УДК 332.14 (470+571)
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В СРЕЗЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Е. В. Артюх
Одной из ключевых проблем России в период экономического кризиса является малоэффективная региональная политика, формирующая региональные диспропорции, обусловленные социально-экономической и демографической ситуацией в Федеральных округах и отдельных субъектах Федерации.
Non-efficient regional policy in Russia causes regional disproportions due to social, economic and demographi-cal situation in different entities. During economic crisis this issue has become one of the most important problems.
Ключевые слова: региональная политика, внутриполитические социально-экономические процессы, региональные диспропорции.
В современной России наиболее очевидны региональные процессы, определяющие суть и характер политического развития страны. Региональный срез социально-экономического состояния субъектов РФ наглядно демонстрирует проблемы, по сути своей являющиеся многофакторными. Перегруппировка отношений между региональными субъектами власти, представленными губернаторами и мэрами, крупным бизнесом на каждой конкретной территории в режиме диалога способствовала повышению экономических, а как следствие, и социальных показателей регионов. Регионы, производящие конкурентоспособную промышленную и сельскохозяйственную продукцию или обладающие запасами полезных ископаемых, востребованных на мировых рынках, качественно улучшили свои позиции.
Таким образом, в интересах глав регионов было создание благоприятного инвестиционного климата в регионе. Пошел процесс укоренения крупного капитала в экономике регионов. Как результат, начал реализовываться принцип территориальной конкурентоспособности (концепция конкурентного федерализма). Вместе с тем начался и перелив средств из топливно-добывающих в обрабатывающие отрасли старопромышленных районов.
Более успешно стала развиваться внешнеэкономическая деятельность отдельных регионов, в значительной мере опирающихся на объективные факторы обеспеченности природными ресурсами, выгодного географического положения, а также наличие соответствующей промышленной базы, позволяла в достаточно короткие сроки выйти на достойные позиции социально-экономических показателей.
Согласно государственной концепции, в Российской Федерации под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. При этом в концепции под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий [1].
Кемеровская область была одной из наиболее стабильных, с точки зрения социально-экономического развития, территорий Сибирского Федерального округа и на протяжении последних лет демонстрировала устойчивые темпы роста ВРП и других основных показателей социально-экономического развития.
Одна из задач, решаемых администрацией Кемеровской области совместно с банковским сектором,
- организация инвестиционного процесса в целях значительной структурной перестройки экономики Кузбасса в соответствии со Стратегией развития Кемеровской области до 2025 г.
Кузбасс активно участвовал во внешнеторговой деятельности. На долю продукции, отправляемой на экспорт, приходилось в 2007 г. до 37 % общего объема ее производства. Основная продукция экспорта
- уголь, сталь, прокат, металлургические изделия, алюминий, ферросплавы, азотные удобрения, капролактам.
Внешнеторговый оборот Кемеровской области за
2007 год составил 7,6 млрд. долларов США. Внешнеторговые операции осуществлялись с 81 страной мира. Страны с наибольшим объемом товарооборота - Великобритания, Казахстан, Китай, Турция, Украина, Португалия, Кипр, Япония, Корея (Республика), Северная Ирландия. Товарооборот с этими странами составил до 67,9 % от общего объема внешней торговли.
Областью было заключено шесть соглашений об осуществлении международных внешнеэкономических связей с субъектами и административнотерриториальными образованиями иностранных государств: с Правительством Республики Беларусь и облисполкомом Могилевской области Республики Беларусь, Правительственными организациями Монголии, Китаем, Южно-Казахстанской и Карагандинской областями Республики Казахстан и двадцать соглашений с восемнадцатью регионами Российской Федерации. Предметом указанных соглашений является установление и развитие взаимовыгодных связей во всех сферах общественной жизнедеятельности сторон, сотрудничество в торговоэкономической, научно-технической и культурной областях. Динамичное развитие экономики Кемеровской области напрямую отражалось на финансовых результатах деятельности субъектов хозяйствования и доходах населения области.
Положительный финансовый результат область имела, начиная с 1998 г. Удельный вес прибыльных предприятий в 2007 г. составил 73 %. Уровень безработицы к экономически активному населению составил 2,8 %. В 2007 г. оценочно объем валового регионального продукта составил 410 млрд. рублей и увеличился к уровню прошлого года на 8 %. На долю основной из отраслей региона - промышленного
производства на 2007 г., приходилось 50 % валового регионального продукта.
В Кемеровской области была сформирована трехуровневая вертикальная система комплексного планирования на региональном уровне, уровне городских округов и муниципальных районов, а также на уровне поселений, включающая долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование. Таким образом, мероприятия, разработанные на уровне поселений, учитываются при планировании социальноэкономического развития городских округов и муниципальных районов, а те, в свою очередь, составляют основу областной Программы развития.
Параллельно с разработкой Схемы территориального планирования Кемеровской области формировались Генеральные планы застройки территории каждого муниципального образования, определяющие назначение территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Основной стратегической целью Кемеровской области на долгосрочную перспективу было заявлено повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.
Кемеровская область, в докризисный период, была динамично развивающимся регионом с широкими инвестиционными возможностями, обусловленными мощным промышленным потенциалом и низкими инвестиционными рисками. Ежегодно в экономику области направлялось порядка 100 млрд. рублей инвестиций с постоянной тенденцией к увеличению.
Значительный рост инвестиций в основной капитал связан не только с наличием на территории области привлекательных объектов для инвестирования, но и, в значительной мере, активной инвестиционной политикой со стороны администрации Кемеровской области, обеспечивающей формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Инвесторам предоставлялись гарантии и государственная поддержка.
Последние 7 - 10 лет регион имел благоприятные условия для развития, обусловленные ростом цен на природные ресурсы в мире и общим подъемом российской экономики. Для экономики Кемеровской области это выразилось в росте цен на продукцию региональных предприятий, а также повышении спроса на нее как на внутреннем, так и на мировом рынках. В регионе сложились благоприятные условия для реализации крупных инвестиционных программ:
1. Только в угольной отрасли в уже заявленных проектах объемы капитальных вложений в долгосрочной перспективе превышают 109,2 млрд. руб. Это, в том числе, проекты строительства 24 новых шахт и 9 разрезов (ввод новых мощностей по добыче 13,8 млн. т угля к 2015 году; 24,1 млн. т - к 2020 году); создание к 2020 году мощностей по переработке 17,7 млн. т коксующегося угля в год и 18,9 млн. т энергетического угля, которые совокуп-
но потребуют капиталовложений в объеме свыше
62,5 млрд. руб.
2. За 3 года, согласно «Программе развития и совершенствования технологий магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период до 2005 года», в развитие железнодорожного транспорта вложено 11,2 млрд. руб. В 2005 году утверждена новая программа на 2006 -
2008 годы в объеме 17,7 млрд. руб., соглашение о реализации которой заключили ОАО «РЖД», Западно-Сибирское отделение РЖД, администрация Кемеровской области и 30 крупных грузоотправителей.
Кроме того, крупнейшими инвестиционными проектами ОАО «РЖД» на 2007 - 2010 годы (за исключением программы развития скоростного и высокоскоростного движения) являются:
- «Кузбасс-Азово-Черноморский транспортный узел» - объем инвестиций 36,6 млрд. руб.;
- «Кузбасс-Дальневосточный транспортный узел» - 27,1 млрд. руб.;
- «Кузбасс-Северо-Запад» - 29 млрд. руб.
По объемам инвестиций в основной капитал в 2007 году область заняла 3 -е место среди регионов Сибирского Федерального округа и 20-е место по Российской Федерации.
Для развития основных отраслей производства: угледобыча и переработка угля; металлургия и добыча полезных ископаемых; лесная и строительные отрасли; химическая, нефтехимическая отрасли и фармацевтика; энергетика, машиностроение, связь были разработаны инвестиционные проекты Кемеровской области до 2014 г. Воплощение данных проектов могло бы способствовать еще большему развитию и влиянию Кемеровской области в рыночной экономике, непосредственно выражаясь в увеличении уровня показателей (доходов) и спроса на продукцию.
Инвестиции по крупным и средним предприятиям в 2007 году составили 86971, 2 млн. рублей, которые были направлены на добычу полезных ископаемых (46,1 %), в обрабатывающие производства (13,1 %), на развитие транспорта и связи (10,3 %) и в другие отрасли.
В 2007 году значительное увеличение объема инвестиций относительно 2006 года наблюдалось по следующим видам деятельности: производство
строительных материалов (рост 40 % в сопоставимых ценах), жилищное и коммерческое строительство (32 %), финансовая деятельность (21 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (19 %), химическое производство (16 %).
В I квартале 2008 года на развитие экономики и социальной сферы области (включая оценку по малым предприятиям и неформальному сектору экономики - по предварительным данным) направлено 21 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 125 % к соответствующему уровню прошлого года в сопоставимых ценах. Инвестиции по крупным и средним предприятиям составили 17,4 млрд. рублей, которые были направлены на добычу полезных ископаемых (57,3 %), в обрабатывающие производства (9,7 %), на развитие транспорта и связи
(9,0 %) и в другие отрасли. Увеличение темпа роста инвестиций отмечено в таких отраслях, как химическое производство, производство строительных материалов, строительство жилой и коммерческой недвижимости, производство, передача и распределение электроэнергии.
Высокие мировые цены и рост объемов мировой торговли углем стали индикаторами для роста угольного экспорта из Кемеровской области. Если в 1996 - 2006 гг. рост общей добычи угля в регионе составил 85 %, то объем экспорта за тот же период увеличился пятикратно (с 15 до 75 млн. т). Доля экспорта в объеме угледобычи региона по итогам
2006 г. составила 43,3 %. Следовательно, внутренний рынок для угольной отрасли Кузбасса остается доминирующим (притом что поставки на российский внутренний рынок с 1996 г. выросли всего на
23,6 % или на 18,9 млн. т). За снижением темпов роста цен на нефть неизбежно последует и снижение цен на энергетический уголь. Инвестиции в развитие угольной отрасли по итогам 2007 года составили 43,5 млрд. рублей. Основной инвестиционный объем средств в развитие Кемеровской области в
2007 году инвестировался собственниками на модернизацию и увеличение стоимости собственных основных фондов - 85 %, в том числе на строительно-монтажные работы 51 %, машины, оборудование и транспортные средства - 42,5 %, прочие капитальные затраты и работы - 6,5 %.
Коэффициент обновления основных фондов в сопоставимых ценах (ввод в действие основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на конец года) составил 4,4 % (по России - 3,4 %). В то же время, необходимо отметить, что степень износа основных фондов в области по-прежнему высокая - 45,1 % (по России - 46,3 %).
Большая часть инвестиций была вложена следующими компаниями: «ОАО Угольная компания «Кузбассразрезуголь», Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз», ОАО «Белон», ОАО «Распадская угольная компания», ОАО «СУЭК-Кузбасс», ОАО «Угольная компания «Южкузбассуголь», ОАО «Кокс», ОАО «Кузбассуголь» ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» и др.
Иностранные инвестиции в 2007 году выросли в 1,5 раза и составили 579 млн. долларов США. Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала стали организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых и деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг - 67,5 % и 15,8 % соответственно - от общего объема поступлений. Основная форма иностранных инвестиций - торговые и прочие кредиты (92,2 % от общего объема поступлений) [2].
Присвоение кредитных и инвестиционных рейтингов позволяет Кемеровской области формировать благоприятную репутацию региона в инвестиционном и банковском сообществе, что напрямую влияет на инвестиционную привлекательность региона. В 2007 году Консорциум «Эксперт РААК&М» присвоил, а в 2008 году подтвердил Ке-
меровской области кредитный рейтинг по национальной шкале «А» со стабильными перспективами, отнеся Кемеровскую область к классу регионов с высоким уровнем надежности, экономического развития и инвестиционной активности.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings Ltd присвоило Кемеровской области высокие международные долгосрочные кредитные рейтинги в национальной и иностранной валютах на уровне «BB» и долгосрочный рейтинг по национальной шкале «А+», по всем рейтингам прогноз «Стабильный».
По инвестиционному рейтингу область в 2007 г. переместилась с 15 на 12 место среди регионов Российской Федерации. По данным анализа, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», Кемеровская область была отнесена к числу регионов с высоким уровнем экономического развития и инвестиционной активности.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, на конец
2007 г. в Кемеровской области насчитывалось 18,2 тыс. малых предприятий, большая часть которых осуществляет следующие виды экономической деятельности: «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (43,2 %), «Операции с недвижимым имуществом» (18 %), «Строительство» (12,6%), «Обрабатывающие производства» (11,3 %). Из числа малых предприятий с видом экономической деятельности «Обрабатывающие производства» 16,5 % приходится на производство машин и оборудования,
13,7 % - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак, 10,4 % - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, 9,9 % - целлюлозно-бумажное производство, издательскую и полиграфическую деятельность, 9,2 % - обработку древесины и производство изделий из дерева, 7,5 % - текстильное и швейное производство. В 2007 г. оборот малых предприятий, по оценке, в действующих ценах (без НДС, акциза и других обязательных платежей) составил 264 млрд. рублей.
Основу экономики Кузбасса составляли отрасли, определяющие устойчивость развития мировой экономики (металлургия, топливно-энергетический комплекс). Основной объем производства продукции в регионе сконцентрирован в мегакорпорациях мирового уровня: «Евраз Групп», «Объединенная компания «Российский алюминий»» (ОК «Русал»), «УГМК-Холдинг», «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), «Стальная группа «Мечел»», «Северсталь-групп», «Mittal Steel». Высокие темпы развития компаний и региона в целом во многом обусловлены данным обстоятельством.
Высокие темпы экономического роста в Кузбассе объяснялись главным образом внешними факторами. Мировой «энергопроизводственный» цикл в последние годы находился в стадии подъема, обеспечивая необходимую конъюнктурную поддержку угледобывающим и металлургическим предприятиям региона на мировых рынках. Падение цен на ми-
ровых рынках в 2005 - 2006 гг. было весьма кратковременным и не слишком болезненным для кузбасских отраслей специализации.
Экономический кризис внес свои коррективы не только в социально-экономические, но и политические процессы как в регионе, так и в России. В январе-сентябре 2008 г. денежные доходы населения сложились в сумме 363 млрд. рублей. Осенью
2008 г. властями была озвучена программа социального и экономического развития России на долгосрочную перспективу (до 2020 г.).
Главными препятствиями на пути к мировому рынку остаются географическое положение Кемеровской области - равноудаленное от европейских и от азиатских потребителей; низкий уровень портовой инфраструктуры; непредсказуемый «рынок услуг» со стороны РЖД. К примеру, в августе-сентябре 2008 г. практически все кузбасские компании не выполнили экспортные контракты из-за отсутствия вагонов для экспорта. При этом происходит ежегодный рост тарифов на услуги РЖД.
По мнению губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева, в нынешней ситуации для региона чрезвычайно важно грамотное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки. Для примера, доставка угля из ЮАР (юг Африки) в Европу обходится всего в 15 дол./т, а российские угольщики, чтобы доставить свою продукцию до российской границы, вынуждены платить по 44 долл./т. В результате российский уголь в Европе стоит 77 долл., а из ЮАР - 48 долл. Имея более высококачественный товар, Кузбасс становится неконкурентоспособным на мировом рынке из-за транспортных расходов [3].
Полностью элиминировать неблагоприятное географическое положение Кузбасса можно, по мнению специалистов, только через развитие мощностей угольной электрогенерации. При участии администрации Кемеровской области разработан инвестиционный проект создания в Кузбассе крупного энергоуглехимического комплекса с использованием угля при его глубокой переработке по безотходной технологии.
Еще в 2005 г. большинство экспертов утверждали, что металлургические производства Кемеровской области следует модернизировать для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. Главную проблему металлургического рынка составляют большое количество стран-продуцентов и чрезмерная активность новых участников рынка. Основное дестабилизирующее влияние на мировой рынок металла оказывает Китай: в последние годы это самый мощный импортер стали в мире. Это обстоятельство привело к существенному ухудшению конъюнктуры мирового рынка металла и отрицательно сказывалось на экономике металлургических предприятий Кузбасса. В сегодняшней ситуации -при падении спроса на металл на мировом рынке, а также ввиду необходимости осуществления крупных проектов внутри России, одним из основных условий сохранения экономических позиций металлургии региона становится переориентация ассор-
тимента выпускаемой продукции с внешнего рынка на внутренний.
Ведущие отрасли специализации кузбасской экономики обладают значительным потенциалом роста. Но он может быть реализован в полной мере только при сочетании благоприятного состояния конъюнктуры мирового рынка и стабильно растущего потребления внутри страны. Отсутствие любой из составляющих приводит к замедлению развития или свертыванию производства.
Идеи о неограниченных возможностях экспортоориентированного развития региона оказались несостоятельными, приходит понимание, что в экономической стратегии важно создание эффективных производств с низкими производственными издержками и современным техническим уровнем, с продукцией, соответствующей международным стандартам качества и одинаково успешно востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При построении стратегической промышленной политики необходимо учесть, что для Кемеровской области могут быть чрезвычайно болезненными последствия любого радикального изменения топливно-энергетического баланса страны или перераспределения энергетических потоков в ущерб экономической востребованности региона. Результатом такой политики будет переход Кузбасса в группу регионов, для которых уже началась депрессивная стадия развития со всеми вытекающими последствиями.
Система власти в России с 1985 г. находится в процессе перехода от модели, в рамках которой «народ» и «власть» составляли единый и единственный политический организм, к модели, в рамках которой предполагается выделение института государства в качестве самостоятельного политического актора, находящегося в системе политических отношений с институтами гражданского общества.
К концу 2008 г. предметом конкурентных отношений групп политического влияния Федерального центра все более становятся фигуры губернаторов. В действующей политической системе России губернаторы рассматриваются как доверенные региональные агенты политического влияния новой федеральной номенклатуры, как узлы концентрации регионального политического влияния и в этом смысле - как инструмент консолидации региональной элиты.
Таким образом, отдача внешнеэкономической деятельности хозяйствующих на территории субъектов Федерации может возрастать только при условии системного, скоординированного развития внешнеэкономической деятельности на ее территории и достижения оптимального соотношения регионального, федерального и корпоративного эффектов от продажи на внешнем рынке продуктов, произведенных на территории регионов. Реструктуризация экспортоориентированных крупных производств с выведением головной компании за пределы округа влечет снижение региональных финансовых потоков и поступлений в региональный консолидированный бюджет. Встречный инвестиционный по-
ток не всегда удовлетворяет потребности развития регионов.
В Постановлении коллегии администрации Кемеровской области утверждена программа антикризисных мер в Кемеровской области на 2009 г., включающая следующий комплекс мер.
1. Поддержание сбалансированности бюджетной системы.
2. Усиление социальной защиты населения.
3. Стабилизация рынка труда.
4. Сохранение и защита промышленного и технологического потенциала Кемеровской области.
5. Энергоэффективность.
6. Снижение административного давления на бизнес.
7. Стимулирование инноваций и инвестиционной активности.
В Постановлении также рекомендуется главам городов и районов разработать и утвердить антикризисные программы [4].
Однако предпринимаемых мер внутри региона не достаточно. Об этом также отмечает в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев: «Надо признаться, что в предыдущие годы мы сами недостаточно сделали для решения унаследованных от прошлого проблем. Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей. Привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие» [5].
Региональная политика призвана обеспечить баланс общегосударственных и региональных интере-
сов. Внешне может показаться, что сущность федеральной региональной политики должна сводиться к реализации общегосударственных интересов, сохранению и развитию единых федеральных пространств во всех сферах жизни. Необходима выработка комплексной стратегии выхода регионов страны из кризиса и консолидированная деятельность федеральной, региональной и муниципальной властей, а также социальная ответственность мегакорпораций в регионах России.
Литература
1. Российская Федерация (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 29 с.
2. Инвестиционный паспорт Кемеровской области: ООО «Сибирская издательская группа» [Электронный ресурс] / «Кузбасс». Сайт администрации Кемеровской области. - Режим доступа: http:// www.akoru/. - 13.12.2008.
3. Алексеенко, Э. В. Глобализация и развитие Кузбасса [Текст] / Э. В. Алексеенко, Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко // ЭКО. - 2009. - № 2. - С. 49 - 64.
4. Коллегия администрации от «14» апреля
2009 г. № 158. Кемерово [Электронный ресурс] / «Кузбасс». Сайт администрации Кемеровской области. - Режим доступа: http://www.akoru/. -
11.05.2009.
5. Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. - М.: Администрация Президента РФ, 2009. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru./ . - 12.11.2009.