М. В. Корчагина
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Показана модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов, раскрыты критерии, показатели и уровни готовности к НИД.
Ключевые слова: готовность, научно-исследовательская деятельность, модель готовности к НИД.
M. Korchagina
A MODEL OF DEVELOPING PREPAREDNESS FOR RESEARCH ACTIVITIES OF PRE-SERVICE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING
A model of developing preparedness for research activities ofjunior students is presented, criteria, indicators and levels of preparedness to research work are described.
Keywords: preparedness, research activities, a model of preparedness to research activities.
На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность (НИД) студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста. Это особенно касается выпускников педагогических специальностей, так как педагогического мастерства невозможно достичь без творческого поиска, открытий. Только педагог-исследователь, творец в состоянии подготовить нестандартно мыслящих учеников, готовых решать самые сложные задачи. Поэтому овладение будущими педагогами навыками научного исследования является важной предпосылкой повышения качества образования.
Эффективность НИД студентов в значительной степени определяется уровнем сформированности научно-исследовательских компетенций и опытом творческой исследовательской деятельности [2].
Рассматривая организацию научно-исследовательской деятельности студентов сквозь призму оценки степени ее эффективности, необходимо отметить, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании. В этом мы убедились в результате проведенного исследования на базе ПГТА. Объектом исследования явились студенты, обучающиеся на II, III и IV курсах очной и вечерней форм обучения. Всего опросом было охвачено более 350 человек. Предметом исследования стал уровень организации научно-исследовательской работы студен-
тов (НИРС). В результате обработки полученных материалов были выявлены определенные проблемы, решение которых является нестандартным и основано на поиске новых подходов к научно-методическому обеспечению НИРС в вузе. В частности, мы обнаружили следующие недостатки:
1. В организации научно-исследовательской работы студентов отсутствует целостная поэтапная программа вовлечения студентов в НИД на основе четко обозначенных критериев.
2. В неудовлетворительном состоянии находится мотивационный компонент участия значительной части студенческого контингента вуза в НИД на уровне осознания значимости для подготовки к будущей профессии.
3. Отсутствует взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов, реализуемой через активные методы обучения на занятиях.
Отталкиваясь от этого спектра проблем в исследовании, мы попытались разработать определенную программу действий, направленную на повышение эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов.
Научно-исследовательская деятельность носит иерархический, ступенчатый характер. Успешное прохождение каждой ступени открывает возможность перехода на новый, более серьезный уровень. Поэтому успех научно-исследовательской работы студентов старших курсов во многом зави-
сит от формирования готовности к научной деятельности в вузе на младших курсах.
На основании вышесказанного, с целью повышения эффективности организации научно-исследовательской работы студентов нами разработана модель формирования готовности студентов младших курсов к научно-исследовательской деятельности.
Задачами данной модели являются:
1. Формирование общекультурных компетенций, основанных на целостном представлении о научных основах мира, на способностях научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, на владении технологией научного исследования.
2. Формирование профессиональных компетенций, включающих навыки организации учебно-исследовательской работы обучающихся, готовность к участию в исследованиях педагогических проблем профессионального образования, готовность к эвристической, инновационной деятельности, готовность к применению технологий формирования креативных способностей.
3. Формирование креативных компетенций, которые трактуются как способности к творчеству. Творческий подход в реализации педагогической деятельности является ее важнейшей характеристикой. В то же время творчество заложено в основу научно-исследовательской деятельности.
Процесс формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности реализуется на двух уровнях.
Первый уровень осуществляется в рамках основной образовательной программы специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» и направлен на формирование творческих способностей. Его реализация осуществляется с помощью организации занятий по основным дисциплинам гуманитарного и общепрофессионального блоков с использованием активных методов обучения.
Задачами данного уровня являются:
• формирование творческого подхода к решению педагогических ситуаций;
• формирование целостного представления о картине мира, ее научных основах;
• формирование способности научно анализировать социально значимые проблемы и процессы;
• овладение технологией научного исследования.
Второй уровень организации научноисследовательской деятельности характеризуется поэтапным включением студентов в НИД на основе индивидуальных программ во внеучебное время. Задача второго уровня состоит в организации НИРС, направленной на формирование готовности к серьезным научным исследованиям. На этом уровне можно выделить две формы включения студентов в НИД:
• НИД, дополняющая учебный процесс;
• НИД, протекающая параллельно учебному процессу.
Научная деятельность, дополняющая процесс, предполагает привлечение студентов к участию в работе научных групп, научных конференций и семинаров, олимпиад и конкурсов и т. д. Цель: формирование готовности к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов [3].
Исследовательская работа, параллельная учебному процессу, осуществляется в следующих формах: работа кружков, участие в международных исследовательских программах, участие в конкурсах и грантах и т. д. Цель:
• формирование готовности к поиску, к созданию, к распространению и применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;
• формирование готовности к применению креативных способностей в учебном процессе профессиональной школы.
Дальнейший процесс развития личности будущего педагога связан с определением программы развития соответствующих компетенций на каждом из вышеуказанных уровней организации научно-исследова-
тельской деятельности в условиях их профессиональной подготовки в вузе.
На основе теоретического осмысления и обобщения опыта вовлечения студентов в НИД можно выделить критерии и показатели готовности будущих педагогов к НИД, а также уровни готовности студентов младших курсов к НИД: низкий, средний и высокий.
Мотивационный критерий связан с мотивационно-ценностным отношением к НИД. Этот критерий определяется наличием положительного мотива к занятию НИД, осознанием личностных возможностей, целостным представлением о картине мира, ее научных основах.
Когнитивный критерий готовности студентов к НИД включает знания методоло-
Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов специальности «Профессиональное обучение (но отраслям)»
Цель: формирование готовности к научно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов. Задачи:
(.Сформировать общекультурные компетенции.
2.Сформировать профессиональные компетенции.
3.Сформировать творческие способности.
Принципы: гуманизации, целостности образовательного процесса, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов при организации их деятельности, системности,
1
Содержательный блок уровни организации учебного процесса
1. Уровень учебного процесса по основной образовательной программе по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» 2. Уровень организации НИД: - МИД, дополняющая учебный процесс; - 11ИД, протекающая параллельно учебному процессу.
Операцнонно-деятелышстнын блок
формы обучения методы обучении средства обучении
-лекции (лекция вдвоем, пресс-конференция н др.); - семинарские занятия (семинар-беседа. семинар-конференция и др.) - практические занятия; - лабораторные занятия; - самостоятельная работа; - научные конференции и семинары; - студенческий научноисследовательский кружок 1IITA. - обьяснительно- иллюстрагивные( презентация, кейс-метод, демонстрация схем , таблиц и др.): - интерактивные (дискуссия, метод проектов, «мозговая атака» и др.); - частично-поисковый. • словесные (устное слово, речь преподавателя, учебник и др.); - наглядные (естественные предметы н объекты, схемы диаграммы и др.). - дидактические (методические рекомендации, УМК учебных дисциплин и др.); ■ технические (проекторы лабораторное оборудование звуковые средства и др.): • - современные информационные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства и др.).
Ouciio4iio-pcjyjibiai нвный блок
Критерии и нокяинелн )ффск1ннносги ориентации учебною процесса
Мотивационный К'огиитнпный Деятельностный
Наличие положительного мотива к занятию НИД, осознание личностных возможностей, целостное представление о картине мира, ее научных основах. Знание методологических основ НИД, адекватное представление о познавательной деятельности. Освоение методов исследования педагогических явлений, касающихся совершенствования преподавания и воспитания учащихся, умение планировать и реализовать собственную исследовательскую деятельность, овладение умениями и навыками тащиты научных положений, оформление результатов исследования в форме публикаций.
Результат: студент готовый к НИД
гических основ НИД, адекватное представление о познавательной деятельности.
Деятельностный критерий включает освоение методов исследования педагогических явлений, касающихся совершенствования преподавания и воспитания уча-щихся, умения планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, овладения умениями и навыками защиты научных положений, оформления результатов исследования в форме публикаций.
Низкий уровень готовности к НИД предполагает обязательный минимум исследовательской компетенции, заложенный в стандарт ВПО. Средний уровень достигается студента-
ми, которые в рамках участия в НИРС во вне-учебное время сумели проявить и реализовать свои творческие возможности. Высокого уровня способны достичь наиболее одаренные студенты в области НИД, которые умеют анализировать и перерабатывать теоретический материал, конструировать педагогические модели, предлагать свои пути решения традиционных педагогических проблем.
Таким образом, поставив задачу целенаправленного формирования готовности к НИД у студентов младших курсов в ходе профессиональной подготовки, ее решение можно спроектировать и представить в виде следующей модели (см. рис.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галиуллина Ф. Ш. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 212 с.
2. Лукашевич О. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 188 с.
REFERENCES
1. Galiullina F. Sh. Formirovanie navykov nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti u studentov pedagogi-cheskogo vuza: Dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2003. 212 s.
2. Lukashevich O. N. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija tvorchestva studentov v obrazovatel'noj sisteme pedagogicheskogo vuza: Dis. ... kand. ped. nauk Karachaevsk, 2002. 188 s.