Таврический научный обозреватель www.tavr.science
УДК 378.001.895
Оганнисян Л.А.
К.п.н., доцент, Южный федеральный университет
Ступак Н.Н.
Магистрант, Южный федеральный университет ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассмотрены компоненты в инновационных образовательных технологиях, которые наполняют образовательные технологии инновационным содержанием, что предполагает повышение качества образования в условиях вуза.
Ключевые слова: инновационные технологии, инновационный подход к образованию, инновационные процессы.
Инновационный характер образовательных технологий, используемых в процессе организации образовательного процесса в высшей школе, становится одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе высших учебных заведений в современных условиях. Внедрение инноваций в образовательную деятельность, в конечном счете, приведет к повышению качества подготовки будущих специалистов и бакалавров. В свою очередь, повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её вовлеченности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности страны, роста благосостояния её граждан.
Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В настоящее время современное общество предъявляет новые требования к личности специалиста в любой сфере деятельности. Он должен обладать такими качествами, как мобильность, конкурентоспособность, компетентность, готовность к постоянному профессионально — личностному развитию, к самообразованию и саморазвитию. Кроме того, ему необходимо быть активным субъектом своей профессиональной деятельности, иметь инновационный тип мышления, обладать творческой индивидуальностью, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы и, конечно, иметь достаточно хорошие знания в выбранной профессии. Но, к сожалению, не все студенты вуза — будущие специалисты стремятся овладеть глубокими знаниями и развивать свои профессиональные умения и навыки, их больше всего интересует получение диплома (так называемые «корочки»). В погоне за «корочками» многие из них учатся сразу в нескольких вузах или, заканчивая один вуз, тут же поступают в другой. И можно добавить, что, несмотря на высшее образование, такой специалист имеет весьма поверхностное представление о своей профессии и обладает низким уровнем профессиональной и общей культуры. Возникает вопрос, что же необходимо для повышения качества подготовки специалистов и заинтересованности студентов не только в получении высшего образования, но и в овладении необходимыми знаниями и умениями для своей будущей профессии? Предлагаются разные пути решения этой проблемы, мы же остановимся на тех, которые уже сейчас используются в образовательном процессе вуза. [1]
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Прежде всего, это инновационные подходы к учебно-воспитательной работе со студентами. Разумеется, эти подходы не означают отказ от традиционных средств и методов воспитания и обучения, которые проверены временем и дают положительные результаты. Но внедрение инновационных технологий в образовательную систему вуза наряду с традиционными будет способствовать повышению эффективности образования, что повлечёт за собой более качественную подготовку будущих специалистов.
Говоря об инновационных подходах к образованию, необходимо остановиться на таких понятиях, как «педагогическая технология», «инновация», «инновационная образовательная технология», «инновации в образовании». Б.Т. Лихачев трактует педагогическую технологию как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». Интересно мнение В.А. Сластёнина по поводу педагогической технологии, которую он определяет как «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий».
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим. В развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли.
По мнению М.М. Поташника и В.С. Лазарева, «инновация в образовании — это целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы вызывающие её переход из одного состояния в другое». Бесспорно то, что инновация не должна быть самоцелью, т.е. инновация ради инновации. Она внедряется только тогда, когда в ней возникает необходимость, и благодаря ей произойдёт качественное изменение учебно-воспитательного процесса в школе или вузе.
Исходя из этого, мы выделяем три взаимосвязанных компонента в инновационных образовательных технологиях, а именно:
1.Инновационное содержание, способствующее развитию компетенций,_ общей и профессиональной культуры всех субъектов образования (педагогов и обучающихся).
2. Активные и интерактивные формы, методы, средства обучения и воспитания, направленные на развитие компетенций и эффективное взаимодействие всех субъектов образования.
3. Способы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс на основе гуманистической, информационной, технологической, организационной и коммуникационной составляющей.
Данные компоненты наполняют образовательные технологии инновационным содержанием, что предполагает повышение качества образования в условиях вуза.
Используя инновационные технологии, необходимо учитывать те наиболее важные принципы, которые лежат в их основе, это:
- соответствие государственным документам об образовании (государственный заказ);
- соответствие потребностям страны, региона, города или посёлка;
- соответствие интересам педагогов и обучающихся;
- соответствие поставленным целям и задачам;
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
- использование достижений современной науки о человеке;
- опора на передовой педагогический опыт.
Использование интерактивных методов обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагает сообучение, то есть коллективное обучение в сотрудничестве, причем и ученики, и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель здесь чаще выступает в роли организатора процесса обучения, создателя условий для проявления инициативы учащимися. В основе интерактивного обучения лежит собственный опыт учащихся, их прямое взаимодействие с областью осваиваемого профессионального опыта. Кроме того, использование интерактивных образовательных технологий предполагает несколько иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от практического опыта к его теоретическому осмыслению. [2]
Ученые, занимающиеся изучением интерактивных технологий в обучении, выделяют следующие, определяющие целесообразность, необходимость и важность использования, эффекты интерактивного обучения:
- интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
- повышение уровня мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным;
- формирование способности мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, пути выхода из нее;
- осуществление переноса способов организации деятельности, получение нового опыта деятельности, ее организации, общения, переживаний;
- прирост знаний, умений, навыков, раскрытие новых возможностей учащихся;
- контроль за уровнем усвоения знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях и т.д.
Инновационный подход в образовании должен включать в себя [5]:
- внутрипредметные инновации — инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания (например, переход на новые учебно-методические комплексы, освоение авторских методических технологий);
- общеметодические инновации — внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области (например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность);
- административные инновации — решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности;
- идеологические инновации — инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Внедрение инновационных образовательных технологий в высших учебных заведениях, на наш взгляд, возможно в двух вариантах: приспособление отдельных инновационных технологий к традиционным для вузов формам занятий, а также использование качественно новых форм обучения. Основными препятствиями более глубокой интеграции инновационных технологий в образовательный процесс является отсутствие необходимых навыков инновационной работы у преподавателей вузов и недостаточное материально-техническое обеспечение вузов. Однако их внедрение в образовательный процесс считаем особенно важным и актуальным, так как инновационные
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
технологии направлены, прежде всего, на повышение качества подготовки в высших учебных заведениях путём развития у студентов творческих, креативных способностей и самостоятельности, которую они проявляют в процессе принятия решений, что, в конечном счете, приведет к повышению личностной и профессиональной самооценки будущего специалиста, передаст ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. [3]
Таким образом, использование инноваций в высшей школе сегодня — это прямой путь к интеграции образования, науки и практики (бизнеса). Целью инновационной деятельности высших учебных заведений становится качественное изменение личности учащихся по сравнению с используемой на протяжении многих лет традиционной системой, представляющей собой прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту. Кроме того, инновации должны стать основным инструментом улучшения качества образования в современном вузе.
Литература
1. Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие /Т.Г. Мухина. — Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
2. Сиротюк, А.Л. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе /А. Л. Сиротюк, М. Г. Сергеева.- Курск: изд-во РФЭИ, 2011.
3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.