DOI: 10.15838/esc/2015.3.39.5 УДК 338.2, ББК 65.05
© Проворова А.А., Губина О.В., Смиренникова Е.В., Кармакулова А.В., Воронина Л.В.
Методический инструментарий оценки эффективности реализации государственной социально-экономической политики развития регионов России
Анна Андреевна ПРОВОРОВА
Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук 163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected]
Ольга Владимировна ГУБИНА
кандидат экономических наук
Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук 163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected]
Елена Владимировна СМИРЕННИКОВА
кандидат географических наук
Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук 163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected])
Анна Вячеславовна КАРМАКУЛОВА
магистрант
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected]
Людмила Васильевна ВОРОНИНА
Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук 163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблемам совершенствования методического обеспечения оценки эффективности государственной социально-экономической политики в отношении северных регионов России. Проведен краткий анализ методических подходов и механизмов оценки политики в зависимости от функциональной принадлежности области оценивания, объекта, субъекта и предмета оценивания, а также в зависимости от используемых методов оценки. Обозначена проблема отсутствия единого подхода к трактовке категорий «эффективность» и «результативность» политики, что приводит к неясности и сложности оценивания. Предложенный авторский методический инструментарий оценки реализации политики включает в себя ключевые принципы и алгоритм. Оценка эффективности политики согласно предложенному инструментарию включает в себя социально-экономическую, средовую и институциональную составляющие. Социально-экономический блок подразумевает оценку результативности достижения целей и задач политики в отношении северных регионов России на основе системы качественных и количественных показателей. Средовая составляющая предполагает учет влияния территориальных условий на достижение поставленных целей и задач. Институциональный блок оценки включает в себя оценку качества составления региональных государственных программ. Достоинством предложенного методического инструментария являются возможность учета региональной, в том числе северной специфики при постановке и реализации целей и задач политики, а также комплексности проведения оценки. Это позволяет разработать «точечные» рекомендации по регулированию отдельных сфер социально-экономического развития северных регионов России, а также выявить причины не достижения поставленных целей и задач.
Ключевые слова: методический инструментарий, оценка, государственная политика, северный регион
Достижение поставленных целей и получение желаемых результатов в рамках реализации государственной социально-экономической политики является важным условием стабильного социально-экономического роста региона. Повышение эффективности государственного управления стимулируется активным внедрением механизмов и процедур оценки политики, находящихся в постоянном динамичном изменении.
При разработке авторского подхода к оцениванию мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей, а также на существующие на государственном уровне механизмы оценивания политики. Многочисленные подходы к оцениванию можно сгруппировать следующим образом: по функциональной принадлежности области оценивания [1; 6; 8]; по объектам оценивания (политика,
программы, проекты); по используемым методам оценивания; по предмету оценивания; по уровням проведения (локальный, региональный, общегосударственный); по этапам реализации политики (пред-оценка, сопровождающее оценивание, суммирующее оценивание) [8]; по субъекту оценивания [7].
По функциональной принадлежности области оценивания выделяются подходы, в которых основное внимание сосредоточено на оценке результатов комплексной политики, проводимой, например, в регионе [8; 14; 16]. Разработанный исследователями из Новосибирска проект СИРЕНА позволяет моделировать социально-экономическое развитие региона, в том числе в кратко- и долгосрочном прогнозном периоде и проводить оценки влияния управленческих воздействий центра на развитие отдельных регионов или их совокупности
по заданным социально-экономическим индикаторам. Аналогом СИРЕНы является используемая за рубежом информационная система мониторинга и оценки регионального развития (КЛиМБ) [13]. Примером принятого на государственном уровне механизма комплексного оценивания политики является оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [8]. В то же время существуют механизмы, сосредоточенные на оценке отдельных направлений социально-экономического развития: в сфере оценки политики образования [17], здравоохранения, занятости [4].
Среди наиболее часто употребляемых в процедурах оценивания методов следует выделить:
— метод интегральных оценок [8] с использованием статистических показателей и данных социологических исследований;
— метод сравнения фактически достигнутого показателя с запланированным [12];
— анализ «затраты - результат» (анализ эффективности затрат, анализ «затраты-выгоды») [6; 11-13];
— методы субъективных оценок (основаны на социологических опросах) [2; 5];
— методы оценки факторов и рисков [5; 10].
В качестве предмета оценки могут выступать: результат деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ [7]; социально-экономические последствия принятия управленческих решений [10]; эффективность расходования государственных средств [2; 11; 12]. В настоящее время выявляется проблема отсутствия единого взгляда на содержательные аспекты категорий «эффективность» и «результативность» политики, что приводит к неясности и сложности оценивания. Понятие «результативность реализации государственной политики», как правило,
трактуется как степень достижения поставленных целей, выражающаяся в улучшении социально-экономических показателей развития региона в запланированный временной период. Ввиду близости понятий «эффективность» и «результативность» политики, результативность политики рассматривается как составная часть эффективности. Традиционно понятие «эффективность» трактуется как соотношение результатов и затрат и является довольно узким. В широком понимании, эффективность управления следует рассматривать как комплексную категорию, которая, с одной стороны, понимается как «состояние экономики, при котором определенное соотношение результатов деятельности и затрат на достижение этих результатов приводит к получению субъектом максимальных результатов с использованием ресурсов определенной стоимости или производству товаров определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов» [11]. С другой стороны, именно широкое понимание эффективности управления позволяет оценить экономическую, социальную и техническую эффективность.
В зависимости от субъекта оценки можно выделить внешнее (со стороны вышестоящих органов власти или сторонних организаций [2; 5; 9; 10]) и внутреннее или самооценивание. [11; 12].
Большинство методик оценки результатов деятельности органов власти отличаются отсутствием комплексности используемых систем показателей и недостаточной проработанностью критериев оценки, сосредоточенностью преимущественно на анализе количественных показателей. Одним из аспектов, нуждающихся в методической проработке, является учет региональной специфики реализации политики — в нашем случае, так называемых особых северных условий.
Предлагаемый авторский методический инструментарий оценки эффективности реализации государственной социально-экономической политики развития северных регионов России позволит оценить результативность реализации целей и задач политики в системной взаимосвязи с институциональными аспектами и условиями реализации политики. Методический инструментарий опирается на принципы сбалансированности и комплексности.
Принцип сбалансированности заключается в обеспечении равновесия между краткосрочными и долгосрочными целями регионального развития, балансе внутренних интересов развития региона и интересов государства, соответствии показателей верхних уровней иерархии показателям нижних уровней. Принцип комплексности основывается на включении равнозначных аспектов оценки эффективности политики: результатив-
Принципиальная схема методического подхода к оценке эффективности реализации государственной социально-экономической политики северных регионов России
ности достижения целей и задач; качестве государственных программ регионального развития; условий реализации социально-экономической политики в северных регионах.
Алгоритм оценки эффективности реализации социально-экономической политики развития северных регионов России включает следующее (рисунок).
Этап 1. Оценка социально-экономической ситуации в регионе
Включает характеристику экономико-географического положения, уровня хозяйственной освоенности территории, отраслевой структуры хозяйственного комплекса, инвестиционной активности территории, особенностей демографической ситуации в регионе, уровня и качества жизни, финансового состояния территории.
Исследование социально-экономической ситуации в регионе необходимо для выявления потенциальных возможностей и угроз развития региона, требующих принятия управленческих решений.
Этап 2. Обоснование стратегических целей и тактических задач развития региона и перечня количественных (объективных) и качественных (субъективных) показателей, отражающих результативность их достижения.
Содержит комплексный анализ стратегических документов, определяющих социально-экономическое развитие северных регионов России, и результаты комплексной оценки социально-экономической ситуации в этих регионах. Задачи государственной социально-экономической политики сгруппированы в семь блоков в рамках выявленных стратегических целей политики. Для каждой задачи обосновывается показатель, динамика изменения которого будет свидетельствовать о результативности ее реализации.
Система оценки включает количественные и качественные показатели (таблица).
Количественные показатели оценки результативности формируются на основе статистических данных, а качественные — на основе результатов проведения социологического опроса населения и экспертов.
Этап 3. Комплексная оценка эффективности реализации государственной социально-экономической политики северных территорий
Проводится по методике, которая включает три блока: оценку результативности реализации целей и задач социально-экономической политики; оценку условий реализации государственной политики; оценку качества составления региональных государственных программ.
Блок 1. Методика оценки результативности реализации целей и задач государственной социально-экономической политики северных территорий
Ключевую роль в методике играет соответствие стратегической цели, тактических задач и результатов, соответствующих конечному значимому эффекту и выбору характеризующих их показателей [11, 12]. В соответствии с данным подходом, была разработана система количественных и качественных показателей, отражающих результативность реализации целей и задач государственной социально-экономической политики развития северных территорий.
Общий интегральный показатель оценки результативности реализации целей и задач государственной социально-экономической политики северных территорий представляет собой сумму индексов результативности политики на основе количественных и качественных показателей, скорректированных на весовой коэффициент:
ОИР = 0,8 х ИР + 0,2 х ИУ
Система показателей для оценки результативности достижения целей и задач региональной социально-экономической политики
Цели Задачи Количественные показатели оценки Качественные показатели оценки
Совершенствование территориальной организации хозяйства Формирование устойчивой системы расселения, создание кластеров, «точек роста» Плотность населения, чел./км2 Уровень хозяйственной освоенности, ВРП/км2 Отсутствуют
Обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей в интересах экономического развития региона Доля внешнеторгового оборота региона во внешнеторговом обороте страны. % Отсутствуют
Диверсификация промышленного производства и структуры экономики Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП, % Доля занятых в обрабатывающих производствах, % Отсутствуют
Повышение энергоэффективности региональной экономики Удельное электропотребление населением, кВт*ч/чел. Электроемкость ВРП, кВт*ч/тыс. руб. Отсутствуют
Модернизация и развитие инновационной деятельности Объем инновационных товаров (работ, услуг), млн. руб. Внутренние затраты на НИКОР к ВРП,% Отсутствуют
Повышение социально-экономической эффективности использования природных ресурсов Доля доходов в консолидированный бюджет региона от использования природных ресурсов,% Отсутствуют
Развитие малого и среднего бизнеса Количество предприятий малого и среднего бизнеса, ед./10000 чел. Доля занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, % Уровень предпринимательской активности. Удовлетворенность условиями ведения бизнеса
Развитие туризма Количество мест в гостиницах, ед./1000 чел. Количество посадочных мест в предприятиях питания, ед./1000 чел. Удовлетворенность создаваемыми условиями для развития туризма в регионе. Оценка привлекательности региона для развития туризма
Укрепление финансового состояния региона Увеличение притока инвестиций в регион и реализация инвестиционных проектов Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, млн. руб./чел. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона, место Отсутствуют
Совершенствование межбюджетных отношений (уход от дотаций) Доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов в консолидированном бюджете региона, % Собственные доходы консолидированного бюджета на одного человека, руб. Отсутствуют
Модернизация и развитие инфраструктуры Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры (снижение инфраструктурных ограничений) Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км дорог на 1000 км2; Производство электроэнергии, млрд. кВт/час Удовлетворенность работой транспорта в населенном пункте
Развитие информационных технологий и услуг связи Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет, тыс. чел. Удовлетворенность населения доступностью и качеством услуг связи
Окончание таблицы
Развитие институционального обеспечения Совершенствование системы государственного и муниципального управления Развитие процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов; Количество многофункциональных центров предоставления государственных услуг, ед/10000 чел. населения; Оценка уровня восприятия коррупции в регионе
Обеспечение экологической безопасности Снижение негативного воздействия на окружающую среду Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, приходящихся на единицу площади, тонн/км2; Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, приходящихся на единицу площади, м3/км2 Удовлетворенность экологической обстановкой
Обеспечение устойчивого развития уникальных региональных экосистем Инвестиции на охрану окружающей среды, тыс. руб.; Доля площади территорий ООПТ в общей площади территорий региона, % Отсутствуют
Развитие человеческого потенциала Формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач Естественный прирост, тыс. чел. Миграционный прирост, тыс. чел. Доля населения в трудоспособном возрасте, % Уровень общей безработицы (по МОТ), % Отсутствуют
Повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов Доля занятых с высшим профессиональным образованием, % Удовлетворенность доступностью и качеством профессионального образования
Рост реальных денежных доходов Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, % Удовлетворенность уровнем доходов семьи
Обеспечение социальной инфраструктурой (здравоохранение, образование) Сводный индекс уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, баллы Удовлетворенность доступностью и качеством бесплатного дошкольного образования. Удовлетворенность доступностью и качеством медицинского обслуживания. Удовлетворенность условиями для занятия спортом. Удовлетворенность условиями проведения досуга.
Сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Доля КМНС, владеющих национальным языком, % Доля КМНС, работающих не по найму, % Удовлетворенность условиями проживания.
При обосновании значения весового коэффициента использовалась методика оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ, разработанная Министерством регионального развития РФ [7].
Преимущество данного подхода заключается в возможности получения более объективных оценок результатов деятель-
ности органов исполнительной власти за счет корректировки показателей федеральной статистики сведениями социологических опросов. Предложенные индексы результативности позволяют не только оценить итоговую результативность реализации политики в регионах Севера РФ, но и выявить «слабые места» посредством расчета индексов по блокам задач.
Блок 2. Методика оценки влияния условий на реализацию государственной социально-экономической политики развития северных территорий
Проблемы социально-экономического развития и практической деятельности органов государственной власти по регулированию развития регионов должны рассматриваться взаимосвязано и системно, посредством проведения анализа условий, влияющих на формирование и реализацию региональной социально-экономической политики, а также их учета при разработке программных и стратегических документов.
Разработанная методика включает типологию условий, систему характеризующих их показателей и алгоритм оценки влияния условий на результативность реализации политики.
В методике учитываются следующие группы условий: ресурсно-климатические; географические; экономические; социальные; демографические; финансовые; институциональные.
Первая группа описывает климатические условия и ресурсный потенциал территории, уровень востребованности которого и особенности освоения определяют основной вектор развития северного региона. Данная группа оценивается по биоклиматическому индексу суровости метеорежима; комплексному индексу обеспеченности природными ресурсами и потенциалу устойчивости природных экосистем, выражаемых в баллах.
Вторая группа характеризует особенности географического и геоэкономического положения северного региона и возможности его использования в целях социально-экономического развития. Эта группа условий оценивается по следующим показателям: ВРП на единицу площади территории (руб./км2); плотность
населения (чел./км2); густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км/тыс. км2); коэффициент энергообеспеченности региона; стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % к среднероссийской стоимости); доля внешнеторгового оборота региона во внешнеторговом обороте страны (%).
Третья группа условий позволяет оценить уровень накопленного экономического потенциала и конкурентоспособности региона. Показателями оценки данных условий являются: объем ВРП на душу населения (руб./чел.); доля ВРП региона в суммарном ВРП РФ (%); стоимость основных фондов (руб./чел.); ВРП на одного занятого в экономике региона (руб./чел.); объем инновационных товаров, работ, услуг (млн. руб.).
Четвертая группа характеризует уровень социального развития территории и связана с формированием уровня жизни населения. Эти условия оцениваются по численности экономически активного населения (тыс. чел.); доле экономически активного населения субъекта РФ в экономически активном населении страны (%); покупательной способности денежных доходов населения (раз); соотношению покупательной способности денежных доходов в регионе к среднероссийскому показателю (%); обороту розничной торговли (млн. руб.); доле оборота розничной торговли региона в общем обороте розничной торговли в России (%).
Пятая группа описывает демографический потенциал населения и особенности воспроизводственных процессов на основе изучения естественного и механического движения населения посредством оценки показателей численности населения региона (тыс. чел.), естественного и миграционного прироста (%о).
Шестая группа позволяет оценить финансовое состояние территории и оценивается при помощи следующих показателей: доля собственных доходов в консолидированном бюджете региона (%); уровень расходов консолидированного бюджета региона на душу населения (руб./чел.).
Седьмая группа характеризует степень вовлеченности региона в программное регулирование социально-экономического развития и уровень дотационности бюджета посредством использования показателей: доля инвестиций из федерального и регионального бюджетов в общей сумме инвестиций в основной капитал региона (%) и доля безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета субъекта РФ (%).
Алгоритм оценки влияния условий на показатели результативности государственной политики включает следующие действия:
1. Определение основных групп условий реализации государственной социально-экономической политики развития северных территорий и системы показателей.
2. Построение корреляционной матрицы с целью определения тесноты взаимосвязи между условиями и выделение максимально независимых друг от друга условий.
3. Построение регрессионных моделей с целью установления степени зависимости между показателями, характеризующими условия реализации политики и показателями, отражающими результативность решения задач.
4. Построение модели оценки степени влияния условий реализации политики на результативность целей и задач государственной политики развития северных регионов посредством использования метода равных интервалов.
Использование данной методики позволяет осуществить оценку интенсивности влияниях тех или иных условий на реализацию конкретных задач социально-экономической политики.
Блок 3. Оценка качества составления государственных программ северных регионов Российской Федерации
Качественно составленный программный документ повышает возможности его использования как эффективного инструмента реализации социально-экономической политики, а также приводит к более эффективному расходованию бюджетных средств.
На основе анализа государственных документов [1, 2] были сформированы 10 критериев оценки качества составления госпрограмм регионального уровня. Для их количественной оценки предполагается использование балльных методов, что позволяет сопоставить между собой разнообразные критерии качества составления государственных программ и найти сводный показатель, с помощью которого все многообразие изучаемых критериев, сводится к единой величине — баллам.
Критериями качества составления региональных госпрограмм являются:
1. Цель, задачи и приоритеты, сформулированные в государственной программе должны учитывать положения стратегических документов, утвержденных Президентом РФ и Правительством РФ, положения приоритетных национальных проектов и отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ.
При оценке рассматриваемого критерия рассчитывается соотношение целевых ориентиров, согласованных в федеральных документах и региональной госпрограмме, и общего количества целевых ориентиров выделенных на федеральном уровне.
2. Соответствие сформулированных в региональной госпрограмме задач и конечных результатов её реализации (согласно принципам БОР).
Для оценки соответствия сформулированных в региональной госпрограмме задач и конечных результатов рассчитывается соотношение количества задач, которым соответствуют конечные результаты и общего числа задач, прописанных в государственной программе.
3. Соответствие показателей региональной государственной программы сформулированным в ней конечным результатам.
Для проведения оценки соответствия показателей и конечных результатов региональной госпрограммы производится расчет соотношения количества конечных результатов, которым соответствуют адекватные показатели их измерения, и общего число конечных результатов.
4. Соответствие сформулированных в региональной государственной программе задач набору основных мероприятий программы.
Проведение оценки соответствия сформулированных в региональной государственной программе задач набору основных мероприятий программы предполагает расчет соотношения количества задач, которым соответствуют мероприятия по их реализации, и общего числа задач.
5. Соответствие состояния сферы реализации региональной государственной программы заявленным в ней проблемам.
Для оценки рассчитывается соотношение количества проблем, выявленных при помощи анализа статистических данных и согласованных с обозначенными в госпрограмме проблемами, и общего числа выявленных проблем на основе анализа статистических данных.
6. Соответствие сформулированных в государственной региональной программе задач выделенным проблемам.
При оценке данного критерия предлагается расчет соотношения количества проблем, для решения которых в региональной госпрограмме сформулированы соответствующие задачи, и общего количества выделенных в региональной госпрограмме проблем.
Полученные по первым шести критериям значения ранжируются, на основе чего происходит присвоение баллов.
7. Наличие в региональной государственной программе обоснования необходимости финансовых ресурсов на ее реализацию.
8. Учет и анализ рисков в региональной государственной программе.
9. Наличие в региональной государственной программе мер управления рисками.
10. Наличие методики оценки эффективности региональной государственной программы.
По критериям 7-10 присвоение баллов происходит следующим образом: в случае наличия в госпрограмме обоснования необходимых финансовых ресурсов для ее реализации, методики оценки эффективности, учета рисков и наличия мер управления рисками, то ей присваивается 1 балл. В противном случае госпрограмме присваивается — 0 баллов.
Следующим этапом оценки качества составления региональных государственных программ является определение роли каждого критерия путем вычисления весовых коэффициентов. Весовые коэффициенты критериев качества составления региональных государственных программ рассчитываются при помощи метода экспертной оценки, в ходе которой методом
прямого оценивания будут расставлять коэффициенты в долях единицы для каждого критерия: чем больше вклад критерия, тем выше весовой коэффициент. Затем весовые коэффициенты усредняются путем нахождения среднего арифметического.
Последним этапом оценки качества составления региональных госпрограмм является расчет итогового индекса качества составления региональных госпрограмм, который представляет собой сумму баллов по 10 критериям качества с учетом весовых коэффициентов.
Этап 4. Разработка предложений по совершенствованию механизмов и инструментов реализации государственной социально-экономической политики развития северных территорий
На основе проведения комплексной оценки эффективности реализации государственной политики разрабатываются рекомендации для органов государственного управления. Учет различных аспектов оценки позволяет комплексно охарактеризовать процесс реализации поставленных целей и задач с позиции достижения
социально-экономических результатов, интенсивности влияния условий и качества разработки государственных программ. Это позволяет разработать конкретные рекомендации, направленные на оптимизацию развития отдельных составляющих крупных блоков: социально-экономического, средового, институционального.
Достоинством предложенного методического инструментария являются возможность учета региональной, в том числе северной специфики, при постановке и реализации целей и задач политики. Проблемы учета северной специфики актуализируются во многих стратегических и программных документах, однако данный аспект не имеет методического обеспечения. Методический подход позволяет, с одной стороны, взглянуть на проблему эффективности политики комплексно, с другой стороны, дает возможность разработать «точечные» рекомендации по регулированию отдельных сфер социально-экономического развития, а также выявить причины не достижения поставленных целей и задач.
Литература
1. Бачлер, Дж. Оценка региональной политики в Европейском сообществе [Электронный ресурс] / Дж. Бачлер. — Режим доступа: http://ieie.nsc.ru/~tacis/bachtler-rec.htm.
2. Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации: учебно-практическое пособие / под общ. ред. С.В. Степашина. - М., 2006. - 303 с.
3. Достойный труд: теория, методология и методика оценки / отв. ред. ак. А.И. Татаркин; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2013. — 133 с.
4. Козлова, О.А. Методические подходы к оценке региональной политики занятости населения / О.А. Козлова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 29. — С. 92-98.
5. Козловская, О.В. Внедрение и развитие института оценки регулирующего воздействия при формировании и реализации государственной политики / О.В. Козловская, Р.А. Эльмурзаева // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 363. — С. 165-166.
6. Мадер, Л. Оценка законодательства — вклад в повышение качества законов / Л. Мадер // Оценка законов и эффективности их принятия. Материалы Международного О-931 семинара. — М.: Издание Государственной Думы, 2003. — 152 с.
7. Маршаков, В.А. Оценивание политик и измерение результативности: мировой опыт и российские перспективы оценивания эффективности государственного управления / В.А. Маршаков // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов. — М.: Дело, 2006. — С. 144-162.
8. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 (ред. от 16.01.2015 № 1199) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 27. — Ст. 3256.
9. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 (ред. от 14.10.2012 № 1384) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 2003.
10. Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 26.03.2014 г. № 159 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162537/?frame=5.
11. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития РФ от 20.11.2013 г. № 690 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2014. — № 17.
12. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (ред. от 24.11.2014) [Текст]: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 32. - Ст. 4329.
13. Использование информационных систем в реформе местных властей и оценке их развития [Электронный ресурс] / Г. Пилсетниекс, Г. Гутманис и др. // Государственное управление. Электронный вестник МГУ. - 2009. - № 18. - Режим доступа: www.e-journal.spa.msu.ru/images/File/2009/18/Pilsetnieks_ Gutmanis_Spade_Bruninieks.pdf.
14. Проект СИРЕНА: опыт влияния государственной политики на региональное развитие / под ред. С.А. Суспицына. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. - 359 с.
15. Социально-экономическая эффективность регионального развития / отв. ред. д.э.н. С.Н. Растворцева. -М.: Экон-Информ, 2011. - 131 с.
16. Суспицын, С.А. Подход к комплексной оценке влияния государственной политики на региональное развитие / С.А. Суспицын // Регион: экономика и социология. - 2000. - № 3. - С. 42-60.
17. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. - Helsinki: European Association for Quality Assurance in Higher Education, 2005. - 41 p.
Анна Андреевна Проворова - научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук (163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected])
Ольга Владимировна Губина - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук (163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected])
Елена Владимировна Смиренникова - кандидат географических наук, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук (163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected])
Анна Вячеславовна Кармакулова - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected])
Людмила Васильевна Воронина - младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Архангельский научный центр уральского отделения Российской академии наук (163000, Россия, г Архангельск, ул. Садовая, д. 3, [email protected])
Provorova A.A., Gubina O.V. Smirennikova E.V., Karmakulova A.V., Voronina L.V.
Methodological Tools for Assessing the Effectiveness of Implementation of the State Social and Economic Development Policy of Russia's Regions
Anna Andreevna Provorova — Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution Arkhangelsk Scientific Centre, the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (3, Sadovaya Street, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation, [email protected])
Ol'ga Vladimirovna Gubina - Ph.D. in Economics, Senior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution Arkhangelsk Scientific Centre, the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (3, Sadovaya Street, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation, [email protected])
Elena Vladimirovna Smirennikova - Ph.D. in Geography, Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution Arkhangelsk Scientific Centre, the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (3, Sadovaya Street, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation, [email protected])
Anna Vyacheslavovna Karmakulova — Master's Degree Student, Federal State-Financed Scientific Institution Arkhangelsk Scientific Centre, the Ural Branch of Russian Academy of Sciences (3, Sadovaya Street, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation, [email protected])
Lyudmila Vasil'evna Voronina - Junior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution Arkhangelsk Scientific Centre, the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (3, Sadovaya Street, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation, [email protected])
Abstract. The article considers the issues of improvement of methodological support in assessing the effectiveness of the state social and economic policy in relation to Russia's northern regions. It provides a brief analysis of methodological approaches and mechanisms to assess the policies based on the function of the area of assessment, the object, subject and target of assessment, and depending on the methods of estimation. The authors point out the absence of a common approach to interpretation of the notions of "effectiveness" and "performance efficiency" of a policy, this fact leads to ambiguity and complexity of assessment. The methodological tools proposed by the authors for assessing the implementation of the policy include key principles and an algorithm. Assessment ofpolicy effectiveness using the proposed tools includes socio-economic, environmental and institutional components. The socio-economic component involves evaluation of the goals and objectives of the policy with regard to Russia's northern regions on the basis of qualitative and quantitative indicators. The environmental component involves consideration of the impact of territorial conditions on the achievement of goals and objectives. The institutional component includes assessment of the quality of regional state programs. The advantage of this set of methodological tools lies in the fact that it takes into consideration the regional and northern specifics in the policy target-setting, and provides for a comprehensive assessment. This makes it possible to develop specific recommendations for the regulation of various spheres of socio-economic development of Russia's northern regions, and to identify reasons for failures in achieving the set goals and objectives.
Key words: methodological tools, evaluation, state policy, northern region
References
1. Bachler J. Otsenka regional'noipolitiki v Evropeiskom soobshchestve [Assessment of Regional Policy in European Community]. Available at: http://ieie.nsc.ru/~tacis/bachtler-rec.htm.
2. Vnedrenie audita effektivnosti ispol'zovaniyagosudarstvennykh sredstv vpraktiku deyatel'nosti kontrol'no-schetnykh organov Rossiiskoi Federatsii: uchebno-prakticheskoe posobie [Introduction of the Audit of the Effectiveness of the Use of Public Funds in the Practice of Control and Accounts Bodies of the Russian Federation: Textbook]. Under general editorship of S.V. Stepashin. Moscow, 2006. 303 p.
3. Dostoinyi trud: teoriya, metodologiya i metodika otsenki [Decent Labor: Theory, Methodology and Assessment Technique]. Executive editor Academician A.I. Tatarkin. Yekaterinburg: IE UrO RAN, 2013. 133 p.
4. Kozlova O.A. Metodicheskie podkhody k otsenke regional'noi politiki zanyatosti naseleniya [Methodological Approaches to Evaluation of Regional Employment Policy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Chelyabinsk State University Bulletin], 2008, no. 29, pp. 92-98.
5. Kozlovskaya O.V., El'murzaeva R.A. Vnedrenie i razvitie instituta otsenki reguliruyushchego vozdeistviya pri formirovanii i realizatsii gosudarstvennoi politiki [Implementation and Development of the Institute of Regulatory Impact Assessment in the Formation and Implementation of State Policy]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2012, no. 363, pp. 165-166.
6. Mader L. Otsenka zakonodatel'stva — vklad v povyshenie kachestva zakonov [Assessment of the Legislation — Contribution to the Improvement of the Quality of Laws]. Otsenka zakonov i effektivnosti ikhprinyatiya. Materialy Mezhdunarodnogo O-931 seminara [Evaluation of Laws and the Effectiveness of Their Adoption. Proceedings of the International O-931 Seminar]. Moscow: Izdanie Gosudarstvennoi Dumy, 2003. 152 p.
7. Marshakov V.A. Otsenivanie politik i izmerenie rezul'tativnosti: mirovoi opyt i rossiiskie perspektivy otsenivaniya effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya [Evaluation of Policies and Measurement of Performance: World Experience and Russian Prospects of Estimating the Efficiency of Public Administration]. Kollokvium "Otsenivanie programm ipolitik: metodologiya iprimenenie": sbornik materialov [Colloquium "Evaluation of Programs and Policies: Methodology and Application: Proceedings]. Moscow: Delo, 2006. Pp. 144-162.
8. Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 28.06.2007 g. № 825 (red. ot 16.01.2015 № 1199) [On the Assessment of Performance Efficiency of Executive Authorities of Subjects of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of June 28, 2007 No. 825 (Amended on January 16, 2015, Decree No. 1199)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Russian Federation Legislation], 2007, no. 27, item 3256.
9. Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh raionov: ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.04.2008 g. № 607 (red. ot 14.10.2012 № 1384) [On the Assessment of Performance Efficiency of Local Governments of Urban Districts and Municipal Districts: Decree of the President of the Russian Federation dated 28.04.2008 No. 607 (Amended on October 14, 2012, Decree No. 1384)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Russian Federation Legislation], 2008, no. 18, item 2003.
10. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsiipo organizatsii iprovedeniyu protsedury otsenki reguliruyushchego vozdeistviya proektov normativnykh pravovykh aktov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii i ekspertizy normativnykh pravovykh aktovsub"ektov Rossiiskoi Federatsii:prikazMinekonomrazvitiya Rossiiot 26.03.2014g. № 159 [About the Adoption of Methodological Recommendations on the Organization and Implementation of the Procedure of Assessment of Regulatory Impact of Draft Normative Legal Acts of Subjects of the Russian Federation and the Expert Assessment of Normative Legal Acts of Subjects of the Russian Federation: Order of the Ministry of Economic Development of Russia of March 26, 2014 No. 159]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162537/?frame=5.
11. Ob utverzhdenii Metodicheskikh ukazanii po razrabotke i realizatsii gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii: prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 20.11.2013 g. № 690 [On the Approval of Methodological Guidelines for the Development and Implementation of State Programs of the Russian Federation: Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of November 20, 2013 No. 690]. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti [Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Authorities], 2014, no. 17.
12. Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki, realizatsii i otsenki effektivnosti gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii (red. ot 24.11.2014): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 2010 goda № 588 [On the Approval of the Procedure for the Development, Implementation and Evaluation of the Effectiveness of State Programs of the Russian Federation (as Amended on November 24, 2014): RF Government Resolution ofAugust 2, 2010 No. 588]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Russian Federation Legislation], 2010, no. 32, item 4329.
13. Pilsetnieks G., Gutmanis G. et al. Ispol'zovanie informatsionnykh sistem v reforme mestnykh vlastei i otsenke ikh razvitiya [The Use of Information Systems in the Reform of Local Authorities and Evaluation of Their
Development]. Gosudarstvennoeupravlenie. ElektronnyivestnikMGU[Public Administration. Electronic Herald of MSU], 2009, no. 18. Available at: www.e-journal.spa.msu.ru/images/File/2009/18/Pilsetnieks_Gutmanis_ Spade_Bruninieks.pdf.
14. Proekt SIRENA: opyt vliyaniya gosudarstvennoi politiki na regional'noe razvitie [SIREN Project: Experience of the Influence of State Policy on Regional Development]. Ed. by S.A. Suspitsyn. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2002. 359 p.
15. Sotsial'no-ekonomicheskaya effektivnost' regional'nogo razvitiya [Socio-Economic Efficiency of Regional Development]. Executive Editor Doctor of Economics S.N. Rastvortseva. Moscow: Ekon-Inform, 2011. 131 p.
16. Suspitsyn S.A. Podkhod k kompleksnoi otsenke vliyaniya gosudarstvennoi politiki na regional'noe razvitie [Comprehensive Approach to Assessing the Impact of State Policy on Regional Development]. Region: ekonomika isotsiologiya [Region: Economics and Sociology], 2000, no. 3, pp. 42-60.
17. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. Helsinki: European Association for Quality Assurance in Higher Education, 2005. 41 p.