Научная статья на тему 'О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ'

О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА

ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ

----- 1 -тс_____

О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ

МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ

Проф. Г. А. Матерее, доцент Е. Ф. Черкасов, кандидат медицинских

наук Т. А. Козлова

Из кафедры общей гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института

имени И. М. Сеченова

По действующему учебному плану курс общей гигиены на санитарных факультетах медицинских институтов преподается на V и VI семестрах в объеме 64 лекционных часов и 64 часов практических занятий. Этот курс рассматривается как пропедевтический для всех отраслевых гигиенических дисциплин, проходимых позднее. Задача курса— дать студентам представление о гигиене как о науке, разрабатывающей оптимальные научно обоснованные условия жизни человека, а также обучить студентов некоторым основным методам исследования внешней среды, необходимым для дальнейших занятий на специальных кафедрах.

Существующая в настоящее время программа по общей гигиене не отражает в полной мере требования, предъявляемые к программам пропедевтического курса. При этой программе трудно избежать дублирования материала, особенно с курсом коммунальной гигиены.

В связи с этим кафедра общей гигиены нашего института искала пути к разработке. программы подлинно пропедевтического курса общей гигиены, который к тому же исключил бы возможность дублирования материала с курсами профильных гигиенических кафедр. Отдавая должное трудности разработки такой программы, кафедра вынесла проект перестройки преподавания общей гигиены на обсуждение методической комиссии санитарно-гигиенического факультета института В результате решено было преподавание курса общей гигиены ограничить V семестром и сократить количество лекционных и практических часов до 78 при соотношении 1:1. Признано необходимым построить теоретический курс общей гигиены так, чтобы студенты могли понять характер действия на организм человека природных и социальных факторов внешней среды. Однако этому разделу должен предшествовать вводный исторический раздел, в котором подлежат осрещению цели, задачи и пути развития гигиены как науки и научной основы практической деятельности санитарной организации.

Содержание курса практических занятий явится изучением наиболее общих и типичных методов исследования внешней среды для ее характеристики в гигиеническом отношении. В отличие от старой про-

5* 67

граммы студенты будут получать представление об использовании методов исследования различных объектов внешней среды, а не одного.

Такое содержание программы, по нашему мнению, позволит не только избежать дублирования в преподавании общей гигиены с курсами профильных кафедр, но и увеличить курс радиационной гигиены до 88 часов (за счет часов VI семестра). Это даст возможность излагать общую гигиену как самостоятельную профильную дисциплину, подготовить студентов к восприятию профильных дисциплин и повысить уровень их подготовки для самостоятельной практической деятельности в области радиационной гигиены.

Программа теоретического курса общей гигиены схематически может быть представлена в следующем виде.

I раздел. «Вводный, исторический» (6 лекций)

Определение понятия гигиены, ее содержание и задачи. Место гигиены в комплексе медицинских наук. Гигиена в системе общего медицинского образования и в системе подготовки врача санитарного профиля.

Основная задача гигиены — создание оптимальных научно обоснованных условий жизни человека; решение этой задачи.

Основные показатели санитарного состояния населения. Численность, рождаемость и смертность в современных государствах. Социальная сущность этих показателей. Условия существования населения и продолжительность жизни в различных социальных условиях.

История развития гигиены и санитарного дела. Зарождение гигиенических навыков в древнем мире. Гигиена при феодализме, падение санитарной культуры и развитие эпидемий. Экспериментальная гигиена.

Социальная сущность и классовый характер гигиены при капитализме.

Рубнер, Кох, Петтенкофер и их вклад в гигиену.

Гигиена и санитарная практика в России. Влияние революционеров-демократов на развитие профилактики в медицине. Влияние Зыбе-лина, Боткина, Мудрова, Захарьина на развитие профилактического врачебного мышления. Земская медицина и развитие профилактических идей..

А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, Г. В. Хлопин и др. — основоположники и крупнейшие представители гигиены в России.

Основные этапы развития гигиены в советское время.

Роль санитарной организации в период Великой Отечественной войны. Основные директивы КПСС и Советского правительства по охране народного здоровья.

Крупнейшие гигиенисты советского периода — Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, А. Н. Сысин и др.

Санитарная организация, ее функции и методы работы. Санитарно-эпидемиологическая станция как основное звено санитарной службы в СССР.

Роль санитарного законодательства в разрешении гигиенических проблем. Гигиеническое нормирование. Роль гигиенической науки и санитарных органов в разработке санитарного законодательства и нормирования.

Методы, применяемые в гигиене. Значение физических, химических, физиологических, токсикологических, бактериологических и статистических методов в научных гигиенических исследованиях; значение комплекса методов при решении сложных гигиенических проблем.

II раздел. «Влияние природных и социальных условий на здоровье и работоспособность населения» (10—12 лекций)

Условия жизни в населенных пунктах и их влияние на здоровье населения. Связь заболеваемости и смертности населения с условиями жизни в населенных местах. Жилищный вопрос как социально-гигиеническая проблема.

Причины и основные источники загрязнения внешней среды в крупных промышленных центрах.

Пути поступления различных загрязнений в организм человека. Поведение загрязнений в биосфере и влияние различных условий на самоочищение воды, воздуха и почвы. Влияние загрязнений внешней среды на организм и санитарные условия жизни населения. Влияние планировки города на санитарные условия жизни населения.

Решение основных гигиенических вопросов в жизни современного города: чистота атмосферного воздуха, широкий доступ солнечного света, вопросы водоснабжения, очистка территории населенных мест и др.

Влияние питания на здоровье населения. Питание населения как социально-гигиеническая проблема. Значение правильного питания для физического развития и здоровья населения. Влияние питания на заболеваемость и трудоспособность; пищевые интоксикации и токсикоинфекции. Рациональное питание как фактор повышения сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных моментов внешней среды. Гигиенические вопросы общественного питания.

Влияние условий труда и отдыха на здоровье населения. Труд как физиологическая потребность человека. Классики марксизма-ленинизма о социальной сущности труда. Влияние производственной обстановки (микроклимата, шума, загазованности, запыленности) на уровень производительности труда и состояние здоровья человека. Профессиональные заболевания и отравления, их причины и особенности.

Роль режима труда для здоровья и трудоспособности рабочих, физиология труда. Значение раздражителей «малой интенсивности» в современной гигиене труда. Снижение общей заболеваемости рабочих как основная проблема гигиены труда.

Вопросы гигиены воспитания и обучения детей и подростков. Физическое развитие детей как социально-гигиеническая проблема. Особенности влияния школьной обстановки на здоровье детей. Школьные неэпидемиологические заболевания и пути их предупреждения.

Гигиенические основы производственного обучения, их значение для здоровья детей.

Эпидемиологическое значение внешней среды. Инфекционная заболеваемость среди других видов заболеваемости. Значение внешней среды как резервуара и передатчика инфекционных заболеваний. Заболевания, передающиеся через воду, воздух и почву. Особенности водных и воздушно-капельных инфекций.

Заболевания, передающиеся через насекомых и животных. Значение природной очаговости. Гельминты, источники и пути их развития.

Роль санитарных мероприятий по оздоровлению внешней среды в снижении инфекционных заболеваний.

Климат и его влияние на здоровье населения. Понятие о климате. Влияние солнечной радиации на метеорологические факторы и погоду. Использование климатических факторов для улучшения здоровья и физического состояния населения. Медицинская климатология, ее содержание, цели и задачи. Проблема акклиматизации и задачи гигиены.

III раздел. «Личная гигиена и гигиена одежды» (3 лекции)

Гигиенические основы и требования к режиму труда, отдыха и распорядку дня. Гигиена сна. Гигиенические требования к содержанию тела в чистоте. Гигиеническое значение физического воспитания, спорта и закаливания для укрепления здоровья и предупреждения заболеваемости.

Гигиена одежды как фактор здоровья. Влияние тканей одежды на терморегуляцию человека с внешней средой. Гигиенические требования к одежде в различных климатических условиях. Вопросы гигиены обуви и головных уборов.

Практические занятия по общей гигиене рассчитаны на 36—38 часов. Содержание их следующее.

1. Методы отбора проб различных объектов внешней среды. Приборы для этих целей (1 час). Особенности отбора проб воды в открытых и закрытых водоемах, в колонках и водопроводах. Отборы проб воздуха для различных целей. Методика отбора проб почвы, составление «средней пробы» почвы. Методы отбора проб пищевых продуктов.

2. Метод санитарного описания (1 час). Санитарное описание водоисточников (по топографической карте). Санитарное описание жилищных и общественных зданий, промышленных объектов и медицинских учреждений по карте обследования с определенным перечнем вопросов.

3. Санитарно-химические методы исследования внешней среды (10 часов). Определение в воде азота (аммиачного, нитритного, нитратного) и хлоридов. Определение окисляемости и растворенного в воде кислорода. Особенности исследования аммиака и нитритов в почве. Определение углекислоты в воздухе (атмосферном, комнатном, почвенном).

4. Санитарно-физические методы исследования внешней среды (18 часов).

а) Методы измерения температуры; приборы, применяемые при термометрии (2 часа).

б) Методы измерения влажности. Приборы для измерения влажности (4 часа).

в) Методы исследования подвижности воздуха; приборы, применяемые для этих целей (4 часа).

г) Применение приборов-самописцев в санитарных исследованиях. Метод обработки лент (2 часа).

д) Методы исследования излучений; приборы, применяемые для этих целей (4 часа).

е) Методы исследования метеорологических факторов открытой атмосферы (2 часа).

5. Санитарно-статистический метод (3 часа).

На примере разработки демографических данных.

6. Методы исследования тканей одежды (3 часа).

Исследование отношения тканей к воде, воздуху и лучистой энергии1.

Предлагаемый проект программы дан в общем виде. Подробное содержание ее после обсуждения в печати будет представлено на рассмотрение Центрального методического кабинета при Министерстве здравоохранения РСФСР.

Поступила 30/V 1963 г.

1 На санитарно-гигиенических факультетах санитарно-бактериологическпе методы преподаются в курсе санитарной микробиологии.

Ъ Ъ Ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.