УДК 316.61
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
А. В. Волкова
SOCIAL FACTORS ENHANCE THE RESEARCH SOCIAL WORK STUDENTS FOCUS OF STUDY
A. V. Volkova
В статье представлен анализ факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов, снижения престижа научной деятельности. Объективно возрастает роль вуза в организации и развитии научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС). Анализ литературы по данной проблеме позволяет констатировать, что проблема активизации НИДС вузов в настоящее время актуальна. В статье обозначены факторы развития и повышения эффективности НИДС, которые систематизированы и объединены в несколько групп в зависимости от их характера, статуса субъекта организации и управления научно-исследовательской работой и возможностей целенаправленной деятельности по активизации НИДС.
In terms of socio-economic crisis in the country, reducing the prestige scientific activities objectively increasing the role of university in the organization and development of research students (RS). Analysis literature on this issue allows us to conclude that the problem activation RS universities understood in generally. The paper identified the factors development and improve the RS , which are systematized and grouped into several groups depending on their nature, status subject of organization and management of scientific research and opportunities for purposeful activity to enhance the RS.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, формирование готовности к научно-исследовательской деятельности, организация и развитие научно-исследовательской деятельности студентов.
Keywords: research activities of students, the formation of preparedness for scientific - research activities, organization and development of research activities of students.
В современной системе высшего образования одной из важнейших целей является готовность студентов не только к профессиональной деятельности, но и к проектной. Практика показывает, что специалист овладевает только знаниями и умениями, но не развивает потребности в творческой и профессиональной деятельности. В связи с этим условием качественной подготовки специалиста является формирование готовности к научно-исследовательской деятельности (НИД).
В условиях социально-экономического кризиса в стране, снижения престижа научной деятельности объективно возрастает роль вуза в организации и развитии научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС). Эффективная организация научно-исследовательской работы (НИР) на уровне конкретного вуза может компенсировать негативное влияние внешних факторов, таких, как недостаточное внимание к НИР структур государственной власти.
НИРС - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения (по учебным планам и сверх них) основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения НИР, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности. Участие во всех видах НИР, конференциях, симпозиумах, представление работ для публикации, бесплатное пользование услугами научных подразделений, свободное развитие личности есть неотъемлемое право каждого студента [1; 3].
НИРС является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. НИР содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. Привлечение к НИРС позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники. НИДС является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в университете и входит в число основных задач университета, решаемых на базе единства учебного и научного процессов.
НИРС служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы. Учебный процесс в вузе должен представлять собой синтез обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской работы. При этом преобразования в системе НИДС должны осуществляться в соответствии с новыми условиями деятельности вузов, базироваться на использовании многолетнего отечественного, а также зарубежного опыта интеграции науки и образования, обучения специалистов, отвечающих требованиям мировых стандартов.
Основной целью организации и развития НИДС является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для по-
следующего обучения в магистратуре и аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров [3].
НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в научных учреждениях вуза.
Организационные формы НИРС реализуемые в вузе:
1. НИРС, включаемая в учебный процесс. Выполняется в соответствии с учебными планами и программами, обеспечивается методическими пособиями и предусматривает:
— выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
— выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственной или учебной практики;
— изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т. д. по курсу «Основы научных исследований». Названная дисциплина может включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении совета вуза.
2. НИРС, дополняющая учебный процесс. Предполагает самостоятельную работу вне рамок непосредственной программы обучения и организуется в форме:
— работы в студенческих научных кружках;
— выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
— участие в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
— организация специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.
3. НИРС, параллельная учебному процессу. Способствует наиболее полному освоению методов и специфики НИР и предусматривает - участие студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении бюджетных или хоздоговорных научных исследованиях, выполняемых преподавателями на кафедрах либо в научных учреждениях вуза.
Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:
— обеспечение интеграции учебных занятий и НИРС;
— создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
— отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;
— формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;
— формирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно-обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм;
— подготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектной работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;
— развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
В качестве основных направлений организации НИДС можно сформулировать следующее:
— повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;
— участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;
— развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
— предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;
— привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;
— расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;
— повышение результативности научнотехнических мероприятий НИРС;
— содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационноправовых форм;
— - активизация участия преподавательского состава и научных работников вузов в организации и руководстве НИДС.
Исследователь В. В. Балашов выделяет следующие формы и методы организации НИДС:
— индивидуальные НИРС;
— НИРС под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского
состава;
— дипломные и курсовые работы с научноисследовательскими разделами;
— выполнение НИР на практиках;
— подготовка научного реферата на заданную тему;
— студенческие научные кружки и клубы;
— получение студентами патентов и авторских свидетельств;
— привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т. д.);
— участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, факультетские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующие развитие как системы НИДС, так и творчество каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебноисследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;
— привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.
Комплексная система НИДС должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы НИДС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим.
Студенты могут вести НИРС в составе научных, технических, экономических и иных студенческих кружков, клубов и других объединений, которые организуются в университете с целью приобретения их членами навыков коллективной творческой и организационной работы.
Анализ литературы по данной проблеме позволяет констатировать, что проблема активизации НИДС вузов в целом изучена, но необходимо отметить обзорный характер научных работ, посвященных данной проблеме; исследования имеют, в основном прикладной характер; невелико количество современных исследований в области организации НИРС, отражающих изменение социальноэкономической ситуации в стране.
Теоретический анализ проблемы развития НИРС вузов позволяет выявить многочисленные факторы развития и повышения эффективности НИДС, которые систематизированы и объединены в несколько групп в зависимости от их характера, статуса субъекта организации и управления научноисследовательской работой и возможностей целенаправленной деятельности по активизации НИДС [4].
Исследователем В. В. Балашовым выделены социальные факторы, связанные с поддерживающей политикой государства в отношении системы высшего образования и науки. К комплексу государственных мер, направленных на развитие системы высшего образования, относятся:
— развитие системы школьного образования;
— поддержка фундаментальной науки;
— формирование спроса на интеллектуальную продукцию;
— совершенствование нормативно-правовой базы научно-исследовательской деятельности (НИД);
— повышение качества и престижа высшего образования;
— формирование общественного признания роли ученых и повышение престижа науки, поддержка РАН, укрепление научных связей, пропаганда студенческой науки.
Важнейшими факторами, влияющими на функционирование системы НИДС, являются: достаточность, полноценность и стабильность финансирования научной деятельности высшей школы.
По Э. К. Арынхановой, факторы, оказывающие влияние на НИДС, - социальные, социальнопсихологические и личностные:
— социально-экономический статус семьи студента;
— социальное происхождение;
— особенности семейной социализации;
— характер социального самочувствия;
— система ценностных ориентаций студента;
— уровень интеллектуального развития личности студента;
— мотивация выбора трудовой и научной деятельности.
Совокупность всех компонентов содержания, формирования и руководства НИДС в вузах представляет собой сложную открытую динамичную систему, поэтому организация и развитие НИДС должны базироваться на использовании методов системного подхода.
Важнейшими элементами системного подхода к организации и развитию НИДС выступают:
— определение современных целей и задач НИДС;
— комплексный охват всех видов НИДС;
— определение состава всех компонентов организации и ведения НИДС в вузе;
— оптимальное сочетание самостоятельности научной деятельности студентов, форм и регламентации ее организации;
— единые требования и критерии оценки организации и результатов, исходя из государственных образовательных стандартов.
Особую роль играет такой фактор, как информационное обеспечение вузовских научных исследований. Оно предполагает наличие современных информационных технологий, свободный доступ ко всей необходимой научной информации, как отечественной, так и зарубежной, через ресурсы Интернет и традиционные источники; доступ к современным производственным технологиям как полю для реализации научных и технологических разработок.
Важное значение имеет инфраструктурная поддержка НИРС, наличие сети организационных структур в вузе для реализации НИД. Перспективной формой организации НИР является межотраслевая интеграция вузов, производственных организаций и научных учреждений, которая позволяет эффективно использовать потенциал многих вузов, предприятий и организаций региона.
Одним из факторов развития НИРС является повышение уровня профессионализма и квалификации преподавателей, что создает основу эффективной организации учебного процесса и использования новых образовательных технологий [4].
Многие исследователи сходятся во мнении, что важным фактором активизации и развития НИРС считается эффективная организация индивидуальной НИРС.
Осуществление индивидуального подхода предполагает реализацию положений:
— привлечение студентов к НИР еще с 1-го курса и непрерывное наблюдение за их профессиональным и научным ростом на протяжении всего периода их обучения в вузе;
— наличие постоянной темы в течение 2 - 2,5 последних лет обучения;
— соответствие тематики НИРС профилю подготовки специалистов;
— практическая направленность научноисследовательской работы, возможность реализации научных разработок на практике;
— слияние тематики студенческих работ с комплексными темами, разрабатываемыми кафедрами, возможность публикации студенческих научных работ;
— наличие в качестве научного руководителя компетентного специалиста;
— введение «исследовательского обучения», когда способный студент с самого начала обучения работает не над дипломным, а над диссертационным исследованием;
— программа индивидуального обучения, направленная на то, чтобы выявлять талантливых студентов и стимулировать их НИД.
Огромное значение для активизации НИРС имеет проведение в рамках вуза состязательных организационно-массовых мероприятий, конкурсов на лучшую группу, кафедру, факультет по организации научно-исследовательской работы студентов.
Актуальность проблемы активизации НИРС, а также анализ научной литературы по проблеме во многом предопределили необходимость проведения исследования, целями которого являлись изучение степени вовлеченности студентов в НИР и выявление направленности личности.
Данное исследование предполагало решение целого комплекса задач:
— определение ценностных ориентаций студентов;
— выявление проблем, с которыми сопряжена научная деятельность студентов;
— анализ условий, созданных в вузе для проведения студенческих научных исследований;
— изучение представлений студентов о мерах, необходимых для активизации и развития научной работы;
— исследование социально-психологических факторов, оказывающих влияние на НИРС;
— выявление зависимости действия указанных факторов на группы студентов, проявляющих разную степень активности в научных исследованиях.
Объектом исследования были студенты (специалисты и бакалавры) 4 курса социально-
психологического факультета КемГУ, обучающиеся по направлению «социальная работа». Общий объем выборочной совокупности составил 55 человек.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что фактор социального происхождения играет определенную роль в формировании мотивации к получению высшего образования и занятию НИД.
Были выявлены представления о научной деятельности. Студенты подчеркивают продуктивный, творческий характер научной деятельности. Научная деятельность, по мнению респондентов, дает возможность самореализации, интеллектуального общения, способствует интеллектуальному развитию и повышению уровня эрудиции, развитию творческих способностей, позволяет человеку повысить свою квалификацию, найти перспективную работу, сделать более удачную и быструю карьеру и повысить свой социальный статус, свой престиж в глазах окружающих.
НИР в вузе занимается только треть студентов. Наиболее значимыми для студентов проблемами НИРС в вузе являются: недостаточность финансирования научных исследований, материального стимулирования субъектов научной деятельности; проблема послевузовского трудоустройства; отсутствие необходимой материально-технической базы в вузе; отсутствие социальных льгот как поощрения за научную деятельность; отсутствие необходимого информационного обеспечения; отсутствие регулярных научных контактов с российскими и зарубежными вузами, стажировок в российских и зарубежных вузах; отсутствие возможности публикаций студенческих научных работ; отсутствие возможности внедрения студенческих научных разработок в производство; незаинтересованность преподавателей.
Меры, которые необходимо принять для решения существующих в вузе проблем НИРС, для активизации НИРС, заключаются в следующем: материальное стимулирование студентов, занимающихся НИД (именные стипендии и гранты на научные разработки); привлечение возможно большего числа студентов к НИР; информирование студентов о мероприятиях НИР; совершенствование материальнотехнической базы вуза; предоставление льгот в учебном процессе, при поступлении в аспирантуру, при трудоустройстве студентам, занимающимся НИР; увеличение практической значимости студенческих работ; организация студенческих научных конференций, семинаров, деловых игр, круглых столов, дискуссий; предоставление возможности публикаций результатов исследований, в особенности в центральных российских научных журналах; установление регулярных контактов со студентами
и профессорами российских и зарубежных вузов; ранняя специализация студентов; отбор наиболее способных студентов для научной деятельности; моральное стимулирование студентов.
С целью выявления ценностных ориентаций студентов респондентам был предложен вопрос «В какой степени являются для Вас важными ниже перечисленные ценности?», ответы на который распределились следующим образом. В иерархии ценностных ориентаций студентов наиболее значимыми являются следующие: первое месте по частоте упоминаний занимает здоровье (83,7 %), второе место - семейное благополучие (78,3 %), третье место делят между собой такие ценности, как наличие друзей (70,9 %). Необходимо отметить, что в иерархии наиболее важных ценностных ориентаций достижения в научной деятельности занимают последнее место со значительным отрывом в процентном отношении от других. В группе ценностей, являющихся важными, но в меньшей степени в сравнении с первой группой, по частоте упоминаний представлены удовольствия и развлечения (66,1 %), общественное признание (64,5 %), успехи в учебе (60,7 %). В этой группе ценностных ориентаций достижения в научной деятельности занимают примерно срединное положение (48,2 %). Среди ценностей, которые студенты оценивают как совершенно незначимые, выделились достижения в научной деятельности (41,2 %), общественное признание (17,3 %), удовольствия и развлечения (14,1 %).
Рассматривая иерархию ценностных ориентаций студентов, в разной степени задействованных в НИД, получили следующие результаты. Студенты, постоянно занимающиеся НИД, относят к категории наиболее важных ценностей семейное благополучие (80,6 %), в равной степени здоровье, друзей и реализацию своих способностей (по 77,4 % упоминаний), а также интересную работу (70 %). В числе важных ценностей респонденты выделили общественное признание и достижения в научной деятельности (по 69 % упоминаний), высокий уровень благосостояния (56,7 %). Следует отметить, что у студентов, постоянно занимающихся НИР, в ряду совершенно не важных для них ценностей первое место по числу упоминаний также получили достижения в научной деятельности (24,1 %), наряду с такими, как общественное признание, удовольствия и развлечения (по
10,3 % упоминаний), любовь и успехи в работе (по 9,7 % упоминаний).
Для студентов, иногда занимающихся НИД, характерна следующая система ценностей. К числу наиболее важных ценностей студенты относят здоровье (86 %), семейное благополучие (79,1 %), друзей (69,8 %). В группе менее актуальных, но, все же значимых ценностных ориентаций наибольшее число упоминаний принадлежит общественному признанию (67,4 %), удовольствиям и развлечениям (66,3 %), высокому уровню благосостояния (59,3 %). Что касается достижений в научной деятельности, то в иерархии ценностей, не представляющих интерес для студентов, сохраняется та же тенденция, что и у студентов, постоянно занимающихся научной
деятельностью, - по числу упоминаний в этом ряду она занимает первое место (33,7 %).
Студенты, вообще не принимающие участия в НИД, весьма важным считают здоровье (88,6 %), семейное благополучие (75,6 %), а также дружбу (70,8 %). Наибольшее количество ответов в группе ценностей, представляющих важность для студентов, принадлежит позициям: удовольствия и развлечения (65,1 %), общественное признание (63,4 %), успехи в учебе (62,5 %). Для студентов, не вовлеченных в НИР, не являются важными достижения научной деятельности (49,5 %), общественное признание (19,9 %), удовольствия и развлечения (14,1 %).
В целом следует отметить, что достижения в научной деятельности занимают одно из последних мест в иерархии ценностных ориентаций всех групп студентов. Результаты исследования отражают тенденцию, имеющую под собой вполне объективные причины становления нового общественного строя в России: научная работа рассматривается студентами как низкооплачиваемая и неперспективная с точки зрения карьеры в рыночной экономике. Несмотря на то, что научная деятельность занимает низкий статус в иерархической системе ценностей, именно у респондентов, регулярно участвующих в НИР, наиболее высок процент тех, кто считает ее важной и очень важной (75,9 % респондентов в отличие от
66,3 % студентов, иногда занимающихся научной работой, и 50,5 % молодых людей, не занимающихся научной деятельностью). Кроме того, данная категория, в отличие от других студентов, отмечает особую важность самореализации, а научная деятельность представляет собой одно из важнейших средств самореализации. Для студентов, иногда занимающихся наукой, успехи в учебе являются более важными по сравнению с другими категориями студентов, и научная деятельность в данном случае скорее служит для них средством достижения подобных успехов.
Одной из основных задач исследования являлся анализ условий, созданных в вузе для НИР. По мнению большинства студентов (63,3 %), условия, созданные для НИРС в вузе, являются удовлетворительными; 26,8 % респондентов оценили их как неудовлетворительные; 8,6 % - как благоприятные; не ответили на данный вопрос 1,3 % опрошенных. Таким образом, условия, созданные в вузе для осуществления научной деятельности, можно охарактеризовать как недостаточно удовлетворительные, так как лишь менее 1/10 респондентов отметили их как благоприятные.
Проведенное исследование затронуло многие аспекты организации научной работы студентов, что обусловлено разнообразием и многогранностью социальных детерминант НИДС в вузах.
Данная работа и ее результаты предполагают дальнейшее расширение исследований этой проблемы. Необходимо расширение выборки социологических исследований (включение студентов других вузов других регионов), проведение анкетирования среди преподавателей, экспертных интервью с раз-
личными категориями участников НИДС, а также привлечение обширного сравнительного материала: данных государственной и региональной статистики, нормативно-правовых документов других регионов страны (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль, Смоленск и т. д.).
Перспективным представляется осуществление социологического эксперимента на базе КемГУ, целью которого станет выявление степени эффективности практической реализации комплекса мероприятий по активизации НИДС, выявленных в результате проведенного исследования.
Полученные результаты могут быть применены для разработки методик изучения социальных факторов активизации НИРС; в качестве рекомендаций по совершенствованию организации НИР студентов вузов; разработки рекомендаций по стимулирова-
нию и повышению эффективности НИД различных категорий студентов.
Литература
1. Алексеева, О. И. Организация управления научными исследованиями в вузах [Текст] / О. И. Алексеева. - Воронеж, 2005.
2. Амбаева, Л. И. Высшее образование в регионе [Текст] / Л. И. Амбаева // Социология образования. 2000. - № 2.
3. Балашов, В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России [Текст]: монография / В. В. Балашов, Г. В. Лагунов, И. В. Малюгина; ГУУ: в 3 ч. - М., 2002.
4. Зиятдинова, Ф. Г. Социальные проблемы образования [Текст] / Ф. Г. Зиятдинова. - М.: РГГУ, 1999.