Научная статья на тему 'Медико-социальная характеристика русскоговорящих школьников, прибывших из зоны боевых действий'

Медико-социальная характеристика русскоговорящих школьников, прибывших из зоны боевых действий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ШКОЛЬНИКИ / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / БОЕВОЙ СТРЕСС / ХРОНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕСС / CHILDREN / SCHOOLCHILDREN / MILITARY CONFLICT / REHABILITATION / COMBAT STRESS / CHRONIC SOCIAL STRESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дербенев Д. П., Жуков С. В., Кривошеина Е. Л., Эхте К. А.

С целью определения оптимальных подходов к формированию здоровья детей и подростков, подвергшихся воздействию стресса, были изучены медико-социальные характеристики русскоговорящих школьников, прибывших из зоны боевых действий. Были выявлены значительные отличия уровня жизни, материально-бытовых условий проживания, микросо-циального поведения и характера взаимоотношений со сверстниками. Дети, прибывшие из зоны боевых действий длительное время испытывают не только психологический, но микросоциальный дискомфорт. Такие дети требую особого внимания со стороны школьных психологов, социальных работников и участковых педиатров. При составлении программы реабилитации детей, прибывших из зоны боевых действий необходимо учитывать медико-социальную характеристику семьи ребенка и уровень воздействия боевого стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дербенев Д. П., Жуков С. В., Кривошеина Е. Л., Эхте К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL CHARACTERISTICS OF RUSSIAN-SPEAKING SCHOOLCHILDREN WHO ARRIVED FROM THE MILITARY CONFLICT ZONE

To determine the optimal approaches of health formation in children and adolescents exposed to stress, the medical and social characteristics of Russian-speaking schoolchildren who came from the military conflict zone were studied. The significant differences in living standards, living conditions, microsocial behavior and the nature of relationships with peers were revealed. Children who have come from the military conflict zone experiences not only psychological, but microsocial discomfort for a long time. Such children demand special attention from school psychologists, social workers and district pediatricians. In process of rehabilitation program for children who arrived from the military conflict zone creation, it is necessary to pay attention on the medical and social characteristics of the child's family and the level of combat stress impact.

Текст научной работы на тему «Медико-социальная характеристика русскоговорящих школьников, прибывших из зоны боевых действий»

УДК 616.01/-099

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОГОВОРЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Дербенев Д.П., Жуков С.В., Кривошеина Е.Л., Эхте К.А.

ФГБОУ ВО Тверской государственный медицинский университет, г. Тверь, Российская Федерация.

Аннотация. С целью определения оптимальных подходов к формированию здоровья детей и подростков, подвергшихся воздействию стресса, были изучены медико-социальные характеристики русскоговорящих школьников, прибывших из зоны боевых действий. Были выявлены значительные отличия уровня жизни, материально-бытовых условий проживания, микросоциального поведения и характера взаимоотношений со сверстниками. Дети, прибывшие из зоны боевых действий длительное время испытывают не только психологический, но микросоциальный дискомфорт. Такие дети требую особого внимания со стороны школьных психологов, социальных работников и участковых педиатров. При составлении программы реабилитации детей, прибывших из зоны боевых действий необходимо учитывать медико-социальную характеристику семьи ребенка и уровень воздействия боевого стресса.

Ключевые слова: дети, школьники, боевые действия, реабилитация, боевой стресс, хронический социальный стресс.

Актуальность. Пребывание человека в зоне боевых действий всегда сказывается на его соматическом и психологическом здоровье, значительно снижает социальную адаптацию индивидуума [1, с. 9-14]. Детский организм чувствителен даже к незначительному психо-эмоциональному напряжению, реализующемуся в дальнейшем в дисбаланс на метаболическом или органном уровне [2, с. 22 - 24]. Дети, попавшие в зону военных действий, как правило, испытывают длительный психо-эмоциональный стресс, что отрицательно сказывается на уровне здоровья, определяет негативные тенденции на последующих этапах онтогенеза [5, с. 455-458]. Ребенок с одной стороны лучше адаптирован к кратковременному стрессовому воздействию, с другой стороны любой неблагоприятное воздействие имеет тенденцию к кумуляции и обязательно реализуется в дальнейшем в снижение уровня здоровья [6, с. 141-142]. Обращает на себя внимание односторонний подход к данной проблеме международных гуманитарных и медицинских организаций [4, с.87-91]. В публикациях ВОЗ достаточно подробно рассматривается протекание посттравматического стрессового расстройства у беженцев из Африки и ряда исламских республик, однако, реабилитационные мероприятия ограничиваются созданием резервации или анклава на территории сопредельного государства. Результатом такого подхода может служить волна беспорядков, прокатившихся по Западной Европе за последние несколько лет. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости поиска новых путей

адаптации детей, прибывших из зоны боевых действий.

Цель исследования - изучить особенности медико-социальной характеристики русскоговорящих школьников, прибывших из зоны боевых действий.

Материалы и методы. Публикация осуществляется в рамках исследования выполняемого при финансовой поддержке ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований" и Администрации Тверской области - проект № 17-16-69001 а(р) «Медико-социальная характеристика русскоговорящих школьников, прибывших из зоны боевых действий».

Нами были проанализированы данные медико-социального анкетирования 400 школьников, прибывших из зоны боевых действий (основная группа) и 100 школьников, постоянно проживающих на территории Тверской области (контрольная группа). Все обследованные дети были в возрасте 12 - 16 лет. Сам ребенок и его родители подписали информированное согласие на проведение обследования. Для сравнения мы использовали данные, полученные ранее при популяци-онном обследовании школьников города Твери [3 с.316]. Достоверность различий оценивалась с помощью метода углового преобразования Фишера. Результаты и обсуждение. Было выявлено, что структура наследственной и антенатальной отягощенности у школьников, прибывших из зоны боевых действий не отличалась от аналогичных показателей в контрольной группе.

В ходе изучения динамики социально-средового анамнеза у школьников, прибывших из зоны боевых

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

действий, мы выделили три группы факторов: материально-бытовые условия, внутрисемейные микросоциальные взаимоотношения, внесемейные микросоциальные взаимоотношения. В первый год после прибытия из зоны осложненной чрезвычайной ситуации (ОЧС) абсолютное большинство детей испытывают значительный дискомфорт обусловленный потерей имущества семьи.

Микросоциальные контакты и взаимодействия претерпевают значительную эволюцию в течение первых десяти лет с момента пребывания школьника в зоне боевых действий. Если в первый год с момента ОЧС для ребенка характерно экстравертивное поведение, преимущественно направленное во внесемейное окружение, то через 5 лет после пребывания в зоне осложненной ЧС вектор межличностных взаимоотношений у ребенка направлен в сторону внутрисемейного микросоциального окружения. Количество внесемейных микросоциальных контактов максимально в течение первого года с момента пребывания ребенка в зоне боевых действий. Для этого периода так же характерно наличие большого числа друзей, наличия общих интересов со сверстниками, стремление к контактам с коренным населением, позитивное восприятие взаимоотношений со сверстниками (р<0,001). Через два года после прибытия школьника из зоны боевых действий количество микросоциальных контактов во внесемейном окружении значительно снижается, взаимоотношения со сверстниками характеризуются как негативные, ограничиваются контакты с коренным населением; однако, ценность общения со сверстниками остается высокой. Через 5 лет с момента пребывания ребенка в зоне осложненной ЧС происходит полное выключение ребенка из общественной жизни. Более 80% опрошенных имеют менее 2 длительных микросоциальных контактов (друзья), общие интересы со сверстниками отсутствуют, взаимоотношения с одноклассниками характеризуются негативизмом, частыми конфликтами. В этот период респонденты начинают избегать контакта с местным населением. Отношение к пребыванию в школе нейтральное или негативное. Аналогичные тенденции сохраняются и через десять лет после прибытия из зоны боевых действий. Следует обратить внимание на тот факт, что число лиц с девиантным и делинквентным поведением среди друзей вынужденных переселенцев значительно выше, чем среди коренного населения. Настораживает тот факт, что пик уголовно-наказуемых действий среди друзей школьников, прибывших из зоны боевых действий, приходится на период стабилизации их материального благосостояния (5 лет после пребывания в зоне ОЧС) и сопровождается повышением агрессивности в отношении окружающих. Внутрисемейные микросоциальные взаимоотношения так же претерпевают значительные изменения. В первый год с момента пре-

бывания ребенка в зоне ОЧС 45% респондентов отмечают повышенное внимание к себе со стороны родителей. В это же время частота ежедневных внутрисемейных конфликтов в этот период максимальна (р<0,001). Более половины опрошенных школьников, прибывших из зоны боевых действий, расценивают наказание со стороны родителей как несправедливое. Учитывая, что вектор межличностных отношений в данный промежуток времени направлен на внесемейное окружение следует предположить, что в первый год после пребывания в зоне боевых действий происходит компенсаторное превалирование внесемейной социализации. Через два года после пребывания в зоне ОЧС около половины детей отмечают, что родители уделяют им недостаточно внимания, частота ежедневных конфликтов снижается в 3 раза; большинство детей конфликтует с родителями несколько раз в месяц (р<0,001); более половины опрошенных согласны со справедливостью наказания со стороны родителей. Характерно, что через пять лет после пребывания ребенка в зоне ОЧС формируются гармоничные взаимоотношения респондента с его родителями - ребенок удовлетворен вниманием, которое оказывают ему родители, внутрисемейные конфликты редки, ребенок согласен со справедливостью наказаний со стороны его родителей (р<0,001).

Выводы. Таким образом, реализация негативных влияний осложненной чрезвычайной ситуации (пребывание в зоне боевых действий) на детский организм не заканчивается развитием посттравматического стрессового расстройства, а длительно проявляется стойкими негативными сдвигами микросоциального и здоровья. Возникает необходимость поиска новых путей адаптации школьников, прибывших из зоны боевых действий к мирной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. №№3. С. 9-14.

[2] Дербенев Д.П., Коваленко И.Л., Орлов Д.А. Распространенность функциональных психических отклонений среди 15-17-летних учащихся средних учебных заведений Тверской области // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2006. № 5. С. 22 - 24.

[3] Жуков С.В Медико-социальный портрет подростков 12-16 лет, проживающих в городе Твери. / Жуков С.В., Дербенев Д.П., Королюк Е.Г., Рыбакова М.В., Петров В.П., Беляева Е.В., Иванова Н.И., Шарый Н.В. // Фундаментальные исследования. 2015. № 1-8. С. 1581-1585.

[4] Королюк Е.Г., Калинкин М.Н., Жуков С.В. Хронический социальный стресс: этиология и патоаутокинез. Монография. Тверь, 2011. 102 с.

[5] Рыбакова М.В.Особенности самооценки материально-бытового положения семьи у подростков, находящихся под воздействием хронического социального стресса // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. № 2. С. 455458.

[6] Рыбакова М.В. Роль медико-социальных факторов в снижения уровня здоровья у детей с хроническим социальным стрессом // Тверской медицинский журнал. 2016. № 3. С. 141-142.

MEDICAL AND SOCIAL CHARACTERISTICS OF RUSSIAN-SPEAKING SCHOOLCHILDREN WHO ARRIVED FROM THE MILITARY CONFLICT ZONE

Derbenev D.P., Zhukov S.V., Krivosheina E.L., Ehte K.A.

Tver state medical university, Tver, Russian Federation

Annotation. To determine the optimal approaches of health formation in children and adolescents exposed to stress, the medical and social characteristics of Russian-speaking schoolchildren who came from the military conflict zone were studied. The significant differences in living standards, living conditions, microsocial behavior and the nature of relationships with peers were revealed. Children who have come from the military conflict zone experiences not only psychological, but microsocial discomfort for a long time. Such children demand special attention from school psychologists, social workers and district pediatricians. In process of rehabilitation program for children who arrived from the military conflict zone creation, it is necessary to pay attention on the medical and social characteristics of the child's family and the level of combat stress impact.

Key words: children, schoolchildren, military conflict, rehabilitation, combat stress, chronic social stress.

REFERENCES

[1] Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detei v Rossiiskoi Fed-eratsii. // Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo. 2012. N. 3. Page 9 - 14.

[2] Derbenyov D.P., Kovalenko I.L., Orlov D. A./ Raspros-tranennost' funktsional'nykh psikhicheskikh otklonenii sredi 15-17-letnikh uchashchikhsya srednikh uchebnykh zavedenii Tverskoi oblasti // Bulletin of National research institute of public health. 2006. N. 5. Page 22 - 24

[3] Zhukov S.V Mediko-sotsial'nyi portret podrostkov 12-16 let, prozhivayushchikh v gorode Tveri. / Zhukov S.V., Derbenev D.P., Korolyuk E.G., Rybakova M.V., Petrov V.P.,

Belyaeva E.V., Ivanova N.I., Sharyi N.V. // Fundamen-tal'nye issledovaniya. 2015. N 1-8. Page. 1581-1585.

[4] Korolyuk E.G., Kalinkin M. N., Zhukov S. V. Hronichesky social stress: etiology and patoaytokines. Monograph. Tver, 2011. 102 pages.

[5] Rybakova M.V.Osobennosti samootsenki material'no-bytovogo polozheniya sem'i u podrostkov, nakhodyash-chikhsya pod vozdeistviem khronicheskogo sotsial'nogo stressa // Zhurnal nauchnykh statei Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2016. N 2. Page 455-458.

[6] Rybakova M.V. Rol' mediko-sotsial'nykh faktorov v snizheniya urovnya zdorov'ya u detei s khronicheskim sot-sial'nym stressom // Tverskoi meditsinskii zhurnal. 2016. N 3. Page. 141-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.