Научная статья на тему 'Водонапорная башня с ветроустановкой'

Водонапорная башня с ветроустановкой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
111
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Водонапорная башня с ветроустановкой»

мелкой, что приводит к понижению к.п.д. и к большому увеличению частоты вращения. Одним из способов повышения эффективности является использование парциальности.

На кафедре СДВС и У Морского института ДВГТУ ведутся исследования малоразмерных парциальных центробежных компрессоров. Основным способом исследования является экспериментальный, т.к. рабочие процессы проходящие в проточной части сложны и плохо поддаются математическому описанию |

Для исследований создан специальный экспериментальный стенд В связи с тем, что рабочая частота вращения превышает 500 об/с, в нем использованы подшипники с воздушной смазкой. Их применение позволяет повысить надежность работы стенда и точность измерений, а так же упрощает конструкцию. Конструкция стенда позволяет легко изменять форму проточной части компрессора, в частности парциальность. Привод компрессора осуществляется турбиной, рабочее колесо которой установлено на противоположной стороне вала.

При исследованиях изучалось влияние различных геометрических и режимных параметров. Нами исследованы рабочие колеса диаметром 110 мм. Парциальность изменялась от 8 до 24 %. Частота вращения достигала 1000 и более об/с, а степень повышения давления - 1,5.

Отмечено значительное влияние радиального зазора по окружности рабочего колеса. Его увеличение на части окружности позволило существенно увеличить к.п.д. компрессора. Изучено влияние входного направляющего аппарата рабочего колеса. Для этого было изготовлено два рабочих колеса отличающихся только углами входа. Одно имело угол входа рассчитанный из соображений безударного входа потока, а второе - угол равный 90 градусов. При равных условиях эксперимента второе колесо обеспечило значительно больший напор и расход при незначительном повышении температуры сжатия. Эго можно объяснить более эффективным использованием энергии набегающего на колесо потока воздуха. | |

В настоящее время ведется работа по исследованию влияния покрывного диска рабочего колеса, применение которого позволяет существенно повысить к.п.д но приводит к значительному усложнению конструкции и повышению потерь на трение, поэтому необходимо определить его оптимальные размеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриценко В.И., Потапов Ю.А., Кащеев Ю.А. Результаты исследований малорасходного центробежного турбокомпрессора с парциальными устройствами. - В кн.: Криогенные машины. - Новосибирск, 1978, с. 102-109.

2. Потапов Ю.А., Кустиков Г.Г., Бонюхов Б.П Движение газового потока в парциальном микрорасходном центробежном компрессоре - В кн.: Повышение эффективности холодильных и компрессорных машин. Омск, 1982, с. 45-50.

И. Е. Кончаков

ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ С ВЕТРОУСТАНОВКОЙ

Под энергообеспечением обычно подразумевают обеспечение теплом и электроэнергией и, как правило, водой. Вопрос обостряется, если подключение к централизованным системам стоит слишком дорого. Замена этих систем - подразумевает использование известных топливоиспользую-щих устройств - котельных, дизель-генераторов и т.д. со всеми вытекающими отсюда последствиями и проблемами.

Менее распространено в нашей стране применение возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, тепла земли и т.д. На это есть серьезные причины - они громоздки, требуют больших капитальных затрат, нестабильны и т.д. Одновременное использование нескольких видов энергии положение улучшает, но еще более увеличивает стоимость.

Наибольшая необходимость в комплексном энергообеспечении стоит на селе. Во многих селах стоят водонапорные башни (ВБ). Известно, что ВБ состоит из бака, установленного на значительной высоте, скважины и насоса. Для работы насоса нужна электроэнергия, которая не всегда имеется. Перерывы в подаче электроэнергии приводят к серьезным проблемам, особенно зимой. Це-

лесообразно привод насоса осуществить от ветроустановки (ВУ). ВУ 1 удобно установить на ВБ 4, а привод 3 насоса 5 сделать от ВУ (см. рис.). В этом случае они дополняют друг друга, и не требуется электроэнергия для работы насоса. Бак 2 выполняет функцию аккумулятора и не нужна отдельная башня для ВУ, стоимость которой весьма велика. Когда имеется ветер, насос, приводимый во вращение ВУ. пополняет водой бак, а при сильном ветре его энергию можно применись для подогрева воды с использованием гидродинамического подогревателя (ГП). Это особенно важно зимой, т.к. обычно ветров зимой хватает и с использованием ГП можно исключить замерзание ВБ. Для повышения эффективности ВУ целесообразно использовать башню 4 для создания восходящего потока, который будет более интенсивным, если установить теплицу 7 для подогрева воздуха поступающего на ВУ.

Если говорить конкретно о типе передачи от ветряка к насосу, то здесь возможны различные варианты. Может быть использована традиционная электропередача, тогда избыточную электроэнергию можно использовать и для других целей, например для освещения. Целесообразно использовать механическую передачу, либо пневматическую (если применяется аэролифт), либо гидравлическую (с применением эжектора).

Конкретная конструкция ВБ с ВУ или модернизация существующей ВБ зависит от состояния дел на месте. Либо модернизация совмещается с ремонтом, либо строится новая ВБ.

Таким образом, установив ВУ непосредственно на ВБ можно решить сразу насколько проблем, которые обычно возникают при отсутствии централизованного водоснабжения при минимальных затратах |

Водонапорная башня с ветротурбинным насосом: 1 - ветродвигатель, 2 - бак для воды, 3 - привод насоса, 4 - башня. 5 - насос, 6 - скважина, 7 - теплица, 8 - воздух

Работа по созданию таких комплексных установок ведется в ДВГТУ на кафедре СДВС и У.

Конструкция парусов традиционной китайской джонки отличается тем, что в интервале между двумя основными реями, на которых держится парус, расположены многочисленные промежуточные рейки (латы) на некотором расстоянии друг от друга.

До прихода европейцев паруса обычно сплетались из рисовой соломы или тростника, который в изобилии произрастал на низменных и болотистых почвах южных провинций. При изготовлении парусов стебли тростника перекрещивали и вручную туго переплетали. Для защиты от истирания такие паруса покрывались сетками в местах соприкосновения с мачтой и с такелажем. Несмотря на это, долговечность парусов из циновок обычно не превышала одного года, но их дешевизна позволяла сравнительно часто их обновлять.

1

Куликов С. В, Новосельцев М.Е.. Ю. Н.Павлюченко

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СУДОВ КИТАЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.