Научная статья на тему 'Общественно-политическая стабильность в России: основы и механизмы достижения'

Общественно-политическая стабильность в России: основы и механизмы достижения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1420
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОЖИДАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕКТАЦИОННАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / POLITICAL PROCESS / EXPECTATIONS / RELATIVE EXPECTATION DEPRIVATION / MASS COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамонов Михаил Викторович

Проанализирована оценка населением общественно-политической стабильности в Российской Федерации. Показана особая роль политических факторов при оценке населением экономической и социальной ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-Political Stability in Russia: the Bases and Mechanisms of Achievement

The populations appraisal of social and political stability in the Russian Federation is analyzed. The special role of political factors when estimating the social and political situation by people was shown.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая стабильность в России: основы и механизмы достижения»

3. Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России // Обозреватель. 1999. № 3. С. 41-43.

4. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Раздел «История ООН». иКЬ: http://www.un.org/russian/basic/history/charterhistory/atl.html

5. Устав Организации Объединенных Наций. иКЬ: http://www.un.org/ru/documents/charter/

6. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года. иКЬ: http://www.constitution.mvk.ru/content/view/212/159/lang,russian

7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Рос. газ. 1997. № 247.

8. Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 апр. 2000 г. № 706 // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сент. 2000 г. № Пр-1895) // Рос. газ. 2000. № 187.

10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

11. Сурков В.Ю. Суверенная демократия и «Единая Россия» // Стратегия России. 2006. № 3. С. 5-24.

12. Медведев Д.А. Россия, вперед! иКЬ: http://www.kremlin.ru/news/5413

M.V. Mamonov Public-Political Stability in Russia:

the Bases and Mechanisms of Achievement

The population's appraisal of social and political stability in the Russian Federation is analyzed. The special role of political factors when estimating the social and political situation by people was shown.

Key words and word-combinations: political process, expectations, relative expectation deprivation, mass communications.

Проанализирована оценка населением общественно-политической стабильности в Российской Федерации. Показана особая роль политических факторов при оценке населением экономической и социальной ситуации в стране.

Ключевые слова и словосочетания: политический процесс, ожидания населения, относительная экспек-тационная депривация, массовые коммуникации.

УДК 316.334.3 ББК 60.561.3

М.В. Мамонов

ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В РОССИИ:

ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ*

^^ажной характеристикой политического процесса в современной России является общественно-политическая стабильность, достигнутая в период президентства Владимира Путина и сохраняющаяся после его ухода

* Статья подготовлена в рамках проекта «Создание многофакторной модели депривационно-го анализа конфликтогенного потенциала обществ в условиях структурных преобразований» (проект Российского фонда фундаментальных исследований № 09-06-90362-ю-0сет_а).

с должности главы государства. В числе основных проявлений стабильности -высокий уровень удовлетворенности населения характером развития страны и принятие реализуемой политики, устойчивость отношения россиян к ключевым политическим акторам, низкий уровень протестной активности.

Анализ общественно-политической ситуации в Российской Федерации предполагает определение причин и составляющих стабильности, а также поиск ответов на вопросы: почему рейтинг В. Путина вне зависимости от занимаемой должности стабильно высок, а его преемник Д. Медведев лишь ненамного отстает от предшественника; почему в ходе выборов в большинстве случаев партия «Единая Россия» демонстрирует стабильно высокий результат, а также как объяснить, что экономические трудности, проявившиеся в национальной экономике в условиях мирового кризиса, практически не сказываются на уровне доверия к политическим акторам и властным институтам; почему в условиях падения большинства экономических показателей россияне крайне сдержанно рассматривают возможность собственного участия в различных акциях протеста?

Список вопросов может быть значительно расширен. Ответ на них невозможен без понимания природы стабильности как самостоятельного явления и определения ее детерминант.

Представляется, что именно категория стабильности является ключевой для анализа современного процесса в Российской Федерации. Как показывают данные социологических опросов, свое видение стабильности имеет большинство респондентов, которые полагают, что она определяется уверенностью в завтрашнем дне, спокойным настоящим, отсутствием перемен и потрясений [1]. Логичность такого понимания рассматриваемого явления диктуется здравым смыслом и обывательским восприятием действительности. Вряд ли что-то лучше характеризует предсказуемость жизни, чем устойчивость и понятность материального положения.

«Путинский» период для большинства россиян стал олицетворением стабильности. Ее достижение в период президентства В. Путина называется россиянами в качестве одного из трех наиболее важных результатов работы главы государства [2]. К слову сказать, эта же закономерность проявляется и при оценке респондентами деятельности Л.И. Брежнева (по результатам социологического исследования, проведенного ФОМ в 2006 г.). В числе трех самых важных положительных результатов его деятельности участники опроса называли бесплатное образование, бесплатное здравоохранение и стабильность -уверенность в завтрашнем дне [3]. Представляется, что для россиян именно ощущение политико-социальной стабильности, трансформирующееся в личном плане в уверенность в завтрашнем дне, и является одним из базовых компонентов ценностной и оценочной систем.

Полученные ФОМ данные подтверждаются и опросом ВЦИОМ, проведенным 24-25 мая 2008 г. Социологи спрашивали россиян, как они оценивают деятельность политических лидеров России последнего столетия - от императора Николая II до Владимира Путина. В рейтинге политиков, под руководством которых, по мнению опрошенных россиян (1600 человек), Россия разви-

валась в правильном направлении, лидирует Владимир Путин (80%); на втором месте - Леонид Брежнев (41%), на третьем - Владимир Ленин (33%); по 31% голосов набрали Иосиф Сталин и Николай II; далее следуют Никита Хрущев (29%), Михаил Горбачев и Борис Ельцин (по 17%). Борис Ельцин занимает первое место в списке политических лидеров, при которых, по мнению респондентов, Россия шла по неверному пути (64%); за ним следует Михаил Горбачев (63%) [4].

Природа стабильности состоит в определении вероятности достижения сформулированных перспектив, то есть перспективы предстают неким образом будущего, наполненным ожиданиями. Именно ощущение достижимости или реализации ожиданий и создает уверенность в завтрашнем дне. В связи с этим логичен вопрос: относительно чего возникают или формулируются ожидания россиян, в какой степени они являются объектом управления?

Можно предполагать, что экономические характеристики ситуации являются базовыми в процессе оценки населением своего положения и окружающего мира. С одной стороны, это так. Стабильность в глазах населения - это прежде всего «высокие, вовремя выплачиваемые и постепенно растущие зарплаты и пенсии» [1]. С другой стороны, говорить об экономической стабильности в условиях мирового кризиса не приходится. По данным Фонда «Общественное мнение», в конце августа 2009 г. только 3% населения оценивали экономическое положение как хорошее, 45% как удовлетворительное, 43% как плохое [5]. Значит, состояние российской экономики признают хорошим лишь отдельные респонденты, на жизни которых кризис, очевидно, совсем не сказался. Почти 90% опрошенных считают, что при оценке экономической ситуации целесообразно применять категории отрицательного смыслового наполнения. Заметим, что уровень позитивных оценок никогда не превышал 10% - этот показатель был характерен для рубежа 2007-2008 гг.

Очевиден парадокс: население крайне критично оценивает состояние национальной экономики, но при этом позитивно воспринимает власть, о чем свидетельствует устойчивость рейтинга первых лиц государства.

Справедливости ради отметим, что, по данным многолетних наблюдений, группа удовлетворительно и негативно оценивающих национальную экономику за период проведения таких опросов (с 2002 г.) никогда не была меньше 76% от общего числа опрошенных. Менялось только соотношение тех, кто высказывал резко негативные или удовлетворительные оценки. Если в 2002-2005 гг. преобладали негативные оценки, то с 2006 г. вплоть до января 2009 г. доминировали удовлетворительные оценки. Экономический кризис, докатившийся в начале 2009 г. до провинции, опять привел к увеличению частоты высказывания негативных оценок экономического состояния России.

Рассмотрение экономической детерминанты стабильности дает основание сделать два принципиально важных вывода: 1) экономическая составляющая рассматриваемого явления слабо выражена; 2) стабильность - это прежде всего предсказуемость процесса, а не его позитивное изменение. Опросы позволяют предположить, что осознание состояния экономики страны способствовало приспособлению людей к сложившейся ситуации, а бедность

не становилась причиной роста негативных оценок. Примечательны данные другого социологического опроса, результаты которого представлены ФОМ (табл. 1) [6].

Таблица 1

Оценка экономического положения России в сравнении с другими странами, %

Вариант ответа 03.1998 01.1999 01.2000 09.2000 11.2001 06.2002 12.2006 12.2007 11.2008 03.2009

Находится в первой десятке 4 2 2 7 10 9 8 13 29 20

Находится между 10 и 50-м местом 27 17 17 27 31 29 33 36 39 38

Находится между 50 и 100-м местом 27 28 44 30 25 27 24 22 10 15

Находится среди наиболее отстающих стран 28 44 25 25 21 25 14 6 4 7

Затрудняюсь ответить 15 8 11 11 13 11 21 23 18 20

Степень критичности оценок экономического положения страны подтверждается и при сопоставлении с другими странами. В ноябре 2008 г. - последнего успешного докризисного года - только 29% населения считали, что Россия по экономическому развитию входит в число лидеров, и всего 3% в декабре 2007 г. сочли ее лидирующей в плане материального положения граждан.

Вообще уровень критичности в оценке собственного материального положения намного выше, чем в оценке состояния экономики (табл. 2). Объяснение этому лежит в факте изначальной неэффективности информационной политики власти в этом вопросе: невозможно бедному внушить, что он богат, даже жестко контролируя информационные потоки.

Примечательно, что на протяжении семи лет президентства Путина (20012007) фиксируется факт относительной стабильности суммарных оценок первой и второй групп по обеим таблицам, несмотря на наличие реальных экономических изменений. Необъясним практически двукратный рост показателей, произошедший на рубеже 2000 и 2001 гг. Это служит дополнительным подтверждением высказанного ранее предположения о слабости экономической детерминанты оценочной деятельности респондентов. Очевидно, экономические оценки отражают отдельные компоненты эмоционально-психологического состояния общества.

Начало экономического кризиса привело к значительному падению позитивных оценок по большинству социально-экономических показателей. Так, по данным О. Каменчук [7], директора по коммуникациям ВЦИОМ, кризис при-

вел к падению пяти из шести постоянно отслеживаемых ВЦИОМ индексов удовлетворенности экономической и политической ситуацией в стране (индекс социального оптимизма, собственно материального положения россиян и др.). На протяжении последних лет эти индексы уверенно росли.

Таблица 2

Оценка положения России в мире по уровню материального достатка населения, % [6]

Вариант ответа 03.1998 01.1999 01.2000 09.2000 11.2001 06.2002 12.2006 12.2007

Находится в первой десятке стран 2 1 1 3 3 4 3 3

Находится между 10 и 50-м местом 20 10 11 15 19 20 22 26

Находится между 50 и 100-м местом 28 31 37 29 32 30 30 31

Находится среди наиболее отстающих стран 35 51 40 44 35 35 26 20

Затрудняюсь ответить 16 7 10 9 12 11 19 20

Следствием кризиса стало падение и социального оптимизма, и уровня оценок направления развития страны, и оценок экономической ситуации, как в стране, так и в семье. Единственный индекс, который не обвалился, хотя снижение все равно произошло, - это оценка политической ситуации в России. В чем причина такого расклада? Почему даже кризис не сказывается на оценке политической ситуации в стране и деятельности первых лиц государства? Заметим, что стабильность уровня потенциальной протестной активности населения позволяет сформулировать предположение, что именно оценка политической ситуации детерминирует характер и интенсивность политической активности населения, в том числе и протестной.

Разобраться в складывающейся ситуации поможет анализ современной политической практики. Для российского политического процесса последних девяти лет характерна общность тенденций в части управления публичным пространством и способов формирования общественного мнения. Президент Дмитрий Медведев перенял методы работы своего предшественника. Это позволяет рассматривать девятилетний период как целостность и выявлять общие тенденции в формировании ожиданий и оценок действительности.

Система ожиданий - комплексное явление. Часть из них имеет личный характер, другие же - коллективны и определяются спецификой территориальной и гражданской идентичности населения. Они значимы для людей как части общества. По нашему мнению, эти ожидания и могут быть объектом управленческой практики. Задача власти состоит в том, чтобы определить объект ожиданий и показать возможность или факт их реализации.

Оценка реальности через призму сформировавшихся ранее ожиданий опре-

деляет характер оценки действительности. Превышение ожиданий по сравнению с оценками реальности приводит к росту негативных оценок, обратный процесс - к увеличению позитива в оценках и формированию ощущения стабильности, предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне и реальности ожидаемого.

По нашему мнению, в основе оценки конкретной ситуации лежит ее соотнесение с ожиданиями, при этом сами параметры ситуации подчас имеют второстепенное значение. Рассогласование реальности и ожиданий определяет характер формирующихся настроений, влияющих, в свою очередь, на политическое поведение и оценку деятельности политических акторов.

Значимость негативных ситуаций как фактора мотивации поведения населения резко снижается, если они были ожидаемыми. Они будут восприниматься как неизбежность и лишь в малой степени активизируют негативные настроения. В то же время в условиях ожидания негативного развития событий реализация сценария пусть с небольшим, но позитивным результатом станет основанием для значительного улучшения настроений и оценок действительности, даже если полученный результат при объективной оценке окажется весьма скромным.

Важным в указанных случаях является признание управляемости как системой ожиданий, так и оценками реальности. При этом обоснованно называть рассматриваемое явление экспектационной депривацией.

Одним из достижений путинской команды стало превращение высказанных положений в элемент политической практики. Можно зафиксировать целенаправленные усилия по управлению системой ожиданий через актуализацию отдельных проблем или групп проблем, представляющих значение для большинства россиян. В целях реализации этого власть сосредоточила в своих руках значительное количество медийных ресурсов. Поэтому логично рассматривать ситуацию с помощью данных о значимости составляющих медиа-повестки для населения.

Еженедельно Фонд «Общественное мнение» в рамках проекта «Индикаторы» задает респондентам вопрос: «Какие события прошедшей недели, о которых сообщалось в средствах массовой информации, больше всего заинтересовали Вас, привлекли Ваше внимание?». Данный вопрос является открытым, что предполагает самостоятельное формулирование респондентами ответов. Полученные среднегодовые показатели за 2001-2008 гг. представлены на рисунке [8].

Результаты социологических опросов свидетельствуют, что в течение всего срока их проведения наиболее актуальными для россиян стали сюжеты о катастрофах и международной жизни, попадание которых в СМИ обусловлено скорее политической волей и заказом, чем значимостью для россиян. Международные сюжеты доминируют с 2005 г. Примечательно, что, начиная с этого времени, ранее стабильный уровень положительных оценок деятельности и уровень доверия Президенту РФ Владимиру Путину стал повышаться, притом что адекватного роста положительных оценок состояния экономики не фиксировалось (табл. 3) [9].

« ♦ "Международная жизнь, события за рубежом

Катастрофы, преступления, скандалы в России

Деятельность Президента, события во властных структурах внутриполитические события Экономика и социальная жизнь в России Известные люди, наука, спорт, досуг, праздники

Мнение респондентов о наиболее актуальных и значимых событиях, освещенных в СМИ, %

Таблица 3

Отношение населения к Президенту РФ В.В. Путину, %

Вариант ответа 2005 2006 2007

Доверяю Президенту РФ 47 54 68

Положительно оцениваю деятельность

Президента РФ 38 47 63

Полученные данные позволяют предположить, что основным объектом ожиданий, формируемых властью у населения, являются вопросы международных отношений, медийное освещение которых на протяжении последних лет осуществляется наиболее интенсивно. Благодаря СМИ они становятся частью повестки дня. Именно через актуализацию этих проблем, демонстрацию способов и практики их решения политическое руководство России демонстрирует населению свою результативность, тем более что возможностей для проверки и оценки реального уровня результативности международной деятельности российских политиков у населения нет.

Эффективность международной деятельности Президента РФ (а именно он в глазах россиян и является основным проводником воли страны на международной арене) привела к изменению оценок роли Российской Федерации в международных процессах. Согласно данным опросов, сегодня 60% населения считают Россию великой державой (в 1996 г. подобного мнения придерживался всего 21% населения) [10].

Субъективная результативность деятельности Президента Путина на между-

народной арене и стала основой для формирования ощущения стабильности, реализуемости ожидаемого, которые проецируются на различные сферы жизнедеятельности человека и общества в целом. Обозначенная зависимость настроений россиян от оценки результативности внешнеполитической деятельности главы государства подтверждается и на других примерах, относящихся к президентству Дмитрия Медведева. В число наиболее ярких входит «пятидневная война».

Грузино-югоосетинский конфликт привлек внимание подавляющего большинства россиян. Согласно данным опроса, проведенного ФОМ 16-17 августа 2009 г., более 50% респондентов заявило о том, что это событие, освещенное в СМИ, привлекло их внимание. В целом же за август вопросы международной жизни отметили в качестве наиболее значимых и интересных в медиа-повестке 61% опрошенных. Одним из последствий военного конфликта на южных рубежах России стало увеличение рейтинга доверия Президенту Дмитрию Медведеву. Если положительный уровень доверия в июле 2008 г. составлял 46% и был стабилен в течение предыдущих месяцев, то к сентябрю он поднялся до 56% и также оставался стабильным на протяжении последующих месяцев [11].

Представленные факты позволяют утверждать, что в основе общественнополитической стабильности в России лежит признание населением эффективности руководства страны по ограниченному числу направлений, в частности -международной деятельности. Вопросы международной жизни стали в последние годы пространством формирования ожиданий и демонстрации результативности деятельности власти, прежде всего Президента РФ, что в значительной степени определяет отношение населения к действительности и оценку отдельных политических акторов.

Таким образом, управление повесткой дня является механизмом формирования общественно-политической стабильности. Ее формирование детерминировано не столько реальным положением дел в экономической и социальной сфере, сколько эффективностью управления массовым сознанием через влияние на повестку дня населения и СМИ.

Библиографический список

1. URL: bd.fom.ru/report/map/d072121

2. URL: bd.fom.ru/report/map/d081721

3. URL: bd.fom.ru/report/map/dd064934

4. URL: news.vl.ru/world/2008/11/06/vosmiletka/

5. Ц^: bd.fom.ru/pdf/d34sitek.pdf

6. Ц^: bd.fom.ru/report/cat/inter_pol/mesto_v_mire/d091317

7. ЦЕЬ: wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-aIkhiv/item/sing]e/11688.html?no_cache=1&cHash=cb2b306320

8. URL: bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0917/d091716 ; bd.fom.ru/report/map/ projects/dominant/dom0915Ш91518

9. URL: bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2008/dom0804/ d080401

10. ЦRL: bd.fom.ru/report/map/d083422

11. Ц^: bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2008/dom0844/d084402

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.