УДК 378.351.74:001.891
Мухина Татьяна Геннадьевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Мусина Наталья Ивановна
аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Мининского университета)
ОРГАНИЗАЦИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСАНТОВ В ВУЗАХ МВД РФ
Mukhina Tatyana Konstantinovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Business Culture and Psychology Department, N.I. Lobachevsky State National Research University of Nizhny Novgorod
Musina Natalia Ivanovna PhD student,
General and Social Pedagogics Department, Kozma Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod
ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN HIGHER SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье актуализируется необходимость подготовки курсантов к научно-исследовательской деятельности (НИД). Раскрываются основные методологические подходы к организации НИД курсантов в вузах МВД. Определены этапы включения курсантов в НИД на основе передовых образовательных технологий. Выявлены проблемы в диагностике результатов подготовки курсантов к НИД. Предложены критерии оценки эффективности данного процесса.
Ключевые слова:
курсанты, методологические подходы, научно-исследовательская деятельность (НИД), научный потенциал, профессиональная подготовка, критерии оценки эффективности НИД.
Summary:
The article substantiates the need to prepare students for research activities. The authors consider the basic methodological approaches to organization of students' research activities in higher schools of the Ministry of Internal Affairs. The stages of students' involvement in researches on the basis of advanced educational technologies are defined. The problems of assessment of cadets' readiness to carry out research activities are discussed. The authors present evaluation criteria of this process effectiveness.
Keywords:
students, methodological approaches, research activities, scientific potential, vocational training, criteria of research effectiveness evaluation.
В соответствии с проводимыми реформами в системе МВД России ключевым направлением определена подготовка сотрудников к выполнению профессиональных обязанностей на основе результатов научно-исследовательской деятельности (далее - НИД). В связи с этим важнейшей задачей развития вузов МВД РФ является подготовка высококвалифицированного офицера, обладающего научным мышлением, способного к анализу оперативно-служебной деятельности.
Существующая система подготовки курсантов МВД имеет серьезный научный потенциал, однако многие знания, навыки и умения адекватно не реализуются в практической деятельности в связи с тем, что сотрудники недостаточно эффективно ориентируются на это в процессе профессиональной подготовки и переподготовки [1, с. 22]. Образовательный процесс ведомственного вуза подразумевает преобладание в обучении императивных методов над диспозитивными, а также неукоснительное соблюдение курсантами дисциплины и законности. Внедрение императивного метода во многом служит базой развития компетентности и качеств, необходимых для правоохранителя, однако регламентация научно-исследовательской деятельности курсанта зачастую носит строго формализованный характер. Решение данной проблемы возможно в процессе целенаправленной, последовательной подготовки курсантов к научно-исследовательской деятельности.
Научное мышление - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системных знаний о человеке, его видах деятельности, общества. Следуя концепции А.В. Юревича, научную мысль не следует рассматривать как реализацию готовых алгоритмов. В частности, наука располагает алгоритмами не на все случаи жизни, новые проблемы далеко не всегда могут быть решены по аналогии со старыми, на основе существующих алгоритмов [2, с. 79].
В НИД как творческом процессе особое значение имеет состояние «творческого вдохновения» личности, которое С.И. Ожегов характеризует как «творческий подъем, прилив творческих
сил» [3]. Эмоциональный подъем, обострение восприятия, внимания, повышение работоспособности позволяют не только воспроизводить ранее освоенное знание, но и находиться в поиске нового (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий и др.). Согласно исследованиям отечественных ученых, НИД, так же как и любая другая деятельность, является этапным процессом и имеет обоснование в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной [4, с. 204]. Специфика творческого мышления заключается в том, что в сознании субъекта всплывает лишь результат мышления, сопровождающийся интуитивным ощущением его адекватности, а сам процесс остается неясен. Поэтому научные открытия, как правило, совершаются в форме внезапных озарений (А.В. Юревич).
В связи со сложностью объяснения механизмов мыслительной деятельности нами были выделены методологические ориентиры.
Системный подход - позволяет обеспечивать целостность НИД и оптимизирует взаимосвязь всех операций, теоретического и эмпирического научного знания, коллективного и индивидуального в организации научных исследований. Отметим, что центральное место в любом исследовании занимает вопрос практического применения методов научного познания. В системном смысле НИД создает нечто новое, основы для трансформации познанного ранее. Все это в полной мере характеризует НИД как творчество. Соответственно, в НИД можно выделить следующие этапы: накопление компетенций, требующихся для установления и формулирования задачи, настроенность на поиск информации, наступление момента озарения, апробация решения и его реализация [5].
Прогностический подход - позволяет проектировать проблему исследования с учетом актуальности и практико-ориентированности.
Науковедческий подход - побуждает курсантов к глубокому анализу изучаемой информации с позиций современных достижений науки.
Личностно-деятельностный подход - предполагает осуществление образовательного процесса, направленного на развитие качеств, характерных для творческого индивида. Это любовь к истине, труду, внимание, наблюдательность, умение размышлять, критичность ума и самокритичность. Известно, что природа научного творчества заключена в «гармоничном союзе» творческого процесса и творческой личности [6].
Интегративный подход - обеспечивает оптимизацию и структурирование содержания обучения. Важно проследить взаимосвязь различных этапов научно-исследовательской деятельности будущих офицеров-правоохранителей, ее гибкость и вариативность.
Проектировочный подход - ориентирован на состояние субъекта в образовательной среде: его творческую активность, преобразующую среду и самого себя. При этом в центре внимания стоит продукт, который должна произвести сложная система.
Реализация данных подходов требует внедрения в образовательный процесс передовых технологий обучения, отражающих развитие научно-технического прогресса, применение инновационных технологий, изменение позиции педагога и обучающегося [7].
Развитие свойств научного мышления, таких как объективность, категориальность, рациональность, проверяемость, высокий уровень обобщения, универсальность, использование специальных способов и методов познавательной деятельности, осуществляется в ходе овладения опытом творческой деятельности в процессе включения курсантов в разные виды НИД.
В педагогической науке представлен достаточно широкий спектр видов НИД курсантов. В нашем исследовании отбор методов и технологий обучений научно-исследовательской работе студентов (НИРС) осуществлялся соразмерно степени самостоятельности и инициативности включения курсантов в НИД.
На начальном этапе в период учебной деятельности (1-2-й годы обучения) ведущими видами НИРС, в соответствии с действующими образовательными стандартами, определены анализ научной литературы, составление библиографий и научных сообщений; в процессе квазипрофессиональной деятельности (3-4-й годы обучения) - подготовка научных докладов, научных статей, научных отчетов о выполнении элементов исследований во время практики.
На этапе подготовки к ГИА значительное место отводится выполнению квалификационных исследований и подготовке докладов по итогам работы.
Современными формами и технологиями организации образовательного процесса являются научные кружки, семинары, факультативы, конференции по различным видам правоохранительной деятельности. Указанные формы организации обучения позволяют реализовывать различные виды НИД курсантов: участие в выполнении плановых научных работ вуза; реализация задач исследовательского содержания в период ознакомительной стажировки и учебной практики в ОВД РФ; подготовка научных докладов, статей, тезисов, рефератов по актуальным вопросам служебной деятельности ОВД, информационные сообщения на заседаниях научных кружков, форумов, круглых столов, олимпиадах, конференциях с применением новейших компьютерных технологий, вебинарах, участие в конкурсах, в том числе всероссийских, на лучшие научные работы в различных областях правоохранительной деятельности [8; 9].
К каждому из указанных видов НИД предъявляются определенные требования, их универсальной составляющей выступает следующая последовательность: подготовительный этап (актуализация проблемы исследования, выбор темы, выдвижение гипотезы исследования); проведение теоретических и экспериментальных исследований; оформление результатов; оценка и прогнозирование.
В процессе организации НИД остро встает вопрос об оценке эффективности проводимых мероприятий. С одной стороны, мы рассматриваем НИД как творческий процесс, результатом которого является научное «открытие», с другой стороны, профессиональная подготовка регламентирована стандартами, обеспечивающими соответствующее качество образовательных услуг. Трудность оценки сопряжена и с тем, что в ФГОС понятие «научно-исследовательская компетенция» не обозначено. Мы согласны с авторами модели научно-исследовательской компетенции студентов юридических вузов Н.Г. Келебердой и А.И. Рябошапкой в том, что указанная компетенция имманентно присутствует в стандарте в содержании ОК-3 - «владеет культурой мышления...», ПК-2, ПК-8, ПК-14; в Стандарте 3+ входит в состав компетенции ПК-2 - «обладает способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры», а также ОК-2 и ОПК-5 [10, с. 15].
В связи с этим, принимая научно-исследовательскую составляющую общекультурных и профессиональных компетенций за базовый результат подготовки курсантов МВД, с учетом положительного опыта определения структурных компонентов и показателей компетенций [11; 12] выделяем следующие критерии качественной оценки проводимых исследовательских мероприятий: мотивационно-целевой (понимание значимости проводимого исследования); когнитивный (знание отечественных и зарубежных теорий и концепций по проблеме исследования, источников и способов получения информации); операционально-деятельностный (способность проводить самостоятельный анализ, выявлять научные и практические проблемы и определять перспективные пути решения); оценочный (способность давать оценку теориям, концепциям и подходам, раскрывающим существующие противоречия и направления их решения, анализировать положительные и отрицательные стороны научных теорий).
Следует отметить, что выделенные критерии сформированности научно-исследовательской компетенции соотносятся с требованиями подготовки кадров на всех этапах обучения: «бакалавриат/специалитет - магистратура - адъюнктура - докторантура» с учетом усложнения и расширения содержания выделенных компонентов, а также со степенью самостоятельности выполняемой работы.
В заключение подчеркнем, что вопрос подготовки к НИД курсантов образовательных организаций МВД России недостаточно изучен в отечественной педагогической науке в основном в силу специфики и определенной «закрытости» субъекта исследования. Социально-экономические условия актуализируют необходимость научного переосмысления сущности профессиональной подготовки нового поколения правоохранителей. Современные требования к выпускнику ведомственного вуза МВД РФ, такие как профессиональная компетентность, потребность в самообразовании, гибкость мышления, выраженность личностных качеств, определяют основные цели в развитии научного потенциала личности в целом.
Ссылки:
1. Лазукин А.Д. Инновационные технологии в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Екатерининского института. 2013. № 4 (24). С. 20-23.
2. Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // Грани научного творчества / под ред. А.С. Майда-нова. М., 1999. С. 79-113.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2000. 940 с.
4. Тагиров В.К. Особенности подготовки курсантов военного вуза к научно-исследовательской деятельности // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13, № 1. С. 203-205.
5. Савина Ф.К. Тенденция как источник развития педагогических идей // Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992. С. 19-160 ; Сумбаев И.С. Научное творчество. М., 1978. 276 с.
6. Сумбаев И.С. Указ. соч.
7. Россова Ю.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях стандартизации образования // Мир педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 78-82.
8. Мусина Н.И. Формирование научно-исследовательского потенциала курсантов МВД РФ в условиях реализации новых ФГОС // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 3. С. 33-37.
9. Мухина Т.Г. Специфика подготовки курсантов МВД РФ к научно-исследовательской деятельности // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика : сб. ст. по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Новосибирск, 2016. С. 238-241.
10. Келеберда Н.Г., Рябошапка А.И. Модель научно-исследовательской компетенции студентов-бакалавров юридических вузов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 6. С. 14-17.
11. Сутугин А.Ю. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 276-281.
12. Мухина Т.Г. Становление и развитие системы дополнительного высшего образования в России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2011. 47 с.
References:
Keleberda, NG & Ryaboshapka, AI 2015, 'Model of research competence of students-undergraduate law schools', Nauka i obrazovaniye: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravleniye, no. 6, pp. 14-17, (in Russian).
Lazukin, AD 2013, 'Innovative technologies in the training of law-enforcement bodies', Vestnik Yekaterininskogo instituta, no. 4 (24), pp. 20-23, (in Russian).
Mukhina, TG 2011, Formation and development of additional system of higher education in Russia, D.Phil. thesis abstract, N. Novgorod, 47 p., (in Russian).
Mukhina, TG 2016, 'Specificity of training of cadets of the Interior Ministry to the research activities', Nepreryvnoye profes-sional'noye obrazovaniye: teoriya i praktika: sb. st. po materialam VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. prepodavateley, aspirantov, magistrantov i studentov, Novosibirsk, pp. 238-241, (in Russian).
Musina, NI 2015, 'Formation of the research capacity of cadets of the Interior Ministry in the implementation of the conditions of the new GEF', Vestnik po pedagogike ipsikhologii Yuzhnoy Sibiri, no. 3, pp. 33-37, (in Russian).
Ozhegov, SI 2000, Explanatory Dictionary of the Russian language, Moscow, 940 p., (in Russian).
Rossova, YI 2016, 'Activation of cognitive activity of students in terms of standardization of education', Mir pedagogiki i psikhologii, no. 1, pp. 78-82, (in Russian).
Savina, FK 1992, 'The trend as a source of development of pedagogical ideas', Pedagogicheskaya teoriya: idei i problem, Moscow, pp. 19-160, (in Russian).
Sumbaev, IS 1978, Scientific creativity, Moscow, 276 p., (in Russian).
Sutugin, AY| 2015, 'Formation of communicative culture of students of pedagogical high school, Privolzhskiy nauchnyy zhur-nal, no. 2 (34), pp. 276-281, (in Russian).
Tagirov, VK 2008, 'Features of preparation of cadets of military high school for research activity', Vestnik Bashkirskogo universiteta, vol. 13, no. 1, pp. 203-205, (in Russian).
Yurevich, AV 1999, 'Psychological mechanisms of scientific thinking', in AS Maidanov (ed.), Edges of scientific work, Moscow, pp. 79-113, (in Russian).