УДК 332.12:636
doi: 10.47576/2949-1886.2024.4.4.016
Ковалева Ирина Валериевна,
доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия, [email protected]
Плотников Дмитрий Анатольевич,
директор, Международная транспортная компания «DSP LOGISTICS», Усть-Каменогорск, Казахстан, [email protected]
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ
ЛОГИСТИКИ КАК
СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается развитие транспортной логистики как стратегической составляющей внешнеэкономической деятельности. Международная торговля является одним из факторов развития экономики стран, поскольку способствует повышению производительности труда, росту производства, обеспечению высоких доходов населения, снижению безработицы, а также обмену технологиями и эффективности использования данных технологий. Интеграция стран-участниц международных транспортных коридоров оптимизирует транзитный потенциал, содействует локализации промышленности вдоль их маршрутов, развивает экспорт и усиливает связанность внутрикон-тинентальных государств и регионов. Международный транспортно-логистический коридор «Один пояс - один путь» является стратегическим направлением развития международной торговли между Китаем, Азией, Ближним Востоком и Европой.
Ключевые слова: логистика; транспорт; проект; международная торговля.
Kovaleva Irina V.,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia, [email protected]
Plotnikov Dmitry A.,
Director, International Transport Company "DSP LOGISTICS", Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan, [email protected]
DEVELOPMENT OF TRANSPORT LOGISTICS AS A STRATEGIC COMPONENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
The article considers the development of transport logistics as a strategic component of foreign economic activity. International trade is one of the factors of economic development of countries, as it contributes to increasing labor productivity, production growth, ensuring high incomes of the population, reducing unemployment, as well as technology exchange and the efficiency of using these technologies. The integration of countries participating in international transport corridors optimizes transit potential, promotes the localization of industry along their routes, develops exports and strengthens the connectivity of intercontinental states and regions. The international transport and Logistics corridor "One Belt, One Road" is a strategic direction for the development of international trade between China, Asia, the Middle East and Europe.
Keywords: logistics; transport; project; international trade.
Инициатива «Один пояс - один путь» была предложена в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином как ключевое направление развития международной торговли между Китаем, Азией, Ближним Востоком и Европой. Основой проекта является Великий шелковый путь, который на протяжении тысячелетия стал основной торговой сухопутной магистралью, соединяющей страны Средиземноморья и Китайскую империю [1]. Значимость Великого шелкового пути очень высока, поскольку именно благодаря данной сухопутной магистрали произошло развитие международной торговли, начался обмен
технологиями, а также культурный обмен, торговый путь сопутствовал росту крупных торговых городов.
Проект «Один пояс - одни путь» включает развитие двух международных путей: сухопутного и морского. Сухопутный, который но -сит название «Экономический пояс Шелково -го пути», включает страны, расположенные уже на сложившейся исторически сухопутной магистрали. Морской путь носит название «Морской Шелковый путь XXI века». Два пути разбиты на шесть экономических транспортных коридоров (рис. 1).
Рисунок 1 - Международные транспортные коридоры
Каждый коридор несет определенную важность для реализации проекта «Один пояс - один путь» и интеграции стран в единую транспортную сеть.
По мнению многих исследователей, для России наибольшую значимость представляет транспортный коридор «Новый Евразийский сухопутный мост», который берет начало из Ляньюньгана до Роттердама. Большая часть транспортного коридора проходит по территории России [2] На сегодняшний день ведутся проектные работы по строительству и НИОКР по составным частям коридора, которые будут проходить по высокоскоростной железнодорожной магистрали. По данным
исследователей, время в пути между Москвой и Пекином сократится в 4 раза с 5,5 дней до 32 часов.
Немаловажным для России является транспортный коридор «Китай - Монголия -Россия». Основные перспективы данного маршрута для России заключаются в привлечении инвестиций в регионы Дальнего Востока, в том числе Забайкальского края, увеличение товарооборота между тремя странами, развитие автомобильного рынка грузоперевозок, а также укрепление туризма между странами [3]. Основной целью проекта «Один пояс - один путь» являются: снижение барьеров и обеспечение свободной торговли
Рисунок 2 - Транспортные логистические коридоры «Один пояс - один путь» [2]
и инвестиций, рост значимости национальных валют, усиление экономической интеграции, через развитие единой транспортной инфраструктуры [4]. Кроме того, ожидаемый эффект, по оценкам специалистов Евразийского банка развития, составит увеличение
трафика на 40 %; контейнерных перевозок до 12,8 млн тонн [2].
Основные области сотрудничества, которые предполагает инициатива «Один пояс -один путь», представлены на рис. 3. Таким образом, инициатива «Один пояс - один
инфраструктурная взаимосвязь
координация в политической сфере
упрочнение духовного единства между народами
свободное движение капитала
Рисунок 3 - Главные направления сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь» [4; 5] - ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 4, 2024 117
путь» предполагает не только развитие международных торговых отношений, но направлена также на развитие социокультурных взаимоотношений стран участниц, развитие социального аспекта стран, находящихся вдоль маршрута Шелкового пути.
Еще одним направлением развития стран вдоль маршрута Шелкового пути является обмен технологиями, знаниями и культурой. Создание высокоинтеллектуальной транспортной сети в рамках инициативы «Один пояс - один путь» позволит странам совместно достичь высоких результатов в области технологий искусственного интеллекта, больших данных, облачных вычислений, что будет содействовать их процветанию и развитию [6].
Помимо социального и технологического
аспекта проект имеет высокий экономический эффект, который проявляется в росте ВВП стран, участвующих в нем.
Китайские исследователи отмечают, что инициатива «Один пояс - один путь» благоприятно повлияла на уровень доходов населения, занятость. Основным показателем, который объективно отражает динамику этих показателей, является индекс человеческого развития (ИЧР). Авторы выделили наиболее значимые изменения в таких странах, как Узбекистан, Казахстан, Белоруссия, Азербайджан (рис. 4).
С 2008 г. наибольшее изменение индекса человеческого развития наблюдалось в Узбекистане, где он вырос на 0,068 п.п., что говорит о росте доходов и занятости населения.
Рисунок 4 - Динамика интегрального показателя индекса человеческого развития в странах,
находящихся вдоль Шелкового пути [5]
Необходимо отметить участие стран-партнеров и их ресурсный потенциал в развитии системы международных транспортных коридоров. Так, наличие в составе железнодорожной сети технически оснащенных магистральных линий в сочетании с благоприятным географическим положением (в центре Евразийского континента) предопределило Казахстану роль транзитного звена в сообщении Европа - Азия. Территорию республики пересекают основные трансконтинентальные маршруты, связывающие между собой государства АТР, Ближнего и Среднего Востока, Европы - Трансазиатская железно-
дорожная магистраль (ТАЖМ). В настоящее время в Казахстане сформированы и функционируют следующие пять международных коридоров:
1. Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ) ( Достык/ Хоргос - Актогай - Саяк - Моинты - Астана -Петропавловск (Пресногорьковская);1910 км).
2. Южный коридор ТАЖМ.Данный коридор проходит по следующим маршрутам ( Достык/Хоргос - Актогай - Алматы - Шу -Арысь - Сарыагаш; 1831 км).
3. Центральный коридор ТАЖМ ( Сарыа-
гаш - Арысь - Кандагач - Озинки), обеспечивает транспортировку более 60% железнодорожным транспортом.
4. Север - Юг. Мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов ( 7200 км).
5. ТРАСЕКА.(Жезказган - Бейнеу, а также Ахалкалаки (Грузия) - Каре (Турция). Протяженность 3836 км.
6. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) проходит из Китая по территории Казахстана, Азербайджана и Грузии.
Сочетание естественного географического месторасположения, промышленного и технического потенциала, наличие авиационного, железнодорожного и водного транспорта, а также целенаправленная деятель-
ность областной и портовой администрации по созданию благоприятного инвестиционного климата формируют для развития комбинированного транспортного сообщения исключительные возможности, которые не могут не учитываться в проектах создания международных транспортных коридоров. Морской порт Актау как связующее звено в межгосударственных торгово-экономических отношениях в оперативном режиме обслуживает экспортно-импортные, транзитные грузы ряда предприятий Казахстана, России, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Центральной Азии.
Создание интеллектуальных транспортных систем имеет стратегическое значение в развитии международной торговли (рис. 5).
Рисунок 5 - Цели развития интеллектуальных транспортных систем [6]
По экспертному мнению академиков РАН А. А. Акаева и В. А. Садовничего, который основан на расчетах, проведенных посредством гравитационного уравнения Тинбер-гена, товарооборот Китая увеличится более чем в пять раз (кривая s), тогда как при обычном развитии товарооборот может вырасти только в три раза. Рост товарооборота по-
зволит Китаю добиться более плавного снижения темпов экономического роста до 3,3 % к 2030 г. и сохранить его вплоть до 2050 г. [7].
Для России рост объема товарооборота при эффективном использовании транспортного маршрута «Новый Евразийский сухопутный мост» составит более чем в пять раз к 2050 г., и достигнет 1200 млрд долл. (рис. 6).
Рисунок 6 - Прогнозные траектории роста объема товарооборота Китая и ЕС (2018-2050), млрд долл. [7]
При успешном развитии событий экономика темпов роста, близких к 5 % в год. Данное России уже к 2030 г. достигнет устойчивых исследование было проведено до начала
Рисунок 7 - Прогнозные траектории роста объема товарооборота России и ЕС (2018-2050) [7]
■Импорт Экспорт ......Линейная (Импорт) ...........Линейная (Экспорт)
Рисунок 8 - Прогноз роста международной торговли Китая и ЕС, млрд евро [8]
кризисных состояний экономики, обусловленных пандемией коронавируса и ухудшающейся политической ситуацией меду ЕС и Россией.
В России импорт со странами ЕС сократился в 2023 г. более чем в 4 раза, по сравне -нию с 2022 г., и практически оказался равен
объемам экспорта, который также сократился, но на 30,4 % (рис. 9).
Серьезно сократились в ЕС поставки углеводородов из России, а также групп металлов. Аналитики отмечают, что если введенные санкции не будут сняты к 2024 г., то Россия выйдет из числа крупных партнеров ЕС по товарообороту.
Рисунок 9 - Прогноз международной торговли ЕС - Россия, млрд евро [6-8]
Таким образом, события, связанные с ведением специальной военной операции и санкциями, значительно отразятся на прогнозе в негативную сторону. Тем не менее Россия является ключевой страной-транзитом, без которой развитие международных транспортных систем невозможно, а соответственно и положительные прогнозы возможны при условии снятия санкций и сотрудничества стран.
Список источников
1. Сыцзинь Жэнь, Матвеевская А.С. От великого Шелкового пути к проекту» Один пояс - один путь» // Наследие в руках молодежи: новые тренды. Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. СПб., 2023. С. 174-175.
2. Баженов Ю., Дертев А. «Новый Евразийский сухопутный мост» - проект века или упущенные возможности // Постсоветский материк. 2019. №2 (22). С. 59-66.
3. Ван Ц., Вовенда А. В., Любина Д. Е., Мушенко Е. В. Развитие экономического коридора Китай-Монголия-Россия: приграничное измерение // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 5. С. 27-33.
4. Ли На. Инициатива «один пояс - один путь», как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии // Вестник РУДН. 2018. № 4. С. 382-392.
5. Совместное строительство «Одного пояса, одного пути» идея, Практика и вклад Китая. Канцелярия
руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути», 2017. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1714269890 (дата обращения: 02.06.2024).
6. Ло Шуай, Янь Япин. О значении инициативы «Один пояс - Один путь» для социально - экономического развития стран вдоль маршрута Шелкового пути // Вопросы истории. 2023. № 5-2. С. 110- 115.
7. Соломатина А. Р. Цифровой шелковый путь, как составляющая инициативы «Один пояс - один путь» // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 4. С. 296307.
8. Акаев А. А., Садовничий В. А. Математическое измерение мегапроекта «Один пояс - один путь» // Вестник РАН. 2018. Т 88. № 8. С. 776-787.
References
1. Syjin Ren, Matveevskaya A.S. From the Great Silk Road to the "One Belt- One Road" project. Heritage in the hands of youth: new trends. International scientific and practical Conference of students and young scientists. St. Petersburg, 2023. Pp. 174-175.
2. Bazhenov Yu., Dertev A. "New Eurasian Land Bridge" - the project of the century or missed opportunities. The post-Soviet continent. 2019. No.2 (22). Pp. 59-66.
3. Wang Ts., Vovenda A.V., Lyubina D. E., Mushenko E. V. Development of the China-Mongolia-Russia economic corridor: a cross-border dimension. Socio-political sciences. 2021. Vol. 11. No. 5. Pp. 27-33.
4. Li Na. The "one belt, one road" initiative, as a new model of cooperation between China and Russia and the countries of Central Asia. Bulletin of the RUDN. 2018. No. 4. Pp. 382-392.
5. Joint construction of "One Belt, one road" idea, Practice and contribution of China. Office of the steering working group for the promotion of the construction of "One Belt, one Road", 2017. URL: https://docs .yandex. ru/docs/view?tm=1714269890 (date of application: 06/02/2024).
6. Luo Shuai, Yan Yaping. On the importance of the "One Belt, One Road" initiative for the socio-economic
development of countries along the Silk Road route. Questions of History. 2023. No. 5-2. Pp. 110-115.
7. Solomatina A. R. Digital Silk Road as a component of the initiative "One Belt, one Road". Post-Soviet studies. 2021. Vol. 4. No. 4. Pp. 296-307.
8. Akaev A. A., Sadovnichy V. A. Mathematical measurement of the megaproject "One Belt, one Way". Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2018. Vol. 88. No. 8. Pp. 776-787.