Таврический научный обозреватель www.tavr.science
УДК: 339.13
Попова А.А., Сукоркин А.А.
студенты 4 курса направление подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
Научный руководитель: Одаренко Т.Е.
К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
ОЦЕНКА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы качества образования. Выявлены недостатки конкурентоспособности Российских ВУЗов. Определено место системы высшего образования в мировом рейтинге высшего образования.
Ключевые слова: качество образования, рейтинг, конкурентоспособность, ВУЗы, образовательные услуги, социальные проблемы, высшее образование.
В современном обществе образование играет все большую роль, определяя состояние человеческого капитала нации. В условиях «экономики знаний» экономический рост и конкурентоспособность страны во многом зависят от интеллектуальной емкости и технологий, эффективных институтов и организации образования.
Качество высшего образования является наиболее актуальной проблемой, которой уделяют внимание многие ученые в развитых странах на протяжении уже более двух десятков лет.
Данной проблематикой занимаются такие учёные: Голик А., Корчагова Л.А., Мохначев С.А., Солонин С.И., Кортов С.В., Фатхутдинов Р. и др. [1-5].
Корчагова Л.А. рассматривает конкурентоспособность вуза как его способность быть выделенным среди других высших учебных заведений в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, формы и методы обучения, условия, место расположения, престиж, реклама и др. [2].
Вопросы, связанные с обеспечением высокого качества высшего профессионального образования и его доступности, всегда были и будут важнейшими в решении задач совершенствования и развития высших учебных заведений. Неудовлетворительное качество образовательных услуг и неравенство в праве получения образования для всех категорий ведет к обострению социальных проблем [6].
Для решения проблемы качества и доступности высшего образования необходимо уметь соотносить и разграничивать массовое и элитное образование, а также представителей элитных профессий, профессоров и высококвалифицированных специалистов.
Итак, разграничение образования на массовое и элитное происходит благодаря существующим рейтингам высших учебных заведений. В частности, благодаря рейтингам престижности вузов. В настоящее время в России нет общепризнанного рейтинга вузов, а отдельные попытки создать такой список базируются на различных критериях. Так, наибольшей популярностью пользуется официальный рейтинг вузов Минобрнауки РФ, выделяющий лучшие вузы в каждой из групп вузов. Рейтинг Высшей школы экономики основан на сравнении проходного балла, выставленного вузами для абитуриентов. Рейтинг "Интерфакса" оценивает образовательную, научно-исследовательскую деятельность вуза и даже его бренд. Однако, несмотря на разные критерии, первые места в рейтингах всегда
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
занимают одни и те же ВУЗы — МГУ имени Ломоносова, МГИМО, Высшая школа экономики и т. д.
Официальный рейтинг Минобрнауки [7] не учитывает мнение о вузах учащихся и работодателей на предприятиях, к которым устроились выпускники, и оценивает, прежде всего, обеспеченность ресурсами и преподавательский состав университетов, а не качество образования, даваемого вузом, его востребованности. Представляет интерес рейтинг вузов России по специальностям, основанный на исследовании Государственного университета — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ).
ОБ ЕЕСА-рейтинг, который проходит уже второй год подряд и продолжает предоставлять студентам подробную информацию о вузах Европы и Центральной Азии. Среди основных показателей рейтинга — эффективность интернет-ресурсов по Webometrics, соотношение публикационной активности к количеству педагогических работников и доля сотрудников с ученой степенью.
По-прежнему престижными среди абитуриентов считаются такие специальности, как юриспруденция и экономика, несмотря на перенасыщенность рынка этими специалистами. Получается, что эти специальности из разряда элитных специальностей, каковыми они были несколько лет назад, перешли в разряд массового образования. Сейчас на рынке труда много экономистов и юристов, но вместе с тем, существует дефицит именно квалифицированных специалистов в данных областях.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе представления об элитном высшем образовании лежат разные по содержанию составляющие.
В результате масштабного исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) и московской школой управления «Сколково», составлен «Атлас новых профессий» (далее — Атлас). В нем представлен список самых востребованных профессий в 19 отраслях экономики до 2020 года и после 2020 года с указанием ключевых характеристик для каждой из них, а также какие вузы смогут подготовить хороших специалистов будущего и какие крупнейшие работодатели определяют спрос на профессии.
Так, по данным Атласа в будущем самая перспективная отрасль — биотехнологии. В ней потребуются такие специалисты, как сити-фермер и урбанист-эколог.
В медицине спросом будет пользоваться профессия ГГ-медика, создающего программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования, генетический консультант, медицинский маркетолог, оператор медицинских роботов, специалист по киберпротезированию, консультант по здоровой старости, сетевой врач.
В области образования потребуются игропедагог, игромастер, тренер по майнд-фитнесу, тьютор, модератор, а также ментор стартапов, организатор проектного обучения.
Некоторые профессии, по раскладке агентства стратегических инициатив, утратят востребованность уже к 2020 году, например, лектор, библиотекарь, а также бухгалтер, журналист, юрисконсульт, нотариус.
Для решения возникающих проблем в 2015 году шесть новых вузов отобраны в проект «5-100» по повышению международной конкурентоспособности российских университетов.
Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект «5-100») был запущен в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации в 2012 году как инструмент наращивания научно-исследовательского потенциала группы национальных университетов и укрепления их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.
Помимо вхождения не менее пяти российских университетов в первую сотню рейтингов мировых вузов основная цель проекта — появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения.
Литература
1.Голик А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. — 2007. — № 7. — С. 131-135.
2.Корчагова Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза. // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 5. — С. 48-54.
3.Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — № 1. — С. 67-71.
4.Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды ВУЗа // Управление качеством образования. — 2003. — №2 (25).
5.Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. — 2006. — № 9. — С. 37-38.
6.Качество образования // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 152-155.
7. Минобрнауки.рф — Министерство образования и науки Российской Федерации
8.Марузенко Н.А., Одаренко Т.Е. Антикризисное управление человеческими ресурсами в современных организациях // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №3. — Часть 1. — С. 7-10. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2015/11/TNO-3-ch-1-n.pdf