Научная статья УДК 339
doi: 10.47576/2949-1894.2024.4.4.016
ОЦЕНКА РАзВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ лОГИСТИКИ
китайской народной республики
Ковалева Ирина Валериевна
Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия irakovaleva20051@rambler. ru
Ван Тэнюань
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье дается оценка развития транспортной логистики Китайской Народной Республики. Транспортная логистическая инфраструктура является одним из самых главных элементов системы международной торговли. Развитость и эффективность логистической инфраструктуры напрямую влияет на рост внешнеэкономического товарооборота стран. Транспортная отрасль Китая является одной из ведущих в мире, в которой лидирующее положение занимают морской, железнодорожный и автомобильный транспорт.
Ключевые слова: международная логистика; транспортный комплекс; развитие; состояние; анализ; КНР.
Для цитирования: Ковалева И. В., Ван Тэнюань. Оценка развития транспортной логистики Китайской Народной Республики // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2024. - № 4. - С. 137-146. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.4.4.016.
Original article
ASSESSMENT oF THE DEVELoPMENT of TRANSPoRT
logistics in the people's republic of china
Kovaleva Irina V.
Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia
Altai State Technical University named after. I. I. Polzunova, Barnaul, Russia irakovaleva20051@rambler. ru
Wang Tengyuan
Altai State Technical University. I. I. Polzunova, Barnaul, Russia, irakovaleva20051@rambler. ru
Abstract. The article assesses the development of transport logistics in the People's Republic of China. Transport and logistics infrastructure is one of the most important elements of the international trade system. The development and efficiency of logistics infrastructure directly affects the growth of foreign trade turnover of countries. China's transport industry is one of the leading in the world, dominated by sea, rail and road transport.
Keywords: international logistics; transport complex; development; state; analysis; China.
For citation: Kovaleva I. V., Wang Tengyuan. Assessment of the development of transport logistics in the People's Republic of China. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2024, no. 4, pp. 137-146. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.4.4.016.
Огромную роль в развитии любой страны одной из ведущих в мире, в которой лиди-
играет транспорт. От того, насколько развита рующее положение занимают морской, же-
транспортная сеть, зависит ее социально- лезнодорожный и автомобильный транспорт
экономическое развитие. (рис. 1).
Транспортная отрасль Китая является
1 железнодорожный ■ автомобильный ■ трубопроводный морской ■ внутренний водный ■ воздушный
Рисунок 1 - Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте, % [1]
Железнодорожный транспорт является одним из элементов транспортно-дорожного комплекса любой страны, который обеспечивает высокий объем перевозки грузов и пассажиров.
По данным исследования Центра макро-219.9
200
экономики и методологии прогнозирования, протяженность железнодорожного транспорта в Китае на 2022 год составила 154,9 тыс. км [2]. По протяженности железнодорожной сети Китай занимает второе место после США (рис. 2).
150
100
50
О
42,7
38.4
I I
США Китай Россия Индия Канада Германия Рисунок 2 - Протяженность железнодорожной сети Китая в сравнении с другими странами, тыс. км [2]
Железнодорожная сеть Китая соединяет важные промышленные области и участвует в распределении ресурсов, которое в свою очередь является важным элементом экономического развития (рис. 3).
Минерально-сырьевая база, которая находится на Севере республики, направляется в центральные и южные провинции страны, а восточная часть Китая, являющаяся самой
развитой частью КНР, соединяется посредством железнодорожной сети с отдаленными провинциями западной части Китая. Таким образом, железнодорожный транспорт в Китайской Народной Республике имеет большое значение как системообразующий фактор, который является драйвером развития экономики страны.
Рисунок 3 - Карта железнодорожной сети Китая [3]
Китай за последние четыре года продолжает активно развивать железнодорожную сеть, вводить в эксплуатацию новые высокоскоростные железные дороги. С 2019 г. протяженность железных дорог выросла на 54,28 % (рис. 4).
Высокий темп развития железнодорожного транспорта объясняется его основными
преимуществами, такими как экономичность, энергоэффективность и экологичность, которые являются особо значимыми для Китайской народной республики.
Объем перевозок грузов по железнодорожной сети в 2023 г. в Китае вырос на 16,27 % с 2019 г. и достиг 5 млрд т (рис. 5).
Рисунок 5 - Объем перевозок грузов в Китае за 2019-2023 гг., млрд т
Даже в период распространения корона- нию с перевозкой пассажиров, объемы ко-вирусной инфекции в Китае продолжался торых вернулись к уровню допандемийного рост объемов перевозок грузов, по сравне- года только в 2023 г. (рис. 6).
Рисунок 6 - Объем перевозок пассажиров в Китае железнодорожным транспортом
в 2019-2023 гг., млн пасс.
Рассматривая динамику грузооборота метить, что его рост за исследуемый период железнодорожного транспорта, можно от- составил 20,8 % (рис. 7).
Рисунок 7 - Динамика грузооборота железнодорожного транспорта в Китае с 2019 по 2023 г., млрд т-км
Положительная динамика грузооборота маршрутов перевозки включительно до 2022 связана не только с ростом объемов пере- г. (рис. 8). возок грузов, но и с увеличением длины
Рисунок 8 - Средняя длина маршрута перевози грузов железнодорожным транспортом в Китае, км
Среднее расстояние перевозки железнодорожным транспортом в Китае составляло в 2023 г. 729,2 км.
По состоянию на конец 2022 г. общая протяженность автомобильных дорог Китая составляла 5,35 млн км, что в 5,6 раз больше, чем в 1978 г. [4] (рис. 9).
Только за последний год, протяженность
автомобильного полотна увеличилась на 1,4 %, что составило 74,1 тыс. км.
Автомобильный транспорт Китая является основным для грузовых перевозок внутри страны. Объемы перевозимых грузов автомобильным транспортом значительно превышают объемы перевозки грузов по железной дороге. В 2023 г., по данным Infranews,
6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
5198Д
52S0.7
5354.S
3660 1
■ -
>019
2020
2021
2022
Рисунок 9 - Протяженность автомобильных дорог Китая за 2019-2022 гг., тыс. км
41=00 40=00 39=00 38:00 37:00 36:00 35:00 34.00
33.00
► 40,34
439,14
07Д2
< 33?66
2019
2020
?021
2022
2023
2024
Рисунок 10 - Объем перевезенных грузов автомобильным транспортом в Китае с 2020 по 2023 г., млрд т
объем погрузки на автотранспорте составил 40,34 млрд т, что стало на 8,7 % выше показателя прошлого года [5].
Высокий объем автомобильных грузоперевозок объясняется преимуществом данного вида транспорта, заключающегося в его проходимости: автомобильный транспорт позволяет доставлять грузы из отдаленных районов Китайской народной республики, где нет доступа для других видов транспорта. Это преимущество делает автомобильный транспорт ключевым компонентом снабженческой и дистрибуционной логистики.
Поскольку ключевым направлением устойчивого развития Китайской Народной
Республики на сегодняшний день становится уменьшение углеродного следа, Правительство страны ежегодно ужесточает требования к экологичности автомобильного транспорта, в том числе и грузового.
В связи с этим в стране в последние несколько лет активно практикуется переход тяжелого грузового автотранспорта на сжиженный природный газ (СПГ). Основной объем потребления приходится на тяжелые магистральные тягачи, работающие на СПГГ численность которых в Китае уже превысила 240 тыс. ед. Для сравнения, в России на 2022 год зарегистрировано 63,6 тыс. тяжелых магистральных тягачей, использующих альтер-
нативное топливо СПГ в качестве основного вида топлива.
Китай на сегодняшний день уже является мировым лидером по использованию СПГ на транспорте. В 2012 г. в Китае насчитывалось 35 малотоннажных комплексов СПГ и 700 КриАЗС, а в 2020 г. Китай располагал уже 4,1 тыс. КриоАЗС [6].
Помимо автомобильного и железнодорожного транспорта в Китае для перевозки грузов используются также и внутренние водные пути. На сегодняшний день протяжен-
ность внутренних судоходных путей в республике составляет 16,1 тыс. км. (рис. 11).
На рисунке 11 темными толстыми линиями обозначены крупные реки республики, по которым осуществляется перевозка грузов, к этим рекам относятся Хэйлунцзян, Янцзы, Чжуцзян, Хуанпу, а также Пекин - Ханчжоу -канал, который на сегодняшний день является самым длинным искусственным каналом в мире. А река Янцзы на протяжении длительного периода остается самой загруженной судоходной рекой в мире [7].
Рисунок 11 - Карта внутренних водных путей Китая
Объем перевозок грузов по внутренним судоходным путям республики ежегодно растет. За последний год, рост объемов перевозки грузов внутренним водным транспортом составил 9,3 % и достиг 9,4 млрд т.
Рост объемов перевозок грузов по внутрен-
ним водным путям обусловлен высоким уровнем инвестиций в данную отрасль, которые способствуют увеличению внутреннего спроса. По данным источника, в 1 полугодии 2023 г. размер инвестиций во внутренний водный транспорт в Китае составил 12,8 млрд долл.
Рисунок 12 - Объем перевозки грузов по водным внутренним путям в Китае с 2019 по 2022 г., млрд т
В Китайской народной республике развитие транспорта является ключевым направлением, поэтому правительство страны разрабатывает методы и инструменты, которые позволяют комплексно развивать транс-портно-логистическую сеть. Одним из таких инструментов является План действий по развитию транспортной сети на период 14-й пятилетки (2021-2025 гг.). Согласно плану развития транспортная отрасль Китая должна расширится, увеличится до 18,5 тыс. км протяженность внутренних водных путей, железнодорожная сеть до 165 тыс. км, а автомагистрали для скоростного движения до 190 тыс. км.
Одним из важных направлений комплексного развития транспортной отрасли власти страны выделяют развитие мультимодаль-ных перевозок, особенно это касается комбинированных перевозок по железной дороге и внутренним водным путям [8].
Основной целью развития транспорта, согласно плану, является переход к более экологичной и интеллектуальной транспортной системе [9]. Практическое использование искусственного интеллекта в транспортной отрасли уже приносит высокие экономические эффекты. Данная технология позволяет со-
кращать издержки транспортных компаний, за счет оптимизации логистических цепочек. С 2024 г. началась новая эпоха генеративного искусственного интеллекта, которая заключается в том, что технология выполняет большее количество задач, которые выполняются человеком. Так, китайская компания Т^тр1е в 2023 г. произвела запуск фур, которые управляются искусственным интеллектом. Произведенные испытания стали успешными и в скором времени планируется запуск продаж грузовых автомобилей [10].
На сегодняшний день существуют как минимум три маршрута: транспортный коридор Россия - Монголия - Китай (проект железнодорожного сообщения), проект «Один пояс -Один путь» (развитие торговой оси Азия -Европа через Южный морской путь), СМП (Северный морской путь) (рис. 13).
Развитие данных маршрутов должно способствовать расширению торговли между странами и решить проблемы недостатка пропускной способности.
Подводя итог исследования транспортной логистики КНР, можно сделать следующие выводы:
- транспортная отрасль Китая представлена всеми видами транспорта, наиболее
Рисунок 13 - Международные транспортные коридоры [9]
используемый во внутреннем сообщении является автомобильный и железнодорожный;
- транспортные сети в стране развиваются высокими темпами, о чем свидетельствуют показатели грузооборота;
- железнодорожный транспорт является вторым в мире по общей протяженности и первым в мире по протяженности скоростных дорог;
- транспорт Китая занимает главную роль в распределении ресурсов, повышении мобильности населения, улучшения жизни соединяя отдаленные провинции страны с развитыми регионами;
- Китай является ведущей страной по использованию внутреннего водного транспорта в перевозке грузов, самая загруженная судоходная река в Китае Янцзы;
- развитие транспорта в Китае входит в стратегию развития страны и основными ее
направлениями являются: увеличение муль-тимодальных перевозок, увеличение протяженности дорог (автомобильных, железнодорожных, внутренних водных путей);
- основной целью развития транспорта в Китае является создание интеллектуальной и экологичной системы;
- переход к экологичной транспортной системе в Китае уже идет быстрыми темпами, о чем свидетельствуют данные о переходе тяжелого магистрального грузового автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива (СПГ), позволяющие снижать углеродные выбросы в атмосферу;
- на сегодняшний день в стране активно используется технологии искусственного интеллекта, позволяющие сокращать издержки транспортных компаний, оптимизировать логистические цепочки.
Список источников
1. Неруш Ю. М., Саркисов С. В. Транспортная логистика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2024. 351 с.
2. Горяинов А. Н. Классификация систем транспорта с учетом диагностического подхода // Восточно-Европейский журнал передовых технологий, 2016. № 1/3. С. 4-10.
3. Россия и Китай продолжат упрощать таможенные формальности. Альта-СОФТ. URL: https://www.alta.ru/ external_news/103741/ (дата обращения: 01.05.2024).
4. Топ-10 самых длинных автомагистралей Китая в 2024 году. URL: https://www.geeksforgeeks.org/top-10-longest-highways-in-china/ (дата обращения: 17.03.2024).
5. Погрузка на транспорте в Китае в 2023 году выросла на 8 %. Infranews. URL: https://www.infranews.ru/ novosti/statistic/64181-pogruzka-na-transporte-v-kitae-v-2023-godu-vyrosla-na-8/ (дата обращения: 20.03.2024).
6. Шестаков Р. А., Мкртичян Л. А. Крио АЗС Российские и зарубежные технологии // Neftegaz.RU. 2022. № 4. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/gazopodgotovka/733446-krio-azs-rossiyskie-i-zarubezhnye-tekhnologii/ (дата обращения: 27.01.2024).
7. Судоходная отрасль Китая занимает 1-ое место по ключевым показателям. URL: https://prc.today/ sudohodnaya-otrasl-kitaya-zanimaet-1-oe-mesto-po-klyuchevym-pokazatelyam/ (дата обращения: 28.03.2024).
8. Китай разрабатывает план развития мультимодальных перевозок для расширения коммуникационных возможностей. URL: https://prc.today/kitaj-razrabatyvaet-plan-razvitiya-multimodalnyh-perevozok-dlya-rasshireniya-kommunikaczionnyh-vozmozhnostej/ (дата обращения: 29.03.2024).
9. В Китае опубликован план развития транспортной системы к 2025 году. URL: https://index1520.com/news/v-kitae-opublikovan-plan-razvitiya-transportnoy-sistemy-k-2025-godu/ (дата обращения: 29.03.2024).
10. Доклад Российско-Китайский диалог: модель 2023. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1708658325& tld=ru&lang=ru&name=Russia-China-2023-Report87.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
References
1. Nerush Yu. M., Sarkisov S. V. Transport logistics: a textbook for universities. M.: Yurayt, 2024. 351 p.
2. Goryainov A. N. Classification of transport systems taking into account the diagnostic approach. East European Journal of Advanced Technologies, 2016. No. 1/3. Pp. 4-10.
3. Russia and China will continue to simplify customs formalities. Alta-SOFT. URL: https://www.alta.ru/external_ news/103741/ (access date: 05/01/2024).
4. Top 10longest highways in China in 2024. URL: https://www.geeksforgeeks.org/top-10-longest-highways-in-china/ (accessed 03/17/2024).
5. Transport loading in China in 2023 increased by 8 %. Infranews. URL: https://www.infranews.ru/novosti/ statistic/64181-pogruzka-na-transporte-v-kitae-v-2023-godu-vyrosla-na-8/ (date of access: 03/20/2024).
6. Shestakov R. A., Mkrtichyan L. A. Cryo gas station Russian and foreign technologies. Neftegaz.RU. 2022. No. 4. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/gazopodgotovka/733446-krio-azs-rossiyskie-i-zarubezhnye-tekhnologii/ (access date: 01/27/2024).
7. China's shipping industry ranks 1st in key indicators. URL: https://prc.today/sudohodnaya-otrasl-kitaya-zanimaet-1-oe-mesto-po-klyuchevym-pokazatelyam/ (access date: 03/28/2024).
8. China is developing a multimodal transport development plan to expand communication capabilities. URL: https://prc. today/kitaj-razrabatyvaet-plan-razvitiya-multimodalnyh-perevozok-dlya-rashirniya-kommunikaczionnyh-vozmozhnostej/ (date of access: 03/29/2024).
9. China has published a plan for the development of the transport system by 2025. URL: https://index1520.com/ news/v-kitae-opublikovan-plan-razvitiya-transportnoy-sistemy-k-2025-godu/ (access date: 03/29/2024).
10. Report Russian-Chinese dialogue: model 2023. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1708658325&tld=ru& lang=ru&name=Russia-China-2023-Report87.pdf (access date: 01.05. 2024).
Сведения об авторах
КОВАлЕВА ИРИНА ВАлЕРИЕВНА - доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия; Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползу-нова, Барнаул, Россия, [email protected]
ВАН ТэНЮАНь - магистрант, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия, [email protected]
Information about authors
KoVALEVA IRINA V. - Doctor of Economics, Professor, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia; Altai State Technical University named after. I. I. Polzunova, Barnaul, Russia, [email protected]
Wang TENGYuAN - master's student, Altai State Technical University. I. I. Polzunova, Barnaul, Russia, [email protected]