ционного потенциала региона должны иметь необходимую степень воздействия как на основное производство, научную деятельность, так и на инновационную инфраструктура, финансовую и налоговую поддержку.
Литература:
1. Герасимов А.В. Инновационный потенциал как фактор модернизации региональной экономики / А.В. Герасимов. - М.: ИТПИ, 2010.
2. Дагаев A.A. Рычаги инновационного роста /А. А. Дагаев //Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5. - С. 70-76.
3. Инновационная Россия - 2020. (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) [Электронный ресурс] Режим доступа http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/doc20101 231_016?presen tationtemplate = docHTMLTem plate 1&presentationtemplateid = 2dd7bc 8044687de796f0f7af753c8a7e.
Рисунок 1 - Направления стимулирования экономического потенциала региона в рамках ресурсноинновационной политики
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION
tn
CD
ГЧ
0
a__
c
□
ON
\
11
Shakhbazov Polycarp Zosimovich, Post-graduate Student, Chair of Economics and Technologies of Management, North Caucasian Federal University, Stavropol
In work the technique of an assessment of productivity of management by economic potential and process of its narashcheniye is offered. The system of estimated indicators and scale for the ranging, underlying adoption of administrative decisions is formulated.
Keywords: region; economic capacity of the region; productivity of management; potential build-up.
оценка результативности управления УДК332.143
экономическим потенциалом региона
В работе предложена методика оценки результативности управ- © Шахбазов П.З., 2013
ления экономическим потенциалом и процесса его наращения. Сформулирована система оценочных показателей и шкала для ранжирования, лежащая в основе принятия управленческих решений.
Ключевые слова: регион, экономический потенциал региона, результативность управления, наращение потенциала.
Механизм управления экономическим потенциалом региона - ключевой элемент территориальной системы управления. При этом он является ее наиболее сложной частью, включающей совокупность компонентов (органов управления, их функций и структуры; целевых стратегических установок; принципов, методов, технологий и инструментария управления и т.д.), тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляемую, управляющую и инструментальную подсистемы как единое целое и воздействующие на региональную экономику в целях повышения уровня ее социально-экономического развития и качества жизни населения в нем.
Результативность управления экономическим потенциалом региона представляет собой одну из качественных характеристик социаль-
ШАХБАЗОВ Поликарп Зосимович,
аспирант, кафедра
Экономики и технологии
управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
□
Y
X
I-
0
X
□
1
о
X
l_
0
a_
12
но-экономического развития региона, определенную достигнутым результатом в его развитии и управлении. Учитывая тот факт, что результативность - системная категория, формирование которой на каждом уровне управления происходит под влиянием множества специфических факторов (рис. 1), требуют четкого различия "результативность развития" и "результативность управления".
удовлетворенности населения деятельностью органов регионального управления, во-вторых, оценку результативности расходования бюджетных средств. Показатели для оценки результативности управления экономическим потенциалом региона представлены в таблице 1.
Оценка результативности управления экономическим потенциалом осуществляется, как было отмечено выше, на основе сопоставления
изменения ресурсных и ре-
Рисунок 1 - Оценка результативности управления развитием экономического потенциала региона
Оценка результативности развития экономического потенциала региона представляет собой количественную оценку изменения элемен-
зультативных показателей развития потенциала региона, выражается расчетной величиной R. и имеет следующую расчетную формулу:
АКрезі • Крезі
АР • Р
(1)
где К - i-й результативный показатель развития потенциала региона, где i = 1...n; А К - изменение вели-
резі
чины і-го результативного показателя развития региона;
р- і-й ресурсный показатель развития регионального потенциала, где і = 1...n;
А р- изменение величины і-го ресурсного показателя развития потенциала региона.
тов экономического потенциала в сравнении со среднероссийской величиной.
Оценка результативности управления экономическим потенциалом региона является оценкой результата воздействия органов управления на экономический потенциал, которая выражается приростом целевых характеристик роста и развития и соизмеренный с затратами на его достижение.
В таком понимании эта характеристика представляется ключевой в оценке качества деятельности органов управления экономикой региона, а способом ее измерения должно быть соотношение изменения ресурсных и результативных показателей развития региона. Кроме того следует учитывать фактор удовлетворенности населения деятельностью органов регионального управления.Таким образом, оценка результативности управления предполагает: во-первых, оценку
При этом важно учитывать характер изменения ресурсных и результативных показателей (для конкретных случаев соотношение изменения ресурсного результативного показателя принимается за 0,5 или 1).
Таблица 1 - Показатели для оценки результативности управления экономическим потенциалом региона
Ресурсные Результативные
Экспорт товаров и услуг ВРП на душу населения
Импорт товаров и услуг Доля собственного производства в ВРП (%)
Уровень соотношения собственных и заемных средств Доля прибыльно работающих организаций и предприятий (%)
Среднедушевые доходы населения (руб.) Доля производственной деятельности в ВРП (%)
Объем инвестиций в основные средства (руб.) Экспортная доля ВРП (%)
Плотность населения (чел/км2) Уровень совокупного покрытия расходов
Детская смертность на 1000 родившихся живыми Доля в промышленном производстве обрабатывающего производства (%)
Ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении Текущая потребность в обслуж. внутр. долга, % доходов бюджета (%)
Общая площадь жилья на душу населения (м2) Инвестиции в % к ВРП (%)
Используемые земли (км2) Темп роста занятости (%)
Использование удобрений (т/км2) Темп роста инвестиций в основные средства (%)
Количество пахотных земель (га) на душу населения Темп роста населения (%)
Орошаемые земли (%) Соотношение по доходам наиболее богатых и бедных
Земли, подверженные эрозии почвы (км2) Уровень преступности (кол-во на 100 тыс.)
Объемы производственных и муниципальных отходов (т в год) Темпы миграции населения (чел/год)
Объем опасных отходов (т) Темп роста населения школьного возраста
Если R принадлежит интервалу (0; 1], то "вклад органов управления в развитие региона" следует оценивать как незначительный, по-этомуэффективность управления региональным потенциалом следует характеризовать как низкое, а регионы классифицировать как проблемные.
Если R принадлежит интервалу (1; 1,5], то "вклад органов управления в развитие региона" следует оценивать какдостаточный. Поэто-мууправление региональным потенциалом следует рассматривать как среднерезультативное, а регионы как перспективные.
Если R принадлежит интервалу (1,5; да], то "вклад органов управления в развитие региона" следует оценивать как значительный. Это позволяет признать управление потенциальными возможностями региона как эффективное, и регионы обозначить как успешные с высокой результативностью управления.
Оценка результативности управления экономическим потенциалом по регионам Северо-Кавказского экономического района представлена на рисунке 2. Данные рисунка демонстрируют, что достаточно результативно управляют экономикой органы исполнительной власти таких регионов, как Краснодарский край и Ростовская область, пограничные значения имеет результативность работы в Ставропольском крае и республиках Дагестан и Адыгея. Все остальные субъекты имеют низкий уровень результативности.
сийской Федерации" осуществляется оценка достигнутого уровня эффективности работы органов исполнительной власти на основании следующей формулы:
К = Ор ... Од + (1 - Ор)... Одт
(2)
♦ Ставропольский край —* РеспубликаДагестан - -+■ -КЧР
Краснодарский край —Ж—Республика Адыгея -----Республика Северная Осетия
где Ор - значение показателя деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по уровню эффективности;
Од - приведенное значение показателя де-
ятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по динамике эффективности,
Од - значение показателя деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по динамике эффективности;
Од - минимальное значение показателя деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федера ции по динамике эффективности по субъектам Российской Федерации;
Од - максимальное значение показателя
макс
деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по динамике эффективности по субъектам Российской Федерации;
- максимальное значение показателя деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по уровню эффективности по субъектам Российской Федерации;
Ор - минимальноезначе-ние показателя деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по уровню эффективности по субъектам Российской Федерации.
Оценка значений показателей деятельности органов и сп о л н итель н о й в л а с ти субъекта Российской Федерации по уровню эффектив-
. Ростовская область ности определяется по фор-
кбр муле:
---Республика Ингушетия
гл
о
гч
_л
0
с
□
я
■ ои
I—
ААтярнктЗа /ь
"
Ор
13
Рисунок 2 - Динамика результативности управления экономическим потенциалом по регионам СевероКавказского экономического района
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 14.08.2008 г. № 608 "Об утверждении Правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Рос-
Ор = 0,25 Орэ + 0,25 .. Орз +
+ 0,25 .. Оро + 0,25 ... Орж, (3)
где Орэ - уровень эффективности в сфере государственного управления и повышения инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации;
Орз - уровень эффективности в сфере здравоохранения по субъекту Российской Федерации;
егионалиетика
a
14
Оро - уровень эффективности в сфере образования по субъекту Российской Федерации;
Орж- уровень эффективности в сфере жилищно-коммунального комплекса по субъекту Российской Федерации.
Министерством регионального развития был сформирован рейтинг регионов по достигнутому уровню эффективности, который представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Рейтинг регионов СКЭР по достигнутому уровню эффективности деятельности органов исполнительной власти
Регион СКЭР 2009 г. 2010 г.
Краснодарский край 21 4
Ростовская область 69 12
Ставропольский край 12 15
Республика Дагестан 61 22
Республика Адыгея 9 21
Кабардино-Балкарская Республика 63 41
Карачаево-Черкесская Республика 22 75
Республика Северная Осетия 59 20
Республика Ингушетия 62 63
Чеченская Республика 67 23
Примечание: места с 1-20 - регионы с высоким уровнем эффективности н удовлетворенности населения качеством жизни; с 2140 - регионы со средним уровнем эффективности и удовлетворенности населения качеством жизни; с 41-60 - регионы с низким уровнем эффективности и удовлетворенности населения качеством жизни; с 61- 83 неэффективные регионы.
Оценка значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации включает оценку уровня эффективности в сфере государственного управления и повышения инвестиционной привлекательности территории, а также в сферах здравоохранения,
образования жилищно-коммунального комплекса, и определяется из показателей результативности, эффективности расходования бюджетных средств и оценки удовлетворенности населения результатами работы органов управления регионом. Таким образом, оценка по достигнутой эффективности указывает на эффективность осуществления структурных реформ на уровне региона, внедрения современных инструментов управления, оптимизации бюджетной сети, кадрового потенциала, и отражает качество жизни населения.
Однако следует отметить, что большинство показателей предполагает субъективные оценки, что снижает качество проводимых аналитических процедур. Поэтому в ходе исследования мы балансировали между официальным рейтингом и проведенными расчетами результативности управления экономическим потенциалом. Это позволило предложить механизм результативного управления экономическим потенциалом в зависимости от выявленного типа результативности управления экономическим потенциалом региона.
Литература:
1. Коробейников A.M. Оценка эффективности регионального развития [Электронный ресурс] / А.М.Коробейников. - Режим доступа: www.analytix.ru/docs/strategy/eff.htm.
2. Смирнов В.В. Повышение эффективности социально-экономического развития региона: теория, оценка, интеграционный вектор / В.В. Смирнов// Региональная экономика: теория и практика. -2007.- № (49).- С. 19-25.
3. Степанов А.Г. Государственное регулирование развития региональных экономических систем: дис.... д-ра экон. наук/ А.Г. Степанов. - М., 2007.