всего лишь 1 час. Этот метод, как он полагает, должен быть шире представлен в практических занятиях по различным объектам.
Ф. Н. Субботин и соавторы отмечают неосуществимость предложения авторов программы — научить студентов за 1 час проводить санитарное описание водоисточников, жилых и общественных зданий, промышленных объектов и медицинских учреждений разного типа. Они также находят нереальным предложение за то же время занятий научить студентов отбирать пробы воды, воздуха, почвы и даже пищевых продуктов.
Проф. Н. А. Альтерман и соавторы подчеркивают, что поскольку физические методы исследований внешней среды достаточно подробно разбираются на кафедре физики, в программе практических занятий следует предусмотреть не столько характеристику методов, сколько гигиеническую оценку данных, получаемых этими методами. Проф. С. В. Миллер предлагает дополнительно включить в программу практических занятий изучение методов исследования шума и его влияние на организм.
В заключение авторы откликов на статью проф. Г. А. Митерева, Е. Ф. Черкасова и Т. А. Козловой указывают, что предлагаемую ими программу в целом необходимо изложить более конкретно и детально, что рекомендуемая перестройка преподавания курса общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете не имеет преимуществ перед программой 1961 г., которая в свою очередь требует частичных изменений, отмеченных в процессе обсуждения программы, рекомендуемой проф. Г. А. Митеревым и соавторами. А доц. Ф. Н. Субботин и соавторы склонны считать, что предлагаемая «перестройка не улучшит преподавания общей гигиены на санитарно-гигиенических факультетах, а скорее, наоборот, ухудшит», снизит подготовку будущих санитарных врачей по общей гигиене и не будет способствовать усвоению ее «как науки».
Проф. П. И. Баранник предлагает читателям обсудить проект программы общей гигиены, составленной им и одобренной методическим совещанием Управления медицинских учебных заведений Министерства здравоохранения УССР. В свою очередь проф. С. В. Миллер рекомендует вниманию читателей составленный им проект программы практических занятий по общей гигиене.
Желательно дальнейшее обсуждение вопросов, поднятых проф. Г. А. Митеревым, Е. Ф. Черкасовым и Т. А. Козловой, а также предложений, высказанных их оппонентами.
Поступила 30/У1 1964 г.
0
• • * •
УДК 613 (07) (049.2)
ОТВЕТ НАШИМ ОППОНЕНТАМ1
Проф. Г. Л. Митерев, доц. Е. Ф. Черкасов,
канд. мед. наук Т. А. Козлова2
В настоящее время на кафедрах общей гигиены для студентов санитарно-гигиенических факультетов преподается курс общей радиационной и специальной гигиены. Курс общей гигиены в силу неоправданно сохранившихся тенденций посвящается преимущественно основ-
* См. статью Л. С. Розанова в этом номере журнала.
2 Редколлегия журнала «Гигиена и санитария» разделяет мнение, высказанное проф. Г. А. Митеревым и его соавторами в данной статье. — Ред.
ным факторам внешней среды, которые при дифференциации гигиенической науки и ее преподавания на санитарно-гигиеническом факультете определили содержание курса коммунальной гигиены. С этим необходимо считаться при обсуждении программы преподавания общей гигиены. Но этот факт игнорируется многими из наших оппонентов. Общая гигиена должна мыслиться как дисциплина пропедевтическая, т. е. дисциплина, излагающая общие закономерности взаимоотношения организма и внешней среды, и изучать главнейшие методы исследования различных объектов внешней среды. Естественно, что она должна служить введением, подготовляющим студентов к изучению основных профильных гигиенических дисциплин.
Существующие учебные программы по общей гигиене не в полной мере отражают пропедевтический характер этой дисциплины. Ввиду этого возникла необходимость строго размежевать преподавание отдельных гигиенических проблем, устранить возможность дублирования материала с профильными гигиеническими дисциплинами, особенно в разделах, касающихся коммунальной гигиены (гигиены воды, воздуха и почвы).
Кроме того, в связи с развитием радиационной гигиены необходимо было изыскать дополнительные часы для расширения преподавания этой дисциплины, которая в дальнейшем должна стать самостоятельным предметом. Наиболее целесообразно это можно сделать за счет сокращения курса общей гигиены.
Исходя из изложенного выше, методическая комиссия санитарно-гигиенического факультета I Московского ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова сочла необходимым составить проект новой программы на основании многолетнего опыта и реальных условий преподавания общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете в этом институте.
При построении проекта программы мы исходили из того, что внешняя среда представляет собой комплекс природных и социально-экономических факторов, в связи с чем освещению этих вопросов в курсе общей гигиены должно быть отведено достаточно времени. Поэтому раздел 2 нашего проекта посвящен изучению общих закономерностей влияния природных и социально-экономических факторов на организм и здоровье населения.
Практические занятия по общей гигиене мыслятся на основе изучения общих методов исследования внешней среды (санитарно-физиче-ские, санитарно-химические и др.) с учетом их санитарного значения и условий применения в исследовании. При систематизации методов исследования применительно к конкретному объекту внешней среды, как это имело место в старых программах (например, методы исследования воды, почвы и др.), возникает необходимость в санитарном заключении и оценке данного объекта, что, по нашему мнению, является компетенцией профильных гигиенических дисциплин. Мы согласны, что изучение методов, исследующих реакции организма на влияние внешней среды, а также некоторых вопросов медицинской географии также служит предметом курса общей гигиены.
Наш опыт показывает, что при таком подходе к пониманию курса общей гигиены можно изложить необходимый материал на протяжении 78 часов на V семестре, а высвободившееся время целесообразно использовать для усиления преподавания курса радиационной гигиены на VI семестре.
Наш проект программы вызвал у читателей журнала ряд критических замечаний. По своему характеру их можно разделить на 3 группы. К первой группе следует отнести замечания, касающиеся содержания предмета и преподавания его как пропедевтического курса. Так, проф. С. В. Миллер находит недостаточным сводить преподавание курса об-
щей гигиены к тому, чтобы дать студентам представление о гигиене как науке; по его мнению, возможно освещать при этом и вопросы гигиенического нормирования; дублирование смежных разделов он не -считает неблагоприятным моментом, а напротив, в этом «зидит основы прочного усвоения предмета». Проф. П. И. Баранник, указывая, что проект «не предусматривает преподавания каких-либо конкретных вопросов», отмечает в то же время, что в разделе втором дублируется материал профильных дисциплин. В том же духе высказываются проф. О. В. Перов, доц. Ф. Н. Субботин и др.
По сути дела эти замечания направлены на сохранение старой структуры и содержания предмета, т. е. преподавания гигиены в виде отдельных разделов с освещением не только гигиенического значения тех или иных факторов, но и санитарной оценки и диагностики, нормирования и мер профилактики.
С таким пониманием содержания курса общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете мы не можем согласиться. Это приведет к дублированию материалов, являющихся предметом профильных кафедр, к определенной дезориентации студентов, а не к повышению их «подготовки.
Замечания проф. П. И. Баранника, О. В. Перова и доц. Ф. Н. Субботина о дублировании материалов кафедры организации здравоохранения мало обоснованы, если исходить из представления о гигиене как •о науке, изучающей не только влияние природных, но и социальных факторов. Естественно, что курс общей гигиены в известной мере является и введением в социальную гигиену (организацию здравоохранения).
В новом проекте программы по общей гигиене возможности дублирования сведены до минимума. По существу речь идет не о параллелизме, а лишь о привлечении тех или иных примеров из курсов частных дисциплин для доказательства взаимоотношения организма и внешней среды. В самом деле, разве можно говорить о дублировании материалов кафедры организации здравоохранения, если при показе влияния социально-экономических условий на здоровье населения будут привлечены данные о рождаемости, смертности и продолжительности жизни его?
Вторая группа замечаний, высказываемых нашими оппонентами, относится к курсу практических занятий. Предлагается, например, изучать не столько сами методы, «сколько гигиеническую оценку получаемых этими методами данных» (проф. Н. А. Альтерман), расширить число и объем методов (физиологические, биохимические и др.). увязать в большой степени практические занятия с теоретическим курсом. По нашему мнению, практический курс по общей гигиене должен подготовить студентов для занятий специальными гигиеническими дисциплинами, при прохождении которых дается санитарная оценка внешней среды и рекомендуются конкретные профилактические мероприятия.
В связи с этим на практических занятиях по общей гигиене студенты должны быть ознакомлены с главными методическими приемами, применяемыми в гигиене, с основными техническими приемами лабораторных исследований.
Что касается некоторых методов, являющихся специфичными для профильных кафедр (например, методы исследования шума и вибрации, определения во внешней среде специфических вредностей и др.), то мы считаем целесообразным изучение их на профильных кафедрах.
И, наконец, третья группа замечаний по проекту касается распределения занятий по семестрам, количества часов, отводимых на прохождение того или иного раздела, структуры практических занятий и т. д. Эти вопросы не имеют принципиального значения и могут быть
7 Гигиена и санитария, № 4
97
разрешены в зависимости от условий преподавания в том или ином институте.
Относительно же проекта новой программы по общей гигиене, предложенного проф. П. И. Баранником и одобренного методическим совещанием Управления медицинских учебных заведений Министерства здравоохранения УССР, можно сказать одно: этот проект принципиально не отличается от ныне действующей программы, в связи с чем нет необходимости в ее обсуждении.
Ряд замечаний по разработанному нами проекту, направленных на улучшение и конкретизацию наших предложений, мы с благодарностью-принимаем и учтем при окончательном редактировании программы.
Ввиду важности и остроты дискутируемого вопроса считаем целесообразным детальное обсуждение окончательного варианта программы общей гигиены на представительном совещании преподавателей гигиенических дисциплин санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов.
Поступила 12/1 1964 г.
УДК 614.898 + 613.64
О ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ УРОВНЯХ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПОВЕРХНОСТИ РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
Н. Н. Хвостов
Кафедра радиационной гигиены Центрального института усовершенствования врачей, Москва
Существующие предельно допустимые уровни загрязнения рабочих поверхностей и тела радиоактивными веществами (ПДУ-П) не имеют еще достаточного научного обоснования, а решение этой задачи сопряжено с рядом существенных методических трудностей.
Сравнительный анализ отечественных и зарубежных ПДУ-П показывает, что наше законодательство устанавливает значительно более низкие уровни и большую дифференцировку загрязнения различных поверхностей (специальное белье, полотенца, хлопчатобумажная спецодежда и т. д.). Кроме того, отечественные нормативы предусматривают раздельные уровни для двух случаев («очистка» и «после очистки»), а также определяют фоновые значения загрязнения рук и специального белья после очистки.
Зарубежные ПДУ-П составлены раздельно для «активных» и «неактивных» помещений, например, в Англии и Франции учитывают размер загрязненной площади и сравнительную радиотоксичность изотопов (Шервуд, стр. 61). Однако эти рекомендации, по нашему мнению, недостаточно оправданно делят все изотопы только на 2 группы, а также обусловливают недопустимо высокие уровни загрязнения ряда поверхностей (например, английские ПДУ-П допускают 2200 а-частиц в минуту, в 5000 ß-частиц в минуту в расчете на руку).
В ряде работ (Dunster, Пархоменко и др.) особая роль придается проблеме загрязнения поверхностей в связи с переходом радиоактивных веществ с поверхности в воздух рабочих помещений. Однако, как нам кажется, указанные авторы односторонне решают эту проблему, недооценивая ряд существенных моментов (характер поверхности и вида загрязнения и др.).
Мы изучали в радиологических лабораториях пути распространения радиоактивных веществ и уровни загрязнения поверхностей в зависимости от характера проводимых операций. Полученные данные позво-