включает три основных элемента: ресурсный, внутренний и результативный, которые сосуществуют одновременно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность. Структура и значение элементов инновационного потенциала постоянно изменяются как под действием внутренних (идеи, новшества, инвестиции) и внешних (спрос, предложение инноваций, экономические кризисы и т.д.) факторов.
Литература
1. Андрианов, Д.С. Сущность и структура инновационного потенциала организации / Д.С. Андрианов // Вестник ТИСБИ. - 2008. - № 4. - С. 32 - 40.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ан-софф. - М., 1989.
3. Гунин, В.Н. Управление инновациями: 17-модуль-ная программа для менеджеров. Модуль 7 / В.Н. Гунин,
В.П. Баранчеев, В.А. Устинов. - М., 1999.
4. Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом / А.В. Дейнека, Б.М. Жуков. - М., 2009.
5. Друкер, П.Ф. Бизнес и инновации / П.Ф. Друкер. -М., 2009.
6. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. - М., 2001.
7. Коробейников, О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий / О.П. Коробейников, А.А. Трифилова, И.А. Коршунов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С. 29 - 38.
8. Кортов, С.В. Оценка инновационной активности технического ВУЗа (методические рекомендации) / С.В. Кортов. - СПб., 2004.
9. Лисин, Б. К. Инновационный потенциал как фактор развития / Б.К. Лисин, В.Н. Фридлянов // Инновации. -2002. - № 7. - С. 25 - 27.
10. Титова, М.Н. Методология менеджмента трансферта новых технологий и наноматериалов / М.Н. Титова. -СПб., 2010.
11. Freeman, C. The Economics of Technical Change /
C. Freeman // Cambridge Journal of Economics. - 1994. -V. 18. - P. 463 - 514.
УДК 33
А.Ю. Осипов
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В статье отображена экономическая ситуация в Вологодской области и основные проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Детально разобран вопрос, откуда у области появился огромный государственный долг и к каким последствиям он приводит. Разработана инвестиционная стратегия развития региона на примере Липецкой области и Китая.
Вологодская область, государственный долг, стратегия развития, регион.
The article represents economic circumstances and the main problems of Vologda region. The paper considers the reason for Vologda region’s getting into debt and its consequences. The paper presents the investment strategy of regional development on the example of Lipetsk region and China.
Vologda region, national debt, development strategy, region.
Вологодская область - одна из крупных областей на Северо-Западе Европейской части страны. Ее площадь составляет 145,7 тыс. км2 (для сравнения: площадь Португалии - 92,39 км2, а Болгарии -110,9 км2). Занимая около 1 % территории и имея менее 1 % (1 млн. 324 тыс. человек) численности населения России, область дает 1,7 % российской промышленной продукции, обеспечивает 2,5 % внешнеторгового оборота страны. Основу промышленности составляют более 260 крупных и средних предприятий. Регион сильно интегрирован в мировую экономику: внешнеторговый оборот составляет 3,082 млрд. $, экспорт продукции на 2,741 млрд. $. Товарная структура областного экспорта определяется, прежде всего, продукцией предприятий черной металлургии, химии, машиностроения: ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», ОАО «Аммофос», ОАО «Азот», ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» [9].
До осени 2008 г. Вологодская область была одним из самых преуспевающих регионов страны. По выпуску промышленной продукции на душу населения она занимала второе место в России, а сверхдо-
ходы от металлургии позволяли с избытком наполнять казну. Это благополучие во многом держалось на единственном предприятии - Череповецком металлургическом комбинате ОАО «Северсталь», в иные годы обеспечивающем до 70 % поступлений в бюджет региона. В кризисные 2008 - 2009 гг. область заметно потеряла в собственных доходах (они сократились на 44,7 %), тем не менее, это было свойственно и для других металлургических регионов таких как Челябинская область - 36,5 % и Липецкая область - 32,4 %.
Негативным трендом года стало снижение спроса со стороны основного драйвера отрасли - Китая, на который приходится более половины мирового потребления стали, а также кризис в Европе, не позволяющий вкладывать деньги в масштабные инфраструктурные проекты. Во второй половине 2008 г. в КНР из-за инфляции начали сокращаться объемы кредитования, что снизило внутренний спрос на металл. Вслед за сталью дешевеет и основное сырье металлургов - коксующийся уголь и железная руда, высокие котировки которых ранее обеспечивали, в первую очередь, природные катаклизмы в Австра-
лии. Результаты не заставили ждать. Стоимость ориентира металлургической отрасли - горячекатаного проката - с августа 2008 г. упала почти на 25 %.
Для дивизиона «Северсталь» IV квартал года был самым сложным. В ноябре и декабре загрузка мощностей была самой низкой: падение производства стали составило 50 %, а отгрузка товарного проката упала на 40 % к сентябрю 2008. Убытки компании составили более 1,2 млрд. $, а прибыль по итогам года выросла всего на 9,9 % [10]. Кроме того, на ухудшении финансовых результатов деятельности ОАО «Северсталь» в 2008 - 2010 гг. сказались масштабные приобретения убыточных активов на западных рынках, которые впоследствии содержались, главным образом, за счет средств головной компании. В результате было принято решение не выплачивать дивиденды по итогам IV квартала, а также сократить 9500 тыс. рабочих мест на череповецкой площадке [7]. Тем временем на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК, «Магнитка») постепенно наращивают производственные мощности и готовятся к пуску «Стана 5000», который позволяет всерьез загрузить тысячи человек, а в дальнейшем обеспечить многих металлургов работой с прицелом на несколько лет вперед.
Во время финансового кризиса, когда сокращается производство и спрос на продукцию, Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) порадовал инвесторов показателями отчетности по стандартам по US GAAP за 2008 г. Чистая прибыль достигла 2,279 млрд. $ (рост на 1 % по сравнению с данными за 2007 г.), выручка - 11,699 млрд. $ (рост на 52 %), показатель EBITDA - 4,538 млрд. $ (рост на 36 %), рентабельность по EBITDA увеличилась на 39 %. Хотя в четвертом квартале компания получила 481 млн. $ убытка [19]. Преимуществами НЛМК аналитики считают низкую себестоимость при высоком качестве проката, значительное количество наличных средств на балансе и самое главное - наличие госзаказов, которые позволили увеличить загрузку мощностей до 85 %.
За последние годы регион накопил огромные долги. По данным Минфина РФ государственный долг области на 1 января 2012 г. составил 25 777,5 млрд. р. [8] - 89,64 % к доходам бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений в 2011 г. По прогнозам экономистов, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета, дефицит которого сейчас составляет 11 млрд. р., области придется еще глубже погружаться в долговую яму. В итоге общая сумма задолженности Вологодчины вырастет к концу года до 28,7 млрд. р. - 93,3 % от общего объема доходов бюджета, что вплотную приблизит его к годовому доходу области. Со следующего года начнется пик выполнения кредитных обязательств. По информации из источников в областном парламенте: области предстоит выплатить 7 млрд. р. кредитов в 2013 г. и еще 11 млрд. р. в 2014 г. Область стоит на грани объявления дефолта и введения внешнего финансового управления Федерального Министерства финансов РФ, т.е. из федерального бюджета будут поступать только конкретные деньги на выравнивание
бюджетной обеспеченности. Законодательное ограничение по государственным долгам региона только одно: задолженность не должна превышать 100 % собственных налоговых и неналоговых доходов субъекта.
Откуда у Вологодской области возникли такие долги?
На втором заседании 171 сессии Законодательного Собрания Вологодской области депутатами был принят главный финансовый документ на 2008 г. Основные параметры бюджета Вологодской области на 2008 г.: доходы - 26,719 млрд. р., расходы -30,262 млрд. р. Отсюда дефицит бюджета в 3 млрд. 542 млн. р. или 15 % от объема доходов региона [6]. В центре внимания депутатов была областная целевая программа «Развитие льнокомплекса Вологодской области на 2008 - 2012 годы». Несмотря на придельный дефицит бюджета региона, в 2008 г. объем финансирования программы за счет средств областного бюджета составил 495 млн. р. Принятым в первом чтении проектом закона области «Об областном бюджете на 2008 год» уровень финансирования всех мероприятий по отрасли сельского хозяйства составил 930,85 млн. р. Таким образом, потребность в финансовых ресурсах для реализации программы «Развитие льнокомплекса Вологодской области на 2008 - 2012 годы» составил 53,2 % от общего объема финансирования по разделу «Сельское хозяйство» [12]. На перевооружение льняного комплекса региона за три кризисных года из бюджета области было выделено более 8,9 млрд. р. На восьмой межрегиональной конференции партии «Единая Россия», проведенной 5 - 6 сентября 2011 г. в Череповце на тему «Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2020 года», на развитие пилотного проекта по развитию льняного комплекса получена дополнительная финансовая поддержка в размере еще 3 млрд. р. из Федерального бюджета. В итоге, в 2012 г. на Красавинском льнокомбинате сложилось трудное финансовое положение. Предприятие находится в предбанкротном состоянии. Его долг составляет более 1,5 млрд. р. Правительство Вологодской области приняло решение окончательно ликвидировать градобразующий Кра-савинский льнокомбинат. Пресс-служба главы Вологодской области со ссылкой на заключения специалистов сообщает, что продолжение финансирования затрат по промплощадке в Красавино является экономически нецелесообразным [20].
В 2009 г. ухудшение показателя текущего баланса бюджета было связано с нестабильностью финансовых результатов работы ключевого налогоплательщика области ОАО «Северсталь», который обусловил падение поступлений от налога на прибыль. Т ак, резкое падение налоговых доходов областного бюджета составило 45,5 % по сравнению с уровнем 2008 г., а снижение поступлений по налогу на прибыль достигло 75 %. Дефицит бюджета Вологодской области, несмотря на усилия по оптимизации, предпринимаемые властями региона, превысил 9 млрд. р. Расходы бюджета после секвестра сократились до 42,5 млрд. р. При этом доходы составили в сумме
около 33 млрд. р. Ряд депутатов еще в 2008 г. называли принятый бюджет «не учитывающим экономического кризиса» [6]. Филиал «Вологодский» Банка ВТБ Северо-Запад за девять месяцев 2009 г. предприятиям Вологодской области выдал кредитов на
10,7 млрд. р. под 20 % годовых [18]. Кредитные средства были взяты для поддержания экономики региона и реализации социально значимых расходов: выплата заработной платы, пособий, стипендий, приобретения лекарственных средств и др. Впервые за последние несколько лет областью была получена из федерального бюджета дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов области в сумме 3,2 млрд. р. В конце 2009 г. государственный долг области составил 10,374 млрд. р. (в 2008 г. - 1,752 млрд. р.) [8].
Во II квартале 2010 г. «Северсталь» заработала 192 млн. $ чистой прибыли. Это первый положительный результат с IV квартала 2008 г. Выручка выросла на 35,1 % до 4,2 млрд. $, EBITDA в 1,9 раза до 955 млн. $ [15]. Отсюда объем поступлений налога на прибыль в казну увеличился в 2,2 раза, а доля возросла почти до 30 % в общем объеме налоговых доходов областного бюджета. Наибольшее увеличение поступлений налога на прибыль в 2010 г. произошло в металлургическом производстве, производстве готовых металлических изделий - 3,9 млрд. р. и химическом производстве - 0,9 млрд. р. В то же время в связи с засухой и снижением надоев Вологодчина в 2010 г. недополучила более 25 тыс. т молока. Стоит отметить, что практически прекращены поставки за пределы области всемирно известного Вологодского масла, которое теперь идет только на внутреннее потребление. В растениеводстве погибли сельскохозяйственные культуры на площади
39.2 тыс. га. Недобор урожая составил порядка 40 %. По данным Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области за 2010 г. кредитными организациями (ОАО «Россельхозбанк», Сбербанк России) выдано кредитных ресурсов в рамках реализации Государственной программы «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» - 4,3 млрд. р. Объем субсидированных краткосрочных кредитов составил 6,24 млрд. р. (план - 3,4 млрд. р.), инвестиционных -4,56 млрд. р. (план - 5,3 млрд. р.) [4].
Несмотря на снижение ставки кредитования, коммерческими банками по ранее заключенным договорам объем государственного долга области на конец отчетного периода увеличился на 78,3 % в сравнении с началом отчетного периода и составил уже 18,498 млрд. р. [8].
За 2011 г. консолидированный бюджет Вологодской области исполнен по доходам в сумме
39.3 млрд. р., по расходам - 46,5 млрд. р., дефицит составил 7,2 млрд. р. Впервые областной бюджет исполнен с превышением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а именно: расчетный дефицит областного бюджета за 2011 г. составил 5,5 млрд. р., или 19,2 % от объема доходов без учета объема безвозмездных
поступлений, а должен был не превышать 15 % или
4,3 млрд. р. [5].
В 2011 г. основными источниками налоговых доходов областного бюджета, как и в прошлые годы, являлись налог на прибыль - 12,0 млрд. р. и налог на доходы физических лиц - 8,8 млрд. р. Размер этих налогов возрос к уровню 2010 г. всего на 11 %, но их доля в налоговых доходах по-прежнему является высокой и составляет 74 %. Несмотря на безвозмездные субсидии из федерального бюджета за 2011 г. в размере 10,6 млрд. р., на 1 декабря 2011 г. государственный долг области составил 25,777 млрд. р. [8]. Кроме того, с 2011 г. Вологодская область становится дотационной: размер дотации на выравнивание бюджетной системы составили 2,3 % в объеме совокупных доходов регионального бюджета.
Ообластной бюджет на 2012 г. был сформирован с дефицитом в сумме 4,4 млрд. р. с покрытием его за счет кредитных ресурсов. Планируемый объем государственного долга к концу года - 28,7 млрд р. В источниках покрытия дефицита было запланировано привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета в размере 3,6 млрд. р. Данная позиция областного бюджета с Министерством финансов России не согласовывалась. Из-за отказа Минфина в выдаче области бюджетного кредита дефицит средств составил 8 млрд. р. Кроме того, за рамками бюджета остались расходы, не обеспеченные доходами, в объеме 2,8 млрд. р.: доведение зарплаты учителей до средней по экономике, погашение кредиторской задолженности перед строителями, подготовка объектов соцсферы и ЖКХ к зиме и школ к новому учебному году, часть расходов на обслуживание долга. В итоге реальный областной дефицит средств составляет рекордные 11 млрд. р. [12].
По словам губернатора Олега Кувшинникова рассчитаться с долгами область намерена до 2020 г. По заказу областного правительства инвестиционную стратегию Вологодской области до 2020 г. разработали две московских организации: ООО «Национальный институт конкурентоспособности» и группа компаний «Stas Marketing». Глава региона отметил, что новая экономика Вологодской области должна быть основана на четырех кластерах: лесном, туристическом, строительном и агропродовольственном. При этом необходимо развивать средний бизнес. Поправить финансовое положение, по мнению губернатора, можно, сокращая расходы бюджета [13].
На июньской сессии ЗСО Олег Кувшинников попросил депутатов поддержать новые займы в размере 1 млрд. р. для пополнения бюджета. Кредиты нужны, чтобы рассчитаться за строительство областной детской больницы и радиологического корпуса онкодиспансера. Также деньги необходимы на завершение строительства десяти детских садов и тринадцати школ [16].
Каковы последствия высокой долговой нагрузки на областной бюджет?
«Благодаря действиям антикризисной программы финансовый кризис в Вологодской области никто и не заметил», - эту фразу в 2011 г. любили повторять в правительстве области. Из-за предельного государ-
ственного долга, образовавшегося в регионе, чиновники приняли решение в 2012 г. уменьшить расходы областного бюджета, в том числе по социальным отраслям. Корректироваться будут текущие расходы и целевые программы по здравоохранению, образованию, культуре, спорту, сведены к минимуму расходы на капитальное строительство, социальной защите малообеспеченных граждан. Получателями различных мер социальной поддержки являются 600 тыс. человек (население области составляет 1 млн. 324 тыс. чел.). В частности, речь идет о возможной отмене льгот ветеранам труда Вологодской области, а это более 70 тыс. чел., получающие ежемесячную денежную выплату по 750 р. и денежные компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. По предварительной оценке, расходы по отраслям бюджетной сферы сократятся на 1,5 млрд. р.
Как заявил глава области Олег Кувшинников, вступивший в должность в конце 2011 г., численность чиновников сократится на 1100 чел. На 1 января 2012 г. штатная численность работников органов исполнительной государственной власти области составила 3400 чел. Так планируется сэкономить 500 млн. р. бюджетных средств.
Отменены прямые авиарейсы из Вологды в Москву, осуществляемые самолетам ЯК-40 компании «Вологодское авиационное предприятие». Это связано с остановкой бюджетного финансирования. Правительство Вологодской области с 1 июля текущего года отказалось компенсировать предприятию часть затрат на авиаперевозки в связи с необходимостью строгой экономии бюджета, а также с намерением правительства уменьшить государственный долг.
Начало отопительного сезона в Вологодской области под угрозой срыва. На настоящий момент уже 104 котельные в Вологодской области ограничены в поставках электроэнергии из-за задолжности. Общая задолженность предприятий жилищно-коммунального сектора за поставленную электроэнергию перед «Вологдаэнергосбытом» составляет более
842,7 млн. р. [17].
ОАО Птицефабрика «Шекснинская» и ЗАО «Череповецкий бройлер» на грани банкротства. Основная причина - отсутствие у предприятий оборотных средств. Собственник - агропромышленная компания «ОГО» имеет задолженность в 9 млрд. р. Птицефабрики являются градообразующими. На них работает около 2 тыс. чел. Остановка производства и увольнение работников вызовет социальное напряжение [14].
Благополучное развитие любого региона связано с расширением притока инвестиций в экономику. Программа для портфельных инвесторов опирается на меры повышения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний. Рейтинговая службы “Standard & Poor’s” и “Fitch Ratings” пересмотрели прогнозы по рейтингам Вологодской области - со «Стабильного» на «Негативный». В то же время были подтверждены рейтинги области: долгосрочный кредитный рейтинг «ВВ-» и рейтинг по национальной шкале “ruAА-“ [2]. Про-
гноз основан на ожидании роста расходов на обслуживание и погашение долга и снижения уровня ликвидности в результате значительного падения бюджетных доходов области, и, главным образом, поступлений по налогу на прибыль. Финансовая зависимость регионов от трансфертов из федерального бюджета очень четко отражает уровень их экономического развития. Чем оно слабее, тем, как правило, выше доля распределяемых из центра денег в консолидированном бюджете субъекта федерации. Этот показатель взят за основу составленного рейтинга. И это только самые острые проблемы.
В России более 20 регионов, в каждом из которых преобладает всего лишь одна отрасль экономики. Положение таких регионов, особенно занимающихся металлургией, хуже всего. Здесь максимальны бюджетные риски: некоторые регионы целиком зависят от деятельности одного - двух крупных предприятий, и доля налога на прибыль в доходах их бюджетов достигает до 70 %. Из числа исследуемых регионов яркими примерами таких областей являются Липецкая и Вологодская области. Экономики регионов имеют большие сходства. Ведущими отраслями промышленности Липецкой области является: черная металлургия, металлообработка, пищевая промышленность и машиностроение. Их общий вес в общем объеме промышленного производства составляет 92,5 %. Доминирующее положение в структуре промышленности занимает черная металлургия, на ее долю приходится 71,7 % объема промышленного производства продукции ОАО «Новолипецкого металлургического комбината» - одного из крупнейших производителей металлопроката в Европе.
В 2011 г. экономика Липецкой области преодолела последствия кризиса и вышла на докризисный уровень. Объем госдолга области по состоянию на 1 января 2012 г. составил 7,568 млрд. р. (в 2008 г. -2,523 млрд. р.) [8]. Темпы роста промышленного производства в регионе за 10 лет увеличились наполовину, без учета черной металлургии - в 2,2 раза. Все больше отдача от действующих федеральной и региональных особых экономических зон. Развивается новый механизм инвестиционного роста - индустриальные парки. На данный момент зарегистрированы два индустриальных парка: «Грязинский» и «Кузнецкая Слобода».
Принимаемые администрацией области в кризисные года антикризисные меры по модернизации экономики и социальной сферы позволили сохранить основные показатели качества и уровня жизни населения, способствовали стабилизации ситуации на рынке труда, восстановлению роста в промышленном производстве, увеличению потребительского спроса. Прирост экономики составил (по оценке)
2,4 % (РФ - 4 %), в промышленности - более 10 % (РФ - 8,2 %), внешнеторгового оборота более чем на треть (РФ - 31,8 %), инвестиций в основной капитал - на 5,8 % (РФ-6 %), оборота розничной торговли - на 7 % (РФ - 4,4 %), среднедушевые денежные доходы населения выросли на 13 % (РФ - 11,3 %), пенсии - на 23 %. Регион сохранил за собой лидирующие позиции в рейтингах авторитетных между-
народных и российских агентств. Международная Рейтинговая компания “Standard&Poor's” присвоила Липецкой области долгосрочные кредитные рейтинги по международной национальной шкале - прогноз «Стабильный», что свидетельствует о высоких показателях ликвидности области.
В рейтинге инвестиционной привлекательности, подготовленном агентством «Эксперт РА» за 2009 -2010 гг. в специальной номинации «За стабильно низкий инвестиционный риск» области присвоено первое место [21]. По абсолютной величине роста инвестиций Липецкая область первая в ЦЧР, по темпам роста - вторая после Тамбовской области. Темпы роста инвестиций в Липецкую область почти вдвое выше среднероссийских. Кризисный 2009 г. область по инвестициям прошла лучше России в целом. Липецкая область - единственная в ЦЧР, которая рискнула заключить с одним из трех ведущих рейтинговых агентств мира - “Fitch Ratings” - договор на ежегодное составление рейтингов, что потребовало прозрачности экономики области по международным критериям.
Два лидера области - глава области Олег Королев и мультимиллиардер, владелец контрольного пакета акций НЛМК - Владимир Лисин, каждый по отдельности и вместе сделали немало для развития области и повышения качества жизни ее жителей. Липецкая область богата и людьми, и промышленностью, и черноземами. Привлекательный инвестиционный климат области «организует» непрерывный приток капитала в регион. Региональная поддержка отраслей хозяйственного комплекса для активизации инвестиционных и инновационных процессов ведется по следующим направлениям: налоговое стимулирование, субсидирование банковских процентов, прямое финансирование из бюджета, предоставление государственных гарантий, объектов залогового фонда области.
Для повышения конкурентоспособности и эффективности экономики, повышения ее устойчивости путем диверсификации в Липецкой области, одной из первых в Российской Федерации, создано 6 особых экономических зон регионального уровня. Из них три промышленно-производственного типа: «Тербуны», «Данков» и «Чаплыгинская», две туристическо-рекреационные («Елец» и «Задонщина») и одна агропромышленного типа («Астапово»), которые способны повысить ВРП региона не только за счет развития группы НЛМК, но и за счет новых производств и использования в них современных технологий. Липецкая область находится в первой десятке регионов в ЦФО по объему привлеченных иностранных инвестиций. В экономику области поступают инвестиции из 18 стран-инвесторов, таких как: Австрия, Германия, Италия, Франция и т.д. [21].
По словам главы региона Олега Королева: «Сегодня инвесторов уже не надо искать, они приходят сами». Так, например, на площадке Лебедянского завода Липецкой области строительно-отделочных машин расположились пять предприятий - три итальянских по производству комплектующих для стиральных машин “Indesit” и два немецких - изго-
тавливают детали для сельхозтехники. В результате 100 млн. инвестиций и дополнительно полсотни новых рабочих мест. Среднегодовой темп роста инвестиций за 5 лет составил около 120 %. За кризисный 2008 г. объем инвестиций в основной капитал в 2 раза превысил доходы бюджета области. На данный момент территории области зарегистрировано около 300 хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями, в ОЭЗ зарегистрированы 22 компании -из России, Японии, Италии, Бельгии и Германии, произведено продукции на сумму 7,9 млрд. р., создано 1600 рабочих мест (при населении 1 млн. 176 тыс. чел.). Объем заявленных инвестиций составляет более 63 млрд. р. Введены в эксплуатацию шесть заводов. Последний факт - приход в особую экономическую зону «Липецк» такого инвестора, как всемирно известная фирма “ Yokohama”, - одно из ведущих предприятий Японии, построившее завод по производству автомобильных шин. Инвесторы, пришедшие в ОЭЗ, не просто вкладывают деньги, они приносят современные, конкурентоспособные технологии, создают высококвалифицированные рабочие места.
Создан региональный центр развития ГЧП, целью которого является развитие государственно-частного партнерства в области через оптимальное сочетание возможностей федеральных, региональных и международных организаций и структур. Создана Мультимедийная визитная карта области, обновлены инвестиционные паспорта муниципальных образований. Сформирован новый перечень объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм государственно-частного партнерства. Большой эффект дает государственная поддержка частного предпринимательства. За 10 лет удельный вес малого бизнеса в валовом региональном продукте вырос в 4 раза, доля налоговых отчислений в территориальный бюджет - в 3 раза, создано более 10 тысяч новых рабочих мест [3].
Одним из главных условий успешного развития любого региона является эффективность управленческой аппарата. Другими словами, управленческая региональная элита должна обладать в сложнейших российских условиях особой способностью и креативностью быстро прогрессировать и адаптироваться к позитиву, а не к негативу, способностью непрерывно учиться, перенимать положительный опыт, принимать в свою среду и продвигать вверх управленцев нового поколения, как это делается в Липецкой области.
Причиной возникновения огромного государственного долга Вологодской области является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов региона. Необоснованная бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и курсовая политика вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении будущих доходов по инвестициям в регионе, отпугивает инвесторов и побуждает банки к выдвижению требований более высокой процентной премии за риск. Существование бюджетного дефицита ведет к тому, что власти прибегают к различным мерам по увеличению доходной
части бюджета, например, посредством увеличения процентных ставок по обязательным платежам в бюджет, введения новых налогов и т.д. Но в силу кризисного состояния экономики региона, отсутствия средств у хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса данные меры не приводят к желаемым результатам. Следовательно, областное правительство вынужденно прибегать к другим источникам покрытия текущих расходов - к новым займам в коммерческих банках и Минфине.
Привлечение инвестиций в экономику Вологодской области является одной из приоритетных задач Правительства Вологодской области. Можно сказать, что одна из основных - прийти к такой структуре экспорта, при которой вологодское масло, дерево в виде готовых изделий, вологодский лен, станки и другая продукция стали бы таким же значимым источником поступления валютной выручки, как металл и карбамид. Для разработки региональной политики привлечения российских и иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала.
Рассмотрим опыт Китая по привлечению иностранных инвестиций.
Китаю есть, чем похвастаться. Средний рост ВВП в период с 1980-х до 2011 г. составлял в среднем 10 % в год. ВВП на душу населения Китая вырос с 3 % от уровня в 1980-е до 20 % в настоящий момент. Если нынешние темпы роста сохранятся, то к 2035 г. ВВП Китая на душу населения достигнет 80 % от уровня США, а его экономика будет больше, чем США и Евросоюз вместе взятые. Благодаря инвестициям и расширению кредитования Китай не сбавил темпов экономического роста даже в период кризиса 2008 - 2009 гг. [22]. Феноменальный рост экономики в последние годы опирается на открытие Китая для притока иностранных инвестиций и образование специальных экономических зон, капитальные вложения в инфраструктуру, строительство новых заводов и жилья, а также возведение целых городов. Конечно, сказывается, прежде всего, религия, национальные особенности, местоположение, но главное -это люди. Это люди, которые «создают» экономику Китая.
В настоящее время государству принадлежит до 90 % объектов экономики, при этом в социалистической стране рыночная экономика. Государство полностью определяет экономическую политику. Не запретами, ограничениями и квотами по поводу импорта, а рациональным его распределением и потреблением. Производителю везде широкая зеленая улица: низкая арендная плата, благоприятные условия налогообложения, возможность торговать на любых рынках, государственное экономическое стимулирование предприятий, контроль за работой предприятий и участие в его делах, создание совместных предприятий с иностранными партнерами. Иностранным компаниям всегда открыт доступ в КНР, но земля в Китае всегда остается в государственной собственности. Таким образом, государство
хорошо зарабатывает на аренде, а аренда по доходам гораздо выше, чем налог на землю.
Иностранные инвесторы, которые ведут свою деятельность в Китае на 3 года, освобождены от всех налогов, а от аренды - нет. А также, согласно законодательству, особенно крупные иностранные компании вынуждены привлекать рабочую силу и специалистов из местного населения, а из этого следует приток капитала из-за рубежа на зарплату и обучение, приобретение соответствующей квалификации китайцами, создание новых рабочих мест. Главная ставка рыночной экономики Китая - это люди, которые хотят не только работать, а хотят зарабатывать. Они знают, что если будут образованны, будут много работать, то смогут повысить свое благосостояние. Экономический бум КНР последнего десятилетия заключается в том, что государство разумно сочетает преимущества социализма и капитализма [1].
Важнейшим вопросом стратегической перспективы является выбор инструментария экономической политики региона для достижения поставленных целей. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в программах модернизации ряда моногородов. Кластерный подход позволяет повышать конкурентоспособность региональной экономики, обеспечивая ей уникальный профиль и стимулируя рост за счет обновления, инноваций и технологического прогресса. Выбор путей модернизации моногородов Вологодской области, прежде всего, должен исходить из обеспечения их развития на основе сбытовых, производственных, информационных и сервисных связей с сохранением и инновационным развитием существующих производств с такими крупными городами, как: Москва, Санкт-Петербург и Ярославль. Управленцам необходимо четко отслеживать тренды на внутренних и мировых рынках сбыта, жизненно важных для градообразующих предприятий, прогнозировать их и не допускать возникновения чрезвычайных ситуаций, в ходе которых жизнь населения отягощается в социальном плане. Сегодня только технологический рывок и приход инвесторов может сменить старую инфраструктуру в регионе. При этом выводить регион из кризиса надо ускоренными темпами, внедряя радикальные изменения в течение относительно короткого периода времени. Речь идет не просто о создании новых рабочих мест, а о том, чтобы новые места замещали собой вакансии градообразующих предприятий.
Литература
1. Васильев, Л.С. История Китая / Л.С. Васильев, З.Г. Лапина, А.В. Меликсетов, А.А. Писарев. - М., 2004.
2. Деловой климат. Инвестиционный потенциал регионов. - ЦКЬ: http://www.russianeconomy.rU//Main.aspx
3. Деловой портал lipetsknews.ru. - ЦКЬ: http://www. lipetsknews.ru/today/?id=13121
4. Департамент сельского хозяйства Вологодской области. - ЦКЬ: http://www.vologda-agro.ru/
5. Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н. Немцовой. иКЬ: http://vologda-oblast.ru/ru/
6. Контрольно-счетная палата Вологодской области. -ЦКЪ: http://www.kspvo.ru/
7. Крупнейшее российское новостное агентство ИТАР-ТАСС. - иКЬ: http://spb.itar-tass.com/
8. Министерство финансов Российской Федерации. -ЦКЬ: http://info.minfin.ru/debt subj.php.
9. Мищенко, В.В. Экономика регионов / В.В. Мищенко. - М., 2002.
10. Новости бирж и регуляторов Stokinfocus. - ЦКЬ: http://stockinfocus.ru/
11. Официальный портал Вологодской области. - ЦКЬ: http://vologda-oblast.ru/ru/
12. Официальный портал Вологодской области. - ЦКЬ: http://vologda-oblast.ru/ru/documents/database/?id_15=12365 &type15=55&search_15=1
13. Официальный сайт губернатора Вологодской области. - ЦКЬ: http://www.okuvshinnikov.ru/news/ nachinaet-sya_podgotovka_investicionnoj_strategii_vologodskoj_ oblasti_do_2020_g/
14. Официальный сайт губернатора Вологодской области. - ЦКЬ: http://okuvshinnikov.ru/news/glava_regiona_
provel_vstrechu_s_rabotnikami_oao_pticefabrika_sheksninska
ya/
15. РБК daily. - URL: http://www.rbcdaily.ru/
16. Русский север. - URL: http://trkrs.ru/news /2012/06/ 28/19-51-12
17. СеверИнформ. - URL: http://www.severinform.ru/ ?page=newsfull&date=23-07-2012&newsid=166048
18. Северо-Западный региональный центр банка ВТБ. -URL: http://www.szrc.vtb.ru/
19. События и рынки Финам.ш. - URL: http://www.
finam.ru/
20. Сообщения пресс-службы Губернатора. - URL: http://vologda-oblast.ru/ru/press-center/governor/?id_15= 38255& from_15=4
21. Федеральный портал РФ. - URL: http://www. pro-town.ru/russia/obl/articles/7389.html
22. Черников, Г.П. Европа на рубеже ХХ - XXI веков. Проблемы экономики / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. -М., 2006.
УДК 338.3
О.Е. Пудовкина
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор С.И. Ашмарина
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена роли информационного обеспечения в деятельности маркетинговой службы. Автором проанализирована и предложена расширенная система классификации маркетинговой информации. Рассматривается содержание и процесс построения эффективной системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности. Информационная система и система информации понимаются как разноуровневые категории, раскрывается понятие маркетинговой информационной системы.
Информационные потребности, информационная система, информационное обеспечение, маркетинговая информация, маркетинговая информационная система.
The article is devoted to the role of information support in the marketing service activity. The author analysed and suggested the system of classification of marketing information. The content and the process of construction of an effective system of information support of marketing activity are considered in the article. Information system and the system of information are considered as categories of different levels. The notion of marketing information system is disclosed in the paper.
Information demands, information system, information support, marketing information, marketing information system.
Современные направления развития информационного обеспечения, изучение практического опыта влияния информации на динамику развития производственно-хозяйственных и других систем позволяют утверждать, что именно адекватная рыночной экономике информационная инфраструктура способствует формированию устойчивых тенденций их развития. Это достигается путем приобретения дополнительных знаний о возможностях ведения маркетинговой деятельности, основанных на широком и глубоком использовании информации о состоянии внешней среды, что позволяет своевременно реагировать на политические, социально-экономические и другие изменения и, соответственно, вносить коррективы в стратегию и тактику ведения производственнохозяйственной деятельности.
Основой построения эффективной системы информационного обеспечения является установление состава и структуры информационных потребностей,
что, в свою очередь, служит основой формирования моделей организационных структур и организационно-экономических механизмов функционирования маркетинговых служб.
Анализ литературы [3], [5], [6] показал отсутствие единой точки зрения на характер и содержание информационных потребностей управленцев и предпринимателей, что свидетельствует о возможности наличия различных методических подходов по их выявлению и удовлетворению. По своей природе информационные потребности весьма субъективны, поскольку индивидуальны образ мысли, убеждения, стереотипы поведения, интеллектуальный уровень предпринимателей и менеджеров.
В научной литературе существует целый ряд определений информационного обеспечения. В информатике информационное обеспечение понимается как совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих решение задач наблюдения, сбора, обработ-