Таврический научный обозреватель www.tavr.science
УДК: 65:338.48
Мартынова Е.С., Петровский В.С.
студентка 4 курса направление подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
Научный руководитель: Одаренко Т. Е.
К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В статье рассматривается конкурентоспособность предприятий сферы туризма в Республике Крым. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы туризма является одной из основных стратегических задач. Сегодня особую актуальность приобретают проблемы конкурентоспособности крымских предприятий, так как уровень конкурентоспособности предприятий сферы туризма оставляет желать лучшего. Для обеспечения соответствующего уровня качества туристских услуг необходимо совершенствование конкурентоспособности предприятий сферы туризма в Республике Крым.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, туризм, стратегические задачи, сферы деятельности, конкуренты, факторы, элементы человеческого капитала, специальное образование.
Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы туризма является одной из основных стратегических задач, которая требует особого внимания. Уровень конкурентоспособности предприятий определяется большим количеством различных факторов, соответственно, могут быть выделены различные направления в решении этой проблемы.
С развитием туризма и превращением его в общественно значимый социально-экономический феномен особую актуальность приобретают проблемы конкурентоспособности крымских предприятий, так как на сегодняшний день уровень конкурентоспособности предприятий сферы туризма оставляет желать лучшего.
К научным исследованиям, посвященным разработке общих проблем конкурентоспособности предприятий сферы туризма, относятся множество различных работ как отечественных, так и зарубежных ученых. В частности: Селезневой А., Шеховцевой Л., Андреевой В., Важениной С., Войт М., Злоченко А., Гевко И., Клименко С., Лукьяновой Е., Морозовой М., Репиной В., Романовой А., Тимиргалеевой Р., Фатхутдиновой Р., Фроловой Е., Черниковой А.
Туризм играет основополагающую роль в экономике Республики Крым, обеспечивая рост занятости и повышение благосостояния населения. На сегодняшний день развитие сферы туризма способствует оздоровлению экономики региона, тем самым стимулирует воздействие на развитие различных сфер деятельности, указанных на рис. 1, а также выступает катализатором социально-экономического развития [1, с. 55].
Таврический научный обозреватель
шшшЛауг.заепсе
Рис.1. Сферы деятельности, на развитие которых туризм оказывает непосредственное воздействие
Развития сферы туризма приводит к повышению конкурентоспособности. Изучение позиций и возможностей туристических организаций (конкурентов) в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, которые представлены на рис. 2.
Рис. 2. Изучение позиций и возможностей конкурентов
Ответы на данные группы вопросов предприятия могут получить различными способами, например, проведением маркетинговых исследований. Ответы первых трех групп дают возможность получения ответа на четвертую группу вопросов, суть которой заключается в предвидении будущих стратегий конкурентов. Анализ полученной
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе
информации по указанным четырем направлениям дает достаточно полную картину действий конкурентов. Это в своей сущности предполагает сбор, анализ и оценку информации о деятельности конкурентов. Что в свою очередь дает нам преимущество над ними, «кто осведомлен, тот вооружен».
С точки зрения результатов деятельности фирм конкурентов на рынке и завоевания ими там главенствующих позиций можно выделить следующие основные факторы:
1. имидж организации туристской сферы;
2. концепция туристского продукта, на которой базируется деятельность туристской организации;
3. качество туристского продукта и его соответствие мировому уровню.
Так же одним из важнейших преимуществ над конкурентами является человеческий капитал, который в современном мире набирает особую популярность и значимость [2, с. 93 ]. Составляющие элементы человеческого капитала представлены на рис. 3.
г
Обр азование I
к. Л
Человеческий капитал
Рис. 3. Составляющие элементы человеческого капитала
Человеческий капитал характеризуется системой показателей, отражающей демографические процессы населения, их возможности (способности) в удовлетворении потребностей при сложившихся условиях жизнедеятельности, с учетом состояния здоровья, безопасности и состояния окружающей среды [3, с. 273].
Предприятиям сферы туризма в Республике Крым необходимо обращать внимание на качество рабочей силы, которая предлагается на рынке труда. На сегодняшний день в условиях высокой конкуренции на рынке выигрывает тот, у кого качество обслуживания выше. Сотрудники, имеющие специальное образование, знающие иностранные языки, умеющие работать со специализированными системами и компьютерными программами, предвидеть и разрешать конфликтные ситуации, имеющие коммуникативные навыки — для работы в данной сфере являются основным конкурентным преимуществом любого предприятия сферы туризма.
Для обеспечения соответствующего уровня качества туристских услуг и разработки эффективной современной модели конкурентоспособной организации сферы туризма необходимо проводить маркетинговые исследования о деятельности конкурентов. Уделять большое внимание персоналу, который должен обладать специальным образованием, определенными навыками, потому что именно от уровня качества обслуживания, которое
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
предоставляют непосредственно сотрудники фирмы, зависит удовлетворенность потребителя.
Совершенствование конкурентоспособности предприятий сферы туризма Республики Крым приведет к развитию инфраструктуры региона и смежных отраслей экономики.
Литература
¡.Вавилова Е.В. Основы международного туризма. / Е.В.Вавилов — М.: Гардарики, 2005. — 160 с.
2.Полынев А.О. Конкурентные возможности регионов. Методология исследования и пути повышения. / А.О.Полынев- М.: Касанд, 2010. — 208 с.
3.Новоселова А.С. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / А.С. Новоселова. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. — 527 с.
4.Большаков А.С. Менеджмент. / А.С.Большаков, СПб.: «Издательство «Питер», 2011.
— 160 с.
5.Одаренко Т. Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности // Таврический научный обозреватель.
— 2015. — №2. — Часть 1. — С. 39-41. — Режим доступа: кйр:/Лауг.8с1епсе/81а1/2015/09/Ш0-2-ск- 1.рёГ#ра§е=41