало случаев, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи и побеждал кризисные явления, внутреннего и внешнего врага, добивался положительных решений в социальноэкономических реформах. Сегодня у России нет более важной идеи, ценности, чем патриотизм. Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастности ее истории, природе, достижениям, проблемам. Идеи патриотизма формируют духовно-нравственную основу личности, ее гражданскую позицию и потребности в достойном и самоотверженном служении своему Отечеству. Пат-
риотизм - это фундамент общественной и государственной систем, духовнонравственная основа их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотическая идея в нашей стране всегда подпитывалась героикой прошлого, историческими событиями и фактами, преданиями и легендами. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности: в идеологии, политике, культуре, экономике, военном деле. У нашего народа, в силу его многотрудной исторической судьбы, патриотические чувства особенные. В них - источник трудолюбия, героизма, веры и долготерпения, скромности, верности и преданности, ответственности, то есть всего того, что на протяжении многих столетий воспринимается как национальный характер и душа российского народа.
История нашей Родины свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Этимологический словарь русского языка ( составитель М. Фасмер) отмечает, что первое упоминание о патриотизме в России встречается у Петра I и заимствовано это слово из французского языка (рМгШв - сын Отечества). Никакого эквивалента этому слову в древнерусских памятниках обнаружить не удается; словосочетание «любовь к Родине», да и само слово «Родина» древнерусскими авторами не употреблялось. В период деятельности Петра I патриотизм становится выше всех ценностей и добродетелей. Служба Отечеству, усердие в государственных делах были объявлены главной добродетелью, закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие подчинения чинов, получения наград и званий.
И все же российский патриотизм имеет более глубокие корни. Свидетельства о наличии такого качества у людей, как патриотизм, встречались в военноисторических документах и летописях русского государства еще в IX в. Патриотизм в то время носил как бы личностный характер. Именно тогда зародилась традиция русского воинства приносить клятву верности князю-заступнику и его боевой дружине. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, князь считал постыдным бросить свое войско. Патриотизм первоначально возник как естественное сильное чувство человека, племени к воспроизводству своего рода, защите своего жизненного пространства. Вытеснение и уничтожение естественной жизни этноса вызывало защитную реакцию - патриотизм. Испытания, выпавшие на долю русского народа, военная мощь его врагов, покорение значительной части его территории татаро-монголами ускорили накопление в народе
патриотической силы и энергии, осознание необходимости национального объединения. Личностный патриотизм соединился с идеей национального единства и постепенно приобретал общенациональное значение.
Любовью к своей земле проникнуты выдающиеся литературные произведения Древней Руси «Слово о полку Игореве» и «Слово о законе и благодати» [2; 3]. Объединение на патриотической основе резко повысило могущество Российского государства, укрепило патриотическую идею и прочно соединило его с государственностью. Кого же считали патриотом наши далекие предки? Это «русский сын» летописных преданий, «отчизник, служащий мощно неусыпным промышлением» в эпоху Московского царства, «доброхотящий Отечеству» в период становления Российской империи, «сыны Отечества» - обращение к защитникам России Александра I, «спасители Отечества» - термин М.И. Кутузова.
С XVII в. начинается формирование национальной идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства, а духовным наполнением стало православие. Русская православная церковь всегда играла важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество. Православие отражало такие ярко выраженные черты национального характера, как терпимость, добро-любие, уживчивость, милосердие. Православная церковь способствовала объединению различных религий под знаменем российского патриотизма. В первом русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» 1647 г. говорилось, что каждый воинский человек должен приводиться к крестному целованию - приносить присягу государю. Нарушитель присяги провозглашался клятвопреступником и вероотступником, так как, целуя крест, он брал в свидетели своей верности и преданности самого Бога.
С XVIII в. произошло обновление государственной идеи, на смену религиозной ментальности пришли новые, светские принципы, главный из которых -«служение Отечеству и своим близким». Формула «Православие, Самодержавие, Народность» отражала российскую национальную идею того времени. В XIX в. патриотическую идею выражали слова «За Веру, Царя и Отечество». Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители конца XIX - начала XX вв. П.А. Флоренский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Особенно ярко сила патриотизма проявилась в войне 1941-1945 гг. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» - такие слова произносились на многих языках народов СССР. «За Родину», «За Ленинград», «За Сталинград», «За
Севастополь» - с такими возгласами шли в атаку солдаты и матросы Советской Армии и Флота.
Патриотизм - одна из важнейших составляющих общенациональных идей, объединяющих на духовной основе самые различные народы. Существо этих идей в разных странах было и остается различным. В одних странах - это свобода и независимость, в других - вера в богоизбранность народа, в третьих - благосостояние и обеспеченность каждого гражданина страны и пр. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм выражается в любви к своей Родине, гордости за свою страну, стремлении принести пользу своему народу. Таким образом, патриотизм представляет собой один из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено отношение личности к своему Отечеству, к народу. Для государства патриотизм выступает частью идеологии, для общества - частью образа жизни, для личности - смыслом жизни.
Патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Это, прежде всего, состояние духа и души людей, их социальной активности в обществе. Смысловое наполнение патриотизма зависит от конкретных исторических условий жизни общества, его классов, политики, власти, господствующих групп, политических партий, целей и задач, стоящих перед ними. При определенных исторических условиях происходит их очищение, обновление и проявление в интересах всего Отечества. Отношение человека к своей Родине аналогично отношению сына или дочери к своим родителям. Тех, у кого много бескорыстных дел на благо своего народа, называют сынами и дочерьми Отечества. Тех, кто относится к Родине и народу равнодушно, называют гражданами страны.
Человек является основным носителем патриотических чувств, обладателем патриотического сознания, мировоззрения, системы идей и принципов. Только в индивидуальном сознании человека представлены все уровни патриотизма от почти физического ощущения принадлежности к родной земле до принятия идеалов Отечества как своих личных. Одним из системообразующих факторов проявления патриотизма конкретным человеком является фактор малой родины - чувственно-эмоциональное отношение к конкретной территории, к проживающим на ней людям. Этот фактор характеризуется тесными личными
связями со всем тем, что на уровне генетической памяти возникает в человеке в процессе формирования человеческих чувств, чувственного состояния родственного коллектива, культуры поведения в обществе. Поэтому феномен малой родины, любовь к ней, стремление к ее защите в своих глубинных основаниях опираются на те корни, которые связывают современного человека с процессами возникновения разумной жизни на Земле. « Иметь родину, - писал И.А. Ильин, -значит любить ее, но не тою любовью, которая знает о негодности своего предмета и потому, не веря в свою правоту и в себя, стыдится и себя и его; патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное: которая живым опытом (может быть, вполне «иррациональным») испытала объективное и безусловное достоинство этого священного - и узнала это в святынях своего народа» [5, с. 224].
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотизм российского народа выражается в основополагающих нравственных, этнопсихологических нормах, философских, религиозных и этических представлениях, в особенностях языка, характера, обычаев, ментальности, в принципах поведения в быту, в отношениях к защите независимости своей Родины. Он является естественной государственной идеологией русской нации, и особенности его проявления заключаются в позитивном отношении российских людей к таким понятиям, как державность, соборность, православие, стойкость и мужество, героизм, гордость и достоинство, созидательный труд. Такое отношение порождало социально-нравственную ответственность большинства людей за судьбу своей страны и придавало им невиданные силы для преодоления тяжелых невзгод. История нашего Отечества полна примерами, когда страна оказывалась на краю пропасти, народ находил в себе силы к возрождению и процветанию. Духовным стержнем несокрушимости российского народа являлся и является именно государственный патриотизм.
Две трети своего существования Россия вела войны за свою независимость. Такое положение не могло не оказать влияния на формирование особого отношения русского народа к военной службе. В народном эпосе, в песнях, былинах, сказках воспевались сила, храбрость, отвага и мужество защитников своей Родины. Из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, торжественные церемонии, которые способствовали формированию бесстрашного воина - защитника родной земли, созданию непобедимых российских боевых дружин, полков народного ополчения, партизан, воинских частей регулярной армии и флота. Воинские традиции Древней Руси заложили основу воинской доблести
Великой России. Стержнем этих традиций был патриотизм, проникнутый глубокой духовно-нравственной основой любви к своей родине.
Петр I был одним из первых государственных деятелей России, который отразил идеалы борьбы с врагами своей Родины в указах, законах, наставлениях, воинских уставах - «За веру, царя, честь и достоинство». С 1700 по 1725 г. по его инициативе было принято около 3 тыс. законодательных актов, которые затрагивали все сферы жизни России, способствовали повышению ее могущества и величия. Бесконечно преданный интересам России, Петр I всю свою жизнь посвятил служению Отечеству. В результате его реформ в России была создана новая система государственного управления, регулярные армия и флот, сложилась государственная патриотическая идеология. В основу патриотического воспитания народа была заложена глубоко национальная для России идея преданности и верности своему Отечеству. При этом забота о защитниках Отечества и их моральном облике выдвигалась на первый план. Велась огромная работа по патриотическому воспитанию армии и флота. В своих указах Петр I обращал внимание на то, что государственные интересы являются превыше всего, сам себя ставил в подчиненное положение этим интересам и требовал служить себе как первому работнику своего народа. «Бог, царь и родина», «Делай как я» - такие девизы были у царя-реформатора России.
История послепетровской России полна примерами славных побед над врагами, одержанных русской армией и флотом. Залогом этих побед были укрепление и развитие боевых и патриотических традиций, присущих российскому народу и вооруженным защитникам своего Отечества, вера в свои силы и правоту дела в самые критические моменты в жизни нашего государства. Развитие боевых и патриотических традиций было связано, прежде всего, с деятельностью государственных руководителей и выдающихся полководцев и флотоводцев своего времени. А.В. Суворов, П. А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, С.К. Грейг, Г. А. Потемкин внесли неоценимый вклад в формирование и внедрение в повседневную жизнь прогрессивных воинских традиций, упрочение воинской славы России. Эстафету великих дел на благо Родины продолжили М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, А.П. Ермолов, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Подвиги, совершенные русскими воинами при защите своей Родины, являли собой яркий образец мужества и героизма российского народа, образец стойкости и патриотизма, проявленных талантливыми военачальниками и рядовыми, горячими патриотами России. Новую героическую страницу в истории воинской добле-
сти российского воинства вписали офицеры и рядовые русской армии и флота в ходе Русско-японской войны.
При оценке боевых действий в ходе I Мировой войны важное место занимало исследование морального духа войск. Примеры патриотизма, личного мужества на фронтах этой войны показывали, прежде всего, русские офицеры. Идея этой войны «За веру, царя и Отечество» была близка сердцу каждого солдату и матроса русской армии и флота. Воинской доблестью и храбростью отличились в этой войне многие части, а солдаты, казаки, матросы вписали в историю боевой славы России яркие страницы личных подвигов.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была не просто военным столкновением двух держав. Это была война двух идеологий, двух общественных систем, двух мировоззрений. В этой войне стоял вопрос о жизни или смерти нашего государства. Традиции героического прошлого нашего народа стали символом несгибаемого боевого духа в борьбе против фашистских захватчиков. Благородные освободительные цели войны были горячо поддержаны всем советским народом. Вся страна встала в едином патриотическом порыве на защиту своей независимости. Национальные традиции героического прошлого российского народа находили отражение в наименованиях ряда военных операций. Орловская операция 1943 г. была названа «Кутузов», Белорусская операция 1944 г. - «Багратион», Смоленская операция 1943 г. получила название «Суворов». В годы войны были учреждены ордена А. Невского, М. Кутузова, А. Суворова, Ф. Ушакова, П. Нахимова, орден Славы как преемник Георгиевского креста. Госполитиздат, Воениздат в годы войны массово издавали серии брошюр «Герои Отечественной войны 1812 года», «Великие борцы за русскую землю», «Великие люди русского народа», «Гениальные люди русской нации» и др.
В основе проявленного патриотизма и мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны лежала идейная убежденность, любовь к своей Родине, преданность государственному строю, жертвенность. Размышляя о величии нашей Победы, великий полководец Г.К. Жуков писал: «Обо что споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же прежде всего помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать - главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и наро-да»[4, с.135]. Ко всем людям, которые горячо любят свою Родину, ради защиты своего народа готовы на жертвы и лишения лучше всего подходят слова В.Г. Бе-
линского: «Что такое патриотизм и патриоты, всякий знает. Но не всякий знает, что патриоты разделяются на два разряда. Одни получают имя патриота за свои заслуги от общества и истории, как получили его Минин и Пожарский, Сусанин и другие... Другие сами себя провозглашают патриотами, потому что громче других говорят о любви и ревности ко всему отечественному»[1, с. 374].
Патриотическое воспитание военнослужащих на воинских ритуалах и традициях Российской армии и флота является важнейшим направлением деятельности органов государственного и военного управлений. От того, как поставлено патриотическое воспитание, зависит могущество государства, его сила и мощь, моральный дух нации, военное сознание и военный дух Вооруженных Сил современной России.
Политические изменения, которые произошли в России, различные реформы в экономической, социальной, культурной, военной сферах жизнедеятельности вызывают необходимость пересмотра и уточнения всей системы патриотического воспитания наших граждан, которая была определена государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». Идеологическая работа по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих армии и флота, должна строиться на основе той политики государства, которую оно проводит сфере духовного воспитании граждан России, где одной из главных задач является воспитание гражданского патриотизма. В государственной программе по патриотическому воспитанию граждан России должно быть указано, что целью военно-патриотического воспитания воинов армии и флота современной России является формирование у них качеств граж-данина-патриота - надежного защитника Отечества, высокого профессионала, верного своему воинскому долгу и готового защищать интересы России.
* * *
1. Белинский В.Г. Литературные и журнальные заметки // Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: в 8 т. М., 1955. Т.6.
2. Былины /под ред. В.И. Чечерова. М., 1957.
3. Воинские повести Древней Руси / под ред. В.П. Андреевой-Перетц. М., 1949.
4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Изд-во АПН, 1968. Т.2.
5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.