лесообразно привод насоса осуществить от ветроустановки (ВУ). ВУ 1 удобно установить на ВБ 4, а привод 3 насоса 5 сделать от ВУ (см. рис.). В этом случае они дополняют друг друга, и не требуется электроэнергия для работы насоса. Бак 2 выполняет функцию аккумулятора и не нужна отдельная башня для ВУ, стоимость которой весьма велика. Когда имеется ветер, насос, приводимый во вращение ВУ. пополняет водой бак, а при сильном ветре его энергию можно применить для подогрева воды с использованием гидродинамического подогревателя (ГП). Это особенно важно зимой, т.к. обычно ветров зимой хватает и с использованием ГП можно исключить замерзание ВБ. Для повышения эффективности ВУ целесообразно использовать башню 4 для создания восходящего потока, который будет более интенсивным, если установить теплицу 7 для подогрева воздуха поступающего на ВУ.
Если говорить конкретно о типе передачи от ветряка к насосу, то здесь возможны различные варианты. Может быть использована традиционная электропередача, тогда избыточную электроэнергию можно использовать и для других целей, например для освещения. Целесообразно использовать механическую передачу, либо пневматическую (если применяется аэролифт), либо гидравлическую (с применением эжектора).
Конкретная конструкция ВБ с ВУ или модернизация существующей ВБ зависит от состояния дел на месте. Либо модернизация совмещается с ремонтом, либо строится новая ВБ.
Таким образом, установив ВУ непосредственно на ВБ можно решить сразу насколько проблем, которые обычно возникают при отсутствии централизованного водоснабжения при минимальных затратах |
Водонапорная башня с ветротурбинным насосом: 1 - ветродвигатель, 2 - бак для воды, 3 - привод насоса, 4 - башня. 5 - насос, 6 - скважина, 7 - теплица, 8 - воздух
Работа по созданию таких комплексных установок ведется в ДВГТУ на кафедре СДВС и У.
Конструкция парусов традиционной китайской джонки отличается тем, что в интервале между двумя основными реями, на которых держится парус, расположены многочисленные промежуточные рейки (латы) на некотором расстоянии друг от друга.
До прихода европейцев паруса обычно сплетались из рисовой соломы или тростника, который в изобилии произрастал на низменных и болотистых почвах южных провинций. При изготовлении парусов стебли тростника перекрещивали и вручную туго переплетали. Для защиты от истирания такие паруса покрывались сетками в местах соприкосновения с мачтой и с такелажем. Несмотря на это, долговечность парусов из циновок обычно не превышала одного года, но их дешевизна позволяла сравнительно часто их обновлять.
1
Куликов С. В, Новосельцев М.Е.. Ю. Н.Павлюченко
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СУДОВ КИТАЯ
Если парус состоял из отдельных вертикальных полос, то рейки устанавливались попеременно впереди и сзади полосы. Если же поверхность паруса делалась сплошной, то рейки прикреплялись с одной стороны паруса. На каждом рейке, на расстоянии равном примерно 1/3 его длины от наветренного ликтроса, имелся строп, обёрнутый вокруг мачты. Совокупность таких стропов удерживала парус на мачте и выполняла функцию бейфута, так что воздействие ветра воспринималось вдоль всей
мачты.
При наличии ветра парус прогибался между поддерживающими элементами. При
возрастании силы ветра радиус кривизны
поверхности паруса между рейками уменьшался, поэтому напряжения от натяжения материала паруса практически не менялись, как бы силен не был ветер. Благодаря равномерному распределению рейков по площади паруса давление ветра
распределялось равномерно.
В Х1Х-ХХ вв. для изготовления парусов, вместо рисовой соломы и бамбука, стали применять ) хлопчатобумажное волокно, которое дубили с добавлением коры дуба, красной охры или индиго.
На каждом конце промежуточных рейков, в точке соединения с боковым ликтросом (рис. 1, фиг. 2) закреплялась одна из ветвей (а) гусиной лапки - разветвляющейся снасти. Другая ветвь (в) крепилась на конце следующего рейка. Тросы по два объединялись на деревянном блоке (с), к которому крепился трос (Е), служивший шкотом паруса. Парус поднимался к топу мачты при помощи мощных талей (Р) или гиня, закреплённого посредине верхнего рея, или на расстоянии 1/3 длины, считая от наветренного конца. Фал накручивался на брашпиль, расположенный у шпора мачты. Нижний рей поддерживался талями (Ъ). Вследствие того, что центр приложения силы давления ветра на парус находился позади мачты, парус имел тенденцию ориентироваться перпендикулярно к направлению ветра и перемещаться в этом же направлении. Жёсткая пришнуровка (Г, фиг, 1), играет роль бейфута и противодействует этому перемещению. Шнуровка фиксируется в точке соединения одного из промежуточных рейков с боковым наветренным ликтросом, примерно на половине высоты паруса, охватывает мачту, проходит далее через блок, закреплённый на конце рея снизу, и спускается к шпору мачты, где натягивается с помощью талей (£).
Когда парус был спущен, он поддерживался перекладинами (Т), лежащими на козлах, которые были закреплены в стоячем положении, а также двумя штагами (К), служившими топенантами.
В отличие от европейцев, китайцы придали своему парусу большую жёсткость, сравнимую с
жёсткостью щита, не деформируемого под действием ветра, сохранив при этом податливость, необходимую при маневрах. Жёсткий парус проще в управлении, под порывами ветра он не «прилипает» к мачте, легко поднимается и опускается в любую погоду, самоориентируется при поворотах судна. Его жёсткость не даёт ему хлопать при ветре, так что на якорной стоянке джонки могли оставлять паруса поднятыми без опасения поломки.
В плохую погоду поверхность китайского паруса можно было легко уменьшить, опуская и собирая его последовательными и правильными складками в полной безопасности, при небольшой численности команды.
Ещё одно преимущество джонки - благодаря промежуточным рейкам, далее изношенный до лоскутов китайский парус ещё сохранял жёсткость своей поверхности, достаточную для того, чтобы продолжать находиться в эксплуатации, тогда как даже небольшая дыра в европейском парусе могла привести его в полную негодность и вызвать аварию.
В зависимости от района эксплуатации паруса морских джонок имели различную форму: в
северной части Китая боковые ликтросы парусов делались прямолинейными и параллельными мачте, а количество рейков достигало двадцати пяти и даже тридцати; у джонок Кантона и провинции Гуандун (южное побережье Китая) задняя кромка паруса вырезалась по дуге, а верхние рейки располагались под углом, веерообразно.
На речных джонках наблюдалось большое разнообразие парусов (рис. 2). Среди вариантов устройства речных парусников можно было встретить очень оригинальные. Например, для того, чтобы поймать ветер под крутым возвышенным берегом, на верхнюю часть мачты поднимали прямоугольный парус (см. рис. 2) или парус гуари треугольной формы, который управлялся с палубы при помощи длинного изогнутого шеста.
Шпринтовые паруса (рис. 3) в китайском судостроении нашли применение на сампанах, речных грузовых джонках и на некоторых рыболовных судах на побережье. Эти паруса делались прямоугольной формы, поднимались на лёгких мачтах, чаще всего из бамбука, которые не удерживались ни вантами, ни штагами. Парус навешивался на мачту с помощью бамбуковых колец. По диагонали располагался Рис. 3 Шпринтовый парус шест из лёгкого бамбука, предназначенный для того, чтобы
(по Л. Одемаоу)
толкать верхнюю точку паруса под ветер. В нижней части он крепился тросом к мачте.
Типичными парусами морской джонки были: фок на левом борту носовой оконечности судна, грот в середине длины судна и бизань в корме, на левом борту.
Фок и бизань обеспечивали хорошую маневренность судну, так как они размещались далеко от центра вращения джонки. Это очень важно в узких и богатых островами бухтах, а также - при работе в гавани, где одновременно движется много судов. Боковое смещение фок- и бизань - мачт облегчало доступ к носовой лебёдке и к румпелю в корме.
Такелаж парусов, на первый взгляд, кажется очень сложным, но ои построен логично и им легко управлял китайский судоводитель. Для облегчения работы с отдельными тросами применялись роликовые и направляющие блоки. | '
1. Audemard L. Les Jonques Cfonoises.T. 1-10.-Rotterdam, 1957-1971.
2. Donelly I.A. Chinese Junks and other Native Craft.- Shanghai, 1924.
3. Hover O. Alt-Asiat en unter Segel im Indischen und Pazifischen Ozean, durch 4. Monsune and Passate.-Braunschweig, 1961.
4. Worcester G.R.G. Sail and Sweep in China. - London, 1966.
Описывая китайские суда XIV века, арабский путешественник Ибн Баттута обратил внимание на то, что китайцы гребут стоя. «Джонка имеет около двух десятков вёсел, огромных как мачты. Каждым из них управляет команда из тридцати человек (это касается больших судов, имеющих по шестьсот перевозчиков), которые стоят в две шеренги лицом друг к другу. К каждому веслу прикреплены две огромные веревки, толстые как канаты. Одна из двух шеренг людей тянет за канат со своей стороны, затем бросает его, в то время как другая шеренга тянет за канат, который расположен с её стороны».
Адмирал Парис отмечал, что многочисленные картины эпохи империи Сун изображают вёсла, закреплёнными на обшивке. «...Поперечная рукоять даёт совершенное управление веслом при гребле лицом вперёд, которое является нормальной китайской греблей, к тому же это часто связано с необходимостью просматривать дорогу на запруженных речных путях» [4].
Оригинальное усовершенствование системы гребли появилось в Китае очень давно. Оно состоит в регулировании длины лопасти и высоты опорной поверхности весла таким образом, чтобы рукоять весла была на высоте человека и удерживалась на палубном настиле с помощью каната. При этом гребцу остаётся лишь выполнять толчок, не заботясь о глубине захвата воды [3].
Широкое распространение на сампанах и джонках Китая получил способ гребли длинным кормовым веслом - юлоу [1, с. 299]. На сампане (рис. 1) весло длиной около 3 м шарнирно закреп-
ЛИТЕРАТУРА
С. И. Давыдов, С. В.Куликов,Ю. Н. Павлюченко
ВЁСЛА СУДОВ КИТАЯ
ляется на транце лодки, его широкая лопасть из твёрдого
дерева
горизонтальна, а гребец раскачивает рукоять поперёк лодки. При этом лопасть слегка
разворачивается
Рис. 1 Весло для гребли «юлоу» на сампане:
1 - тпоеоъый г ТОПОТУ 9 - шяшип
относительно оси весла и получает угол атаки около 7°, вследствие чего на