Азарова А.В.
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИДЕОЛОГИИ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ
В начале третьего тысячелетия важнейшие проблемы современности, усилившиеся интернациональные процессы в мире выдвигают на видное место среди других вопросов духовной жизни нашей страны соизмерение любви к своей Родине, верности ей, гордости за ее самобытность, культуру и славную историю.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике и т.д. Патриотизму народа всегда отводилась особая роль в решении проблем личности, социума и государства. Во все времена, у всех народов патриотизм был одной из основ, которые способствовали консолидации разных слоев общества. Так было всегда в России на крутых поворотах истории, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины, своего народа.
Патриотическая идея в нашей стране всегда подпитывалась героикой прошлого, историческими событиями и фактами, иногда преданиями и легендами. Она всегда передавалась из поколения в поколение. Ведь по своей сути патриотизм представляет собой одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни российского общества и государства, характеризующих высший уровень духовно-нравственного развития личности и проявляющихся в ее активной деятельностной самореализации на благо своего Отечества.
Сегодня все более активно обсуждается вопрос об общероссийском патриотическом идеале, который будет способен "вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины" [19, с. 126].
Патриотизм - слово греческого происхождения. Оно означает "соотечественник", "Родина", "любовь к Родине", "к Отечеству", готовность к его защите от врагов. Смысловое наполнение патриотизма зависит от конкретно-
исторических условий жизни общества, его классов, политики господствующих групп, целей и задач, стоящих перед ними. Так, в период французской буржуазной революции 1789-1794 гг. патриотами называли себя защитники республики в противовес сторонникам монархии. А в нашей стране большевики после прихода к власти считали патриотами только тех, кто разделял классовые интересы и поддерживал политические устремления пролетариата.
Однако о развитии идеологии патриотизма правомерно говорить по отношению к более раннему историческому периоду. И связано это, прежде всего, с воззрениями таких философов-мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Гегель, французские материалисты XVIII в., а также русские революционеры-демократы.
Так, отношение к Отечеству считали главным еще древние мыслители [19]. "Самые благородные помышления - о благе отечества", - говорил Цицерон в диалоге "О государстве" [27, с. 87]. Античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед отечеством означала для них не только его военную защиту, но и активное участие в государственном управлении.
Французские просветители XVIII в., несмотря на существенные различия в философских и политических взглядах, были едины во мнении о единстве патриотизма и политики, утверждая, что патриотические чувства и деятельность людей в конечном счете зависят от государства и его законов. Именно в них они видели основную причину, порождающую патриотизм. Более того, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и некоторые другие мыслители того времени были уверены в решающем влиянии политических учреждений на формирование духовного облика людей.
Великий немецкий философ Гегель связывал патриотизм с чувством доверия граждан к государству. Развивая свою мысль, он писал: "Патриотизм основывается на сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать свое достояние и жизнь ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный человек может ради общего дела действовать по собственной воле и самостоятельно и чем больше доверия испытывает он к государству" [8, с. 70].
Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует о том, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Патриотизм был и сегодня
остается характерной чертой менталитета русского народа, духовной основой развития российской государственности. Своими истоками он уходит в древность, в период распространения христианства на Руси и борьбы с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа. История России - это история патриотизма. Две трети своего существования наша Родина вела упорную борьбу за сохранение своей независимости1. В этих условиях патриотизм стал естественной государственной идеологией.
Защита своего Отечества у народов России издревле рассматривалась как высшая обязанность человека. Практика доказывает, что общественное сознание россиян давно и прочно связало воедино патриотизм и выполнение воинского долга по защите Отчизны.
Исторический путь, пройденный нашей страной, уровень культуры, образ жизни многих россиян свидетельствуют о том, что установка "служение людям" лежит в основе истинно российского менталитета [9]. Культуру российского офицера и солдата всегда отличала патриотическая идея бескорыстного, самоотверженного служения Отечеству. Российские воины по праву могут быть названы в русской истории самым патриотичным слоем общества, а патриотизм -душой русской армии.
Патриотизм как идея объединения русских земель в борьбе против общего врага отчетливо звучит в "Повести временных лет" и в проповедях Сергия Радонежского. Любовью к Родине проникнуты выдающиеся литературные произведения Древней Руси, например "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" и другие [4; 5]. Это чувство воплотилось в ратных делах наших предков, оно стимулировало прогресс российской науки. На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Великая русская культура, литература, искусство творились гениями-патриотами [12].
А.Н. Радищев в "Беседе о том, что есть сын Отечества" бескорыстное стремление служить делу процветания своей Родины, твердость в предприятии,
1 С.М. Соловьев подсчитал, что с 800 по 1237 г. на Русь каждые 4 года совершалось военное нападение. В 1240-1462 гг. было более 200 нашествий врагов. А.И. Ильин установил, что с 1368 по 1893 г., т. е. за 525 лет, было 329 лет войны. - А.А.
неутомимость в исполнении назвал патриотическими качествами русского народа.
Важнейшей обязанностью каждого члена общества считали защиту Отечества декабристы. В проекте Конституции, составленном Н.П. Муравьевым, подчеркивалось, что "каждый русский обязан носить общественные повинности
- повиноваться законам и властям Отечества и являться на защиту Родины, когда востребует закон" [10]. "Любовь к Отечеству - источник всех государственных добродетелей и сильнейшая подпора существования и благоденствия всех царств", - писал другой декабрист - С. Пестель [7, с. 86].
Свое понимание патриотизма, долга перед Отечеством мы находим в трудах А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского и других русских революционеров-демократов. "Любовь к отечеству, - отмечал В.Г. Белинский, - должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому" [1, с. 489]. По мнению Н.Г Чернышевского, "историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство - силою его патриотизма".
Историк Н.М. Карамзин считал: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие -гордость народную, которая служит опорою патриотизма".
Центральной идеей чаадаевского патриотизма была осознанная, бескорыстная любовь к Родине, в основе которой лежит стремление сделать свою страну действительно достойной любви и уважения не только ее собственных граждан, но и всех других народов. По его мысли, "идея" русского народа есть идея сверхнациональная [28].
Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли В.С. Соловьев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев и другие русские мыслители конца XIX - начала XX в. [2; 21; 23; 26]. Говоря о патриотизме,
В. С. Соловьев в своей работе "Русская идея" отмечал: "Проявлять свою мощь, преследовать свой национальный интерес - вот все, что надлежит делать народу, и долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну и служить ей в этой национальной политике" [23]. В лице В.С. Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала,
цели их развития, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков [22].
"Все наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственного национального сознания в русском обществе и народе. Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство. Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму",
- писал Н. Бердяев [6].
России, ее возрождению были отданы все главные помыслы и усилия русского мыслителя и патриота И.А. Ильина. Основываясь на духовнонравственном подходе к пониманию сущности патриотизма, идеализируя русскую культуру и возвеличивая душу русского народа, И.А. Ильин не сомневался в особом предназначении России. Огромной любовью к Родине пронизаны его мысли, посвященные своеобразию, самобытности, самостоятельности, суверенности русского народа, его культуры, сознания и чувств, деяний, в конечном счете самой судьбы [14]. "Люди без Родины, -полагал философ, - становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь" [13, с. 333 -334.].
Своеобразную, во многом противоречивую точку зрения на патриотизм, патриотическое воспитание молодежи имел Л.Н. Толстой. Несмотря на то, что в грандиозной эпопее "Война и мир" он показал патриотический порыв русского народа, обусловивший победу России в Отечественной войне 1812 г., в ряде его поздних работ усиливаются социальный критицизм и одновременно христианско-морализаторские тенденции. Вероятнее всего, этим можно объяснить позицию Л.Н. Толстого в отношении патриотизма, выраженную в статье "Патриотизм или мир?". В ней он писал: "Патриотизм - это пережиток варварских времен". И далее: "До тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм, воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую, и духовную жизнь народов, будут и войны" [24, с. 45, 46].
Словами Л.Н. Толстого, но только в искаженном виде не преминули воспользоваться в начале 90-х гг. часто мелькающие на телеэкранах журналисты и так называемые правозащитники, умолчав, однако, о том, что сам Л.Н. Толстой определил те ограничители, которые могут остановить войну. "Если над людьми,
- отмечал великий русский писатель, - не стоит никакого ни нравственного, ни религиозного ограничения, то разве не очевидно, что такие люди будут воевать всегда"[24, с. 51].
Высокую значимость патриотического воспитания отмечали полководцы и военные педагоги русской армии, ставя его в основу воспитания воинов. Как отмечал И.А. Ильин, "русская армия всегда была школой патриотической верности", выступала как "основа нашего национального самосознания", так как "армия не возможна без патриотизма и жертвенности" [17, с. 36-37].
Исследование исторических документов и материалов, отражающих национальные интересы России в допетровскую эпоху, показало, что идеологии российского патриотизма до XVII в. в четко оформленном виде не было выработано, хотя, без сомнения, патриотические чувства русских людей, проверенные в борьбе за свободу Родины, существовали многие века. Идеи православия, державности и национальной сплоченности находили свое выражение в основном в литературных и религиозных источниках, отражались в национальной психологии русского народа на уровне обыденного сознания. Но уже в начале XVII в. "Устав ратных и пушечных дел" закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. Воеводам строго предписывалось не только усердно воспитывать их, но и самим подавать пример служения Отечеству. А в Морском уставе говорилось: "Все воинские корабли России не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели под страхом лишения живота" [3, с. 147].
Петр I одним из первых среди государственных деятелей России предпринял попытку соединить великие идеалы борьбы с врагом "за веру, царя, честь и достоинство" своей Родины и отразить их в указах, законах, наставлениях, воинских уставах и других законодательных актах, имеющих правовой статус. Подкрепленные живой воспитательной работой, они оказывали большое патриотическое влияние на русский народ. Напутствуя российских воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий говорил: "Не должны Вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную нашу веру и церковь" [20, с. 187]. Такой подход был
закреплен в "Учреждении к бою", "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе Воинском 1716 г., российских законах того времени.
Конец XVII - начало XVIII в., когда в результате петровских реформ были созданы новая система государственного управления, регулярные армия и флот России, можно по праву считать началом становления патриотической идеологии России, формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат [18, с. 48-52]. Причем, хотелось бы особо подчеркнуть, патриотическая идеология в России с самого начала формировалась Петром Великим как государственная идеология.
В период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм ставится выше всех нравственных ценностей. В основу патриотического воспитания Петром I была положена глубоко национальная для России идея преданности и верности своему Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в "Табели о рангах" как непременное условие получения чинов, наград, званий. По прямому указанию царя в процессе воинского обучения и воспитания у русских воинов вырабатывались чувства государственной ответственности за судьбу Родины, патриотизма, воинского долга, преданности и любви к "государевой службе".
В XVIII в. в России начинает складываться система патриотического просвещения и военно-патриотического воспитания. "Инструкция пехотного полка полковнику" предписывала командирам проводить работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Непреложным правилом считалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма.
Многие русские полководцы XVIII - XIX вв. в своей практической деятельности стремились развивать старательное отношение всех воинов к воинскому долгу, чести и высокому призванию защитника Отечества. П.А. Румянцев, выделяя в воспитании два элемента - моральный и физический, особое внимание уделял моральному, главной составляющей которого, по его мнению, была любовь к своей Родине и преданность ей. Наиболее ярко и полно патриотические идеи воплотилось в военно-педагогической деятельности А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.И. Драгомирова и др.
Один из известных педагогов Д.Н. Трескин, считая патриотическое сознание тем стержнем, который во многом определяет поведение воинов, писал: "Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать всякую военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены" [25, с. 288]. Неоспоримость этого тезиса подтверждается множеством фактов из истории Российского государства. Идеи патриотизма нашли отражение в мужестве и героизме солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов, проявленных ими в войнах, которых пришлось вести России за всю свою многовековую историю. Особенно яркий пример этому - Отечественные войны 1812 г. и 1941 - 1945 гг. Не из-за национального фанатизма, не из-за денег совершали подвиги простые люди и воины земли русской: Иван Сусанин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, защитники Севастополя и Брестской крепости, матросы и офицеры крейсера "Варяг", А.М. Матросов, Д.М. Карбышев и многие другие.
Из приведенного в статье материала следует, что патриотизм представляет собой глубокую традицию отечественной гуманитарной науки и культуры. Он всегда рассматривался как необходимое условие силы российского народа, единства и величия России, могущества Российского государства и его Вооруженных Сил. При этом сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего, в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления.
Идея патриотизма в сегодняшних условиях может способствовать осуществлению надежды на возрождение национальных ценностей и традиций российского общества, на выход нашей страны из состояния поиска новых основ своего существования.
* * *
1. Белинский В.Г. Сочинения. М., 1954. Т. 4.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990;
3. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVII веке. М., 1959.
4. Былины / под. ред. В.И. Чечерова. М., 1957.
5. Воинские повести Древней Руси / под ред. В.П. Андреевой-Перетц. М. -Л., 1949.
6. Волков С. Николай Александрович Бердяев // Советский патриот. 1990. № 21.
7. Восстание декабристов: в 8 т. М., 1927. Т. 7.
8. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2.
9. Голубев В. Служить себе или государству // Российская газета. 1999. 18 авг.
10. Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960.
11. Декабристы: в 2 т. М., 1987. Т. 1.
12. Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. Л., 1944.
13. Ильин И. Мы были правы // О грядущем России / под ред. Н.П. Полторацкого. М., 1993.
14. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
15. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 1993.
16. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
17. Ильин И.А. Спутник русского Христианского Националиста. Женева, 1937.
18. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М., 1997.
19. Платон. Сочинения: в 3 т. М., 1968. Т. 1.
20. Приказ Петра I перед Полтавской битвой // Русский архив. 1871. № 1.
21. Русская идея. М., 1992.
22. Соловьев В.С. Оправдание добра: в 2 т. М., 1988.
23. Соловьев В.С. Русская идея. М., 1992.
24. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.,1958. Т. 90.
25. Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформ русского военного дела // О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1991.
26. Флоровский Г.В. О патриотизме праведном и греховном // На путях. Утверждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн.2.
27. Цицерон. Диалоги "О государстве", "О законах". М., 1966.
28. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.