Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
1
УДК 658.628.011.1
08.00.00 Экономические науки
ABC И XYZ - АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Барановская Т атьяна Петровна доктор экономических наук, профессор
Вострокнутов Александр Евгеньевич кандидат экономических наук, доцент
Нилова Надежда Михайловна старший преподаватель Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Для разработки детализированной и эффективной бизнес-модели хлебопекарных предприятий потребительской кооперации необходимо знание о стратегически важных товарах, выводимых на занятый сегмент рынка, причем не только в объемных выражениях, но и в параметрах, характеризующих стабильность сбыта или потребления. Особую актуальность данное исследование приобретает в современных условиях функционирования. Мощность хлебопекарных предприятий потребительской кооперации составляет более 760 тонн в сутки, распределенная между 41 хлебопекарным предприятием, выпускающим свыше 300 наименований продукции. Естественно, информация о количественных и качественных характеристиках стратегических позиций ассортимента будет являться ключевой при принятии управленческих решений об объемах производственной программы, обеспечения ресурсами, их оборачиваемостью и др.
Для решения поставленной задачи выбраны методики ABC- и XYZ-анализа ассортимента выпускаемой продукции, исходя из критериев простоты применения и широты получаемой в результате информации. В результате применения методик ABC- и XYZ-анализа, а также совмещения полученных результатов, проведена классификация ассортимента производимой хлебопекарными предприятиями потребительской кооперации продукции на основе критериев вклада товарной позиции в объем выручки и стабильности сбыта
Ключевые слова: БИЗНЕС-МОДЕЛЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ, ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ABC-АНАЛИЗ, XYZ-АНАЛИЗ, АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТОВАР
UDC 658.628.011.1 Economic sciences
ABC & XYZ - ANALYSIS OF ASSORTMENT OF ENTERPRISES OF BAKERY INDUSTRIES OF CONSUMER COOPERATIVES
Baranovskaya T atiana Petrovna Doctor of Economic Sciences, professor
Vostroknutov Alexander Evgenievich
Candidate of Economic Sciences, associate professor
Nilova Nadezhda Mikhailovna senior lecturer
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
To develop detailed and effective business model of bakery enterprises of consumer cooperation it is necessary to have knowledge on strategic goods displayed on a busy segment of the market, not only in volumetric terms, but in the parameters that characterize the stability of sales or consumption. The particular relevance of this study reveals in modern conditions of functioning. The outcome of the baking enterprises of consumer cooperatives is more than 760 tons per day, distributed between 41 baking enterprise producing more than 300 kinds of products. Of course, the information on quantitative and qualitative characteristics of the strategic positions of the range will be a key in making managerial decisions about the production of the program, resourcing, turnover, etc.
To solve the problem we have chosen the method of ABC - and XYZ-analysis of assortment of production, based on the criteria of ease of use and breadth of the resulting information. As a result of the application of the methods of ABC and XYZ-analysis and combining the obtained results, we present a classification of the range of the baking enterprises of consumer cooperation product based on the criteria of the contribution of commodity positions in revenue and stability of sales
Keywords: BUSINESS MODEL, CONSUMER COOPERATIVES, BAKING INDUSTRY, ABC ANALYSIS, XYZ ANALYSIS, ASSORTMENT POLICY, STRATEGIC PRODUCTS
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
2
Хлебопечение крайпотребсоюза - это самая значительная отрасль, как в масштабе системы потребительской кооперации, так и края в целом, на ее долю приходится свыше 25% от объема краевой выработки хлеба и хлебобулочных изделий.
Производством хлеба и хлебобулочных изделий занято 41 хлебопекарное предприятие с производственной мощностью 767 тонн в сутки, которые вырабатывают широкий ассортимент хлеба и хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий. Ассортимент вырабатываемой продукции насчитывает более 300 наименований.
Для разработки детализированной и эффективной бизнес-модели хлебопекарных предприятий потребительской кооперации необходимо знание о стратегически важных товарах, выводимых на занятый сегмент рынка, причем не только в объемных выражениях, но и в параметрах, характеризующих стабильность сбыта или потребления. [1, 8, 11]
Полученная информация сможет послужить качественной основой для помощи в принятии управленческих решений в ассортиментной политике, для работы с клиентами и при работе с поставщиками сырья.
Ассортиментная политика для предприятия хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края выступает как один из важных инструментов: увеличения прибыли; роста объемов деятельности предприятия; улучшения положения предприятия на рынке. Правильно выбранная ассортиментная политика является важнейшим инструментов в конкурентной борьбе. В этом случае стоит заметить, что правильная ассортиментная политика - это ключ к рентабельности и конкурентоспособности предприятия хлебопекарной промышленности потребительской кооперации.
Любой вид анализа данных имеет одну цель - получение полезной информации для помощи в принятии управленческих решений и отслеживание изменений в анализируемой области деятельности. В случае
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
3
анализа данных для предприятия хлебопекарной промышленности потребительской кооперации, наиболее важным будет являться анализ информации об ассортименте, производимом предприятием.
Основные требования, предъявляемые к методике анализа данных,
это:
- наглядность - результат должен быть ясен в понимании даже для работников предприятия, не являющихся специалистами в аналитике;
- универсальность - в контексте работы с данными о клиентах, ассортименте и поставщиках, требуется практически одно и то же: выделить наиболее важное и базовое, и отсеять невыгодное;
- простота использования.
Исходя из этих требований, можно выделить наиболее подходящие методики анализа ассортимента:
- АВС - анализ;
- XYZ - анализ.
АВС-анализ (ABC-analysis) — метод, позволяющий определить наиболее значимые ресурсы предприятия.
АВС-анализ - методика анализа позволяющая классифицировать ресурсы предприятия по степени важности. Суть метода этого анализа строится на основании принципа Паретто: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило 20 на 80». [10-13, 19]
Преимущества АВС-анализа: универсальность, простота и
наглядность, позволяет выяснить, какие из направлений деятельности являются наиболее доходными, а какие «тянут вниз».
Ассортимент реализуемого хлеба и хлебобулочных изделий на предприятиях хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края представленный в таблице 1.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
4
Таблица 1. Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий предприятий
хлебопекарной промышленности Краснодарского края
Г руппа хлеба и хлебобулочных изделий Ассортимент
1. Хлеб белый:
Высшего сорта Хлеб "Крестьянский", "Домашний"
Первого сорта Хлеб из пшеничной муки, хлеб "Колос".
2.Хлеб ржано-пшеничный сорта:
Ржаной обдирной и пшеничной первого сорта Хлеб "Бородинский", "Дарницкий", Особый, "Любимый", "Урожай", "Тоскано", "Добрый", "Семейный", "Солодовый", "Белгородский".
Смесь ржаной обдирной муки и муки высшего сорта Хлеб "Оригинальный", "Луковый", "Венский", "Изюминка», "Монастырский".
З.Лечебно- профилактические изделия:
Первого сорта Хлеб "Калининский" с йодированной солью, "Казачий", хлеб пшеничный с топинамбуром.
Первого сорта и отруби Хлеб пшеничный "Русь"
4. Булочные изделия:
Высшего сорта Хлеб "Мраморный", "Гречишный", "Кукурузный", "Картофельный", "Боровичок", Батон нарезной, "Утро", столовый, "Булочка "Колосок", "Бутербродная", "Школьная", Хлебобулочные изделия "Ассорти, Пампушки с чесноком,
Первого и высшего сорта Хлеб "Тостовый", Рожок школьный, Калач "Сувенирный", Лепешка "Деревенская"
5. Сдобные булочные изделия:
Высшего сорта Батон пикантный, Булочка с изюмом, с сухофруктами с маком, с повидлом, с корицей, "Гребешок", "Забава", "Сластена", "Салют", "Ореховая", "Снежок", рожок, плюшка, Плетенка с кунжутом, "Витая", Витушка "Загадка", Сдоба "Яблочная", "Выборгская", "Витая", Рулет с повидлом, Рожок "Маковый"
Первого и высшего сорта Булочка "Зимняя сказка", Кулич пасхальный, Кулич пасхальный, Свадебный каравай, шишки.
6. Пироги:
Высшего сорта Пироги
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
5
Глубина АВС-анализа предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края будет составлять один месяц. В качестве критерия анализа выбран показатель выручки. Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2-Ассортимент предприятия хлебопекарной промышленности
потребительской кооперации по мере убывания доходности
№ п/п Наименование товара Выручка, руб.
1 Хлеб белый из пшеничной муки 43529423
2 Булочка "Зимняя сказка" 35212857
3 Хлеб "Калининский" с йодированной солью 34281500
4 Рожок школьный 29767500
5 Булочка с повидлом 22230000
6 Хлеб "Бородинский" 21005180
7 Батон столовый 9054000
8 Пампушки с чесноком 8999440
9 Булочка с маком 8201250
10 Батон нарезной 6070500
11 Хлеб "Особый" 4398240
12 Хлеб "Домашний" 3414444
13 Булочка с изюмом 2104375
14 Хлеб "Картофельный" 1703000
15 Булочка "Ореховая" 1683000
16 Кулич пасхальный 1628800
17 Сдоба "Яблочная" 1606000
18 Булочка "Школьная" 1584000
19 Булочка сдобная 1361250
20 Булочка сдобная с корицей 1267933
21 Хлеб "Колос" 1256818
22 Булочка "Бутербродная" 1247125
23 Сдоба "Выборгская" 1174000
24 Хлебобулочные изделия "Ассорти" 954644
25 Булочка с сухофруктами 938667
26 Рулет с повидлом 937500
27 Булочка "Снежок" 937000
28 Витушка "Загадка" 883200
29 Хлеб "Урожай" 876000
30 Шишки свадебные 826000
31 Плюшка 768750
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
6
32 Хлеб "Добрый" 765233
33 Хлеб "Тоскано" 728975
34 Лепешка "Деревенская" 674500
35 Хлеб "Гречишный" 666750
36 Хлеб "Семейный" 639956
37 Калач "Сувенирный" 599000
38 Булочка "Забава" 545600
39 Плетенка с кунжутом 540000
40 Хлеб "Луковый" 513900
41 Батон "Утро" 494325
42 Рожок "Маковый" 485833
43 Хлеб "Кукурузный" 442925
44 Хлеб "Боровичок" 428740
45 Булочка-рожок 424175
46 Хлеб "Дивный" 421650
47 Булочка "Салют" 420567
48 Батон пикантный 415200
49 Булочка "Сластена" 411000
50 Хлеб пшеничный с топинамбуром 384860
51 Пироги 368040
52 Хлеб "Изюминка" 367675
53 Булочка "Г ребешок" 360480
54 Хлеб "Венский" 358167
55 Хлеб "Любимый" 350880
56 Хлеб "Любимый" нарезной 329733
57 Плетенка "Витая" 312533
58 Хлеб "Казачий" 284250
59 Булочка "Колосок" 275625
60 Хлеб "Оригинальный" 241500
61 Хлеб "Белгородский" 240900
62 Сдоба "Витая" 233600
63 Хлеб "Солодовый" 229000
64 Хлеб "Монастырский" 221760
65 Хлеб "Тостовый" 217426
66 Хлеб "Мраморный" нарезной 207480
67 Хлеб "Мраморный" 205080
68 Хлеб "Дарницкий" 151429
69 Хлеб "Крестьянский" 145750
70 Каравай свадебный 140680
71 Хлеб пшеничный "Русь" 137400
ИТОГО 265284974
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
7
Из представленных в таблице данных видно, что наибольший вклад в формирование объема выручки на предприятиях хлебопекарной промышленности потребкооперации занимают следующие товарные позиции: хлеб белый из пшеничной муки, булочка «Зимняя сказка», Хлеб "Калининский" с йодированной солью, Рожок школьный, Булочка с повидлом, Хлеб "Бородинский". Проверенные временем, а также огромный опыт и современные технологии обеспечивают высокое качество изделия по доступной цене.
Однако стоит разделить, в соответствии с методикой данные позиции на категории (А, В и С) [10-13, 19]:
А-группа: обеспечивает 80% продаж/прибыли В-группа: обеспечивает 15% продаж/прибыли С-группа: обеспечивает 5% продаж/прибыли.
После разделения всех товаров на группы АВС, формируются решения относительно каждой товарной группы. Основные направления выводов, которые могут быть сделаны в результате проведения АВС-анализа:
Группа А - самые важные ресурсы, которые приносят максимальную прибыль или продажи. Предприятие будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы ресурсов, а следовательно, ресурсы группы «А» должны жестко контролироваться, четко прогнозироваться, часто мониториться, быть максимально конкурентоспособными и не терять свои сильные стороны.
На данную группу ресурсов должны быть выделены максимальные инвестиции, лучшие ресурсы. Успехи группы «А» должны быть проанализированы и максимально транслироваться на другие категории.
Группа В - группа ресурсов, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи/ прибыль предприятия. Данные ресурсы также важны
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
8
для предприятия, но могут моделироваться более спокойными и умеренными темпами.
Данные ресурсы обычно являются «дойными коровами», относительно стабильны в краткосрочной перспективе. Инвестиции в данный вид ресурсов предприятия не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня.
Группа С - наименее важная группа на предприятии. Обычно ресурсы группы «С» тянут предприятие вниз или не приносят дохода. При анализе данной группы необходимо быть очень внимательным и в первую очередь понять причину низкого вклада.
В таблице 3 показано наглядное разделение ассортимента на категории. Столбец с названием «Выручка» является результатом отношения доли прибыли ассортимента к общей сумме прибыли предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края за месяц.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
9
Таблица 3- Результат АВС-анализа ассортимента предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации на
категории
№ п/п Наименование товара Выручка за месяц, руб. Выручка за месяц, % Выручка нарастающим итогом, % Группа
1 Хлеб белый из пшеничной муки 43529423 16,4% 16,4% А
2 Булочка "Зимняя сказка" 35212857 13,3% 29,7% А
3 Хлеб "Калининский" с йодированной солью 34281500 12,9% 42,6% А
4 Рожок школьный 29767500 11,2% 53,8% В
5 Булочка с повидлом 22230000 8,4% 62,2% В
6 Хлеб "Бородинский" 21005180 7,9% 70,1% В
7 Батон столовый 9054000 3,4% 73,5% В
8 Пампушки с чесноком 8999440 3,4% 76,9% В
9 Булочка с маком 8201250 3,1% 80,0% В
10 Батон нарезной 6070500 2,3% 82,3% С
11 Хлеб "Особый" 4398240 1,7% 84,0% С
12 Хлеб "Домашний" 3414444 1,3% 85,3% С
13 Булочка с изюмом 2104375 0,8% 86,0% С
14 Хлеб "Картофельный" 1703000 0,6% 86,7% С
15 Булочка "Ореховая" 1683000 0,6% 87,3% С
16 Кулич пасхальный 1628800 0,6% 87,9% С
17 Сдоба "Яблочная" 1606000 0,6% 88,5% С
18 Булочка "Школьная" 1584000 0,6% 89,1% С
19 Булочка сдобная 1361250 0,5% 89,7% С
20 Булочка сдобная с корицей 1267933 0,5% 90,1% С
21 Хлеб "Колос" 1256818 0,5% 90,6% С
22 Булочка "Бутербродная" 1247125 0,5% 91,1% С
23 Сдоба "Выборгская" 1174000 0,4% 91,5% С
24 Хлебобулочные изделия "Ассорти" 954644 0,4% 91,9% С
25 Булочка с сухофруктами 938667 0,4% 92,2% С
26 Рулет с повидлом 937500 0,4% 92,6% С
27 Булочка "Снежок" 937000 0,4% 92,9% С
28 Витушка "Загадка" 883200 0,3% 93,3% С
29 Хлеб "Урожай" 876000 0,3% 93,6% С
30 Шишки свадебные 826000 0,3% 93,9% С
31 Плюшка 768750 0,3% 94,2% С
32 Хлеб "Добрый" 765233 0,3% 94,5% С
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
10
33 Хлеб "Тоскано" 728975 0,3% 94,8% С
34 Лепешка "Деревенская" 674500 0,3% 95,0% С
35 Хлеб "Гречишный" 666750 0,3% 95,3% С
36 Хлеб "Семейный" 639956 0,2% 95,5% С
37 Калач "Сувенирный" 599000 0,2% 95,7% C
38 Булочка "Забава" 545600 0,2% 95,9% С
39 Плетенка с кунжутом 540000 0,2% 96,1% С
40 Хлеб "Луковый" 513900 0,2% 96,3% С
41 Батон "Утро" 494325 0,2% 96,5% С
42 Рожок "Маковый" 485833 0,2% 96,7% С
43 Хлеб "Кукурузный" 442925 0,2% 96,9% С
44 Хлеб "Боровичок" 428740 0,2% 97,0% С
45 Булочка-рожок 424175 0,2% 97,2% С
46 Хлеб "Дивный" 421650 0,2% 97,4% С
47 Булочка "Салют" 420567 0,2% 97,5% С
48 Батон пикантный 415200 0,2% 97,7% С
49 Булочка "Сластена" 411000 0,2% 97,8% С
50 Хлеб пшеничный с топинамбур ом 384860 0,1% 98,0% С
51 Пироги 368040 0,1% 98,1% С
52 Хлеб "Изюминка" 367675 0,1% 98,2% С
53 Булочка "Гребешок" 360480 0,1% 98,4% С
54 Хлеб "Венский" 358167 0,1% 98,5% С
55 Хлеб "Любимый" 350880 0,1% 98,7% С
56 Хлеб "Любимый" нарезной 329733 0,1% 98,8% С
57 Плетенка "Витая" 312533 0,1% 98,9% С
58 Хлеб "Казачий" 284250 0,1% 99,0% С
59 Булочка "Колосок" 275625 0,1% 99,1% С
60 Хлеб "Оригинальный" 241500 0,1% 99,2% С
61 Хлеб "Белгородский" 240900 0,1% 99,3% С
62 Сдоба "Витая" 233600 0,1% 99,4% С
63 Хлеб "Солодовый" 229000 0,1% 99,5% С
64 Хлеб "Монастырский" 221760 0,1% 99,5% С
65 Хлеб "Тостовый" 217426 0,1% 99,6% С
66 Хлеб "Мраморный" нарезной 207480 0,1% 99,7% С
67 Хлеб "Мраморный" 205080 0,1% 99,8% С
68 Хлеб "Дарницкий" 151429 0,1% 99,8% С
69 Хлеб "Крестьянский" 145750 0,1% 99,9% С
70 Каравай свадебный 140680 0,1% 99,9% С
71 Хлеб пшеничный "Русь" 137400 0,1% 100,0% С
265284974 100%
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
11
Графически результаты ABC - анализа представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Удельный вес категорий «А», «В», «С» в структуре
ассортимента
При проведении АВС-анализа было установлено, что стратегически важная позиция в ассортименте продукции, которая вносит значительный вклад в формирование выручки от реализации (группу «А») это:
- Хлеб белый из пшеничной муки;
- Булочка «Зимняя сказка»;
- Хлеб «Калининский» с йодированной солью;
Общий вклад предприятий хлебопекарной промышленности составляет группа А, это 80% от всей совокупности продукции, производимой хлебопекарными предприятиями потребительской
кооперацией.
Больше половины всего ассортимента предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации составляют группу «С». Остальное количество - это группа «В».
Категория «В» составляет в совокупности 14% вклада в оборот предприятий хлебопекарной промышленности потребительской
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
12
кооперации Краснодарского края. Данная группа обеспечивает стабильную прибыль предприятий. В краткосрочной перспективе данная группа является относительно стабильной, она не нуждается в значительных инвестициях (лишь для поддержки данной группы товаров на плаву).
Категория «С» составляет в совокупности 6% вклада в оборот предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края. Данная группа включает в себя наименее важные и доходные услуги организации.
Так как предприятия хлебопекарной промышленности потребительской кооперации ориентированно на покупателей со средним достатком, а цена на хлеб группы «С», достаточно велика, следовательно, продукция не удовлетворяет спрос покупателей и объем продаж снижается. Для формирования наиболее эффективной структуры ассортимента целесообразно изменить ее, за счет введения новых сортов хлеба по приемлемой цене, для покупателей с низкими доходами. Это позволит увеличить объем реализации хлебной продукции и удовлетворить спрос покупателей с низким уровнем дохода.
Анализировать и прогнозировать стабильность сбыта хлебопекарной продукции и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов, можно с помощью статистического метода - XYZ-анализа [10,18].
XYZ - анализ в управлении товарными запасами.
Метод XYZ-анализа - классификация ресурсов предприятия, рассмотренных при проведении АВС-анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.
Проведение XYZ-анализа предоставляет четкую картину стабильности спроса на каждую товарную позицию. С его помощью можно выявить наиболее популярные товары и товары, которые по каким-то причинам не востребованы постоянно. Результаты XYZ-анализа
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
13
позволяют оптимизировать работу предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края.
XYZ-анализ предполагает деление товаров на 3 группы [10-13, 19].
- Группа Х. Товары, спрос на которые стабилен. Коэффициент вариации таких товаров составляет до 10%.
- Группа У. Товары, колебания спрос на которые слегка колеблется. Коэффициент вариации таких товаров составляет от 10% до 25%.
- Группа Z. Товары, спрос на который спрогнозировать практически невозможно. Коэффициент вариации таких товаров составляет более 25%.
Группировка ресурсов при проведении XYZ-анализа осуществлялась в порядке возрастания коэффициента вариации (V).
Коэффициент вариации (V) - среднее квадратичное отклонение, которое показывает, стабилен спрос на товар или нет.
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (Кв):
М
■п ( i=iK
V =■
П
X
X 100%
где х^- значение параметра по оцениваемому объекту за период i, х- среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
n -число периодов.
После вычисления КВ для каждого анализируемого товара, необходимо будет только отсортировать их по мере роста коэффициента и разделить на категории. Товары представлены в таблице 4.
Когда V больше 0 и меньше 0,1 это категория X;
Если V больше 0,1, но не превышает 0,25 - группа Y;
В случае V выше 0,25 - категория Z.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГ АУ, № 114(10), 2015 года 14
Таблица 4- Анализ стабильности сбыта продукции предприятиями хлебопекарной промышленности потребительской
кооперации
№ п/п Наименование товара Объем сбыта, руб. Среднее значение, руб. Коэффициент вариации (V), % Г руппа
Июнь Июль Август
1 Хлебобулочные изделия "Ассорти" 954644 981900 921161 952568 3% X
2 Батон нарезной 6070500 6300987 5854200 6075229 4% X
3 Хлеб "Дарницкий" 151429 168682 161686 160599 5% X
4 Хлеб "Бородинский" 21005180 23565200 22058180 22209520 6% X
5 Сдоба "Яблочная" 1606000 1663248 1793402 1687550 6% X
6 Пироги 368040 379980 419250 389090 7% X
7 Хлеб "Калининский" с йодированной солью 34281500 31891790 36911978 34361756 7% X
8 Хлеб "Крестьянский" 145750 130034 152365 142716 8% X
9 Хлеб пшеничный с топинамбуром 384860 417304 459180 420448 9% X
10 Хлеб белый из пшеничной муки 43529423 40756322 48678213 44321319 9% X
11 Булочка "Зимняя сказка" 35212857 36821789 42426237 38153628 10% X
12 Хлеб "Кукурузный" 442925 363751 389472 398716 10% Y
13 Батон столовый 9054000 9887600 7978900 8973500 11% Y
14 Булочка с маком 8201250 7591340 9545980 8446190 12% Y
15 Хлеб "Домашний" 3414444 2616870 3016600 3015971 13% Y
16 Хлеб "Любимый" нарезной 329733 252372 302379 294828 13% Y
17 Булочка с повидлом 22230000 29119800 25156400 25502067 14% Y
18 Сдоба "Выборгская" 1174000 874019 993916 1013978 15% Y
19 Хлеб пшеничный "Русь" 137400 101390 111393 116728 16% Y
20 Булочка сдобная с корицей 1267933 1381119 1001290 1216781 16% Y
21 Пампушки с чесноком 8999440 9800567 7034005 8611337 17% Y
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
15
Продолжение таблицы 4
22 Хлеб "Картофельный" 1703000 1203578 1503801 1470126 17% Y
23 Булочка сдобная 1361250 1188085 958437 1169257 17% Y
24 Булочка "Школьная" 1584000 1107476 1267611 1319696 18% Y
25 Хлеб "Колос" 1256818 1002968 1453081 1237622 18% Y
26 Рожок школьный 29767500 37673200 42980200 36806967 18% Y
27 Булочка-рожок 424175 301012 331139 352109 18% Y
28 Хлеб "Добрый" 765233 511489 621505 632742 20% Y
29 Булочка с изюмом 2104375 1603925 2473925 2060742 21% Y
30 Булочка "Ореховая" 1683000 1091953 1402086 1392346 21% Y
31 Булочка с сухофруктами 938667 978520 651988 856392 21% Y
32 Булочка "Забава" 545600 446503 356580 449561 21% Y
33 Плетенка "Витая" 312533 204389 266924 261282 21% Y
34 Булочка "Бутербродная" 1247125 783556 1034139 1021607 23% Y
35 Рулет с повидлом 937500 588800 810955 779085 23% Y
36 Плюшка 768750 462466 683000 638072 25% Y
37 Булочка "Сластена" 411000 263788 283205 319331 25% Z
38 Хлеб "Солодовый" 229000 136988 177747 181245 25% Z
39 Хлеб "Мраморный" нарезной 207480 124300 164920 165567 25% Z
40 Хлеб "Мраморный" 205080 122702 162934 163572 25% Z
41 Хлеб "Белгородский" 240900 144600 179600 188367 26% Z
42 Хлеб "Казачий" 284250 202673 175562 220828 26% Z
43 Шишки свадебные 826000 988266 559263 791176 27% Z
44 Булочка "Колосок" 275625 208600 158600 214275 27% Z
45 Хлеб "Оригинальный" 241500 187600 140600 189900 27% Z
46 Батон "Утро" 494325 386878 277363 386189 28% Z
47 Хлеб "Монастырский" 221760 125662 167891 171771 28% Z
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГ АУ, № 114(10), 2015 года 16
Продолжение таблицы 4______________________________________________________________________________________________
48 Хлеб "Тостовый" 217426 122764 162764 167651 28% Z
49 Кулич пасхальный 1628800 1096918 1943884 1556534 28% Z
50 Плетенка с кунжутом 540000 783619 993657 772425 29% Z
51 Рожок "Маковый" 485833 258150 378198 374060 30% Z
52 Сдоба "Витая" 233600 451959 363722 349760 31% Z
53 Хлеб "Урожай" 876000 455969 726666 686212 31% Z
54 Калач "Сувенирный" 599000 334186 384282 439156 32% Z
55 Хлеб "Тоскано" 728975 921721 451412 700703 34% Z
56 Хлеб "Семейный" 639956 341224 405892 462357 34% Z
57 Батон пикантный 415200 207637 288000 303612 34% Z
58 Булочка "Г ребешок" 360480 189195 229212 259629 35% Z
59 Хлеб "Венский" 358167 191230 221232 256876 35% Z
60 Хлеб "Любимый" 350880 183569 223587 252679 35% Z
61 Витушка "Загадка" 883200 465601 556214 635005 35% Z
62 Хлеб "Г речишный" 666750 472219 982467 707145 36% Z
63 Хлеб "Боровичок" 428740 272855 212229 304608 37% Z
64 Булочка "Снежок" 937000 451366 981473 789946 37% Z
65 Лепешка "Деревенская" 674500 971492 441392 695795 38% Z
66 Хлеб "Луковый" 513900 256422 306844 359055 38% Z
67 Каравай свадебный 140680 61420 101500 101200 39% Z
68 Булочка "Салют" 420567 180604 311104 304092 40% Z
69 Хлеб "Особый" 4398240 2508983 2113432 3006885 41% Z
70 Хлеб "Дивный" 421650 172963 303035 299216 42% Z
71 Хлеб "Изюминка" 367675 130400 213467 237181 51% Z
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
17
Результат XYZ-анализа - группировка ресурсов по трем категориям:
1. Категория X- ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
2. Категория Y- ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
3. Категория Z- потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Графически результат XYZ- анализа представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Удельный вес категорий «X», «Y», «Z» в структуре
ассортимента
ABC-XYZ-анализ позволяет провести классификацию ассортимента по 9 группам в зависимости от вклада в выручки предприятия (АВС) и стабильности сбыта (XYZ). Для совмещения результатов двух видов анализов составляем итоговую матрицу, которая позволяет оптимальным образом сформировать ассортиментную политику предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края (таблица 5).
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГ АУ, № 114(10), 2015 года 18
Таблица 5 - Итоговая матрица ABC-XYZ- анализа ассортимента предприятий хлебопекарной промышленности
потребительской кооперации Краснодарского края
А B C
X Хлеб белый из пшеничной муки, Хлеб "Калининский" с йодированной солью, Булочка "Зимняя сказка", Хлеб "Бородинский". Батон нарезной", Сдоба "Яблочная", Хлебобулочные изделия "Ассорти", Хлеб пшеничный с топинамбуром, Хлеб "Дарницкий", Пироги, Хлеб "Крестьянский".
Y Рожок школьный, Булочка с повидлом, Батон столовый, Пампушки с чесноком, Булочка с маком. Хлеб "Домашний", Булочка с изюмом, Хлеб "Картофельный, Хлеб "Колос", Булочка "Ореховая", Булочка "Школьная", Булочка сдобная, Булочка сдобная с корицей, Булочка "Бутербродная", Булочка с сухофруктами, Сдоба "Выборгская", Рулет с повидлом, Хлеб "Добрый", Плюшка, Булочка "Забава", Хлеб "Кукурузный", Булочка-рожок, Хлеб "Любимый" нарезной, Плетенка "Витая", Хлеб пшеничный "Русь".
Z Хлеб "Особый", Кулич пасхальный, Булочка "Снежок", Витушка "Загадка", Хлеб "Урожай", Шишки свадебные, Хлеб "Тоскано", Батон "Утро", Хлеб "Семейный", Лепешка "Деревенская", Хлеб "Гречишный", Калач "Сувенирный", Плетенка с кунжутом, Хлеб "Луковый", Рожок "Маковый", Хлеб "Боровичок", Хлеб "Дивный", Булочка "Салют", Батон пикантный, Булочка "Сластена", Хлеб "Изюминка, Булочка "Гребешок", Хлеб "Венский", Хлеб "Любимый", Хлеб "Казачий", Булочка "Колосок", Сдоба "Витая", Хлеб "Оригинальный", Хлеб "Белгородский", Хлеб "Солодовый", Хлеб "Монастырский", Хлеб "Тостовый", Хлеб "Мраморный" нарезной, Хлеб "Мраморный", Каравай свадебный.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
19
Группа АХ - это товары, которые обеспечивают наибольший объем продаж предприятия. Так же товары этой группы пользуются достаточно стабильным спросом и, соответственно, необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но при этом не следует создавать избыточный страховой запас. Спрос на товары этой группы стабилен, он хорошо прогнозируется. Поэтому целесообразно сократить долю товаров группы Z в ассортиментной матрице предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края и тем самым высвободить средства, которые можно направить на увеличение запасов наиболее важных и приоритетных групп.
Товары группы BY при высоком товарообороте характеризуются недостаточно стабильным спросом. Таким образом, для того чтобы обеспечить постоянное наличие товара из этой группы, необходимо увеличить страховой запас.
На товары из группы С приходится 80% ассортимента предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края.
Для товаров из группы СХ можно применить систему заказов с фиксированной периодичностью, а также уменьшить страховые запасы таких товаров.
Для товаров из группы CY возможно применение системы с постоянной суммой.
В группу CZ попадают в основном, товары-новинки, сезонные товары, товары, привозимые под заказ. Часть товаров из этой группы можно выводить из ассортимента без особых переживаний. Другую же часть необходимо постоянно контролировать и анализировать, поскольку товары именно из этой группы превращаются в неликвиды, от которых предприятия хлебопекарной промышленности потребительской кооперации в дальнейшем несет потери.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
20
Матрица ABC-XYZ дает хорошую информацию для стратегического изменения ассортиментной политики предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края [13,16,19,20].
Предприятиям хлебопекарной промышленности потребительской кооперации необходимо, изучение рынка сбыта товаров из группы CZ и проведение определенных маркетинговых мероприятий, которые позволят переместить эти позиции в группу CY, для которой характерны более выраженные тенденции спроса, что в дальнейшем, может привести к перемещению их в группу BY. Также необходимо провести более глубокий анализ ассортимента товарных групп из класса С. Возможно, часть товаров следует вывести из ассортимента предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации, чтобы избежать дальнейшего роста неликвидов, а для части товаров необходимо изменить маркетинговую стратегию с целью увеличения спроса на данные товары и перемещения их в другой класс.
Использование совмещенных АВС и XYZ-анализов имеет ряд значительных преимуществ:
- повышение эффективности системы управления товарами и товарными запасами;
- повышение доли высокорентабельных товаров без нарушения основных принципов ассортиментной политики;
- выявление приоритетных товаров, то есть товаров, приносящих максимальный доход и характеризующихся стабильным потреблением;
- перераспределение усилий персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта;
- сокращение количества продаж, утраченных вследствие
отсутствия необходимых товаров;
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
21
- снижение риска потери товаров в связи с окончанием срока годности.
Таким образом, ABC-XYZ - анализы позволяют в полной мере оценить весь ассортимент предприятий хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края и понять, как можно управлять теми или иными группами и категориями товаров, какие товары необходимо вывести из ассортимента, а для каких товаров наоборот необходимо увеличить страховой запас.
В результате применения методик ABC- и XYZ-анализа, а также совмещения полученных результатов, проведена классификация ассортимента производимой хлебопекарными предприятиями потребительской кооперации продукции на основе критериев вклада товарной позиции в объем выручки и стабильности сбыта.
Литература:
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления.// Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 79 с.
2. Барановская Т.П. Анализ деятельности и моделирования бизнес-процессов организаций розничной торговли краснодарского крайпотребсоюза./ Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е., Грубич Т.Ю. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики- Краснодар: КубГАУ,2013. № 5. С. 20-29.
3. Барановская Т.П. Дерево целей и функций системы управления многоотраслевой корпорации и его когнитивный анализ. / Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е., Макаревич О. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2011. №72 - С. 150-169.
4. Барановская Т.П. Модели совершенствования и оценки организационных структур / Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -Краснодар КубГАУ, 2008 № 36 - С 61-76
5. Барановская Т.П. Реинжиниринг системы управления региональной потребительской кооперацией / Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ,2007. №31 - С 82-104
6. Барановская Т.П. Система управления потребительской кооперацией Краснодарского края (когнитивный аспект) / Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2007. №29 - С. 150-166.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
22
7. Барановская Т.П. Совершенствование и оценка организационной структуры многоотраслевой корпорации с помощью инструментальных средств. / Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е., Макаревич О. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2011. № 74. С. 359-367.
8. Башлачева Т.А., Ильченко А.Н. Оперативное управление запасами в розничной торговле // Современные наукоемкие технологии. // Региональное приложение. - 2011. -№4(28). - С.10-17.
9. Беленов О.Н., Бугаева Т.М. Типология методов управления ассортиментом продукции// Современная экономика: проблемы и решения. - М.: ИНФРА-М 2010. №1. -С.69 - 76.
10. Вострокнутов А.Е. Анализ ассортимента торговых организаций
потребительской кооперации Краснодарского края / А.Е. Вострокнутов, А.Д. Сапсай, Г.Н. Нестерова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал, № 4, 2013. - М: Российский университет кооперации, 2013. С. 21-27.
11. Гаджинский А.М. Логистика. // Москва: Дашков и Ко, М.: 2012. - 484 с.
12. Губернаторов А.М. Оптимизация ассортиментной политики в
многопродуктовых производствах // Экономика и бизнес. 2011. №1(5). - С.22-27.
13. Зотов В. Ассортиментная политика фирмы // Издательство: ЭКСМО,2006 -
240c.
14. Киселев В.М., Мазанько Е. И. Управление ассортиментом товаров // Издательское объединение «Российские университеты» , 2009. - 218 с.
15. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года. - М.: Центросоюз Российской Федерации, 2005. - 126 с.
16. Нилова Н.М. Методика формирования стратегии развития хлебопекарной промышленности потребительской кооперации Краснодарского края / Нилова Н.М.// VII заочная Международная научно - практическая конференция. - Краснодар, 2012, Краснодарский кооперативный институт.
17. О потребительской кооперации потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации: Закон РФ от 28.03. 2000 г. № 254 - ФЗ.
18. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям.// СПб.: Питер, 2007. - 410 с.
19. Харламов В.И. Товарная политика: учебное пособие / В.И. Харламов, А.Е. Вострокнутов // Краснодар: Краснодарский кооперативный институт. - Краснодар: Гранат, 2013. - 64 с.
20. Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие/ Под ред. А.П. Градова. 3е изд., испр. - СПб.: Спецлит, 2000 - 589 с.
References:
1. Alesinskaja T.V. Osnovy logistiki. Funkcional'nye oblasti logisticheskogo upravlenija.// Taganrog: Izd-vo TTI JuFU, 2009. - 79 s.
2. Baranovskaja T.P. Analiz dejatel'nosti i modelirovanija biznes-processov organizacij roznichnoj torgovli krasnodarskogo krajpotrebsojuza./ Baranovskaja T.P., Vostroknutov A.E., Grubich T.Ju. // Fundamental'nye i prikladnye issledovanija kooperativnogo sektora jekonomiki- Krasnodar: KubGAU,2013. № 5. S. 20-29.
3. Baranovskaja T.P. Derevo celej i funkcij sistemy upravlenija mnogootraslevoj korporacii i ego kognitivnyj analiz. / Baranovskaja T.P., Vostroknutov A.E., Makarevich O.A.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
23
// Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Krasnodar: KubGAU, 2011. №72 - S. 150-169.
4. Baranovskaja T.P. Modeli sovershenstvovanija i ocenki organizacionnyh struktur / Baranovskaja T.P., Vostroknutov A.E. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Krasnodar KubGAU, 2008 № 36 - S 61-76
5. Baranovskaja T.P. Reinzhiniring sistemy upravlenija regional'noj potrebitel'skoj kooperaciej / Baranovskaja T.P., Vostroknutov A.E. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Krasnodar: KubGAU,2007. №31 - S 82-104
6. Baranovskaja T.P. Sistema upravlenija potrebitel'skoj kooperaciej Krasnodarskogo kraja (kognitivnyj aspekt) / Baranovskaja T.P., Vostroknutov A.E. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -Krasnodar: KubGAU, 2007. №29 - S. 150-166.
7. Baranovskaja T.P. Sovershenstvovanie i ocenka organizacionnoj struktury mnogootraslevoj korporacii s pomoshh'ju instrumental'nyh sredstv. / Baranovskaja T.P., Vostroknutov A.E., Makarevich O.A. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Krasnodar: KubGAU, 2011. № 74. S. 359-367.
8. Bashlacheva T.A., Il'chenko A.N. Operativnoe upravlenie zapasami v roznichnoj torgovle // Sovremennye naukoemkie tehnologii. // Regional'noe prilozhenie. - 2011. -№4(28). - S.10-17.
9. Belenov O.N., Bugaeva T.M. Tipologija metodov upravlenija assortimentom produkcii// Sovremennaja jekonomika: problemy i reshenija. - M.: INFRA-M 2010. №1. -S.69 - 76.
10. Vostroknutov A.E. Analiz assortimenta torgovyh organizacij potrebitel'skoj kooperacii Krasnodarskogo kraja / A.E. Vostroknutov, A.D. Sapsaj, G.N. Nesterova // Fundamental'nye i prikladnye issledovanija kooperativnogo sektora jekonomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal, № 4, 2013. - M: Rossijskij universitet kooperacii, 2013. S. 21-27.
11. Gadzhinskij A.M. Logistika. // Moskva: Dashkov i Ko, M.: 2012. - 484 s.
12. Gubernatorov A.M. Optimizacija assortimentnoj politiki v mnogoproduktovyh proizvodstvah // Jekonomika i biznes. 2011. №1(5). - S.22-27.
13. Zotov V. Assortimentnaja politika firmy // Izdatel'stvo: JeKSMO,2006 - 240c.
14. Kiselev V.M., Mazan'ko E. I. Upravlenie assortimentom tovarov // Izdatel'skoe ob#edinenie «Rossijskie universitety» , 2009. - 218 s.
15. Koncepcija razvitija potrebitel'skoj kooperacii Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda. - M.: Centrosojuz Rossijskoj Federacii, 2005. - 126 s.
16. Nilova N.M. Metodika formirovanija strategii razvitija hlebopekarnoj promyshlennosti potrebitel'skoj kooperacii Krasnodarskogo kraja / Nilova N.M.// VII zaochnaja Mezhdunarodnaja nauchno - prakticheskaja konferencija. - Krasnodar, 2012, Krasnodarskij kooperativnyj institut.
17. O potrebitel'skoj kooperacii potrebitel'skih obshhestvah, ih sojuzah v Rossijskoj Federacii: Zakon RF ot 28.03. 2000 g. № 254 - FZ.
18. Snegireva V.V. Roznichnyj magazin. Upravlenie assortimentom po tovarnym kategorijam.// SPb.: Piter, 2007. - 410 s.
19. Harlamov V.I. Tovarnaja politika: uchebnoe posobie / V.I. Harlamov, A.E. Vostroknutov // Krasnodar: Krasnodarskij kooperativnyj institut. - Krasnodar: Granat, 2013. -64 s.
20. Jekonomicheskaja strategija firmy: uchebnoe posobie/ Pod red. A.P. Gradova. 3- e izd., ispr. - SPb.: Speclit, 2000 - 589 s.
http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/101 .pdf