уДК 339
doi: 10.47576/2949-1878.2024.7.7.007
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫх
СИСТЕМ: КИТАЙ И РОССИЯ
Ковалева Ирина Валериевна,
доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия; Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия, [email protected]
Ван Тэнюань,
магистрант, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия, [email protected]
В статье анализируются состояние и перспективы развития транспортных систем Китая и России. отмечается, что транспортная логистическая инфраструктура является одним из главных элементов системы международной торговли, напрямую влияет на рост внешнеэкономического товарооборота стран. Взаимоотношения в области внешнеторговой деятельности Китая и России уже долгое время тесно связаны, что обусловлено общими границами стран, реализацией общих проектов, политическими и экономическими факторами. В условиях усиления негативной геополитической обстановки грузовые потоки России переориентировались с Запада на Восток, наблюдается рост внешнеторгового оборота с Китайской Народной Республикой. При этом возникают проблемы трансграничной торговли, среди которых: проблемы сложных таможенных процедур, длительные сроки транспортировки, вызванные превышением пропускных мощностей и недостатком провозных возможностей транспорта в России, языковые и культурные различия, а также различие валют и проблемы платежных систем. Решение данных проблем в области транспортной логистики является первоочередной задачей для обеспечения роста внешнеторгового оборота соседних стран.
Ключевые слова: международная логистика; транспортное развитие; экономическое состояние; анализ.
STATE AND prospects for development of transport logistics SYSTEM: cHINA And RuSSIA
Kovaleva Irina V.,
Doctor of Economics, Professor, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia; Altai State Technical University named after. I. I. Polzunova, Barnaul, Russia, [email protected]
Wang Tengyuan,
master's student, Altai State Technical University. 1.1. Polzunova, Barnaul, Russia, [email protected]
The article analyzes the state and prospects for the development of transport systems in China and Russia. It is noted that transport and logistics infrastructure is one of the main elements of the international trade system and directly affects the growth of foreign trade turnover of countries. Relations in the field of foreign trade between China and Russia have long been closely linked, which is due to the common borders of the countries, the implementation of common projects, and political and economic factors. In the context of an intensifying negative geopolitical situation, Russia's cargo flows have reoriented from West to East, and there has been an increase in foreign trade turnover with the People's Republic of China. At the same time, problems of cross-border trade arise, including: problems of complex customs procedures, long transportation times caused by excess capacity and insufficient transport capacity of transport in Russia, language and cultural differences, as well as differences in currencies and problems of payment systems. Solving these problems in the field of transport logistics is a priority task to ensure the growth of foreign trade turnover of neighboring countries.
Keywords: international logistics; transport development; economic condition; analysis.
Логистика - важная деятельность, которая открывает широкие возможности для применения человеческих и материальных ресурсов, влияющих на национальное хозяйство. Логистическое управление в значительной мере оказывает воздействие на состояние финансово экономического и правого обеспечения в условиях рыночной экономики. Это, прежде всего, следует отнести к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях. Однако, деятельность в сфере логистики не ограни-
чиваются только данными направлениями, она более многогранна. она также включает управление кадрами, коммерческую деятельность, организацию информационных систем и многое другое. Особая новизна логистического подхода - ограниченная взаимосвязь, соединение всех указанных областей деятельности с целью создания товаропроводящих систем, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных.
Эффективность развития различных бизнес-систем, их конкурентоспособность на внешних и внутреннем рынках во многом
Рисунок 1 - Объекты управления логистики [1]
определяются созданной логистической системой бизнеса и эффективностью логистического менеджмента.
Логистика является частью процесса цепи поставок, где результативное планирование, осуществление и контроль над ее основными этапами, включает в себя хранение и передвижение продукции, а также направление связанных с этим услуг и потоков информации от точки поставки до конечного пользователя для выполнения требований клиента.
Как правило, при решении определенных проблем, которые связаны с логистикой, необходимо исходить из конкретной производственной деятельности предприятия (рис. 1).
Логистика является направлением деятельности, за счет развития которого предприятие может улучшить свое стратегическое положение и повысить конкурентоспособность на рынке. При этом она имеет всеохватывающий характер, поскольку включает в себя все сферы хозяйственной деятельности и все уровни (структурные подразделения) предприятия.
С точки зрения системного подхода логистику можно представить в виде совокупности следующих объектов, которые имею место практически на каждом предприятии.
Правильная организация логистики позволяет предприятию решить задачи по повышению эффективности и рентабельности производства, сокращению потерь рабочего времени и затрат труда. Если в системе организации логистической деятельности допущены существенные ошибки (неэффективно управляются потоки), то предприятию это может обернуться увеличением затрат на эксплуатацию оборудования, снижением качества обслуживания клиентов и их потерей, уменьшением доли на рынке.
Большое значение логистики для функционирования современного предприятия обусловлено тем фактом, что значительная часть его затрат приходится на транспортные расходы. Использование концепций логистики позволяет сократить транспортные издержки, что особенно актуально для отечественных предприятий в условиях больших территориальных расстояний между городами, экономическими центрами.
Логистическая деятельность может осуществляться предприятием в разных формах. Небольшие предприятия или предпри-
ятия, в деятельности которых минимален удельный вес операций по транспортировке, зачастую покупают логистические услуги у сторонних специализированных организаций по мере необходимости. Крупные предприятия создают внутри своей организационной структуры логистический отдел или целый логистический центр, в обязанности которого входит управление всеми логистическими операциями предприятия. Подобные центры в большинстве случаев создаются крупными сетями розничных магазинов, действующими в десятках городов страны.
Результаты многих исследований показывают, что снижение 1 % логистических потерь равнозначно 10 % повышения объема продаж. Отсюда следует необходимость создания долгосрочной стратегии формирования концепций логистики организации на 10-15 лет вперед [2]. Основополагающими элементами подобной стратегии должны стать формирование главных требований и задач в области логистики на долгосрочный период, организация целенаправленной работы с поставщиками, разработка и реализация долговременного проекта модернизации и формирования товаропроводящих каналов. Говоря о транспортной логистической системе и ее функционировании, нельзя не сказать о функциях логистики (рис. 2).
Одним из фундаментальных направлений науки в области планирования, организации, анализа и управления материальными и информационными потоками является транспортная логистика.
Первой функцией транспортной логистики является планирование транспортных потоков. Данная функция заключается в выборе оптимального маршрута, транспортного средства и оценке затрат на перевозку грузов.
Управление складскими запасами как функция транспортной логистики заключается в оптимизации расходов на операции, проводимые с запасами.
Третья функция транспортной логистики заключается в управлении транспортными средствами, которая предполагает эффективное использование транспортных средств (например, оптимальная загрузка, время на маршруте, обслуживание транспортных средств и др.).
Управление информационными потоками
Рисунок 2 - Функции транспортной логистики [2]
заключается в эффективной организации и использовании систем информационного обеспечения в области логистических процессов (например, информация о маршрутах, грузах, транспортных средствах).
Управление качеством предполагает контроль качества и безопасности перевозки, которое включает сохранность грузов и пассажиров при перевозке, скорость доставки, сокращение задержек в пути, и другие характеристики качества [3] Эффективность транспортной логистики зависит от элементов транспортной системы, т.е. от технологического и информационного уровня обеспечения инфраструктуры, от количества инфраструктурных объектов и их технического состояния, от количества транспортных средств и их технического состояния и эффективности управления системой.
На сегодняшний день исследователи используют разные подходы к классификации транспортных систем. Одна из таких классификаций представлена А. Н. Горияновым (рис. 4).
Глобальная (мировая) транспортная система условно включает в себя международные транспортные коридоры, объекты инфраструктуры, такие как таможенные переходы, международные транснациональные транспортные компании и другие объекты транспортной системы. В мировой транспортной системе нет субъекта и объекта управления. однако, развитие международной торговли и распределения ресурсов требует повышения эффективности транспортировки материальных потоков в глобальных масштабах.
Под региональной транспортной системой понимается совокупность элементов в рамках региональных объединений стран (например, NAFTA или Европейского союза, Таможенного союза). Данная транспорта си-
стема решает ряд вопросов в области взаимодействия инфраструктурных, информационных, технологических характеристик системы.
Зональные транспортные системы не имеют привязки к границам административных единиц. Их возникновение обусловлено естественными условиями, позволяющими повысить эффективность транспортировки. Например, Северный морской путь.
Под национальной транспортной системой понимается совокупность элементов в рамках одной страны. Основными характеристиками национальной транспортной системы является эффективность использования транспорта, плотность и протяженность путей сообщения, уровень качества предоставляемых транспортных услуг, транспортные компании и объекты инфраструктуры. Транспортно-логистическая система оптимизирует процесс рациональной организации перемещения грузов, который потребует решения следующего комплекса вопросов (рис. 5).
Логистическая инфраструктура является одним из главных элементов системы внешнеэкономической торговли. Развитость и эффективность логистической инфраструктуры напрямую влияет на рост внешнеэкономического товарооборота стран. В условиях развития рыночной экономики и глобализации наблюдается увеличение логистических связей России со многими зарубежными странами, но больший приоритет на сегодняшний день страна отдает стратегическому партнеру - Китаю.
Взаимоотношения в области внешнеторговой деятельности Китая и России уже долгое время тесно связаны, что обусловлено общими границами стран, реализацией об-
СП О)
Т1
I
>
=1
■о
>
I
д:
X ^
о о ь гп
1П
0
го
>
1
Рисунок 4- Классификация транспортных систем [2]
Рисунок 5 - Вопросы, решаемые в рамках рационализации транспортной системы
щих проектов, политическими и экономическими факторами.
Китай, являясь одним из крупнейших экспортеров мира, развивает внешнюю торговлю не только с Россией, но и многими другими странами, но Россия для Китая как стратегически важный партнер важна как транзитная страна, через которую осуществляются поставки по маршруту Китай - Европа - Китай.
По данным источников, в 2022 г. доля ОТЛК ЕРА (крупной логистической копании) в транзитных перевозках составила 95 % [3; 4].
Внешняя торговля между рассматриваемыми странами ежегодно растет, чему способствуют следующие факторы: снижение взаимных торговых ограничений, упрощенные таможенные процедуры, сотрудничество в финансовой сфере; освобождение сегмен-
тов рынка вследствие ухода многих западных компаний (так, например, наблюдается рост импорта автомобилей китайских марок BYD, GWM и других, рост импорта китайской оргтехники и ПО);успешная реализация проектов «Агроэкспресс» и «Евразийский агро-экспресс», которая позволила увеличить объем экспорта сельхозпродукции; рост внешней торговли Китая и ЕС, что создало дополнительный рост в области транзитных перевозок по маршруту Китай - Европа -Китай, проходящему по территории России; реализация совместных проектов России и Китая в области энергетики, транспорта и других [5].
Снижение взаимных торговых ограничений между Россией и Китаем - фактор, который наиболее благоприятно воздействует на рост внешнеторгового оборота стран. В 2019 г. было подписано соглашение «О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах», основная цель которого состоит в облегчении таможенных процедур, в том числе в упрощении таможенного досмотра.
В 2023 г. в области таможенного регулирования торговли отмечались мероприятия по повышению пропускной способности сухопутных пограничных пунктов Забайкальск -Маньчжурия и Пограничный - Суйфэньхэ, одним из таких мероприятий стало введение круглосуточного режима работы пограничных пропускных пунктов [6].
Особый интерес главы государств в области развития торговли видят в автоматизации таможенных процедур. На сегодняшний день стороны договорились о развитии проектов по признанию национальных программ уполномоченного экономического оператора по автоматизированному обмену сведениями о товарах [3].
В 2022 г. страны осуществляли ускоренный процесс перехода на расчеты в национальных валютах. Данное мероприятие привело к росту сделок «юань - рубль», многие российские банки подключились к национальной китайской системе банковских переводов CIPS - система, которая позволяет осуществлять трансграничные расчеты в юанях [4].
Освобождение сегментов рынка вследствие ухода многих западных компаний с рынка России - фактор, содействующий развитию китайского экспорта в Россию. В 2022 г. ввиду введенных санкций в отношении
России наблюдалась ситуация, по которой многие компании покинули российский рынок, а также прекратили свою деятельность на территории нашей страны.
Наиболее остро это проявилось в автомобильном сегменте, сегменте компьютерной и оргтехники, программного обеспечения, а также многих других сегментах, в том числе одежды, обуви, гаджетов и пр. Пострадали также сегменты ремонта автомобилей и техники, а также производства, которые закупали сырье западных поставщиков. Стоит отметить, что Китай очень сильно продвинулся как в технологическом плане, так и в других областях, и на сегодняшний день обладает достаточными ресурсами для обеспечения российского рынка.
Успешная реализация проектов «Агроэкспресс» и «Евразийский агроэкспресс» - еще один фактор, который позволил увеличить объем экспорта сельхозпродукции в Китай. Основной целью программы является рост экспорта сельхозпродукции в Китай до 1 млн т. в год к 2030 г. В 2022 г. программа позволила России нарастить объем экспорта сельхозпродукции на 44 % по отношению к 2021 г. [5]. Россия ввиду своего географического положения является транзитной страной, через которую осуществляют взаимную торгов -лю страны ЕС и КНР. Рост внешней торговли Китая и ЕС создает дополнительный рост в области транзитных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай, проходящему по территории России.
Реализация совместных проектов России и Китая в области энергетики, транспорта и других областях также является одним из важных факторов развития внешней торговли с Китаем. Так, примером является крупные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе это развитие трехстороннего экономического коридора Россия - Монголия - Китай. Стороны на сегодняшний день реализуют проекты по строительству железнодорожного соединения Лесозаводск - Хулинь, Нижнеленинское -Тунцзян [7].
Расширение торговли между странами ведет к росту потребности на транспортно-логистические услуги, но в то же время суще -ствуют определенные барьеры, которые создают проблемы в области развития данного направления и требуют решений, которые
рассматривают многие российские и китайские исследователи.
Ван Мэйлунь основными проблемами логистической деятельности между странами выделяет устаревший транспортный парк, неэффективное с экономической и технологической оценки пользование транспортной инфраструктуры рынков, высокую себестоимость услуг транспортной логистики в Китае и России, из-за чего логистические компании не имеют свободных средств для реализации инновационных проектов [6].
Яо Яо и Чжан Лу в своем исследовании проводят сравнительный анализ двух логистических сетей Китая и России, и отмечают, что логистическая сеть России намного уступает высокоразвитой сети Китая в области информационного и высокотехнологичного развития. Авторы выделяют проблему языковой коммуникации, которая негативно отражается на трансграничной торговле. Данная проблема может быть преодолена в условиях создания эффективных каналов межкультурной коммуникации и механизмов обучения для укрепления культурных обменов и взаимопонимания между партнерами [7].
Жэнь Аминь в своих исследованиях определяет перспективные логистические маршруты. Согласно данному анализу и прогнозной оценке, Транссибирская магистраль продолжит быть одним из ключевых маршрутов, на которые приходится больший объем внешнеторгового оборота. При этом автор отмечает, что в 2024 г. при увеличивающемся
внешнеторговом обороте будет наблюдаться превышающая пропускная способность на 11,96 %, что уже произошло на Восточном полигоне страны в 2023 г. [8]. Поэтому необходимо рассматривать альтернативные маршруты доставок товаров из Китая.
На сегодняшний день существуют как минимум три маршрута: транспортный коридор Россия - Монголия - Китай (проект железнодорожного сообщения), проект «Один пояс -Один путь» (развитие торговой оси Азия -Европа через Южный морской путь), СМП (Северный морской путь) (рис. 6). Развитие данных маршрутов должно способствовать расширению торговли между странами и решить проблемы недостатка пропускной способности [9].
Таким образом, транспортная логистика представляет собой направление науки в области планирования, организации, анализа и управления материальными и информационными потоками. Основная задача транспортной логистики заключается в эффективном использовании транспорта при распределении грузов. Ее ключевая цель - доставка нужного груза в определенном количестве, качестве, за определенный срок и минимальными затратами. Эффективность транспортной логистики зависит от элементов транспортной системы, то есть инфраструктуры, парка транспортных средств и управления. Эффективность транспортной логистики напрямую влияет на рост внеэкономического товарооборота стран.
Список источников -
1. Неруш Ю. М., Саркисов С. В. Транспортная логистика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2024. 351 с.
2. Горяинов А. Н. Классификация систем транспорта с учетом диагностического подхода // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2016. № 1/3. С. 4-10.
3. Россия и Китай продолжат упрощать таможенные формальности. Альта-СОФТ. 20.09.2023. URL: https:// www.alta.ru/external_news/103741/ (дата обращения: 01.05.2024).
4. Доклад Российско-китайский диалог: модель 2023. URL: https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-2023-Report87.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
5. Подберезкина О. А., Сазонов С. Л. Российско-китайское сотрудничество в области транспорта и логистики в новых геополитических условиях в 2022-2023 гг. // Обозреватель. 2023. №3. С. 44-55.
6. Ван Мэйлунь Международное транспортно-логистическое взаимодействие Китай - Россия и пути повышения его эффективности // Наука и образование транспорту. 2022. № 1. С. 205-207.
7. Яо Яо, Чжан Лу. Интеграция логистических сетей между Россией и Китаем // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 9А. С. 175-183.
8. Жэнь Аминь, Абсалямова С. Г Моделирование и оптимизация российско-китайских логистических каналов в условиях увеличения товаропотоков // Прогрессивная экономика. 2023. № 2. С. 5-22
9. Ковалева И. В. Трансграничные территории в региональной экономической политике: оценка и перспективы развития // Общество и цивилизация. 2022. Т. 4, № 3. С. 42-46.
References _
1. Nerush Yu. M., Sarkisov S. V. Transport logistics: a textbook for universities. M.: Yurayt, 2024. 351 p.
2. Goryainov A. N. Classification of transport systems taking into account the diagnostic approach. East European Journal of Advanced Technologies. 2016. No. 1/3. Pp. 4-10.
3. Russia and China will continue to simplify customs formalities. Alta-SOFT. 09/20/2023. URL: https://www.alta.ru/ external_news/103741/ (access date: 05/01/2024).
4. Report Russian-Chinese dialogue: model 2023. URL: https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-2023-Report87.pdf (access date: 05/01/2024).
5. Podberezkina O. A., Sazonov S. L. Russian-Chinese cooperation in the field of transport and logistics in new geopolitical conditions in 2022-2023. Browser. 2023. No. 3. pp. 44-55.
6. Wang Meilun International transport and logistics interaction between China and Russia and ways to increase its efficiency. Science and education in transport. 2022. No. 1. Pp. 205-207.
7. Yao Yao, Zhang Lu. Integration of logistics networks between Russia and China. Economics: yesterday, today, tomorrow. 2023. T. 13. No. 9A. Pp. 175-183.
8. Ren Amin, Absalyamova S.G. Modeling and optimization of Russian-Chinese logistics channels in the context of increasing trade flows. Progressive Economics. 2023. No. 2. Pp. 5-22.
9. Kovaleva I. V. Cross-border territories in regional economic policy: assessment and development prospects. Society and Civilization. 2022. T. 4, No. 3. Pp. 42-46.