Научная статья на тему 'Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «Повестки дня» россиян'

Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «Повестки дня» россиян Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
281
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамонов Михаил Викторович

В статье проанализирован характер влияния различных политических субъектов на формирование представлений россиян о наиболее значимых событиях и явлениях. Автор показывает динамику и механизм формирования общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Political Subjects in Formation of Priorities of the Interpersonal Agenda of Russians

In this paper the influence of political subjects on the formation of interpersonal agenda of Russians is studied, the subject field of such the influence is defined, and the character of information politics of the authorities of the country is analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «Повестки дня» россиян»

М. В. Мамонов

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРИОРИТЕТОВ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ «ПОВЕСТКИ ДНЯ» РОССИЯН

В статье проанализирован характер влияния различных политических субъектов на формирование представлений россиян о наиболее значимых событиях и явлениях. Автор показывает динамику и механизм формирования общественного мнения.

Анализ влияния политических субъектов на массовое сознание предполагает определение характера и методов их воздействия на процесс установления повестки дня, а также выявление предметного поля такого воздействия. В современных российских условиях политическому руководству страны принадлежит ключевая роль в формировании «повестки дня» населения. Это обусловлено активностью политической элиты и возможностью использовать СМИ в качестве проводника собственной воли. Средства массовой информации, бесспорно, самостоятельно участвуют в формировании перечня наиболее актуальных проблем для населения. Однако лишь в отдельных случаях их участие действительно носит самостоятельный характер и затрагивает общеполитические вопросы (см.: Дьякова, Трахтенберг, 1999; Дьякова, 2003).

Понимая повестку дня как совокупность актуальных проблем и сюжетов, имеющих ряд самостоятельных характеристик, особо подчеркнем, что политические субъекты с помощью СМИ оказывают наибольшее влияние на определение перечня ненавязчивых проблем и сюжетов, так как к их числу относятся такие проблемы, с которыми люди непосредственно не сталкиваются в повседневной жизни, а их значимость для населения определяется во многом благодаря активности СМИ и политических субъектов. Значительная часть таких проблем формирует межличностную повестку дня ("interpersonal agenda"), принципиальной характеристикой которой является обсуждение людьми проблем и сюжетов, включенных в нее. «В целом гипотеза установления повестки дня предполагает, что средства массовой информации весьма успешно ранжируют в сознании аудитории ненавязчивые, но убедительные темы, но не могут скрыть действительно существующие проблемы, знакомые каждому по личному опыту, и не могут задавать приоритеты и стандарты на пустом месте» (Дьякова, Трахтенберг, с. 69).

Отдельные навязчивые проблемы, существование которых определяется личным опытом индивида, также входят в межличностную повестку дня, однако их значимость для политических субъек-

© Мамонов М. В., 2008

тов вторична, в силу ограниченности возможности воздействия на них и малой вероятности достижения массового консенсуса при обсуждении вариантов их решения. Оценка навязчивых проблем и способов их преодоления детерминируется, прежде всего, личным опытом индивида, а не позицией политических субъектов.

Выделяя особую значимость межличностной повестки в деле формирования общественного мнения, подчеркнем, что роль различных политических субъектов состоит, прежде всего, в определении перечня ненавязчивых проблем и сюжетов, включенных в нее. В контексте рассматриваемой проблемы значимость иных видов повесток дня, а именно личной ("intrapersonal agenda") и предполагаемой общественной ("реrсеived community agenda") для политических субъектов вторична, так как они в значительно меньшей степени детерминируют структуру пространства публичного обсуждения1, именно обсуждение материалов СМИ с другими людьми формирует систему приоритетных проблем (естественно, речь идет прежде всего о ненавязчивых проблемах, по отношению к которым в полной мере реализуется эффект установления «повестки дня»).

Выявление содержания ненавязчивых проблем межличностной повестки дня возможно с помощью различных эмпирических методов. Так, Фонд «Общественное мнение» еженедельно в рамках проекта «Индикаторы» задает респондентам вопрос: «Какие события прошедшей недели, о которых сообщалось в средствах массовой информации, больше всего заинтересовали Вас, привлекли Ваше внимание?». Данный вопрос является открытым, что предполагает самостоятельное формулирование респондентами ответов. Полученные среднегодовые показатели за 2001-2007 гг. представлены в табл. 1 (ФОМ а). В графической форме данные таблицы выглядят следующим образом (рис. 1).

Полученные результаты позволяют говорить о том, что наиболее актуальными для респондентов в течение семи лет проведения опросов оказались сюжеты международной жизни, а также всевозможные скандалы, катастрофы и преступления. При этом в последние годы первенство принадлежит международным вопросам. Полагаем, что полученные данные не являются случайными, а стали результатом информационной политики, проводимой политическим руководством страны. Примечательно в этой связи, что вопросы деятельности властных структур, включая президента России, а

1 В исследованиях уже отмечены особенности восприятия информации, передаваемой различными каналами коммуникации: человек запоминает примерно 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 50% того, что слышал и видел, 70% того, о чем сам рассказывал, и 90% того, что сам делал. См.: Почепцов Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997. С. 131.

также вопросы политического и социально-экономического развития страны называются респондентами актуальными лишь в отдельных случаях. О причинах такой информационной политики политического руководства страны речь пойдет ниже.

Табл. 1. Мнение респондентов о наиболее актуальных и значимых событиях,

освещенных в СМИ (%)

Дата опроса 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Международная жизнь, события за рубежом 18 8 20 14 17 19 16

Катастрофы, преступления, скандалы в России 30 30 18 19 11 14 10

Деятельность президента, события во властных структурах, внутриполитические события 10 9 3 2 3 3 8

Экономика и социальная жизнь в России 5 3 4 6 8 5 5

^^^"Международная жизнь, события за рубежом

Катастрофы, преступления, скандалы в России

Деятельность Президента, события во властных структурах внутриполитические события Экономика и социальная жизнь в России

Рис. 1. Мнение респондентов о наиболее актуальных и значимых событиях,

освещенных в СМИ (%)

Целесообразно говорить о существовании помесячной динамики в отношении заявленных проблем. Результаты её изучения в 2007 г. представлены в табл. 2 (ФОМ б). Напомним, что политической спецификой 2007 г. являлось проведение избирательной кам-

пании по выборам депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ и фактическое начало кампании по выборам президента России.

Табл. 2. Мнение респондентов о наиболее актуальных и значимых событиях, освещенных в СМИ в 2007 г. (%)

Дата опроса 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 20072

Международная жизнь, события за рубежом 25 10 8 23 22 17 26 11 12 11 16 7 16

Катастрофы, преступления, скандалы в России 7 8 21 5 11 10 7 19 6 6 17 4 10

Деятельность президента, события во властных структурах, внутриполитические события 2 12 5 3 2 2 2 2 18 16 7 25 8

Экономика и социальная жизнь в России 6 5 5 5 2 3 5 4 5 13 5 4 5

Графически полученные данные представлены на рис. 2.

30

Катастрофы, преступления, скандалы в России

Деятельность Президента, события во властных структурах, внутриполитические события Экономика и социальная жизнь в России

Рис. 2. Мнение респондентов о наиболее актуальных и значимых событиях, освещенных в СМИ в 2007 г. (%)

2 Рассчитано как среднеарифметическое значение за весь период, представленный в таблице.

Значительная активизация освещения проблем деятельности органов власти произошла в сентябре-декабре 2007 г., что обусловливается проведением кампании по выборам депутатов Государственной думы. Однако даже в этот период проблемы международной жизни входили в группу наиболее освещаемых (табл. 3) (ФОМ в).

Каждый всплеск интереса респондентов к проблемам какой-либо группы был связан с конкретным событием. Так, повышение интереса к деятельности властных органов в период с 15 по 29 сентября был вызван отставкой премьер-министра М. В. Фрадкова и назначением нового главы правительства. Рост интереса к деятельности властных органов в 20-х числах октября был вызван «прямой линией» Президента России В. В. Путина. Причина всплеска интереса к проблемам социального и экономического развития страны в середине октября состояла в скачке инфляции. Приведенные цифры подтверждают выявленную ранее автором закономерность, которая заключается в том, что максимальный срок интереса населения к одномоментному событию не превышает одного месяца.

Наиболее отчетливо данная закономерность проявилась в случае со сменой главы правительства страны (сентябрь). Тенденции, выявленные в ходе анализа данных сентября-декабря 2007 г., подтвердились и во время кампании по выборам президента РФ (декабрь 2007 г. - март 2008 г.). В этот период существенно вырос интерес к деятельности органов власти. События международной жизни отошли на второй план. При этом каждый всплеск интереса имел четко определяемую причину, к примеру — доклад президента РФ В. В. Путина на заседании Государственного совета РФ (опрос от 12-13 февраля) и т. д. Следует особо остановиться на группе лиц, затруднившихся с ответом относительно наиболее актуальных событий. Очевидно, к данной группе относятся те, кто не интересуется общественно-политической информацией СМИ. Анализ данных опроса Фонда «Общественное мнение» за 2006-2008 гг. позволяет говорить об увеличении этой группы, даже несмотря на крупные политические кампании 2007-2008 гг. (табл. 4)3.

Последствия данной тенденции имеют особое значение для политиков, участвующих в формировании повестки дня. В случае увеличения группы лиц, не интересующихся общественнополитической информацией СМИ, эффективность их воздействия на массовое сознание неизбежно сократится. Полученные данные

3 Составлено на основе анализа отдельных опросов, проведенных ФОМ в рамках проекта «Индикаторы».

__________________________________________________________________ 101

коррелируют с результатами других опросов Фонда «Общественное мнение» (табл. 5, 6) (ФОМ г).

Табл. 3. Мнение респондентов о наиболее актуальных и значимых событиях, освещенных в СМИ в сентябре-декабре 2007 г. (%)

Дата опроса 08.09 9 о 22.09 9 о 2 0 ЧСІ 0 0 оп 0 о 2 0 2 оп 0 о 2 2 об 0 2 Итого4

Международная жизнь, события за рубежом 15 9 10 11 9 9 15 13 9 24 12 17 8 6 12

Катастрофы, преступления, скандалы в России 7 2 7 3 9 4 3 7 26 12 15 12 2 6 8

Деятельность президента, события во властных структурах, внутриполитические события 5 32 29 23 17 8 27 11 5 4 8 11 34 24 17

Экономика и социальная жизнь в России 4 3 5 6 9 21 13 11 8 4 6 3 2 4 7

Известные люди, наука, спорт, досуг, праздники 5 0 2 2 3 3 1 1 3 4 3 1 1 1 2

е ог р Д 5 4 5 3 5 3 3 4 5 2 4 3 2 3 4

Затруд- няюсь ответить 63 54 48 56 52 55 44 57 48 55 56 59 54 58 54

4 Рассчитано как среднеарифметическое значение за весь период, представленный в таблице.

Табл. 4. Динамика группы респондентов, затруднившихся с ответом на вопрос о наиболее актуальных и значимых событиях, освещаемых в СМИ (%)

год %

2008 (1 кв) 60

2007 56

2006 54

Табл. 5. Динамика групп респондентов, заявляющих об интересе к политике (%)

Вы лично интересуетесь или не интересуетесь политикой? 10-11.02.2001 30-31.10.2004 24-25.06.2006 3-4.11.2007

Интересуюсь 43 40 39 38

Не интересуюсь 54 57 58 59

Затрудняюсь ответить 4 3 2 3

Табл. 6. Динамика групп респондентов - потребителей общественно-политической и экономической информации СМИ (%)

Как часто Вы в среднем смотрите телевизор, слушаете радио, читаете газеты, чтобы узнать новости политической и экономической жизни России? 9-10.02. 2002 6-7.09. 2003 30-31.10. 2004 24-25. 06 2006

Каждый день 69 56 52 40

3-4 раза в неделю 16 15 16 21

1-2 раза в неделю 8 11 13 17

Реже, чем раз в неделю 4 10 7 10

Вообще не интересуюсь новостями 3 7 9 7

Затрудняюсь ответить 1 1 3 2

Анализ данных об интересе респондентов к сюжетам повестки дня (табл. 1, 2, 3) свидетельствует о крайне низком интересе населения к проблемам социально-экономического развития страны, что в определенной степени противоречит жизненной логике. Можно говорить о том, что отсутствие интереса к экономическим вопросам есть следствие реализуемой информационной политики. В значительной степени экономические проблемы относятся к числу навязчивых проблем, то есть тех, в отношении которых у населения есть собственная точка зрения, обусловленная имеющимся опытом и условиями жизни. Актуализация экономической проблематики в не___________________________________________________________ 103

ПОЯИТЭКГ- 2008. Том 4. № 3

специализированных СМИ может привести к росту критических оценок, так как опросы показывают, что большинство опрашиваемых весьма критично относится к экономическому положению России (ФОМ д). В декабре 2007 года только 10 % респондентов дали положительную оценку состоянию российской экономики. Критичность экономических оценок неизбежно спроецируется на наиболее значимых политических акторов.

Определение структуры межличностной «повестки дня» и особенно перечня ненавязчивых проблем зависит от понимания принципов формирования общественного мнения и мотивации политического поведения граждан. На наш взгляд, в современных условиях наиболее эффективен подход, в рамках которого политическое поведение рассматривается как реакция на степень согласования (рассогласования) ожиданий населения и оценок сложившейся реальности. Превышение ожиданий над оценками реальности приводит к формированию негативных настроений и соответствующего ему характера политической активности, обратная ситуация — к позитивным настроениям. В случае совпадения этих показателей формируются нейтральные оценки и настроения (см.: Ольшанский, 2001). Характер формирующихся настроений определяет оценку населением деятельности властных органов и наиболее значимых политических акторов. Использование данного подхода для анализа массового сознания предполагает и ответ на вопрос об объекте ожиданий, то есть в отношении каких сторон действительности формируются ожидания. В случае отсутствия грамотной информационной политики органов власти и отказа от участия в процессе формирования ожиданий, население само определяет их объект. Можно предположить, что им становятся какие-либо навязчивые проблемы. Данный вариант развития ситуации весьма негативно сказывается на оценке населением деятельности органов власти, так как значительная часть этих проблем не может быть решена в принципе из-за разницы в способах их осмысления населением и властью. Кроме того, и об этом уже шла речь, в отношении навязчивых проблем практически невозможно достичь консенсуса, общего видения цели и способов их решения. В случае с ненавязчивыми проблемами вероятность достижения массового консенсуса о перспективах и методах решения проблем значительно выше, что способствует организации эффективного воздействия на массовое сознание.

Рассмотрение современной российской действительности и представленных в работе эмпирических данных позволяет говорить о наличии у политического руководства страны четко выстроенной информационной политики и успешности ее реализации через под-

контрольные СМИ. Основным объектом формируемых у населения ожиданий являются вопросы международных отношений, медийное освещение которых на протяжении последних лет осуществляется наиболее интенсивно. Благодаря СМИ, они включаются в межличностную повестку дня и получают свое развитие. Именно через актуализацию этих проблем политическое руководство страны демонстрирует населению свою эффективность, тем более что возможностей для проверки и оценки реального уровня эффективности международной деятельности российских политиков у населения нет.

Есть основания для того, чтобы заявлять о доминировании органов власти федерального уровня, их руководителей в процессе формирования межличностной повестки дня населения. Однако падение интереса к политической информации в СМИ в самое ближайшее время может привести к ослаблению влияния власти на формирование повестки дня. Следствием этого станет актуализация и выдвижение на первый план навязчивых проблем, порожденных жизненным опытом людей. Развитие данного сценария неизбежно приведет к усилению рассогласования между ожиданиями и оценками реальности, росту критических оценок действительности и, как следствие, усилению протестных настроений и падению рейтингов доверия ключевым политическим субъектам страны.

Литература

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург: УрО РАН, 1999; Дьякова Е. Г. Власть и массовая коммуникация. (Опыт теоретического моделирования). Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. Екатеринбург, 2003.

Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001.

ФОМ а: составлено по: http://bd.fom.rU/report/map/dominant/dom0815/d081501#Abs5; http://bd.fom.rU/report/map/dominant/dom0814/d081401#Abs5. фОм б: составлено по:http://bd.fom.ru/report/map/d080601; http://bd.fom.ru/report/map/d080601.

фОм в; составлено по:http://bd.fom.ru/report/ma p/d075101; http://bd.fom.ru/report/map/d074902; http://bd.fom.ru/report/map/d074802; http://bd.fom.ru/report/map/d074702; http://bd.fom.ru/report/map/d074601; http://bd.fom.ru/report/map/d074501; http://bd.fom.ru/report/map/d074402; http://bd.fom.ru/report/map/d074301; http://bd.fom.ru/report/map/d074201; http://bd.fom.ru/report/map/d074101; http://bd.fom.ru/report/map/d074001; http://bd.fom.ru/report/map/d073901; http://bd.fom.ru/report/map/d073801; http://bd.fom.ru/report/map/d073701; http://bd.fom.ru/report/map/d073601. фОм г: составлено по: http://bd.fom.ru/report/map/dd062522; http://bd.fom.ru/report/map/dd044411; http://bd.fom.ru/report/map/d074522; http://bd.fom.ru/report/map/dd044411.

ФОМ д: составлено по: http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0751/d075123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.