мату рабочих мест и профилактики охлаждения и перегревания / Р.Ф. Афанасьева, Л.Ф. Басаргина, Ф.М. Шлейфман // Методические рекомендации №:5168.- Минздрав СССР.- С. 3-17.
2. Бакулин, B.C. Физиологические критерии регламентации продолжительности физической работы субмаксимальной мощности в условиях ограничения теплоотдачи / В.С. Бакулин, В.С. Макаров, С.Д. Брежнев // Физиология человека.- 2002.- Т. 28.- №3.- С. 93-98.
3. Кулиненков, O.C. «Фармакологическая помощь спортсмену» / О.С. куликов.- М.: Советский спорт, 2007.- 240 с.
4. Уилмор, Дж. X. Физиология спорта (перевод с английского) / Дж.Х.Уилмор, Д.Л. Костил.- Киев, 2001.- С. 221-233.
5. Харкевт, ДА. Фармакология. Учебник / Д.А. Харкевич.- М.: ГЭОТАР.- 1999.- С. 142-145.
6. Exercise in the heat: Factors limiting exercise capacity and methods for improving tolerance / SD.R. Gallway [et al] // Sport Exercise and injury.- 1997.- №1.- Р. 27-31
OBSIDIAN APPLICATION FOR INCREASING HUMAN RESISTANCE TO ERGOTERMICAL LOADING
V.S. BAKULIN, V.I. MAKAROV
Volgograd State Academy of Physical Culture
The influence of one-time intake of obsidian in the dose of
0,08 g on thermal state, gas-energy, cardiovascular system, physical working capacity and subjective status of healthy men at physical loading has been studied. It has been established that the tested medicine increases thermo-resistance, normalizes the function of cardiovascular system, maintains a high level of capacity for physical work and reduces the negative influence of hyperthermia on human subjective status.
Key words: thermal state, thermo-resistance, gas-energy exchange, capacity for physical work, obsidian.
616-092.19
ПАТОАУТОКИНЕЗ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО
СТРЕССА
Е.Г. КОРОЛЮК*
Статья посвящена оценке напряженности адаптационных процессов, происходящих в организме ребенка под воздействием хронического социального стресса было обследовано 1220 детей обоего пола в возрасте 12-16 лет, из них 540 детей имели признаки хронического социального стресса.
Ключевые слова: хронический социальный стресс, дети, патогенез, адаптация.
Хронический социальный стресс - это стресс имеющий специфическую причину развития и касающийся не любого живого организма, не любого человека, а только дееспособного индивида. Возникающие под влиянием социального стресса отрицательные изменения в уровне смертности и продолжительности жизни, в максимальной степени происходят не в наиболее ранимых детских и пожилых возрастных группах, а у наиболее социализированных лиц (подростки, лица трудоспособного возраста). Следует отметить, что изменения, возникающие в организме под влиянием хронического социального стресса, не ограничиваются чрезмерной нейрогормональной реакцией и вызываемыми ею патологическими процессами, а касаются всех классов болезней [1,2].
Как показано в исследованиях ряда отечественных ученых длительный эмоциональный социальный стресс, вызванный повторным опытом социальных поражений и сопровождаемый негативным эмоциональным фоном, ведет к различным изменениям нейрохимической активности мозга, развитию состояния депрессии и тревоги, к возникновению нарушений иммунного статуса и уровня резистентности организма [3,4,5].
Причин возникновение хронического социального стресса у подростков существует несколько. Это и резкое снижение уровня жизни семьи, завышенные социальные требования к ребенку (учебная нагрузка, секции и кружки), изменение микросоциального окружения при переезде ребенка в другую школу, алкоголизм одного из
* ГБОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
родителей, развод родителей и как следствие этого изменение микросоциального статуса подростка в школьном коллективе [б].
Несмотря на значительную распространенность хронического социального стресса в подростковой среде мы практически не встретили публикаций раскрывающих глубинные механизмы его реализации и влияния на здоровье и протекание процессов адаптации в подростковом возрасте. Большинство доступных нам публикаций освещало непосредственное влияние острого социального стресса на детский и подростковый организм, изучение же хронического социального стресса проводилось либо на взрослом контингенте, либо при постановке эксперимента на социальных животных.
Материалы и методы исследования. Было обследовано 1220 детей обоего пола в возрасте 12-1б лет. В основную группу вошли 540 детей I-II группы здоровья, имеющие признаки хронического социального стресса; в контрольную группу вошли б80 детей I-III группы здоровья, без признаков хронического социального стресса. Обследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Твери. Клиническую оценку уровня здоровья проводили согласно приказа МЗ РФ № б21 от 30.12.2003.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием методов вероятностной статистики. Диагностическая информативность признаков определялась по формуле С. Кульбака. Для оценки достоверности полученных результатов использовался непараметрический критерий - метод угловых отклонений Фишера. Корреляционные связи оценивались с помощью индекса Чупрова. В ходе статистической обработки полученного материала использовался лицензионный статистический пакет Statistica б.0 (StatSoft Inc.). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.
Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования позволили по-новому осмыслить роль факторов риска в развитии снижения уровня здоровья у детей ребенка, находящегося в условиях хронического социального стресса: определить качественные характеристики медико-биологических, микросоциальных и психологических факторов риска, установить их возрастную приоритетность, выявить закономерности формирования этиологического комплекса.
Удалось выявить объективные состояния, наиболее часто сочетающиеся с проявлениями хронического социального стресса: дисгармоничное физическое развитие, наличие синдрома вегетативной дистонии, астенического синдрома. Было показано, что соматические факторы риска слабо влияют на формирование и прогрессирование хронического социального стресса у детей в возрасте 12-1б лет, но роль внесемейных микросоциальных факторов максимальна среди детей 12-14 лет и несколько снижается с возрастом.
Как показали результаты исследования, в структуре значимых социально-гигиенических факторов риска формирования и прогрессирования для детей в возрасте 12-1б лет наиболее весомыми являются социальный статус и образовательный уровень родителей, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие в семье других детей и статус ребенка в семье; к факторам медико-биологического риска следует отнести недоношенность, хроническую гипоксию плода, угрозу прерывания беременности, токсикоз, родовую травму ЦНС, имевшуюся в антенатальном периоде задержку внутриутробного развития плода, возраст родителей при рождении старше 2б лет.
В ходе проводимого исследования была детализирована структура факторов риска, позволившая выделить «стабильные», «мигрирующие» и «индивидуальные»: к «стабильным» относятся социальный статус родителей, материальное благосостояние семьи, осложненная беременность, сниженная резистентность к ОРВИ, наличие патологии сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, диспластический синдром, к «мигрирующим» - образовательный уровень родителей, полнота семьи, возраст родителей, наследственная отягощенность, антропометрические данные ребенка при рождении, патология костно-мышечной системы, к «индивидуальным» - трофо-эндокринные заболевания, анемия, рахит, хроническая гипоксия плода, морфо-функциональная незрелость, гидроцефальный синдром в анамнезе, дисгармоничность физического развития.
Важным, на наш взгляд является тот факт, что факторы риска формирования и прогрессирования хронического социального стресса обладают свойством возрастного динамического накопле-
ния, с формированием в старшем школьном возрасте многофакторного этиологического комплекса, интенсивность воздействия которого определяет степень клинической выраженности соматических проявлений хронического социального стресса и, соответственно, динамику состояние здоровья ребенка.
Полученные в результате исследования данные убедительно показали роль в генезе снижения уровня здоровья ребенка подверженного влиянию хронического социального стресса таких негативных факторов как хроническая и частая острая инфекционная патология, нарушения опорно-двигательного аппарата в виде сколиоза, кифоза, остеохондроза, а также социально-зависимые факторы. Следует отметить роль гипокинезии как фактора риска развития не только сердечно-сосудистой патологии но и снижения уобщего уровня здоровья ребенка при воздействии хронического социального стресса. Механизм влияния малоподвижности на формирование детренированности и её роль в формировании снижения уровня здоровья ребенка при хроническом социальном стрессе, усугубляющегося снижением адаптации к физическим нагрузкам обладает не только физической характеристикой, но и имеет выраженный психологический компонент.
Поиск факторов риска формирования и прогрессирования хронического социального стресса среди детей привел к выявлению факта выраженной перегрузке зрительного анализатора и информационному стрессу у современных детей и подростков. Как нарушение процесса внесемейной социализации следует рассматривать увеличение длительности просмотра телепередач от 3 до 6 часов в день, а также значительной (до нескольких часов в день) продолжительности работы с компьютером. К этому следует добавить, что просмотр телепередач и работа с компьютером существенно увеличивают долю статических нагрузок, неизбежно замещающих динамические в общем балансе физической активности ребенка.
Следует отметить несбалансированность питания детей с хроническим социальным стрессом по всем основным его ингредиентам. В основном это касается дефицита белка в суточном рационе детей (рыба, творог, сыр, яйца). Следует подчеркнуть недостаточное употребление ребенком свежих овощей и фруктов, что обуславливает дефицит или дисбаланс потребления микро и - макроэлементов и витаминов. Следует отметить значительное превышение доли простых углеводов в ежедневном рационе ребенка.
Таким образом, можно сформулировать модель патоаутоки-неза формирования и прогрессирования снижения уровня здоровья ребенка, подвергающегося воздействию хронического социального стресса (рис.).
Рис. Схема патоаутокинеза формирования и прогрессирования снижения уровня здоровья ребенка, подвергающегося воздействию хронического социального стресса.
Постоянное воздействие подпорогового раздражителя ведет к накоплению «усталости» адаптационных возможностей организма и заканчивается лавинообразным срывом защитных механизмов. Рассмотрим это утверждение с точки зрения патоаутокинетической модели воздействия хронического социального стресса на детский организм.
С точки зрения трехкомпонентной модели формирования здоровья индивидуума субстрат для воздействия неблагоприятных факторов можно разделить на три взаимосвязанные составляющие: соматические (анатомо-физиологические, гуморальные, нейроэндокринные, генетические) особенности организма, особенности микросоциальных трансакций индивидуума (стереотипы поведения в конфликте, баланс внутри- и внесемейных приоритетов в общении), психологические особенности индивидуума (акцентуация характера, уровень личностной тревожности, наличие внутрилич-ностных конфликтов, тип межличностных взаимоотношений).
Все поражающие факторы хронического социального стресса можно объединить в три основные группы:
- факторы, связанные с нарушением внесемейных микросоциальных взаимодействий,
- факторы связанные с микросоциальной регрессией (превалирование роли внутрисемейного микросоциального окружения
- как у детей в возрасте 8-10 лет)
- факторы, связанные с разбалансировкой регуляторных механизмов (вегетативная регуляция, нейро-гуморальная регуляция, метаболический дисбаланс, синдром усталой клетки).
В отдельную группу следует выделить гиподинамию и нарушение баланса кинетических и статических нагрузок - необходимость такой меры будет обоснована ниже.
Как видно из данных, представленных на рис. происходит формирование четырех стойких порочных кругов, способных как существовать автономно и самоподдерживаться, так и подпитываться за счет друг друга.
Первый круг - хронический социальный стресс ведет к нарушению процесса социализации ребенка, а именно к разрушению внесемейных микросоциальных взаимодействий, что в свою очередь накладываясь на соматические особенности индивидуума ведет к формированию фрустрации за счет мнимого или явного соматического дефекта (рост, вес, цвет волос, кожи, телосложение и т.п), что еще больше усугубляет разрушение внесемейных микросоциальных взаимодействий. С другой стороны ослабление внесемейных микросоциальных связей ведет к инверсии значимости внесемейного и внутрисемейоного окружения, а в дальнейшем к регрессии стереотипов микросоциального поведения и к самоограничению микросоциальных контактов, что вновь усугубляет нарушение внесемейных микросоциальных взаимодействий. С третьей стороны наложение ограничений на внесемейные микросоциаль-ные контакты на фоне определенных особенностей индивидуума (выраженные внутриличностные конфликты дефицитарного характера, высокая личностная тревожность, определенные типы акцентуации характера) ведет к возникновению психологических затруднений в общении со сверстниками (вплоть до формирования психологического блока), что также усугубляет нарушение внесемейных микросоциальных взаимодействий.
Второй круг - хронический социальный стресс ведет к превалирование роли внутрисемейного микросоциального окружения
и, в дальнейшем, к формированию микросоциальной регрессии, что, в основном, действует на особенности микросоциальных трансакций индивидуума (ребенок вспоминает, как он добивался внимания со стороны родителей в семье, пытается перенести эти стереотипы поведения на сверстников и, получив отрицательное подкрепление, отказывается от дальнейших контактов). С другой стороны микросоциальная регрессия ведет к восстановлению простых реакций потребительской направленности (дай, хочу), преобладанию агрессивного поведения и к подавлению конвенциальных поведенческих реакций; а в дальнейшем к усилению акцентуиро-ванности личности и усугублению внутриличностных конфликтов за счет преобладания негативного опыта общения, что опять таки ведет к нарушению внесемейных микросоциальных взаимодействий и к разбалансировке регуляторных механизмов.
Третий круг - хронический социальный стресс ведет к постепенной разбалансировке регуляторных механизмов вначале за счет превалирования ваготонического или симпатотонического компо-нетов вегетативной нервной системы, а в дальнейшем к разбалан-
сировки нейро-гуморальной регуляции и к формированию метаболического дисбаланса с реализацией в синдром усталой клетки.
Отдельно хотелось бы выделить роль гиподинамии и нарушения баланса кинетических и статических нагрузок в формировании снижения уровня здоровья ребенка под воздействием хронического социального стресса. К возникновению гиподинамии может привести воздействие всех трех основных групп поражающие факторов хронического социального стресса с замыканием цепи патологической реакции:
- разбалансировка регуляторных механизмов и формирование вегетативной дисрегуляции ведет к снижению адаптационных возможностей организма, к избежанию физических нагрузок и к развитию детренированности; освобождение от занятий физкультурой в школе усугубляет этот процесс, так же как и перевод ребенка в общую группу по физическому воспитанию - ребенок попадает во фрустрирующую ситуацию за счет невозможности соответствовать общегрупповым стандартам поведения на уроке -отказ от физической нагрузки равнозначен выходу из под влияния фрустрирующего фактора;
- нарушением внесемейных микросоциальных взаимодействий при наличии фрустрации за счет мнимого или явного соматического дефекта на фоне компенсаторного самоограничения микросоциальных контактов ведет к замыканию ребенка в домашнем микросоциуме - в результате игра на компьютере, просмотр телевизора, общение в социальных сетях замещают недостаток живого общения, позволяют безболезненно отказаться от контактов со сверстниками, предпочитающими подвижные игры;
- развитие микросоциальной регрессией ведет также к самоограничению микросоциальных контактов со сверстниками, а отсутствие общих интересов с родителями (в силу возрастной диспропорции и несоответствия стереотипов поведения представителей разных поколений) ведет к созданию ребенком собственного виртуального микросоциума за счет использования ролевых компьютерных игр по сети и общения в социальных сетях, что опять позволяет безболезненно отказаться от контактов со сверстниками, предпочитающими подвижные игры
Следовательно ведущее место в оздоровлении детей, находящихся в условиях хронического социального стресса должна занимать физическая реабилитация в сочетании с групповыми методами ресоциализации ребенка.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить патоаутокинетические механизмы формирования и прогрессирования снижения уровня здоровья ребенка, подвергающегося воздействию хронического социального стресса, совокупность которых способствует снижению качества жизни детей с развитием у них социально-средовой дезадаптации и синдрома усталой клетки.
Такое понимание роли факторов риска в формировании здоровья ребенка в возрасте 12-16 лет будет способствовать оптимизации медицинского наблюдения за детьми находящимися под воздействием хронического социального стресса. Полученные результаты исследования диктуют необходимость заменить пассивную регистрацию факторов риска снижения уровня здоровья ребенка, на активную позицию педиатра, психолога и социального работника что, как мы надеемся, будет способствовать своевременной их элиминации и целенаправленному проведению профилактических мероприятий.
Литература
1. Величковский, Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье / Б.Т. Величковский // Вестник Смоленской медицинской академии.- 2005.- № 4.- С. 7-20.
2. Жуков, С.В. Социально-психологические детерминанты формирования и прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12-14 лет: Автореф. дис. ... канд. мед. Наук / С.В. Жуков.- Смоленск.- 2004.- 18 с.
3. Дербенев, Д.П. Распространенность функциональных психических отклонений среди 15-17-летних учащихся средних учебных заведений тверской области / Д.П. Дербенев, И.Л. Коваленко, Д.А. Орлов // Бюллетень национального научноисследовательского института общественного здоровья РАМН.-2006.- № 5.- С. 22-24.
4. Королюк, Е.Г. Влияние хронического социального стресса на уровень здоровья подростков-вынужденных переселенцев / Е.Г. Королюк, С.В. Жуков // Вестник новых медицинских техноло-
гий.- 2009.- Т. 1б.- № 1.- С. 185-18б.
5. Брязгунов, И.П. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков / И.П. Брязгунов, A.H. Mиxaйлoв, Е.В. Столярова.- M., 2008.- 144 с.
6. Жуков, C.B. Патогенетическая модель формирования уровня здоровья подростков-вынужденных переселенцев, находящихся в условиях хронического социального стресса / C.B. Жуков, Е.Г. Королюк // Вестник новых медицинских технологий.- 2009.-Т. 1б.- № 2.- С. 22б-228.
PATHOAUTOKINESIS OF HEALTH LEVEL DECREASE AT CHILDREN IN CONDITIONS OF CHRONIC SOCIAL STRESS
YE.G. KOROLYUK Tver State Medical Academy
The article considers assessing the intensity of adaptable processes occurr,ing in a child's organism under the influence of chronic social stress; 1220 children of both sexes at the age of 12-1б years old have been surveyed, 540 of which with the signs of chronic social stress.
Key words: chronic social stress, children, pathogenesis, adaptation.
УДК 004.421.б
ОСОБЕННОСТИ ИHTEPПPETAЦИИ AЛГEБPAИЧEСKОЙ MОДEЛИ КОНСТРУКТИВНОЙ ЛОГИКИ
В.A. XPОMУШИH*, KM. КОПЫРИН**, О.В. XPОMУШИH***,
ЭМ. HAУMОBA*
Предложена корректировка алгебраической модели конструктивной
логики при ограниченном числе анализируемых случаев.
Ключевые слова: алгоритм, модель, анализ.
Различные алгоритмы алгебраической модели конструктивной логики (AMR^) включают в себя исключение противоречивых записей (строк в таблице), когда цель достигается и не достигается при одних и тех же значениях факторов [1,2]. Несмотря на это в модели могут частично перекрываться интервалы определения факторов в результирующих составляющих при достижении цели и ее не достижении (подчеркнуты в табл. и показаны на рис. 1 и 2) [3]. Объясняется это тем, что алгоритм предусматривает «склеивание» записей и «поглощение» факторов. Эти преобразования при ограниченности числа записей порождают эти перекрытия. Чем больше записей, тем меньше вероятность получения указанных перекрытий. Тем не менее, проблема интерпретации AMO! в этих случаях требует внесения изменений в конечный этап построения модели.
Решение поставленной задачи может осуществляться двумя путями:
1. Исключением перекрывающихся интервалов из результирующих составляющих расчетов, направленных на достижение и не достижение цели.
2. Исключением перекрывающихся интервалов из результирующих составляющих только расчета, направленного на достижение цели, или не достижение цели.
Первый путь не всегда можно считать оправданным, поскольку в одном из расчетов мощность может сильно отличаться от мощности другого расчета. По этой причине исключение перекрывающегося интервала из обоих расчетов из-за наличия незначительной мощности результирующей составляющей в одном из расчетов может исключить из модели значимую составляющую.
Второй путь требует расчетной оценки для того, чтобы понять, из какого расчета можно исключить перекрывающийся интервал. Для этого можно сравнить мощности в доверительных интервалах.
Выполним этот расчет для приведенного примера, имея 104 целевых строк ^1б=1) и б8 не целевых строк ^1б=0) в расчете.
* Тульский государственный университет, 300600, Тула, пр-т Ленина. 92, тел. 8 (4872) 33-32-51, e-mail: [email protected]
Тульский областной родильный дом, Тула, Гастелло 2-й пр-д, 19, тел. 8 (4*872) 48-66-71
Тульское региональное отделение Академии медико-технических наук, 300026, Тула, а/я 1842, e-mail: [email protected]