АМИРОВА Э.А.
ПРАКТИКА ИЗМЕРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ
Слабость институциональной среды остается главной причиной нерационального поведения многих экономических субъектов и неэффективного использования ресурсов. С учетом того, что экономические ресурсы выступают основой воспроизводственных процессов, измерение и рациональное их использование становится важнейшим условием обеспечения социально-экономического развитиярегионов.
AMIROV E.A.
PRACTICE OF MEASUREMENT OF REGIONAL ECONOMIC
RESOURCES
The weakness of the institutional environment remains a major cause irrational behavior of many economic actors and inefficient use of resources. Given the factthat economic resources are the basis of reproduction processes, measuring and managing their use is essential to ensure socio-economic development.
Ключевые слова: измерения региональных экономических ресурсов, ресурсный потенциал, электроэнергетика, человеческий капитал, социальная сфера, конкурентоспособность.
Keywords: measuring regional economic resource, the resource potential, energy, human capital, social, competitive.
При определении перспектив развития региона оценка современного состояния рассматривается как система взаимосвязанных элементов, дополняющих и замещающих друг друга. С ресурсных позиций такими элементами являются население, природные богатства, материальное производство, научно-технический и образовательный потенциал и др. [1, c. 414]. С функциональных позиций в качестве непременных элементов выступают институты социального государства: государственное регулирование, рыночные отношения, система законодательного и нормативного обеспечения, формы собственности, финансово-денежная система, социальная защита, внешнеэкономическая деятельность.
Выбор приоритетных направлений развития региона, опережающее развитие которых способно повлиять на восстановление и рост многих других секторов хозяйства, является важным условием оптимизации их использования и сроков решения поставленных задач повышения конкурентоспособности региона [2, c. 75]. Такими приоритетами могут быть: разработка и применение высоких технологий; увеличение производства товаров и изделий, экспортируемых на внешний рынок; увеличение числа рабочих мест, повышение качества жизни населения региона [3, c. 223] и т.п.
Подобный выбор непосредственно зависит от специфических условий региона - природных, экономических, социальных и других. Реальный ресурсный потенциал с учетом научно-технологического и инвестиционного компонентов потребительского спроса - главные критерии для такого выбора, которые должны составлять основу намечаемого курса действий и программных мероприятий [4, с. 67-68]. В сложившейся практике измерения региональных экономических ресурсов принято учитывать их по натуральным показателям, соизмеряя с потребностями. Вместе с тем более правомерной представляется стоимостная оценка ресурсов эффективного потенциала использования. При этом суммарный потенциал отдельных ресурсов взвешивается по реально сложившейся доле каждого из ресурсов в произведенном ВРП [1, с. 4-14].
Главным ресурсом экономики Дагестана в научной практике считается накопленный человеческий капитал [1, с. 4-14]. Дагестан по численности населения занимал 3-е место в округе: на конец 2009г. - 2737 тыс. человек, или 14,3% населения ЮФО [5, с. 56]. С 2000 по 2009г. население увеличилось на 10,1%. В городах проживает лишь 42,4% населения, что связано с традиционным укладом жизни. Демографический потенциал региональной экономики характеризуется рядом особенностей: доля лиц молодого возраста составляет 63,1%; доля лиц старшего возраста всего 11,4%. По показателю естественного прироста населения республика занимает 3-е место в России (12,4 промилле), уступая республикам Чечня (23,8) и Ингушетия (15) [11, с. 182-184]. Самые низкие значения показателей смертности на 1000 человек населения зафиксированы в 2009 году в Республике Ингушетия (3,7), Чеченской республике (5,3) и Республике Дагестан (6,1). Значение показателей продолжительности жизни населения по этим республикам также является самым высоким в Российской Федерации. По состоянию на 1 мая 2010г. наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия (53%), Чеченской республике (42%) и Республике Дагестан (17,2%) [6, с. 11- 17]. При этом уровень безработицы на селе значительно выше уровня безработицы среди городского населения. Более половины безработных составляет молодежь.
Оценка структуры хозяйства региона, как правило, производится по валовому региональному продукту (ВРП), который по данным Росстата составил в Республике Дагестан в 2009г. 265 млрд. руб., увеличившись по отношению к предыдущему году на 22,6%. Аналогичный показатель в среднем по России снизился за тот же период на 5,4%, что объясняется тем, что экономика региона меньше завязана на глобальную экономику, которая испытала финансовый кризис. В структуре ВРП Республики Дагестан в 2009г. основными видами экономической деятельности являлись: торговля и услуги населению (26,1% ВРП); строительство (19,5%); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (14,6%); транспорт и связь (9,8%). В 2008г. эти показатели составляли 23,5%, 19,7%, 15,4% и 11% соответственно [5, с. 359-376] . По виду деятельности «Строительство» в Республике Дагестан в январе-ноябре 2009г. был выполнен объем работ на сумму 36,9 млрд. рублей (114,3% к январю-ноябрю 2008 года). При этом в эксплуатацию введено 886,7 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что со-
ставляет 131,9% к январю-ноябрю 2008 года. Заниженное значение услуг социальной сферы в объемах ВРП, связанное с учетом по реальным затратам бюджетов на её содержание по остаточному признаку, при реальном значительном росте объема услуг и позволяет региональному ВРП расти самыми большими темпами среди российских регионов [4].
Составной частью экономических ресурсов республики являются основные фонды. Преобладают фонды отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги (75,3%), в том числе транспортные услуги (21%). Уровень износа основных фондов республики самый низкий в районе - 38,3% (по РФ -47,9%). Наибольший их износ приходится на промышленные фонды, фонды услуг связи и сельскохозяйственные фонды [5, с. 385-399]. Промышленные фонды представлены электроэнергетикой и нефтепереработкой, а также производствами машиностроения, химической, пищевой и топливной промышленной деятельности. Главным сдерживающим фактором ускоренного индустриального роста экономики в стратегической перспективе является эффективная энергонасыщенность приращения ВВП [1, с. 4-14].
Электроэнергетика Дагестана развивается в основном на основе использования ресурсов гидропотенциала и двух городских ТЭЦ. Крупнейшим по мощности объектом является Чиркейская ГЭС (мощность 1000 МВт), работает каскад ГЭС на реке Сулак. Существенные перспективы промышленного использования имеют значительные региональные ресурсы геотермальной энергии для производства электроэнергии, обогрева жилья и тепличных хозяйств. Но в энергетический баланс региона ГЭС вносят электроэнергии меньше, чем ТЭЦ, имеющие в 5 раз меньшую мощность [7, с. 98-104]. Тепловую энергетику представляют Каспийская ТЭЦ (работает на мазуте) и Махачкалинская ТЭЦ (на газе). Особенностью развития электроэнергетики является стабилизация производства электроэнергии на уровне 1990г. в объеме 4,3 млрд кВт/ч, что свидетельствует от отсутствии ресурса для обеспечения стратегического приоритета десятикратного роста к 2025 году промышленного производства в республике. В настоящее время Дагестан обеспечивает свои потребности в электроэнергии весьма нестабильно. Выработка электроэнергии за I полугодие 2010 года составила 3507,2 млн. кВтч и увеличилась на 38,3% к соответствующему периоду 2009 года, что связано с относительно благоприятными природно-климатическими условиями с начала текущего года. В 2011 году в республике продолжается строительство Ирганайской и Гоцатлинской ГЭС, также планируется строительство Агвалинской ГЭС - головной станции каскада Андийских ГЭС. Однако, оценивая инвестиционную эффективность строительства этих объектов, можно отметить, что строительство ТЭЦ на газе гораздо предпочтительнее [1, с. 4-14].
Машиностроение региона находится в глубочайшем структурном кризисе и сейчас ориентируется в основном только на потребности населения республики. Существенным ресурсом роста продукции для межрегиональной специализации обладают производства металлорежущих станков и телевизоров, а также оборудования для пищевой промышленности, сельскохозяйственной
техники и экскаваторов. Основные предприятия отрасли размещаются в городах: Махачкале, Каспийске, Кизляре и Дербенте.
Пищевая промышленность обладает наибольшим ресурсом развития в силу ориентации на расширяющийся спрос населения [3] и имеющихся благоприятных агроклиматических ресурсов для роста объемов сельскохозяйственного сырья. Наиболее ресурсообеспеченными отраслями пищевой промышленности являются винодельческая (по производству шампанских вин Дагестан занимает 1-е место в СКЭР и 2-е место в России, уступая Москве) и коньячная промышленность (Дагестан - 1-ое место в СКЭР, Ставропольский край - 2-ое место). Предприятия отрасли размещаются в городах Дербенте и Кизляре. Развиты также рыбоконсервная (Дербент), мясная, маслодельная и маслобойная (Махачкала, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск) отрасли.
Значительным минерально-сырьевым ресурсом развития обладает промышленность строительных материалов Дагестана, выпускающая железобетонные конструкции и изделия и строительный кирпич. К традиционным отраслям этноэкономики Дагестана относятся кожевенно-обувная промышленность (Махачкала, Буйнакск) и народные промыслы - чеканка и ковроткачество, продукция которых, известная далеко за пределами республики, базируется, прежде всего, на наличии в Дагестане избыточного предпринимательского и трудового ресурса.
Топливная промышленность развивается в регионе как в основном на привозных ресурсах так на основе местных сырьевых ресурсов. По виду деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» наблюдается тенденция роста добычи нефти и газа. Так, за I полугодие 2010 года объем добычи нефти с газовым конденсатом составил 93,6 тыс. тонн или 102,4% к соответствующему периоду 2009г., газа - 159,7 млн. куб.м., или 112,3%. Особенно перспективными являются недра Прикаспийской части Дагестана. Из-за истощения эффективных запасов добыча нефтегазовых ресурсов за последнее десятилетие сократилась в Дагестане вдвое. Имеющиеся ресурсы не полностью обеспечивают нужды экономики, поэтому из Ростовской области доставляют уголь, из Западной Сибири - нефть и природный газ, из Краснодарского края -продукты нефтепереработки.
Самым большим ресурсным потенциалом развития обладает сельское хозяйство Дагестана (здесь и самое большое сельское население в России, и значительный технологический ресурс повышения урожайности, и самая солнечная и теплая территория). Тем не менее, удельный вес продукции сельского хозяйства Дагестана по таковой в СКЭР составляет пока только 9,8%. В структуре производимой сельским хозяйством продукции 1/2 приходится на отрасли животноводства. По поголовью крупного рогатого скота Дагестан занимает 1-ое место в СКЭР, располагая 25,4% голов скота. Традиционной отраслью специализации является коневодство. Абсолютным лидером республика является (не только в районе, но и в России) по поголовью овец и коз. Преобладает тонкорунное овцеводство. Дагестан занимает 1-е место в РФ по производству шерсти. В растениеводстве сельскохозяйственные культуры занимают лишь 2,2% угодий республики, при этом половина из них занята под зерновыми культура-
ми (пшеница и кукуруза). Традиционными отраслями республики являются виноградарство, садоводство, овощеводство.
Республика располагает значительным ресурсом развития транспорта и межрайонной телекоммуникационной связи, в том числе в связи с формированием через её территорию международных транспортных коридоров. Важнейшие транспортные магистрали, связывающие Россию с Закавказьем, проходят вдоль берега Каспийского моря. Протяженность железных дорог - всего 435 км. Новая дорога построена с выходом на Кизляр и далее до Астрахани. Развивается воздушный и морской транспорт. Торговое сальдо республики положительное, причем экспорт превышает импорт в 5 раз. За 6 месяцев 2010 года грузооборот всех видов транспорта составил по оценке 5682,7 млн.т-км, или 98,9% к уровню соответствующего периода 2009 года. На железнодорожном транспорте грузооборот снизился на 2,2%, что связано с изменением плана формирования грузопотоков по стыкам Махачкалинского отделения «СевероКавказской железной дороги» вследствие реконструкции железнодорожной станции «Астрахань» и нестабильной погрузочно-разгрузочной работы ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (2 месяца не работы железнодорожный паром «Махачкала»).
Достаточно значительный предпринимательский ресурс способствует дальнейшему формированию рыночных отношений и рыночной инфраструктуры. В сельском хозяйстве работает более 16% предприятий от общего числа по Республике Дагестан, в торговле - 19,2%, в промышленности и строительстве -по 12,6%. В частной собственности находится 65,7%, в государственной - 8,4%, в муниципальной - 18,4% предприятий. Число малых предприятий за последние годы сократилось, к 2009 году составляет 4 тыс. Большая их часть работает в торговом бизнесе и в строительной индустрии. Работает 1684 дневных общеобразовательных учреждения (1683 государственных), 19 учреждений начального профессионального образования, 28 государственных средних специальных заведений, 15 вузов (9 негосударственных). Число больничных коек в крае ежегодно увеличивается (18,7 тыс.), а по их количеству на 10 тыс. человек населения (68,2) он занимает 82-е место в РФ. Количество врачей всех специальностей составляет 10,8 тыс. человек.
Результатом непродуманных экономических реформ в России явились структурные диспропорции региональной экономики, неадекватность ресурсного потенциала и развития теневого сектора, сокращение объемов производства, снижение производительности труда, уровня жизни населения и инвестиционной активности [9, с. 248-249]. Слабость институциональной среды остается главной причиной нерационального поведения многих экономических субъек-тов, следствием чего является неэффективное использование ресурсов. С учетом того, что экономические ресурсы выступают основой воспроизводственных процессов, рациональность их использования становится важнейшим условием обеспечения социально-экономического развития регионов.
Значительные изменения, произошедшие в области управления региональными экономическими системами, обусловили необходимость стратегического планирования территориального развития, которое подразумевает поиск
оптимальных путей развития, выбор наиболее правильных в экономическом и социальном плане направлений, вовлечение в хозяйственный оборот незадейст-вованных ресурсов, использование резервных возможностей. Также следует иметь виду то, что международные интеграционные процессы усилили значимость региональных конкурентных преимуществ [5]. Ограниченность финансовых и других ресурсов, несовершенство рыночного механизма, неуклонный рост потребностей общества, отсутствие действенных механизмов управления территориальным развитием диктует необходимость внесения качественных изменений в воспроизводственные процессы в регионе. В этой связи становится актуальным вопрос поиска направлений обеспечения эффективности использования экономических ресурсов на уровне региона.
В заключение хотелось бы остановиться на следующих результатах оценки ресурсного потенциала территории. В условиях усиления социально-экономических диспропорций между регионами, явившихся результатом волны экономических реформ в России, на первый план выдвигается анализ и выявление тех компонентов ресурсного потенциала, которые обеспечивают развитие территорий, актуальность обретает и стратегическое планирование территориального развития, включающее в себя поиск эффективных направлений оценки и использования ресурсного потенциала.
Ограниченность ресурсов порождает необходимость максимизации удовлетворения потребностей при оптимальном использовании ресурсного потенциала. Степень эффективности использования ресурсов определяется их сравнением с результатами, учитываемыми на основе набора различных критериев и показателей. В частности, необходимый для оценки эффекта от использования ресурсов набор критериев можно представить в виде: валового регионального продукта (ВРП), темпов экономического роста, темпов роста инвестиций, социальной стабильности, экологической безопасности, политической стабильности. В рамках каждого из представленных критериев используется система показателей, позволяющая оценить использование ресурсной базы с качественной и количественной стороны. В рамках социального критерия - одного из основных критериев оценки эффективности использования ресурсов в качестве параметров оценки выступают уровень и качество жизни населения [9, с. 248249]. При этом главной характеристикой эффективного использования экономических ресурсов является показатель качества жизни населения, отражающий степень удовлетворенности потребностей населения данного региона в качественном разрезе. Количественную же сторону условий жизнедеятельности населения территории характеризует показатель уровня жизни, для определения которого также применяется система показателей, состоящая из показателя доходов, коэффициента концентрации доходов, коэффициента дифференциации доходов и др.
Рассматривая состояние экономики Республики Дагестан, следует остановиться на следующих моментах. Во-первых, общим недостатком всех отраслей хозяйства можно считать их значительное техническое и технологическое отставание. Во-вторых, следует сказать об остром дефиците инвестиционных ресурсов в регионе. В этой связи повышение инвестиционной привлекательно-
сти региона остается в числе первоочередных экономических задач. В-третьих, наличие неиспользуемой ресурсной базы, состоящей из минерально-сырьевых, земельных, рекреационных и др. ресурсов. В-четвертых, низкая инфраструктурная обеспеченность региона. Ввиду сложного рельефа затруднено строительство инфраструктурных объектов, что существенно тормозит развитие региона.
Необходимо повысить эффективность предпринимательского ресурса региона через стимулирование малого бизнеса. Барьеры на пути крупномасштабного развития малых и средних предприятий многочисленны, а главный из них - психологический: часто враждебное отношение населения. Налоговое бремя для малых предприятий, а также другие административные, юридические и финансовые препоны весьма значительны, так что лишь неопытные люди или лица, использующие личные связи, имеют достаточную смелость, чтобы открыть собственную фирму. Из-за этого многие честные и знающие предприниматели вынуждены включиться в неформальную экономику.
Особенностью Дагестана является то, что он - мультиэничный приграничный регион [10, с. 26-29]с относительно слабым потенциалом экспортных производств. Здесь возможно и необходимо развитие этноэкономики: челночной торговли - в более цивилизованные формы приграничной торговли, а также эффективное использование транспортных коммуникаций. Цивилизованное приграничное сотрудничество должно строиться на основе договоров Республики Дагестан и органов власти местного самоуправления с аналогичными территориальными органами власти соседних стран [8, с. 8]. Сферой приграничного сотрудничества могут быть проекты в области строительства крупных объектов, транспорта и торговли, экологии, образования, культуры, информации, новых технологий.
Природно-климатические условия Дагестана позволяют успешно развивать рыбную отрасль. Сырьевая база для рыбной промышленности республики может быть существенно расширена за счет развития прудового хозяйства. В данном случае республиканская стратегия рыбной промышленности призвана интегрировать усилия различных ведомств: промыслового флота, рыбоперерабатывающих предприятий, ихтиологических служб, орошаемого сельского хозяйства, энергетики, прикладной науки и технологических разработок.
Перспективной можно считать реализацию транспортных возможностей региона. Экономико-географическое положение региона служит его конкурентным преимуществом, не нашедшим до сих пор должного применения. Регион обладает прекрасными возможностями для участия в международных торговых отношениях посредством развития морского, воздушного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного видов транспорта.
Природно-ресурсный потенциал, являясь основой хозяйственных процессов, играет важную роль в обеспечении развития региона. Рациональность в эксплуатации природных ресурсов - важное условие, несоблюдение которого приводит к нарушению экологического равновесия. А качество среды обитания выступает одной из составляющих качества жизни населения - показателя, ха-
растеризующего эффективность использования ресурсов. В связи с этим актуальными являются вопросы четкого распределения прав собственности на природные ресурсы, законодательного обеспечения вопросов, касающихся рационализации процесса природопользования, восстановления природных ресурсов, ответственности за неправомерное потребление природного богатства, мониторинга и контроля.
Роль человеческого потенциала в обеспечении развития территории следует также считать основополагающей. Если брать количественную сторону человеческого потенциала, регион славится избытком трудовых ресурсов. Этот факт можно даже в определенной степени считать причиной столь высокого уровня безработицы в регионе [6, с. 11-18]. В качественном же срезе они отличаются низким уровнем квалификации, следовательно, низкой производительностью труда. Поэтому вопрос повышения качества образования, подготовки и переподготовки кадров остается в числе самых насущных на данный момент.
В формировании и совершенствовании человеческого потенциала наряду с образованием большую роль играют здравоохранение, жилье и другие социальные сферы, которые также нуждаются в улучшении. Низкий уровень жизни населения, рост неравенства оставляет негативный след на эффективности использования трудовых ресурсов региона [13, с. 46-53], поэтому фактор расширения социальной инфраструктуры в регионе следует считать системообразующим в ресурсном потенциале.
Сложившееся явное несоответствие между благоприятными демографическими возможностями повышения трудового потенциала РД и ограниченными возможностями его использования порождает столь грозное явление, как безработица. Низкий производственно-экономический потенциал, не использование возможностей расширения сферы приложения труда в условиях мультэт-ничности [10, с. 27], слабая налоговая и финансово-бюджетная база отдельных районов, ведущие к высокому уровню безработицы, предопределяют необходимость проведения дифференцированной политики занятости, разработки специальной системы мер для смягчения ситуации на рынке труда в районах массовой безработицы и перераспределения средств Фонда занятости на эти цели [6, с. 15].
Действующие в республике программы занятости в большей степени предусматривают меры по замедлению темпа массовых увольнений и социальной поддержке высвобожденных трудящихся, чем кардинальное решение проблем занятости на основе подъема экономики региона и восстановления продуктивной занятости. Только ожившее производство и производительный труд позволят решить проблему занятости, улучшить материальное благосостояние как работающих, так и нуждающихся в социальной поддержке.
Большие проблемы в обеспечении занятости возникают и в связи с низким образовательным уровнем занятого населения, то есть речь идет не об отсутствии во всех случаях рабочих мест, а о несоответствии предложения труда спросу на него. Вследствие этого избыточность трудовых ресурсов сосуществует с дефицитом квалифицированных кадров. Поэтому нужна новая политика, которая побуждала бы систему образования реагировать на меняющийся спрос
рынка труда на профессии. Молодые люди должны получать профессии, которые пользуются спросом, а не наниматься на работу по другой специальности и затем переучиваться. Точно так же необходима новая система переподготовки, которая обеспечила бы гибкую адаптацию и повышение квалификации трудящихся.
Сложившаяся экономическая ситуация требует от региональных государственных органов применения как комплексного, так и адресного воздействия на поведение субъектов экономической деятельности, совершенствования подходов с целью достижения эффективного использования ресурсного потенциала территорий [4]. Безусловно, на всех уровнях управления экономикой должна присутствовать согласованность действий, а также учитываться взаимосвязь звеньев экономики при принятии решений. Должна быть решена институционально проблема информационного взаимодействия между властными структурами и населением. Затрагивая проблемы регулирования на региональном и субрегиональном уровнях, следует сказать, что фактором, сужающим возможности решения налоговых, социальных, инвестиционных вопросов, выступает бюджетный дефицит [12, с. 15]. Его преодоление также связано с повышением эффективности использования экономических (финансовых) ресурсов.
В качестве направлений повышения эффективности использования ресурсов в регионе предлагается: совершенствование учета и управления; оздоровление отношений собственности; совершенствование нормативно-правовой базы. Неэффективность хозяйственной деятельности зачастую порождается неверными действиями управленцев, в том числе на региональном, муниципальном и микроуровне. Касаясь совершенствования процесса управления, прежде всего, следует остановиться на качестве управленческих кадров. Очевидно, что эффективное использование экономических ресурсов напрямую зависит от правильности принимаемых управленческих решений. С нашей точки зрения, именно дефицит квалифицированных управленческих кадров представляет серьезную угрозу для развития экономики региона. В связи с этим в регионе необходима организация системы качественной подготовки управленческих кадров.
В целом Республика Дагестан обладает определенным потенциалом социально-экономического развития, который в настоящее время не реализован в должной степени.
_Литература_
1. Багомедов М.А. Методологические подходы к анализу ресурсного потенциала экономики отстающих регионов // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №2. - с. 4-14.
2. Дохолян C.B., Петросянц В.З., Садыкова A.M. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528. - Махачкала, 2009, №1. - с. 74-83.
3. Хаджалова Х.М. Качество жизни населения: система показателей и методика оценки // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011, №1. - с. 221-228.
4. Багомедов М.А. О совершенствовании государственного регулирования социальной сферы регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2011, январь, №3 (186). - с. 67-70.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с. ISBN 978-5-89476-310-1.
6. Кутаев Ш.К., Гордеев О.И. Направленность и условия реализации эволюционной модернизации на современном этапе развития экономики региона // Вопросы структуризации экономики. - Махачкала, 2011, №3. - С. 11-18.
7. Багомедов М.А., Гусейнов А. А., Омаров Ш.К. Социальные альтернативы в региональной промышленной политике // Вестник ДНЦ РАН, ISSN 1684-792Х, 2011, №1. - С. 98-104.
8. Багомедов М.А. Причины кризиса мировой и российской экономик и меры выхода // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528. - Махачкала, 2009, №1. - С. 5-9.
9. Багомедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2009, №4. - с.248-259.
10.Гимбатов Ш.М. Экономическое развитие в мультиэтничных регионах.// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №3. - С. 26-30.
11.Абдулманапов П.Г. Типология районов Республики Дагестан по параметрам рождаемости // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011, №3. - с. 182-188.
12.Сагидов А.К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №1. - С. 14-18.
13.Мусаева А.З., Джарулаева A.M. Рост неравенства в доходах населения России и Дагестана: проблемы оценки // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №2. - с. 46-53.