Научная статья на тему 'Особенности интерпретации алгебраической модели конструктивной логики'

Особенности интерпретации алгебраической модели конструктивной логики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ / ALGORITHM / MODEL / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хромушин В. А., Копырин И. М., Хромушин О. В., Наумова Э. М.

Предложена корректировка алгебраической модели конструктивной логики при ограниченном числе анализируемых случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хромушин В. А., Копырин И. М., Хромушин О. В., Наумова Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULARITIES TO INTERPRETATION TO CONSTRUCTIVE LOGIC MODEL DEVELOPMENT

An adjustment of constructive logics algebraic model at a limited number of analyzed cases is offered

Текст научной работы на тему «Особенности интерпретации алгебраической модели конструктивной логики»

сировки нейро-гуморальной регуляции и к формированию метаболического дисбаланса с реализацией в синдром усталой клетки.

Отдельно хотелось бы выделить роль гиподинамии и нарушения баланса кинетических и статических нагрузок в формировании снижения уровня здоровья ребенка под воздействием хронического социального стресса. К возникновению гиподинамии может привести воздействие всех трех основных групп поражающие факторов хронического социального стресса с замыканием цепи патологической реакции:

- разбалансировка регуляторных механизмов и формирование вегетативной дисрегуляции ведет к снижению адаптационных возможностей организма, к избежанию физических нагрузок и к развитию детренированности; освобождение от занятий физкультурой в школе усугубляет этот процесс, так же как и перевод ребенка в общую группу по физическому воспитанию - ребенок попадает во фрустрирующую ситуацию за счет невозможности соответствовать общегрупповым стандартам поведения на уроке -отказ от физической нагрузки равнозначен выходу из под влияния фрустрирующего фактора;

- нарушением внесемейных микросоциальных взаимодействий при наличии фрустрации за счет мнимого или явного соматического дефекта на фоне компенсаторного самоограничения микросоциальных контактов ведет к замыканию ребенка в домашнем микросоциуме - в результате игра на компьютере, просмотр телевизора, общение в социальных сетях замещают недостаток живого общения, позволяют безболезненно отказаться от контактов со сверстниками, предпочитающими подвижные игры;

- развитие микросоциальной регрессией ведет также к самоограничению микросоциальных контактов со сверстниками, а отсутствие общих интересов с родителями (в силу возрастной диспропорции и несоответствия стереотипов поведения представителей разных поколений) ведет к созданию ребенком собственного виртуального микросоциума за счет использования ролевых компьютерных игр по сети и общения в социальных сетях, что опять позволяет безболезненно отказаться от контактов со сверстниками, предпочитающими подвижные игры

Следовательно ведущее место в оздоровлении детей, находящихся в условиях хронического социального стресса должна занимать физическая реабилитация в сочетании с групповыми методами ресоциализации ребенка.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить патоаутокинетические механизмы формирования и прогрессирования снижения уровня здоровья ребенка, подвергающегося воздействию хронического социального стресса, совокупность которых способствует снижению качества жизни детей с развитием у них социально-средовой дезадаптации и синдрома усталой клетки.

Такое понимание роли факторов риска в формировании здоровья ребенка в возрасте 12-16 лет будет способствовать оптимизации медицинского наблюдения за детьми находящимися под воздействием хронического социального стресса. Полученные результаты исследования диктуют необходимость заменить пассивную регистрацию факторов риска снижения уровня здоровья ребенка, на активную позицию педиатра, психолога и социального работника что, как мы надеемся, будет способствовать своевременной их элиминации и целенаправленному проведению профилактических мероприятий.

Литература

1. Величковский, Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье / Б.Т. Величковский // Вестник Смоленской медицинской академии.- 2005.- № 4.- С. 7-20.

2. Жуков, С.В. Социально-психологические детерминанты формирования и прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12-14 лет: Автореф. дис. ... канд. мед. Наук / С.В. Жуков.- Смоленск.- 2004.- 18 с.

3. Дербенев, Д.П. Распространенность функциональных психических отклонений среди 15-17-летних учащихся средних учебных заведений тверской области / Д.П. Дербенев, И.Л. Коваленко, Д.А. Орлов // Бюллетень национального научноисследовательского института общественного здоровья РАМН.-2006.- № 5.- С. 22-24.

4. Королюк, Е.Г. Влияние хронического социального стресса на уровень здоровья подростков-вынужденных переселенцев / Е.Г. Королюк, С.В. Жуков // Вестник новых медицинских техноло-

гий.- 2009.- Т. 16.- № 1.- С. 185-186.

5. Брязгунов, И.П. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков / И.П. Брязгунов, A.H. Mиxaйлoв, Е.В. Столярова.- M., 2008.- 144 с.

6. Жуков, C.B. Патогенетическая модель формирования уровня здоровья подростков-вынужденных переселенцев, находящихся в условиях хронического социального стресса / C.B. Жуков, Е.Г. Королюк // Вестник новых медицинских технологий.- 2009.-Т. 16.- № 2.- С. 226-228.

PATHOAUTOKINESIS OF HEALTH LEVEL DECREASE AT CHILDREN IN CONDITIONS OF CHRONIC SOCIAL STRESS

YE.G. KOROLYUK Tver State Medical Academy

The article considers assessing the intensity of adaptable processes occurr,ing in a child's organism under the influence of chronic social stress; 1220 children of both sexes at the age of 12-16 years old have been surveyed, 540 of which with the signs of chronic social stress.

Key words: chronic social stress, children, pathogenesis, adaptation.

УДК 004.421.6

ОСОБЕННОСТИ ИHTEPПPETAЦИИ AЛГEБPAИЧEСKОЙ MОДEЛИ КОНСТРУКТИВНОЙ ЛОГИКИ

В.A. XPОMУШИH*, KM. КОПЫРИН**, О.В. XPОMУШИH***,

ЭМ. HAУMОBA*

Предложена корректировка алгебраической модели конструктивной

логики при ограниченном числе анализируемых случаев.

Ключевые слова; алгоритм, модель, анализ.

Различные алгоритмы алгебраической модели конструктивной логики (AMR^) включают в себя исключение противоречивых записей (строк в таблице), когда цель достигается и не достигается при одних и тех же значениях факторов [1,2]. Несмотря на это в модели могут частично перекрываться интервалы определения факторов в результирующих составляющих при достижении цели и ее не достижении (подчеркнуты в табл. и показаны на рис. 1 и 2) [3]. Объясняется это тем, что алгоритм предусматривает «склеивание» записей и «поглощение» факторов. Эти преобразования при ограниченности числа записей порождают эти перекрытия. Чем больше записей, тем меньше вероятность получения указанных перекрытий. Тем не менее, проблема интерпретации AMO! в этих случаях требует внесения изменений в конечный этап построения модели.

Решение поставленной задачи может осуществляться двумя путями:

1. Исключением перекрывающихся интервалов из результирующих составляющих расчетов, направленных на достижение и не достижение цели.

2. Исключением перекрывающихся интервалов из результирующих составляющих только расчета, направленного на достижение цели, или не достижение цели.

Первый путь не всегда можно считать оправданным, поскольку в одном из расчетов мощность может сильно отличаться от мощности другого расчета. По этой причине исключение перекрывающегося интервала из обоих расчетов из-за наличия незначительной мощности результирующей составляющей в одном из расчетов может исключить из модели значимую составляющую.

Второй путь требует расчетной оценки для того, чтобы понять, из какого расчета можно исключить перекрывающийся интервал. Для этого можно сравнить мощности в доверительных интервалах.

Выполним этот расчет для приведенного примера, имея 104 целевых строк (X16=1) и 68 не целевых строк (X16=0) в расчете.

* Тульский государственный университет, 300600, Тула, пр-т Ленина. 92, тел. 8 (4872) 33-32-51, e-mail: [email protected]

Тульский областной родильный дом, Тула, Гастелло 2-й пр-д, 19, тел. 8 (4*872) 48-66-71

Тульское региональное отделение Академии медико-технических наук, 300026, Тула, а/я 1842, e-mail: [email protected]

Таблица

Результаты расчетов Гестозы (нефропатия в сравнении с контролем) Хадарцева К.А.

Достижение цели X16=1

1. M= 45. (77< X4 <= 106.3)

2. M= 28. (31 < X12 <= 64)

3. M= 27. (4.1 < X7 < 4.66)

4. M= 13. (52.6 <= X3 < 60)

5. M= 12. (4.59 < X10 <= 4.82)

6. M= 12. (30 < X1 < 33)

7. M= 10. (29 < X12 < 31)

8. M= 9. (4.4 < X10 < 4.59)

9. M= 8. (100 < X6 < 102)

10. M= 8. (162 < X14 < 186)

11. M= 8. (13.4 < X2 < 15.2)

12. M= 8. (72 <= X6 < 80)

13. M= 8. (131 < X8 < 137)

14. M= 7. (72.1 < X4 < 74.1)

15. M= 7. (210 < X14 < 217)

16. M= 7. (210 < X14 < 220) & (3.7 <= X7 < 6.03)

17. M= 6. (201 < X14 < 207)

18. M= 6. (3.4 < X7 < 3.6)

19. M= 6. (17 < X1 < 19)

20. M= 6. (3.57 < X5 < 3.7)

21. M= 6. (0,42 <= X7 < 3)

22. M= 6. (37 < X1 <= 41)

23. M= 5. (32 < X13 < 32.4)

24. M= 4. (5.7 < X5 <= 6.9)

25. M= 3. (5.8 < X2 < 6.2)

26. M= 3. (12.1 < X2 < 12.24)

Не достижение цели X16=0

I. M= 15. (3.32 < X7 < 3.5)

2. M= 13. (76 < X3 < 80)

3. M= 8. (3.1 < X7 < 3.3)

4. M= 7. (66.41 < X4 < 67.4)

5. M= 7. (287 < X14 < 293)

6. M= 7. (17.5 < X2 < 20.26)

7. M= 7. (3.2 < X5 < 3.55)

8. M= 6. (275 < X14 < 280) 9. M= 6. (59.33 < X4 <

60.29)

10. M= 5. (3.4 < X10 < 3.5)

II. M= 5. (112 < X8 < 114) 12. M= 5. (103 < X8 < 106)

13. M= 4. (62.7 < X4 < 63.95)

14. M= 4. (16 < X1 < 18) 15. M= 4. (70.2 < X4 < 71) 16. M= 4. (55.5 < X4 < 58.4) 17. M= 4. (67.81 < X4 < 68.02)

18. M= 3. (11.3 < X2 < 11.8)

19. M= 3. (69.9 < X4 < 70.1)

20. M= 3. (9.8 < X2 < 10)

21. M= 2. (34 < X1 < 36)

22. M= 2. (58.52 < X4 <

59.33)

23. M= 2. (11.8 < X2 < 12)

24. M= 2. (6.2 < X2 < 6.7)

результирующих составляющих модели из расчетов по достижению и не достижению цели одновременно.

Для переменной Х7: 6/104 = 5,769±4,541; 15/68 = 10,047 при уровне доверия 0,05.

В данном случае доверительные интервалы не перекрываются. Это позволяет нам исключить перекрывающийся интервал в результирующих составляющих модели только из расчета по достижению цели, оставив его в расчете по не достижению цели.

В итоге корректировка результирующей модели будет выглядеть следующим образом:

Результирующая составляющая N18: Вместо М= 6. (3.4 < X7 < 3.6) будет М= 6. (3.5 < X7 < 3.6) в расчете по достижению цели (Х16=1).

Результирующая составляющая N19: Вместо М= 6. (17 < X1 < 19) будет М= 6. (18 < X1 < 19) в расчете по достижению цели (Х16=1).

Вместо М= 4. (16 < X1 < 18) будет М= 4. (16 < X1 < 17) в расчете по не достижению цели (Х16=0).

Вывод: Предложенная корректировка модели применима для различных модификаций алгоритма построения АМКЛ и может интересовать, прежде всего, пользователей не располагающих большим объемом исходных данных.

Литература

1. Хромушин, В.А. Алгоритмы и анализ медицинских данных/ А.А. Хадарцев, В.Ф. Бучель, О.В. Хромушин // Учебное пособие.- Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2010.- 123 с.

2. Хромушин, В.А. Обзор аналитических работ с использованием алгебраической модели конструктивной логики / А.А. Хадарцев, О.В. Хромушин, Т.В. Честнова // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание.- 2011.- N 1, публикация 3-2.

3. Хадарцева, К.А. Системный анализ параметров вектора состояния организма женщин репродуктивного возраста при акушерско-гинекологической патологии: [Автореферат доктора медицинских наук] / К.А. Хадарцева.- Тула: ТулГУ.- 2009.- 43с.

THE PARTICULARITIES TO INTERPRETATION TO CONSTRUCTIVE LOGIC MODEL DEVELOPMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V.A. KHROMUSHIN, 1М. KOPYRIN, O.V. KHROMUSHIN,

EM. NA^OVA

Tula State University

An adjustment of constructive logics algebraic model at a limited number of analyzed cases is offered.

Key words: algorithm, model, analysis.

УДК 612.821

Рис. 1. Графическое представление результирующих импликант фактора X1

CИCTEMHО-ИHФОРMAЦИОHHAЯ ОРГAHИЗAЦИЯ ЦEЛEHAПРAВЛEHHОГО ПОВEДEHИЯ ЧEЛОВEKA В РAЗЛИЧHЫX УCЛОВИЯX

Рис. 2. Графическое представление результирующих импликант фактора Х7

Для переменной Х1: 6/104 = 5,769±4,541; 4/68 = 5,882±5,701 при уровне доверия 0,05.

В этом случае доверительные интервалы перекрываются, что позволяет нам исключить перекрывающиеся интервалы в

С.П. ИВАШЕВ

Настоящее исследование посвящено проблеме системой организации поведения и мышления. Показано, что временная организация целенаправленного поведения является аналогом информационных процессов саморегуляции мышления. Интегральная мера этих процессов, - уровень избыточности регуляции, существенно обусловливает системное квантование целенаправленного поведения в соответствии с приоритетами системно-информационного комплекса. Ключевые слова: теория функциональных систем, системное квантование, целенаправленное поведение, уровень избыточности регуляторных процессов, системно'-информационный комплекс

Цель исследования. Исходной предпосылкой настоящей работы явилась потребность дальнейшего развития фундаментальных взглядов отечественных физиологов на природу психического уровня жизнедеятельности организма. В их числе высказанное И.М. Сеченовым [17] положение, согласно которому всякая мысль, какого бы порядка она ни была, подчиняется изоморфному принципу сопоставления мыслимых объектов друг с другом в каком-либо отношении. С другой стороны, формальная условно-рефлекторная парадигма И.П. Павлова [16], дала уни-

Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.