Научная статья на тему 'Оценка реализации творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности вуза'

Оценка реализации творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES / CRITERIA OF EFFICIENCY / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Наталья Валерьевна

В статье рассматриваются способы и критерии оценки эффективности научно-исследовательской деятельности (НИД) вуза. В частности, анализируются показатели эффективности НИД студентов вуза и вводятся новые показатели и параметры, позволяющие оценить реализацию творческого потенциала студента, занимающегося научными исследованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evaluation of the Creative Potential Realization in Scientific-research Activities of University

The article considers the methods and criteria for evaluation of the efficiency of scientific-research activity of the University. In particular, it analyses the indicators of the efficiency of scientific-research activity of students of the University. It is proposed to introduce the new indicators and parameters, allowing to evaluate the creative potential realization of the students involved in the scientific-research activity.

Текст научной работы на тему «Оценка реализации творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности вуза»

ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова:

научно-исследовательская деятельность, критерии эффективности, творческий потенциал

Н. В. Сахарова, аспирант кафедры «Управление персоналом»

Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: [email protected])

Оценка реализации творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности вуза

Вопросы точной и комплексной оценки эффективности проектов, работ, деятельности той или иной структуры или личности приобретают сегодня все большую актуальность. Особенно остро стоит эта проблема в сфере высшего образования, где ощущается потребность в методах оценки эффективности, в т. ч. научно-исследовательской деятельности (НИД) вуза, отвечающих требованиям современного общества.

Новый подход к стратегии развития образования в настоящий момент определяется переносом источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. При этом научная деятельность вуза имеет свои особенности:

— невозможность формализовать описание процесса научных исследований;

— значимость роли лидера;

— отсутствие четкой связи между вкладом каждого участника в исследование и конечным результатом научной работы;

— значительная зависимость исследований от объема и характера финансирования;

— наличие в НИД образовательной составляющей.

Кроме того, основные ценности научно-исследовательских структур — людские и информационные ресурсы.

Каковы же применяемые на практике показатели общего уровня научной деятельности вуза, оценки эффективности НИД?

Как отметил в своем недавнем выступлении Министр образования и науки РФ Д. Ливанов: «Целью проведения оценки эффективности деятельности высших учебных заведений является повышение эффективности их деятельности, направленной на совершенствование образовательного процесса, расширение интеграции с научной деятельностью, развитие международного сотрудничества вузов с зарубежными партнерами, расширение конкурентоспособности российских высших учебных заведений»1.

1 Минобрнауки разработало критерии оценки деятельности вузов / РИА Новости (http://ria.ru/edu_ higher/20120730/712748694.html).

Ведомство предлагает оценивать эффективность четырех направлений деятельности вузов. К ним относятся деятельность:

— образовательная (учитываются средний балл ЕГЭ зачисленных студентов; число выпускников, получающих стипендии Президента и Правительства России; доля выпускников, принятых на работу в течение одного года после окончания вуза);

— научно-исследовательская (в расчет принимается доля расходов на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы от общих расходов вуза);

— международная (показатели — доля иностранных студентов, а также число обучающихся по программам послевузовского образования в зарубежных вузах);

— финансово-экономическая (учитываются все доходы вуза в расчете на одного работающего и отношение среднемесячной зарплаты научно-педагогических работников к средней заработной плате по экономике в регионе).

Итоги оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, проводимой в соответствии с настоящими критериями, учитываются Минобрнауки России, учредителями вузов при принятии решений о финансировании.

Со своей стороны, Российский Союз ректоров (РСР) предлагает дополнить каждый из этих критериев. В частности, по первому направлению ввести такие пункты, как доля выпускников — лауреатов и номинантов международных и российских премий, а также доля работающих в госучреждениях. В оценку научно-исследовательской деятельности РСР предлагает добавить критерии цитирования публикаций студентов и работников вузов, а также количество патентов, число учебников, выпущенных под грифом Минобрнауки России; число заявок, поданных сотрудниками и учащимися на гранты Российского фонда фундаментальных исследований, Президента России, некоммерческих негосударственных фондов2.

Однако существуют особенности и дополнительные цели и задачи НИД студентов. Кратко они были изложены в Положении о совете по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи3, а затем в более развернутом и подробном виде вошли в положения о НИРС различных вузов. В частности, в Положении Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина определены следующие основные задачи НИРС:

— обучение методологии рационального и эффективного поиска информации, получения и использования знаний; знакомство с современными научными методологиями, работа с научной литературой;

— повышение навыков научной, творческой и исследовательской деятельности путем участия студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве;

— создание и развитие молодежных творческих объединений; овладение современными технологиями в области науки и производства;

— выявление талантливой молодежи для обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях;

— создание благоприятных условий для развития различных форм научного творчества молодежи4.

2 См.: Минобрнауки разработало критерии оценки деятельности вузов / РИА Новости (http://ria.ru/ edu_higher/20120730/712748694.html).

3 См.: Приказ Министерства образования РФ от 30 декабря 2003 г № 4877 «О создании Совета по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи» / Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности (http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_130889.html).

4 Положение о научно-исследовательской работе студентов (НИРС) высших учебных заведений / Сайт МГТУ им. А. Н. Косыгина (http://www.msta.ac.ru/web2/naukan/nirs/common.aspx).

В Положении о НИРС Нижегородского государственного инженерно-экономического института указано также:

— «содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению социально-психологической компетентности навыков работы в творческих коллективах и научно-организационной деятельности;

— развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;

— привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству» и др.5

Обобщенно формулировка задач НИРС выглядит следующим образом: «Навыки студентов в области НИД предполагают развитие их подготовленности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач на уровне планирования исследования, сбора информации, ее обработки, фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, использования полученных результатов в практической работе»6.

Каковы же применяемые на практике показатели общего уровня научной деятельности вуза и оценка эффективности НИД? Их можно условно разделить на четыре группы: организация, руководство, финансирование и результативность НИД. В частности, в предложенной белорусским информационно-маркетинговым центром системе оценки указано, что «оценка эффективности работы ВУЗа в целом и отдельно по каждой группе проводится путем определения абсолютных и относительных показателей»7.

Нужно отметить, что тема оценки эффективности НИД вуза начала активно разрабатываться в последнее десятилетие, когда была утверждена государственная программа развития науки и образования. Тогда же предлагались к рассмотрению и показатели эффективности научной деятельности вузов, а также критерии оценки НИД, в т. ч. и разнообразный математический аппарат для расчетов выбранных параметров.

В рамках настоящей работы рассмотрим некоторые показатели, использующиеся для определения результативности НИРС. В разработке белорусских маркетологов представлены следующие критерии оценки — количество: работ, опубликованных в печати студентами или в соавторстве со студентами; студентов, опубликовавших свои работы в печати; патентов, авторских свидетельств, полученных студентами или в соавторстве со студентами; докладов, представленных на научные конференции студентами; студентов, представивших свои доклады на научные конференции; представленных к защите дипломных проектов, содержащих элементы НИР; выпускников вуза, рекомендованных для поступления в магистратуру, аспирантуру; студентов, представивших работы на конкурсы, и т. п.8

На основе абсолютных рассчитываются относительные показатели: удельный вес работ, опубликованных в печати студентами или в соавторстве со студентами, от общего числа студентов, занимающихся НИР; удельный вес студентов, опубликовавших свои работы, от общего числа студентов, занимающихся НИР, и т. д.9

5 Положение о научно-исследовательской работе студентов Нижегородского государственного инженерно-экономического института/ Официальный сайтНГИЭИ (http://test.ngiei.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=99&Itemid=52).

6 Галиуллина Ф. Ш. К проблеме совершенствования готовности студентов вузов к научно-исследовательской деятельности/ Сайт Университета управления «ТИСБИ» (http://old. ^Ы. org/science/vestnik/2003/ issue3/econom1.html).

7 Система оценки эффективности НИРС / Информационно-маркетинговый центр молодежной науки в Беларуси (ИМЦ МНБ) (http://www.metolit.by/imc_ysb/t_1.php).

8 См.: Методика определения показателей эффективности НИРС вузов/ Информационно-маркетинговый центр молодежной науки в Беларуси (ИМЦ МНБ) (http://www.metolit.by/imc_ysb/templates/nirs.doc).

9 Там же.

Однако предложенные выше количественные показатели не отражают всей картины и степени решения задач НИД студентов, поскольку одна из важнейших целей НИРС — развитие творческого потенциала, формирование научного мировоззрения и навыков ведения исследовательской работы. На настоящий момент в работах, предлагающих методики и критерии оценки НИД вуза, отсутствует стратегически важный, по нашему мнению, показатель, характеризующий творческое развитие студентов, поскольку всегда по крайней мере один из элементов НИД — творчество.

В стратегии применения критериев оценки личности в профессиональной деятельности наблюдаются две основные тенденции: к построению и использованию моно-критериальной системы оценки и к комплексному использованию разных критериев с учетом индивидуального веса каждого критерия в конкретной ситуации. Мы предлагаем использовать последний подход в комплексной оценке творческого потенциала студента, занимающегося научными исследованиями.

Сначала дадим определение творческому потенциалу, или, в нашем случае, так называемой творческой составляющей. В настоящее время не существует однозначного и полного определения этого понятия. Признано, что показатель творческого развития личности — креативность. В психологических исследованиях10 под креативностью понимают интеллектуальные и личностные особенности индивида, которые позволяют самостоятельно ставить проблемы, генерировать новые идеи и предлагать оригинальные решения. Также для развития творческого потенциала личности важны ее постоянная активность, целенаправленная деятельность в выбранном направлении исследований и самостоятельность в выполнении задач и работ.

Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, и составляют ее творческий потенциал. В нашей работе к таким показателям творческого потенциала студента отнесем новизну, оригинальность решения и самостоятельность. Итак, применительно к данной проблематике дадим определение: творческий потенциал личности — это способность определять и формулировать проблему, генерировать новые идеи и проводить их селекцию, предлагать и обосновывать оригинальные решения проблем, выполняя исследования с высокой долей самостоятельности.

Введем интегрированный показатель творческой составляющей Т, который складывается из основных показателей, предложенных в соответствии с задекларированными целями НИРС в вузе и введенным нами определением творческого потенциала:

Т. = N. А + О А + Б А,,

1 1 1 1 2 1 3'

где Т — интегрированный показатель творческой составляющей 1-го студента;

N. — новизна работы;

О. — оригинальность решения;

Б. — самостоятельность;

1

Д1, Д2, А3 — весовые коэффициенты каждого из параметров.

Предполагается, что весовые коэффициенты выставляются экспертами в установленных рамках (от 0 до 1) в зависимости от целей и задач конкретного проекта, определяя таким образом значимость каждого из рассматриваемых показателей. А параметры N , О. и представляют собой оценку работы студента в данном проекте по 10-балльной шкале. Интегрированный показатель характеризует уровень творческого потенциала при занятии НИД. На его основе можно проанализировать развитие потенциала. Анализ можно проводить путем сравнения уровней творческого потенциала студента в течение всего времени его занятия НИР.

10 См., например: Гордеева Т О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. — 2011. — № 1 (15); Гуськова Е. А. Психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2006. — № 3 (18).

Далее определим кумулятивные абсолютный и относительный интегрированные показатели творческой составляющей НИРС вуза.

Абсолютный интегрированный показатель Т определяется путем суммирования интегрированных показателей творческой составляющей НИД студентов, занятых НИР:

j = 1

где п — число студентов вуза, занимающихся НИР.

Таким образом, можно сказать, что Т — это общий уровень творческого потенциала всех студентов, занимающихся НИР.

Определим относительный интегрированный показатель творческой составляющей НИРС вуза Т :

•* пп

Относительный показатель Тпп представляет средний уровень творческого потенциала студентов вуза, занимающихся НИР. Также можно определить интегрированный показатель творческой составляющей НИРС вуза Тпт, который характеризует в т. ч. объем и качество НИРС вуза в целом в расчете на одного обучающегося студента:

где т — число студентов, обучающихся в вузе.

Практическая и научная значимость данной работы заключается в том, что предложенный в ней показатель эффективности НИРС — интегрированные показатели творческой составляющей НИД студента, вуза — направлены на выявление не только экономической, но и социальной (творческой) составляющей научных исследований.

По аналогии могут вводиться параметры, характеризующие качество НИД других категорий обучающихся, например аспирантов, докторантов. В консолидированную оценку НИД они могут вводиться с весовыми коэффициентами, учитывающими степень значимости их деятельности в оценке эффективности вуза.

Включение показателей творческой составляющей НИД в комплексную оценку деятельности вуза позволит оценить в т. ч. качество деятельности профессорско-преподавательского состава, руководящего НИРС. Данные показатели можно оценивать в динамике как по каждому студенту, занимающемуся НИР, так и в целом по всем студентам в течение всего периода их обучения в вузе и занятия исследовательскими работами. Также можно сравнивать творческий потенциал студентов одного курса с этим же показателем для такого же курса прошлых периодов. Таким образом, можно получить характеристику как творческого потенциала вновь пришедших студентов, так и его развития за время обучения в вузе.

Включение предложенного нами интегрированного показателя творческой составляющей НИРС в комплексную оценку эффективности НИД вуза будет стимулировать качественное развитие организации и управления НИД. Также этот показатель будет влиять и на позиционирование вуза в целевых аудиториях: потенциальных работодателей, абитуриентов и их родителей, инвесторов НИР, государственных структур власти, международных сообществ, оказывающих образовательные и исследовательские услуги. Это, в свою очередь, будет увеличивать его привлекательность, обеспечивая приток наиболее подготовленных личностей, заинтересованных не только в получении престижного диплома, но и в своем творческом развитии и самореализации.

Включение данного показателя в балльно-рейтинговую систему оценки студентов привлечет к занятиям НИР дополнительное количество учащихся, повышая значение комплексного показателя эффективности вуза в организации и ведении НИД и позволяя более полно решать одну из основных задач — развитие творческого и исследовательского потенциала учащейся молодежи.

n

T = T /п.

nn V'

T = T /m,

nm v' '

Более того, оценку творческого потенциала студентов и его развития можно будет проводить не только в рамках занятий НИД, но и в процессе обучения. Безусловно, предложенные показатели и способы их определения требуют дальнейшей разработки, уточнения методов вычисления весовых коэффициентов, в т. ч. на базе анализа будущих эмпирических исследований в студенческой и профессорско-преподавательской среде.

Библиография

1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 10.07.2012) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base = LAW;n=132509.

2. Приказ Министерства образования РФ от 30 декабря 2003 г. № 4877 «О создании Совета по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи» [Электронный ресурс] / Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности. — Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_130889.html.

3. Положение о научно-исследовательской работе студентов (НИРС) высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Сайт МГТУ им. А. Н. Косыгина. — Режим доступа: http://www.msta.ac.ru/web2/ naukan/nirs/common.aspx.

4. Положение о научно-исследовательской работе студентов Нижегородского государственного инженерно-экономического института [Электронный ресурс] / Официальный сайт НГИЭИ. — Режим доступа: http://test.ngiei.ru/index.php?option = com_content&view=article&id = 99&Itemid = 52.

5. Гаврилов, А. С. Организация и финансирование научно-исследовательских работ. — М., 2011.

6. Латуха, О. А. Исследования и разработка многоуровневой информационно-аналитической системы для оценки состояния и перспектив формирования эффективных экономических отношений на базе развития инноваций в вузах, включенных в многоотраслевые интегрированные структуры / О. А. Латуха, В. А. Титова, О. Л. Лямзин, О. В. Макаренко. — М., 2007.

7. Адамов, М. А. Смещения критериев оценки личности в профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук; РАГС. — М., 2004.

8. Бордовская, Н. В., Костромина, С. Н., Розум, С. И., Москвичева, Н. Л. Деятельностный подход к изучению исследовательского потенциала студента // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 1.

9. Галиуллина, Ф. Ш. К проблеме совершенствования готовности студентов вузов к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / Сайт Университета управления «ТИСБИ». — Режим доступа: http://old.tisbi.org/science/vestnik/2003/issue3/econom1.html.

10. Гордеева, Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. — 2011. — № 1 (15).

11. Гуськова, Е. А. Психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2006. — № 3 (18). — С. 229-232.

12. Житников, А. Д. Готовность студентов к научно-исследовательской работе в вузе [Электронный ресурс] / Конференции СФУ. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/ s10_03.pdf.

13. Завражин, А. В., Шубина, И. В. Роль ВУЗа в стимулировании научно-исследовательской деятельности студентов // Право и образование. — 2012. — № 3. — С. 23-34.

14. Минобрнауки разработало критерии оценки деятельности вузов [Электронный ресурс] / РИА Новости. — Режим доступа: http://ria.ru/edu_higher/201 2073 0/71274 8 6 94.html.

15. Ольховая, Т. А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 11.

16. Система оценки качества образования в России [Электронный ресурс] / lib.znate.ru. — Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-25139.html?page=3.

17. Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 380-383.

18. Юсова, В. В. Методы оценки эффективности научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. экон. наук: Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. — СПб., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Brown, M. G., Svenson, R. A. Measuring R&D productivity // Research technology management. — 1998. Vol. 41. — № 6. — P. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.