М. В. Мамонов
ОЦЕНКА ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ КАК СПОСОБ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.
Комплексная оценка общественно-политической ситуации в стране и регионах Российской Федерации является значимой научной проблемой. Ее сложность обусловлена многофакторностью оценочной деятельности и отсутствием универсальных индикаторов, оперирование которыми позволило бы не только получить статичный срез ситуации, но и спрогнозировать динамику развивающихся процессов. Необходимость оценки ситуации не поддается сомнению: только комплексный и научно обоснованный анализ позволяет определить состояние политических институтов, возможный характер активности населения, в том числе и общественно-политической.
В рамках данной статьи предпринята попытка проанализировать общественно-политическую ситуацию в целом в Российской Федерации и, частично, в Саратовской области через оценку системы ожиданий населения. При этом объектом анализа являются как ожидания, так и оценка населением сложившейся реальности. Именно эти два фактора, по мнению Д. В. Ольшанского, определяют характер формирующихся настроений и, как следствие, политической активности населения. То есть ожидания и их реализация тогда превращаются в фактор влияния на политическое поведение индивидов, когда они находят отражение в настроениях людей. А настроения в этом контексте выступают производным результатом оценки людьми сложившегося положения дел и соотнесения действительности с собственными ожиданиями. Таким образом, общественные настроения есть специфическая реакция на степень рассогласования или, наоборот, совпадения потребного и наличного. По мнению Д. В. Ольшанского, при их совпадении массовые настроения практически отсутствуют. Преобладание наличного над потребным гарантирует позитивные настроения. Напротив, чем заметнее разрыв, «ножницы», между желаемым и доступным, тем сильнее негативные настроения (см.: Ольшанский, 2001). Совпадение ожиданий и оценки реальности приводит к формированию нейтральных настроений, а сама реализация ожиданий воспринимается как должное, в то время как превышение ожиданий над возможностями их реализации приводит к появлению негативных общественных настроений. Если же реализация ожиданий превышает изначально предполагаемый уровень, возникают позитивные общественные настроения. При этом на формирование ожиданий особое влияние
© Мамонов М. В., 2007
оказывает деятельность общественных и политических институтов, так как именно они являются активными участниками повестки дня. По своей природе ожидания являются комплексным явлением, учитывающим как личный опыт индивида, так и информацию, получаемую извне - от друзей и знакомых, средств массовой информации, органов власти. Несмотря на индивидуальный характер ожиданий, они поддаются систематизации и обобщению. Определение характера сформировавшихся ожиданий и оценок действительности возможно с помощью эмпирических методов.
В течение 10 лет Фонд «Общественное мнение» изучает ожидания населения и фиксирует оценки сложившейся реальности. При этом в ходе ежегодных опросов осуществляется выявление мнения населения по двум направлениям: личностные оценки итогов года и ожидаемые перспективы в следующем году, а также оценки ситуации в стране в целом в минувшем году и возможное изменение ситуации в стране в следующем году. Проведение двухуровневых исследований представляется обоснованным, так как они позволяют оценить степень адаптивности населения к сложившимся социально-экономическим условиям и выявить комплексную оценку деятельности главных политических акторов и, прежде всего, Президента РФ. О взаимосвязи оценок итогов прошедшего года и деятельности Президента РФ речь пойдет ниже.
Итак, десятилетние опросы показали, что в настоящий момент наблюдается максимальное сокращение разрыва между личностными (лично для себя) позитивными ожиданиями от года и оценок его итогов, что свидетельствует о высокой степени адаптивности населения к сформировавшимся условиям. (ФОМ, 1997-2006).
Результаты опросов в графической форме представлены на рисунке 1. При составлении графиков допущено смещение линии «год будет лучше предыдущего» на 1 временной этап вперед. Это позволяет соотнести ожидания от года с оценками его итогов, выраженными через год, после определения ожиданий.
Из представленного графика (рис. 1) видно, что, начиная с 2000 г., тенденция сокращения разрыва между личностными ожиданиями и оценками итогов года носит устойчивый характер, при этом падение позитивных оценок итогов года в 2002 и 2004 г. можно объяснить трагическими событиями в Москве в 2002 г. (захват заложников в «Норд-Осте») и событиями в Беслане в 2004 г. Снижение же позитивных ожиданий от 2002 г. связано с некоторым разочарованием от деятельности В. В. Путина в первые два года его президентства.
Двухлетний срок, очевидно, можно считать «периодом надежд», когда значительная часть населения связывала надежды на улучшение ситуации с новым политическим актором, не предъявляя ему требований относительно результативности его работы. По истечению двухлетнего периода возросла степень критичности в оценке
ситуации и, как следствие, произошло снижение уровня личностных ожиданий. Продолжительность этого периода — величина непостоянная и во многом определяется конкретной ситуационной спецификой. Чем ниже популярность сменяемого лидера, тем дольше период надежд. И, наоборот, чем выше популярность уходящего политика, тем меньше этот период.
гг.
^^год будет лучше предыдущего год был лучше предыдущего
Рис 1. Соотношение позитивных личностных ожиданий и оценок года 1997-2006 гг.
(% опрошенных)
Очевидно, что в случае с В. В. Путиным продолжительность данного периода имела максимальные значения. Это обусловлено тем, что он сменил на посту Президента РФ крайне непопулярного Б. Н. Ельцина, что и определило длительность «периода надежд». Корректность этого предположения подтверждается данными социологических исследований, проведенных в Саратове после смены также крайне непопулярного на момент отставки губернатора Д. Ф. Аяцкова. В апреле 2005 г. его сменил П.Л. Ипатов. По данным опроса «РОМИР-Саратов», проведенного в июне 2005 г., 46,4% опрошенных полагало, что в течение первых полутора-двух лет новому губернатору удастся «реализовать основные направления деятельности» (Бутенко, 2007, с. 7). Частность данного примера позволяет, тем не менее, проводить аналогии и с ситуацией в стране в целом. Завершение двухлетнего периода президентства В. В. Путина сопровождалось снижением позитивных личностных ожиданий. К слову сказать, аналогичная ситуация наблюдалась и в Саратовской области по завершению двухлетнего периода губернаторства П. Л. Ипатова. Возвращаясь к результатам опросов Фонда
«Общественное мнение», следует подчеркнуть, что позитивные личностные ожидания доминировали весь период путинского руководства, средний же уровень негативных ожиданий на 2000-2006 годы составил всего 11,3%. Выявленный высокий уровень адаптивности населения к сложившимся условиям позволяет говорить о создании условий для доминирования позитивных и нейтральных настроений.
Аналогичную ситуацию демонстрирует и анализ данных опросов в отношении ситуации в стране в целом. Позитивные и нейтральные ожидания и оценки ситуации в стране в целом превалировали в течение всего путинского периода. При этом разрыв между позитивными ожиданиями от года и оценками его итогов также был незначительным. (ФОМ, 1997-2006 гг.). При составлении графиков допущено смещение линии «год будет лучше предыдущего» на один временной этап вперед, что позволяет соотнести ожидания и оценки итогов года.
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
год будет лучше предыдущего лучше год был лучше предыдущего I
Рис 2. Соотношение позитивных ожиданий и оценок года ситуации в стране в целом в 1997-2006 гг (% опрошенных)
50
45
40
35
30
25
20
15
10
Возможно, что именно доминирование нейтральных и позитивных оценок ситуации в стране, а также минимальный разрыв между позитивными ожиданиями и позитивными оценками итогов года определили стабильность политических настроений и, как следствие, высокий уровень доверия Президенту страны В. В. Путину. В ходе анализа данных Фонда «Общественное мнение» была выявлена устойчивая корреляция между отношением к Президенту страны и оценками ситуации в России. Это позволяет сделать вывод, что именно ожидания в отношении будущего страны, а также оценка сложившейся ситуации является одним из основных факторов, де-
терминирующих отношение к главе государства (ФОМ 2000-2006). При составлении графика учитывались данные опросов по оценке деятельности Президента страны, проводимые в декабре. Такой выбор данных обуславливается тем, что опросы об итогах развития страны проводятся ежегодно также в декабре.
100 90 80 70 60 х 50 40 30 20 10 0
^^^™Оценка работы Президента РФ (отлично, хорошо, удовлетворительно)
Оценка итогов прошедшего года для страны (лучше предыдущего, такой же)
Рис. 3. Соотношение оценок деятельности Президента РФ и ситуации в стране в 2000-2006 гг. (% опрошенных)
К обозначенным выше тенденциям добавим, что среднегодовой уровень негативных оценок итогов года за 7 лет президентства В. В. Путина не превышал 17,5% и был всего лишь на 5% выше уровня негативных ожиданий от года. Представленные данные позволяют говорить о высоком уровне стабильности общественно-политических настроений в современном российском обществе. С одной стороны, зафиксирован высокий уровень адаптивности населения к сложившимся условиям, с другой, — доказано доминирование массовых позитивных оценок при рассмотрении ситуации в стране и выявлена взаимосвязь этих оценок с функционированием института президентства.
Представляется обоснованным применение изложенного подхода и при анализе общественно-политической ситуации на региональном уровне. При этом можно сравнивать не только уровень сложившихся региональных ожиданий и оценок итогов года, но и выявлять степень их корреляции с общестрановыми показателями. Полученные данные могут сигнализировать о существующих проблемах. При анализе ситуации, сложившейся в Саратовской области, использованы данные опросов, проведенных Информационно-аналитическим центром Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина. Так, в ходе опросов населения выяснилось, что уровень позитивных оценок итогов развития региона в
2006 г. существенно ниже уровня позитивных оценок ситуации в стране, выявленных в ходе общенациональных опросов. В Саратовской области доминируют нейтральные оценки. На втором месте — негативные оценки развития ситуации в регионе (см.: ФОМ, 2006). При этом особо подчеркнем, что уровень негативных оценок итогов развития региона в три раза выше показателей, полученных ФОМом при оценке ситуации в стране в целом. Данные цифры могут свидетельствовать о непростой общественно-политической ситуации, сложившейся в Саратовской области.
улучшилась не изменилась ухудшилась затрудняюсь с ответом
□ Ситуация в РФ (ФОМ) □ Ситуация в Саратовской области (ПАГС)
Рис 4. Соотношение оценок изменения ситуации в Саратовской области и Российской Федерации в 2006 г. (% от опрошенных)
Аналогичные данные получены и при анализе региональных ожиданий от развития ситуации в 2007 г. Как и в случае с итогами года, доминируют нейтральные ожидания. Принципиальным отличием от общефедеральной ситуации является заниженность позитивных ожиданий и завышенность негативных. При этом уровень региональных негативных ожиданий в два раза выше, чем по стране в целом. Разрыв между позитивными и негативными ожиданиями относительно ситуации в регионе составляет чуть более 8%, в то время как аналогичный показатель по стране в целом составляет 25%, то есть в 3 раза больше (см.: ФОМ, 2007).
Однако было бы неоправданным оценивать сложившуюся ситуацию как критическую. Соотношение оценок итогов 2006 г. и региональных перспектив в следующем году свидетельствует о наличии возможностей для улучшения общественно-политических настроений. Позитивные ожидания превалируют над негативными, что и позволяет говорить о возможном изменении ситуации в лучшую сторону.
ьи
45
40
35
30
25
20
15
10
затрудняюсь ответить
улучшится практически не изменится ухудшится
^□Ситуация в Саратовской области (ПАГС) □ Ситуация в РФ (ФОМ)
Рис 5. Соотношение ожиданий развития ситуации в Саратовской области и Российской Федерации в 2007 г.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
45,17
7,74
Улучшилась (улучшится)
Не изменилась (изменится)
Ухудшилась (ухудшится)
Затрудняюсь ответить
19,85
□ за прошедший год □ в течение будущего года год
Рис. 6. Соотношение оценок сложившейся ситуации в Саратовской области в 2006 году и перспектив ее развития в 2007 г. (% опрошенных)
Следует отметить, что при соотнесении оценок итогов года и ожиданий от следующего года на региональном уровне подтверждаются общефедеральные тенденции: рост позитивных ожиданий, сокращение негативных и нейтральных, а также значительное увеличение группы затруднившихся с ответом (см.: ФОМ, 2006; ФОМ 2007).
Сложившаяся в Саратовской области ситуация обусловлена в том числе и завершением двухлетнего периода губернаторства П. Л. Ипатова. С окончанием так называемого «периода надежд»
оценки работы губернаторской команды становятся более критичными и как следствие — растет критичность оценок ситуации в регионе. Это явление наблюдалось и в отношении Президента страны В. В. Путина. Однако в отличие от Президента России саратовскому губернатору пока так и не удалось предъявить значимых результатов своей деятельности, положительно сказавшихся на жизни больших групп населения. Тревожным фактом является значительность группы саратовцев, негативно оценивающей ситуацию в регионе и имеющей негативные ожидания в отношении предстоящего года. Ситуация осложнена постоянным увеличением данной группы, что может быть основанием для пессимистических прогнозов развития ситуации в регионе.
□ за прошедший год Пв течение будущего года год
Рис. 7. Соотношение оценок сложившейся ситуации в Российской Федерации в 2006 г. и перспектив ее развития в 2007 г. (% опрошенных)
Проведенное исследование свидетельствует о возможности оценки ситуации в стране и регионах РФ посредством анализа системы ожиданий населения. При этом ожидания и оценки сложившейся действительности позволяют оценить ситуацию по двум параметрам: степень адаптивности населения к новым социально-экономическим условиям и степень эффективности деятельности отдельных органов власти, оказывающих наибольшее влияние на формирование повестки дня. Соотношение региональных и обще-страновых показателей позволяет говорить об общности тенденций развития ситуации. Значительный же разрыв в показателях является свидетельством имеющейся специфики и нуждается в детальном анализе.
Дальнейший анализ системы ожиданий как фактора, детерми-
нирующего массовые настроения и поведение, требует углубленного анализа самой структуры ожиданий и влияния на них разных политических и общественных акторов. Данная проблема представляется достаточно масштабной и выходит за рамки данной статьи.
Литература
Бутенко. Т. Дембельский аккорд/ Время, 2007, 2 апреля (№12).
Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб: Питер, 2001.
ФОМ, 1997-2006: http://bd.fom.ru/report/map/d065012;
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/image/remembrance_future/prognoz_i_ozhidaniya/wa Шпд_07^065016.
ФОМ, 1997-2006 а: http://bd.fom.ru/report/map/d065012;
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/image/remembrance_future/prognoz_i_ozhidani ya/waiting_07/d065016
ФОМ, 2000-2006:
http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2000/tb003504;
http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2001/tb014804;
http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2002/d025104;
http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2003/tb034902;
http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2004/tb045104;
http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2005/d055205;
http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/putin/putin_summ/estimate_errata/appr aisal_2006/d065005;
http://bd.fom.ru/report/map/d065012.
ФОМ, 2006: http://bd.fom.ru/report/map/d065012
ФОМ, 2007:
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/image/remembrance_future/prognoz_i_ozhidaniya/wa ^тд_07^065016
ПОЛИТЭКС- 2007. Том 3. № 2