19. Палш А.П. Визначення критичних контрольних точок при виробницта високоякiсного молока / А.П. Палш // Науковий вюник Львiвського нащонального унiверситету ветеринарно'1 медицини та бютехнологш ím. С.З. Гжицького. - Львiв, 2015. -Серiя: "Ветеринары науки", "Сшьськогосподарсью науки" Том 17, № 3 (63). - С. 277-281.
20. Jeffrey K. Somatic cell cjunts: measures of farm management and milk quality / K. Jeffrey // National mastitis council annual meeting proceedings. - 2001. - Р. 29-37.
21. Gleeson D. Are you cleaning your milking machine correctly? / D. Gleeson // Irish Farmers Journal. - 2010. - Р. 18-19.
E-mail: [email protected]
61050 Украина, г. Харьков, Московский проспект, 45, Харьковский НТУСХ им. Петра Василенка.
Тел.: (057) 732-99-65
УДК 664.61
РЫНОК ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Ольга Владимировна Бельская, доцент, к. с.-х. наук Ирина Николаевна Лукьянова, доцент, к. экон. наук Наталья Васильевна Петрова, ст. преподаватель
ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки
Хлебопекарная промышленность является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности и обеспечивает около 10% выручки всей пищевой промышленности. В Псковской области доминирующее положение по производству хлебобулочной и кондитерской продукции занимает ОАО «Псковский хлебокомбинат». В городе Великие Луки самым крупным хлебопекарным предприятием является ОАО «Великолукский хлебокомбинат», основным видом деятельности которого является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.
Ключевые слова: рынок, хлеб, хлебобулочная продукция, спрос, потребление, производители, конкуренция.
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий менее любого другого продовольственного рынка подвержен влиянию рыночного механизма, поскольку государство осуществляет преемственность в его регулировании от предыдущего социально-экономического уклада. Исключительная значимость хлеба и хлебобулочных изделий как продуктов
наиболее важных для жизни человека относит их к товарам стратегического назначения, а для граждан - к продуктам первой необходимости и постоянного спроса. Поэтому рынок демонстрирует стабильность, предсказуемость и позволяет его игрокам продолжать развитие своего бизнеса.
Хлебопекарная промышленность является одной из ведущих
отраслей пищевой промышленности и обеспечивает около 10% выручки всей пищевой промышленности. На протяжении последних шести лет в России наблюдается спад производства хлеба и хлебобулочных изделий. В 2014 году в России было произведено 6 662 080,7 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что на 2,4% ниже объема производства предыдущего года (2013 год - 6 829 тыс. тонн) и на 11,0% ниже 2008 года (табл. 1).
Производство хлеба и хлебобулочных изделий в феврале 2015 года уменьшилась на - 0,9% к уровню февраля прошлого года и составило 506 447,0 тонн.
Лидером производства хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении от общего произведенного объема за 2014 год стал Центральный федеральный округ с долей около 29,3% (1 954 026,57 тонн)[4].
Динамика объема российского производства хлеба и хлебобулочных изделий (в целом) по месяцам в 2014 г. представлена на графике (рис. 1).
Произошли изменения в объеме продаж хлеба и хлебобулочных изделий. Так, объем продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом вырос на 1,8%, а удельный вес в общем объеме продаж составил 2,2%.
Это связано как с появлением зарубежных конкурентов на отечественном рынке хлеба, так и с изменением структуры потребления продуктов питания под влиянием роста цен и с постепенным приближением потребления хлеба к научно обоснованным нормам потребления. По данным Института питания Российской академии медицинских наук, норма потребления хлеба в расчете на человека составляет 100 кг в год
[5].
За последние пять лет в стране отмечается снижение потребления хлебных продуктов в большинстве федеральных округов Российской Федерации. В Псковской области это снижение составило 7,4%.
В структуре стоимости условного набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц наибольший удельный вес приходится на хлеб, крупы и макаронные изделия - 23,2% в сентябре 2015 года (рис. 2).
За последние три года отмечен рост потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта (рис. 3). Так, средние потребительские цены на конец года составили в 2013 году 55,11 руб., в 2014 году - 58,75 руб., а в 2015 году - 60,4 руб. за 1 кг [3].
Продукция Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Хлеб и хлебобулочные изделия - всего 7483,3 7212,7 7144,2 7049,1 6960,8 6829,2 6662,1
Табл. 1 - Объемы производства хлебобулочных изделий в Российской Федерации, тыс. т
600000 580000 560000 540000 520000 500000 480000 460000
532343
540334
550267
563349 555824 567203 563206 568580
574743 577046
509323
554316
' / / ^ * * / / / У У
о- * ^
Рис. 1 - Динамика объема российского производства хлеба и хлебобулочных изделий в 2014
году, тонн
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
3,4
17
23,6 2,1
2,3 22,3
4,5 4,2
20,6
□ прочее
□ плоды и овощи
хлеб, крупы и макаронные
изделия □ сахар
яйца
□ молочные продукты
жиры
рыбопродукты
мясопродукты
4,3
17,2
23,2 2,6
2,2 21,2
4,9 4,7
19,7
2014
2015
Рис. 2 - Структура стоимости условного (минимального) набора продуктов питания в процентах на одного человека в месяц
62
52
2013 2014 2015
Рис. 3 - Средние потребительские цены на конец года, руб. за 1 кг.
Российский рынок хлеба и хлебобулочной продукции можно разделить на две части (два сегмента). Это продукция длительного хранения и недлительного хранения. К первой продукции относятся полуфабрикаты и изделия с пониженной влажностью, а ко второй - основные сорта пшеничного, ржаного хлеба и т.п.).
По состоянию на 2014 год структура рынка по приведенной сегментации по отношению к предыдущему году практически не изменилась: доля сегмента хлебобулочной продукции недлительного хранения составила чуть более 94%; доля же сегмента хлебобулочной продукции длительного хранения была на уровне 5,5% общего объема рынка.
На рынке хлеба и хлебобулочных изделий самыми востребованными являются различные виды хлеба: ржаной, пшеничный. На их долю приходится около 82% рынка.
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий также можно сегментировать в зависимости от совокупности потребителей по их индивидуальным предпочтениям и требованиям. В последнее время на данном рынке стали четко проявляться социально-демографические сегменты. Наиболее употребительными переменными данной сегментации являются размер семьи, ее доход, род занятий, принадлежность к общественному классу.
Таким образом, при планировании деятельности предприятия следует учитывать такую сегментацию рынка хлеба и хлебобулочной
продукции. При этом надо ориентироваться и учитывать не только спрос на рынке, но и конкурентов, действующих на этом рынке.
Рассматривая конкуренцию на рынке хлебобулочных изделий, следует учитывать, что в последнее время значительно вырос ассортимент продуктовых товаров. Это не могло не сказаться на уменьшении доли, приходящейся на хлебобулочные изделия. Помимо этого, наблюдается устойчивая тенденция к ведению здорового образа жизни, что также способствовует сокращению потребления хлеба.
Наряду с этим на рынке появляются новинки: комбинированные изделия, изделия с различными добавками. Из-за этого продуктовая линейка значительно расширяется.
Доля крупных производителей хлебобулочных изделий на рынке при такой ситуации будет постепенно снижаться. Уже на данный момент мощности крупных производителей загружены на 30-50%.
Тому имеется несколько причин:
• менее гибкий технологический процесс, рассчитанный на большие объёмы;
• распространение минипека-рен, себестоимость выпуска небольших партий в которых значительно ниже;
• организация крупными продуктовыми сетями собственного производства средней мощности;
• появление субпродуктов и техники для домашнего изготовления.
Всё это приводит к тому, что у крупных производителей увеличиваются издержки и растёт общая себестоимость продукции. Они вынуждены применять различные меры, одна из них - добавки в изделия с целью продления их срока хранения. Подобные меры также не способствуют продвижению товара на рынке. Таким образом, мы видим петлю положительной обратной связи. Снижается спрос - вынужденно снижается качество - снижается спрос.
Исходя из подобного анализа, можно предположить, что в будущем конкурентоспособность мини-производителей, обладающих большей гибкостью, будет возрастать.
В Псковской области доминирующее положение по производству хлебобулочной и кондитерской продукции занимает ОАО «Псковский хлебокомбинат». Производственные мощности комбината позволяют реализовать 30 000 тонн продукции ежегодно. Действующий ассортимент включает почти 200 наименований: около 130 кондитерских изделий (торты, пирожные, кексы, рулеты, печенье, пряники, восточные сладости), 21 булочных и 27 хлебных наименований, 18 наименований бараночных изделий, 21 наименование мелкоштучных изделий.
В городе Великие Луки самым крупным хлебопекарным предприятием является ОАО «Великолукский хлебокомбинат», основным видом деятельности которого является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. На втором месте находит-
ся ООО «Бекери» (ранее «Элитон», «Добрый пекарь»).
На рынке хлебобулочной продукции в городе Великие Луки достаточно большую нишу занимает продукция ПО «Куньинский хлебозавод», так как основным заказчиком продукции является Администрация города Великие Луки. Не отстает от них и хлебозавод «Поречен-кий РАЙПО». У всех хлебозаводов и хлебопекарней в городе находятся свои торговые точки (магазины, ларьки).
На местном рынке им составляет серьезную конкуренцию продукция производства Беларусь. На долю хлебобулочной продукции этой страны приходится до 15 - 20% продаж.
Таким образом, на рынке хлебобулочной продукции в городе Великие Луки наблюдается достаточно сильная конкуренция между производителями. Им, для того чтобы выдерживать конкуренцию, удерживать свое место на рынке, а возможно и выйти на лидирующие позиции, необходимо не только расширять ассортимент производимой продукции, повышать ее качество, но и конкурировать в ценах на нее.
При постоянном росте затрат на сырье и энергоносители перед предприятиями стоит сложная задача по удержанию цен на свою продукцию на одном уровне, не говоря уже о ее снижении. С этой задачей можно справиться только в условиях оптимизации издержек производства и контроля за надбавками к цене в торговых точках.
Список литературы
1. Обзор рынка хлеба и хлебобулочных изделий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertology.ru/article102793.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Россия 2015: стат. справочник [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rus15.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий. Текущая ситуация и прогноз 2015-2019 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alto-group.ru/, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.
5. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт питания" РАМН [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ion.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
E-mail: [email protected]
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, Великолукская ГСХА
Тел.: (81153) 7-28-51
УДК 338.26(470)
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ольга Николаевна Квашина, к. экон наук, доцент
ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки
Представлены направления развития стратегического планирования в РФ, проведено обобщение нормативных документов, которыми должны руководствоваться социально-экономические системы при формировании стратегических планов, более подробно рассмотрен ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».
Ключевые слова: стратегические бизнес-единицы (СБЕ), стратегическое планирование, принципы стратегического планирования, эффективность функционирования системы планирования, бюджетный прогноз, среднесрочный прогноз.
В мировом сообществе распространенным инструментом политической деятельности, определяющим вектор развития конкретной территории, является стратегическое планирование. В Российской Феде-
рации стратегическое планирование прошло достаточно долгий эволюционный путь - от дореволюционной России до современности (табл.1).