Научная статья на тему 'Оценка ожиданий населения как способ анализа общественно-политической ситуации'

Оценка ожиданий населения как способ анализа общественно-политической ситуации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мамонов Михаил Викторович

The author discusses an opportunity to use estimation of situation in the country and regions of Russian Federation through studying of public opinion of population and its expectations. Author considers to be especially significant estimation of a degree of adaptibility of population to new social and economic conditions and a degree of efficiency of activity of separate authorities rendering the greatest influence on formation of political agenda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of Expectations of Population as a Way of Analysis of Political Situation

The author discusses an opportunity to use estimation of situation in the country and regions of Russian Federation through studying of public opinion of population and its expectations. Author considers to be especially significant estimation of a degree of adaptibility of population to new social and economic conditions and a degree of efficiency of activity of separate authorities rendering the greatest influence on formation of political agenda.

Текст научной работы на тему «Оценка ожиданий населения как способ анализа общественно-политической ситуации»

М. В. Мамонов

ОЦЕНКА ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ КАК СПОСОБ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.

Комплексная оценка общественно-политической ситуации в стране и регионах Российской Федерации является значимой научной проблемой. Ее сложность обусловлена многофакторностью оценочной деятельности и отсутствием универсальных индикаторов, оперирование которыми позволило бы не только получить статичный срез ситуации, но и спрогнозировать динамику развивающихся процессов. Необходимость оценки ситуации не поддается сомнению: только комплексный и научно обоснованный анализ позволяет определить состояние политических институтов, возможный характер активности населения, в том числе и общественно-политической.

В рамках данной статьи предпринята попытка проанализировать общественно-политическую ситуацию в целом в Российской Федерации и, частично, в Саратовской области через оценку системы ожиданий населения. При этом объектом анализа являются как ожидания, так и оценка населением сложившейся реальности. Именно эти два фактора, по мнению Д. В. Ольшанского, определяют характер формирующихся настроений и, как следствие, политической активности населения. То есть ожидания и их реализация тогда превращаются в фактор влияния на политическое поведение индивидов, когда они находят отражение в настроениях людей. А настроения в этом контексте выступают производным результатом оценки людьми сложившегося положения дел и соотнесения действительности с собственными ожиданиями. Таким образом, общественные настроения есть специфическая реакция на степень рассогласования или, наоборот, совпадения потребного и наличного. По мнению Д. В. Ольшанского, при их совпадении массовые настроения практически отсутствуют. Преобладание наличного над потребным гарантирует позитивные настроения. Напротив, чем заметнее разрыв, «ножницы», между желаемым и доступным, тем сильнее негативные настроения (см.: Ольшанский, 2001). Совпадение ожиданий и оценки реальности приводит к формированию нейтральных настроений, а сама реализация ожиданий воспринимается как должное, в то время как превышение ожиданий над возможностями их реализации приводит к появлению негативных общественных настроений. Если же реализация ожиданий превышает изначально предполагаемый уровень, возникают позитивные общественные настроения. При этом на формирование ожиданий особое влияние

© Мамонов М. В., 2007

оказывает деятельность общественных и политических институтов, так как именно они являются активными участниками повестки дня. По своей природе ожидания являются комплексным явлением, учитывающим как личный опыт индивида, так и информацию, получаемую извне - от друзей и знакомых, средств массовой информации, органов власти. Несмотря на индивидуальный характер ожиданий, они поддаются систематизации и обобщению. Определение характера сформировавшихся ожиданий и оценок действительности возможно с помощью эмпирических методов.

В течение 10 лет Фонд «Общественное мнение» изучает ожидания населения и фиксирует оценки сложившейся реальности. При этом в ходе ежегодных опросов осуществляется выявление мнения населения по двум направлениям: личностные оценки итогов года и ожидаемые перспективы в следующем году, а также оценки ситуации в стране в целом в минувшем году и возможное изменение ситуации в стране в следующем году. Проведение двухуровневых исследований представляется обоснованным, так как они позволяют оценить степень адаптивности населения к сложившимся социально-экономическим условиям и выявить комплексную оценку деятельности главных политических акторов и, прежде всего, Президента РФ. О взаимосвязи оценок итогов прошедшего года и деятельности Президента РФ речь пойдет ниже.

Итак, десятилетние опросы показали, что в настоящий момент наблюдается максимальное сокращение разрыва между личностными (лично для себя) позитивными ожиданиями от года и оценок его итогов, что свидетельствует о высокой степени адаптивности населения к сформировавшимся условиям. (ФОМ, 1997-2006).

Результаты опросов в графической форме представлены на рисунке 1. При составлении графиков допущено смещение линии «год будет лучше предыдущего» на 1 временной этап вперед. Это позволяет соотнести ожидания от года с оценками его итогов, выраженными через год, после определения ожиданий.

Из представленного графика (рис. 1) видно, что, начиная с 2000 г., тенденция сокращения разрыва между личностными ожиданиями и оценками итогов года носит устойчивый характер, при этом падение позитивных оценок итогов года в 2002 и 2004 г. можно объяснить трагическими событиями в Москве в 2002 г. (захват заложников в «Норд-Осте») и событиями в Беслане в 2004 г. Снижение же позитивных ожиданий от 2002 г. связано с некоторым разочарованием от деятельности В. В. Путина в первые два года его президентства.

Двухлетний срок, очевидно, можно считать «периодом надежд», когда значительная часть населения связывала надежды на улучшение ситуации с новым политическим актором, не предъявляя ему требований относительно результативности его работы. По истечению двухлетнего периода возросла степень критичности в оценке

ситуации и, как следствие, произошло снижение уровня личностных ожиданий. Продолжительность этого периода — величина непостоянная и во многом определяется конкретной ситуационной спецификой. Чем ниже популярность сменяемого лидера, тем дольше период надежд. И, наоборот, чем выше популярность уходящего политика, тем меньше этот период.

гг.

^^год будет лучше предыдущего год был лучше предыдущего

Рис 1. Соотношение позитивных личностных ожиданий и оценок года 1997-2006 гг.

(% опрошенных)

Очевидно, что в случае с В. В. Путиным продолжительность данного периода имела максимальные значения. Это обусловлено тем, что он сменил на посту Президента РФ крайне непопулярного Б. Н. Ельцина, что и определило длительность «периода надежд». Корректность этого предположения подтверждается данными социологических исследований, проведенных в Саратове после смены также крайне непопулярного на момент отставки губернатора Д. Ф. Аяцкова. В апреле 2005 г. его сменил П.Л. Ипатов. По данным опроса «РОМИР-Саратов», проведенного в июне 2005 г., 46,4% опрошенных полагало, что в течение первых полутора-двух лет новому губернатору удастся «реализовать основные направления деятельности» (Бутенко, 2007, с. 7). Частность данного примера позволяет, тем не менее, проводить аналогии и с ситуацией в стране в целом. Завершение двухлетнего периода президентства В. В. Путина сопровождалось снижением позитивных личностных ожиданий. К слову сказать, аналогичная ситуация наблюдалась и в Саратовской области по завершению двухлетнего периода губернаторства П. Л. Ипатова. Возвращаясь к результатам опросов Фонда

«Общественное мнение», следует подчеркнуть, что позитивные личностные ожидания доминировали весь период путинского руководства, средний же уровень негативных ожиданий на 2000-2006 годы составил всего 11,3%. Выявленный высокий уровень адаптивности населения к сложившимся условиям позволяет говорить о создании условий для доминирования позитивных и нейтральных настроений.

Аналогичную ситуацию демонстрирует и анализ данных опросов в отношении ситуации в стране в целом. Позитивные и нейтральные ожидания и оценки ситуации в стране в целом превалировали в течение всего путинского периода. При этом разрыв между позитивными ожиданиями от года и оценками его итогов также был незначительным. (ФОМ, 1997-2006 гг.). При составлении графиков допущено смещение линии «год будет лучше предыдущего» на один временной этап вперед, что позволяет соотнести ожидания и оценки итогов года.

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

год будет лучше предыдущего лучше год был лучше предыдущего I

Рис 2. Соотношение позитивных ожиданий и оценок года ситуации в стране в целом в 1997-2006 гг (% опрошенных)

50

45

40

35

30

25

20

15

10

Возможно, что именно доминирование нейтральных и позитивных оценок ситуации в стране, а также минимальный разрыв между позитивными ожиданиями и позитивными оценками итогов года определили стабильность политических настроений и, как следствие, высокий уровень доверия Президенту страны В. В. Путину. В ходе анализа данных Фонда «Общественное мнение» была выявлена устойчивая корреляция между отношением к Президенту страны и оценками ситуации в России. Это позволяет сделать вывод, что именно ожидания в отношении будущего страны, а также оценка сложившейся ситуации является одним из основных факторов, де-

терминирующих отношение к главе государства (ФОМ 2000-2006). При составлении графика учитывались данные опросов по оценке деятельности Президента страны, проводимые в декабре. Такой выбор данных обуславливается тем, что опросы об итогах развития страны проводятся ежегодно также в декабре.

100 90 80 70 60 х 50 40 30 20 10 0

^^^™Оценка работы Президента РФ (отлично, хорошо, удовлетворительно)

Оценка итогов прошедшего года для страны (лучше предыдущего, такой же)

Рис. 3. Соотношение оценок деятельности Президента РФ и ситуации в стране в 2000-2006 гг. (% опрошенных)

К обозначенным выше тенденциям добавим, что среднегодовой уровень негативных оценок итогов года за 7 лет президентства В. В. Путина не превышал 17,5% и был всего лишь на 5% выше уровня негативных ожиданий от года. Представленные данные позволяют говорить о высоком уровне стабильности общественно-политических настроений в современном российском обществе. С одной стороны, зафиксирован высокий уровень адаптивности населения к сложившимся условиям, с другой, — доказано доминирование массовых позитивных оценок при рассмотрении ситуации в стране и выявлена взаимосвязь этих оценок с функционированием института президентства.

Представляется обоснованным применение изложенного подхода и при анализе общественно-политической ситуации на региональном уровне. При этом можно сравнивать не только уровень сложившихся региональных ожиданий и оценок итогов года, но и выявлять степень их корреляции с общестрановыми показателями. Полученные данные могут сигнализировать о существующих проблемах. При анализе ситуации, сложившейся в Саратовской области, использованы данные опросов, проведенных Информационно-аналитическим центром Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина. Так, в ходе опросов населения выяснилось, что уровень позитивных оценок итогов развития региона в

2006 г. существенно ниже уровня позитивных оценок ситуации в стране, выявленных в ходе общенациональных опросов. В Саратовской области доминируют нейтральные оценки. На втором месте — негативные оценки развития ситуации в регионе (см.: ФОМ, 2006). При этом особо подчеркнем, что уровень негативных оценок итогов развития региона в три раза выше показателей, полученных ФОМом при оценке ситуации в стране в целом. Данные цифры могут свидетельствовать о непростой общественно-политической ситуации, сложившейся в Саратовской области.

улучшилась не изменилась ухудшилась затрудняюсь с ответом

□ Ситуация в РФ (ФОМ) □ Ситуация в Саратовской области (ПАГС)

Рис 4. Соотношение оценок изменения ситуации в Саратовской области и Российской Федерации в 2006 г. (% от опрошенных)

Аналогичные данные получены и при анализе региональных ожиданий от развития ситуации в 2007 г. Как и в случае с итогами года, доминируют нейтральные ожидания. Принципиальным отличием от общефедеральной ситуации является заниженность позитивных ожиданий и завышенность негативных. При этом уровень региональных негативных ожиданий в два раза выше, чем по стране в целом. Разрыв между позитивными и негативными ожиданиями относительно ситуации в регионе составляет чуть более 8%, в то время как аналогичный показатель по стране в целом составляет 25%, то есть в 3 раза больше (см.: ФОМ, 2007).

Однако было бы неоправданным оценивать сложившуюся ситуацию как критическую. Соотношение оценок итогов 2006 г. и региональных перспектив в следующем году свидетельствует о наличии возможностей для улучшения общественно-политических настроений. Позитивные ожидания превалируют над негативными, что и позволяет говорить о возможном изменении ситуации в лучшую сторону.

ьи

45

40

35

30

25

20

15

10

затрудняюсь ответить

улучшится практически не изменится ухудшится

^□Ситуация в Саратовской области (ПАГС) □ Ситуация в РФ (ФОМ)

Рис 5. Соотношение ожиданий развития ситуации в Саратовской области и Российской Федерации в 2007 г.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

45,17

7,74

Улучшилась (улучшится)

Не изменилась (изменится)

Ухудшилась (ухудшится)

Затрудняюсь ответить

19,85

□ за прошедший год □ в течение будущего года год

Рис. 6. Соотношение оценок сложившейся ситуации в Саратовской области в 2006 году и перспектив ее развития в 2007 г. (% опрошенных)

Следует отметить, что при соотнесении оценок итогов года и ожиданий от следующего года на региональном уровне подтверждаются общефедеральные тенденции: рост позитивных ожиданий, сокращение негативных и нейтральных, а также значительное увеличение группы затруднившихся с ответом (см.: ФОМ, 2006; ФОМ 2007).

Сложившаяся в Саратовской области ситуация обусловлена в том числе и завершением двухлетнего периода губернаторства П. Л. Ипатова. С окончанием так называемого «периода надежд»

оценки работы губернаторской команды становятся более критичными и как следствие — растет критичность оценок ситуации в регионе. Это явление наблюдалось и в отношении Президента страны В. В. Путина. Однако в отличие от Президента России саратовскому губернатору пока так и не удалось предъявить значимых результатов своей деятельности, положительно сказавшихся на жизни больших групп населения. Тревожным фактом является значительность группы саратовцев, негативно оценивающей ситуацию в регионе и имеющей негативные ожидания в отношении предстоящего года. Ситуация осложнена постоянным увеличением данной группы, что может быть основанием для пессимистических прогнозов развития ситуации в регионе.

□ за прошедший год Пв течение будущего года год

Рис. 7. Соотношение оценок сложившейся ситуации в Российской Федерации в 2006 г. и перспектив ее развития в 2007 г. (% опрошенных)

Проведенное исследование свидетельствует о возможности оценки ситуации в стране и регионах РФ посредством анализа системы ожиданий населения. При этом ожидания и оценки сложившейся действительности позволяют оценить ситуацию по двум параметрам: степень адаптивности населения к новым социально-экономическим условиям и степень эффективности деятельности отдельных органов власти, оказывающих наибольшее влияние на формирование повестки дня. Соотношение региональных и обще-страновых показателей позволяет говорить об общности тенденций развития ситуации. Значительный же разрыв в показателях является свидетельством имеющейся специфики и нуждается в детальном анализе.

Дальнейший анализ системы ожиданий как фактора, детерми-

нирующего массовые настроения и поведение, требует углубленного анализа самой структуры ожиданий и влияния на них разных политических и общественных акторов. Данная проблема представляется достаточно масштабной и выходит за рамки данной статьи.

Литература

Бутенко. Т. Дембельский аккорд/ Время, 2007, 2 апреля (№12).

Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб: Питер, 2001.

ФОМ, 1997-2006: http://bd.fom.ru/report/map/d065012;

http://bd.fom.ru/report/cat/societas/image/remembrance_future/prognoz_i_ozhidaniya/wa Шпд_07^065016.

ФОМ, 1997-2006 а: http://bd.fom.ru/report/map/d065012;

http://bd.fom.ru/report/cat/societas/image/remembrance_future/prognoz_i_ozhidani ya/waiting_07/d065016

ФОМ, 2000-2006:

http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2000/tb003504;

http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2001/tb014804;

http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2002/d025104;

http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2003/tb034902;

http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2004/tb045104;

http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2005/d055205;

http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2006/d065005;

http://bd.fom.ru/report/map/d065012.

ФОМ, 2006: http://bd.fom.ru/report/map/d065012

ФОМ, 2007:

http://bd.fom.ru/report/cat/societas/image/remembrance_future/prognoz_i_ozhidaniya/wa ^тд_07^065016

ПОЛИТЭКС- 2007. Том 3. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.