Измерение уровня комфортности школьной образовательной среды / Е. Ю. Пряжникова, Н. И. Ковалева, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Научный диалог. — 2016. — № 3 (51). — С. 316—328.
ЕМ НИШ-4
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-
УДК 371.264+37.015.31
Измерение уровня комфортности школьной образовательной среды
© Пряжникова Елена Юрьевна (2016), доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (Москва, Россия), [email protected].
© Ковалева Наталья Ивановна (2016), кандидат психологических наук, доцент, филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани (Славянск-на-Кубани, Россия), [email protected].
© Сергеева Марина Георгиевна (2016), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), [email protected]. © Соколова Наталия Леонидовна (2016), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), [email protected].
Рассматривается вопрос об измерении уровня комфортности школьной образовательной среды. Представлены результаты научно-исследовательской работы, в которой отражена попытка построить измерительный материал для определения уровня комфорта субъектов образовательного процесса в школе. Рассмотрены переменные индикатора для регулировки, и таким образом уточнен смысл понятия «уровень комфорта». Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях объективная оценка уровня комфортности образовательной среды является важным показателем уровня психологического климата школы и учебно-воспитательного процесса в целом. Авторы останавливаются на позиции, что для определения оптимальных значений параметров для управления социальным объектом необходимы надежные (точные) оценки латентных переменных, которые характеризуют сложные объекты исследования. Авторами доказано, что эффективность образовательного процесса зависит от показателя комфортности образовательной среды. Внимаю читателей представлена информация о реализации психолого-педагогической программы, способствующей повышению уровня школьной комфортности. Особое внимание уделяется исследованию уровня комфортности всех участников образовательного процесса: школьников, учителей и родителей в условиях образовательной среды. Полученные результаты, представленные в статье, подтвердили эффективность использования теории измерения латентных переменных для формирования интегральных показателей.
Ключевые слова: комфорт образовательной среды; психологический климат. 1. Введение
В процессе обновления современного общества, возрастания требований к личности и её профессионализму все более актуальными становятся вопросы повышение качества образования. Решение данной проблемы связано с рядом аспектов: модернизацией содержания образования, оптимизацией способов, технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка в контексте предметности культуры общества; как окружение ребенка, содержащее средства для его личностного развития; как совокупность образовательных технологий, методов управления учебно-воспитательным процессом и взаимодействий с социальными институтами общества; как сочетание социальных, культурных, специальных психолого-педагогических и пространственно-временных условий; как соединение различных возможностей и средств образования, формирования личности, межчеловеческих отношений, имеющихся у администрации, педагогов, учащихся и родителей [Баева, 2006].
Анализ современных исследований показал, что эффективность образовательного процесса будет зависеть от показателя комфортности образовательной среды [Зарубин и др., 1998; Сыманюк, 2004 и др.]. По данным исследований Э. Э. Сыманюк, хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности или комфортности (школа без опасности насилия, унижения, оскорбления) [Сыманюк, 2004]. Для родителей же «хорошая школа» должна обеспечивать безопасность детей, заботиться об их здоровье [Getting, 2001]. Таким образом, комфортность участников школьной образовательной среды ориентирована на личностно-доверительные отношения, защиту личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз.
Для того чтобы объективно оценить качество функционирования социального объекта, эффективность инновации, определить оптимальные значения параметров для управления социальным объектом необходимы надежные оценки латентных переменных, которые характеризуют сложные объекты исследования. В нашем исследовании была разработана методика измерения и мониторинга на линейной шкале уровня комфортности школьной образовательной среды. Степень комфортности обучения в школе измеряется на интервальной (линейной шкале), что позволяет использовать широкий спектр процедур статистического анализа для решения практиче-
ских задач — установления уровня взаимопонимания и удовлетворенности взаимоотношениями субъектов образовательного процесса, преобладающего настроения субъектов образовательного процесса, продуктивности взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.
2. Выявление уровней комфортности субъектов школьной образовательной среды
В данном исследовании мы предположили, что разработка и реализация программы, основанной на показателях психологической безопасности, способствует повышению уровня комфортности школьной образовательной среды. Исследование проводилось на базе школ Славянского и Темрюкского районов Краснодарского края. Выборка составила 450 человек, из них 150 человек — учителя общеобразовательных школ, 150 — учащиеся общеобразовательных школ, 150 — родители данных учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что в рамках теории латентных переменных местоположение респондентов и индикаторных переменных измеряется на одной и той же шкале комфортности в обучении в школе. Такие измерения являются надежной основой для объективного мониторинга и сравнительного анализа [Маслак, 2007; Сыманюк, 2004]. Нами были выявлены уровни комфортности учителей, учащихся и родителей с помощью адаптированного опросника И. А. Баевой.
Для каждого из субъектов образовательной среды количество вопросов варьируется: для учителей — 32 вопроса, для учащихся — 27, для родителей — 24. Однако все вопросы направлены на выявление отношения субъектов к образовательной среде образовательного учреждения, включают следующие показатели: самооценку участия в жизни школьного коллектива, оценку взаимоотношений учащихся и педагогов, оценку характера взаимоотношений учащихся друг с другом, оценку соматического здоровья, развития познавательной и личностной сфер, толерантности субъектов образовательного процесса. Также используемый опросник позволяет выявить степень удовлетворенности такими характеристиками, как «возможность высказать свою точку зрения», «уважительное отношение к себе», «возможность обратиться за помощью», «определить уровень защищенности от публичного унижения, угроз, недоброжелательного отношения».
После обработки ответов учащихся были получены следующие результаты. У 68 % респондентов начальной школы наблюдается высокий уровень комфортности. Они в меньшей степени испытывают дискомфорт как на уроках, так и на переменах; им нравится учиться; они считают, что школа помогает развитию их интеллектуальных способностей, жизненных
умений и навыков. Также они в большей степени удовлетворены значимыми характеристиками образовательной среды школы (взаимоотношения с учениками — 71 %, возможность обратиться за помощью — 65 %, возможность проявлять инициативу — 54 %). У 17,3 % учащихся начальной школы выявлен низкий уровень комфортности. Это проявляется в желании сменить образовательное учреждение на другое. Кроме того, был выявлен средний уровень комфортности — 14,7 % учащихся. В то же время можно отметить, что в средней школе наблюдается снижение уровня комфортности от 5 класса к 7. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение уровней комфортности в зависимости от класса.
В анкетировании приняли участие 150 учителей, из них 75 респондентов — учителя начальных классов, 75 — учителя средней школы. После обработки анкет учителей были получены следующие результаты: с 5 по 7 класс наблюдается повышение уровня комфортности с 44 % (5 класс) до 64 % (7 класс). В то же время для родителей всех учащихся в большей степени характерен высокий уровень комфортности — 66,7 %.
В начальной школе высокий уровень комфортности выявлен у 65,3 % респондентов, средний — у 12 %, отрицательный — у 22,7 %. Хотелось бы отметить, что для учителей с отрицательным уровнем комфортности характерно проявление синдрома эмоционального выгорания.
Одной из важных задач, возникающих при измерении латентной переменной, является оценка качества измерительного инструмента, а именно набора индикаторных переменных. Оценка адекватности собранных данных модели измерения осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Наиболее важной характеристикой набора индикаторных переменных как измерительного инструмента является совместимость самих индикаторных переменных. Измеряемые объекты по полученным оценкам латентной переменной (на основе модели Раша) делятся на три примерно равные группы: с низким, средним и высоким уровнями.
Рис. 2. Соотношение между уровнем комфортности учителей и индикаторными переменными
Критическим значением уровня соответствия индикаторной переменной измеряемой латентной переменной (уровня значимости статистики Хи-квадрат) является значение 0,05. При уровне соответствия меньшем, чем 0,05, индикаторную переменную рекомендуется исключить из набора. Обобщенная характеристика соответствия между уровнем комфортности учителей и индикаторными переменными, характеризующими эту латентную переменную, представлена на рисунке 2.
В верхней части рисунка находится гистограмма, показывающая распределение оценок уровня комфортности учителей, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесь persons соответствуют участникам, а items — индикаторным переменным. Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:
— диапазон варьирования оценок уровня комфортности учителей — 6,6 логит (от -2,8 до +2,8 логит). Это свидетельствует о том, что учителя различаются по уровню комфортности;
— индикаторные переменные варьируются в небольшом диапазоне — 1,6 логит (от -0,8 до +0,8 логит);
— между двумя этими наборами (учителями и индикаторными переменными) существует небольшое смещение — различие между соответствующими средними равно 1,052 логит. Это означает, что выбранный набор индикаторов является информативным для измерения уровня комфортности учителей.
Рис. 3. Соотношение между уровнем комфортности учеников и индикаторными переменными
Обобщенная характеристика соответствия между уровнем комфортности учеников и индикаторными переменными, характеризующими эту латентную переменную, представлена на рисунке 3.
На основе представленной на этом рисунке информации можно сделать следующие выводы:
— диапазон варьирования оценок уровня комфортности учеников — 8,6 логит (от -4,6 до +4 логит), что свидетельствует о том, что ученики различаются по уровню комфортности;
— индикаторные переменные варьируются в небольшом диапазоне — 1 логит (от -0,6 до +0,4 логит);
— между двумя этими наборами (учениками и индикаторными переменными) существует небольшое смещение — различие между соответствующими средними равно 1,015 логит. Это означает, что выбранный набор индикаторов является информативным для измерения уровня комфортности учеников.
Обобщенная характеристика соответствия между уровнем комфортности родителей и индикаторными переменными, характеризующими эту латентную переменную, представлена на рисунке 4.
На основе представленной на этом рисунке информации можно сделать следующие выводы:
— диапазон варьирования оценок уровня комфортности родителей — 8,6 логит (от -6,6 до +7,6 логит), это свидетельствует о том, что родители различаются по уровню комфортности, то есть выбранный набор индика-
Рис. 4. Соотношение между уровнем комфортности родителей и индикаторными переменными
торных переменных хорошо дифференцирует уровень комфортности родителей;
— индикаторные переменные варьируются в небольшом диапазоне — 2,6 логит (от -1,6 до +1 логит);
— между двумя этими наборами (родителями и индикаторными переменными) существует небольшое смещение — различие между соответствующими средними равно 2,847 логит; это означает, что выбранный набор индикаторов является информативным для измерения уровня комфортности родителей.
Таким образом, нами были выявлены различные уровни комфортности субъектов школьной образовательной среды, а также подтверждена адекватность измерительного инструмента, а именно набора индикаторных переменных для выявления уровня комфортности.
3. Программа повышения уровня школьной комфортности
На втором этапе нами была реализована программа, способствующая повышению уровня школьной комфортности. Программа включает упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции психических состояний. Она реализовывалась в течение трех месяцев и предполагала по одному занятию в неделю с каждой группой субъектов образовательной среды. На третьем этапе проводилось повторное исследование после реализации программы, обработка, анализ, обобщение, интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования. Результаты представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение уровней комфортности учителей, учащихся и родителей на третьем этапе
В качестве примера рассмотрим анализ качества тестовых заданий для учащихся. В целях иллюстрации предлагаем наиболее отличительные индикаторные переменные:
— наиболее адекватную модели измерений индикаторную переменную;
— наименее адекватную модели измерений индикаторную переменную;
— индикаторную переменную, характеризующую наибольший уровень комфортности;
— индикаторную переменную, характеризующую наименьший уровень комфортности.
Наиболее полно поведение индикаторных переменных описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые характеризуют выбор уровня индикаторной переменной в зависимости от значения измеряемой латентной переменной. На рисунке 6 представлены характеристические кривые для наиболее отличительных индикаторных переменных учащихся.
Наиболее адекватной модели измерений комфортности учащихся является индикаторная переменная И6, которой соответствует вопрос: «Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?».
Уровень значимости статистики Хи-квадрат для этой переменной является наибольшим и равен 0,253. Характеристическая кривая для этой переменной представлена на рисунке 6. Адекватность индикаторной переменной модели измерения определялась следующим образом. Уровень комфортности учащихся по полученным результатам делится на несколько групп. Учитывая объем выборки (150) число групп выбрано равным трем. Далее для
0 12 3
Person Location [logils]
Рис. 6. Характеристическая кривая для индикаторной переменной ill «Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?»
каждой группы вычисляется среднее значение уровня комфортности, и на основе критерия Хи-квадрат определяется степень близости этих трех экспериментальных точек характеристической кривой, построенной на основе модели Раша. Значение статистики ChiSq[Pr] = 0,253 > 0,05 свидетельствует о том, что по критерию ХИ-квадрат экспериментальные точки, соответствующие средним значениям трех групп, близки модельной кривой.
Наименее адекватной модели измерений является индикаторная переменная i6, которой соответствует вопрос: «Какое настроение вызывает у вас работа, которую Вы выполняете?» Уровень значимости статистики
Рис. 7. Характеристическая кривая для индикаторной переменной i6 «Какое настроение вызывает у вас работа, которую Вы выполняете?»
Рис. 8. Характеристическая кривая для индикаторной переменной ill «Оцените данную характеристику 'возможность обратиться за помощью'»
Хи-квадрат для этой переменной является наименьшим и равен 0,000. Характеристическая кривая для индикаторной переменной i3 представлена на рисунке 7.
Наибольший уровень комфортности учащихся характеризует индикаторная переменная ИЗ, которой соответствует вопрос: «Оцените данную характеристику 'возможность обратиться за помощью' по 5-балльной системе в зависимости от степени удовлетворенности, где 1 соответствует в очень большой степени, а 5 — совсем нет». Это означает, что данная индикаторная переменная лучше других дифференцирует участников с самым высоким уровнем комфортности. Характеристическая кривая для этой переменной представлена на рисунке 8.
Наименьший уровень комфортности учащихся характеризует индикаторная переменная i4, которой соответствует вопрос: «Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию Ваших интеллектуальных способностей?» Это означает, что данная индикаторная переменная лучше других дифференцирует участников с самым низким уровнем комфортности. Характеристическая кривая для этой переменной представлена на рисунке 9.
Обобщенная характеристика соответствия между уровнем комфортности учащихся и индикаторными переменными, характеризующими эту латентную переменную, представлена на рисунке 10.
В верхней части рисунка находится гистограмма, показывающая распределение оценок уровня комфортности учащихся, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторных переменных на той
Рис. 9. Характеристическая кривая для индикаторной переменной i32 «Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию Ваших интеллектуальных способностей?»
же самой шкале. Здесь persons соответствуют участникам, а items — индикаторным переменным.
На основе представленной на этом рисунке информации можно сделать следующие выводы:
— диапазон варьирования оценок уровня комфортности учащихся — 7 логит (от -2,8 до +3,2 логит), это свидетельствует о том, что учащиеся различаются по уровню комфортности, то есть выбранный набор индикаторных переменных хорошо дифференцирует уровень комфортности учеников;
Рис. 10. Соотношение между уровнем комфортности учащихся и индикаторными переменными
— индикаторные переменные варьируются в небольшом диапазоне — 2,6 логит (от -0,8 до +1,8 логит);
— между двумя этими наборами (учащимися и индикаторными переменными) существует небольшое смещение — различие между соответствующими средними равно 1,333 логит. Это означает, что выбранный набор индикаторов является информативным для измерения уровня комфортности учащихся.
4. Выводы
Полученные результаты подтвердили эффективность использования теории измерения латентных переменных для формирования интегральных показателей. Эти измерения могут быть использованы для решения многих задач, прежде всего:
— коррекции набора индикаторных переменных, характеризующих уровень комфортности образовательной среды;
— измерения, мониторинга и сравнительного анализа уровня комфортности образовательной среды в школах.
Литература
1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 288 с.
2. Зарубин В. Г. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды / В. Г. Зарубин, В. А. Макаридина, Н. И. Алмазова // Образование XXI века : проблемы, прогнозы, программы, проекты. — Санкт-Петербург : Питер, 1998. — С. 18—24.
3. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах : теория и практика / А. А. Маслак. — Славянск-на-Кубани : Издательский центр СГПИ, 2007. — 424 с.
4. Сыманюк Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды : учебное пособие для студентов вузов / Э. Э. Сыманюк. — Москва : Академический Проект, 2004. — 234 с.
5. Getting Started RUMM 2010. Rasch Unidimensional Measurement Models. Pert : RUMM Laboratory Ltd, 2001. — 87 p.
Measuring the Comfort Level of School Education Environment
© Pryazhnikova Yelena Yuryevna (2016), Doctor of Psychology, professor, Moscow State University for Psychology and Pedagogy (Moscow, Russia), [email protected].
© Kovaleva Natalya Ivanovna (2016), PhD in Psychology, associate professor, branch of Kuban State University in Slavyansk-na-Kubani (Slavyansk-na-Kubani, Russia), [email protected].
© Sergeyeva Marina Georgiyevna (2016), Doctor of Education, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), [email protected].
© Sokolova Nataliya Leonidovna (2016), PhD in Philology, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), [email protected].
The issue of measuring the comfort level of school education environment is covered. The results of research work which attempts to construct the measuring material to determine the comfort level for subjects of educational process in school are presented. Indicator variables for the control are considered, and thus clarifies the meaning of "comfort level" concept. The relevance of the study is determined by the fact that in modern conditions the objective assessment of comfort level of the education environment is an important indicator of the school psychological climate level and of the educational process in general. The authors stop on the position that to determine the optimal values of the parameters for social object management the reliable (accurate) assessments of latent variables are needed that characterize complex objects of study. The authors prove that the effectiveness of educational process depends on comfort level of the education environment. Information on the implementation of psycho-pedagogical programmes to raise the school comfort level is presented to the readers. Special attention is given to the comfort level studying for all participants of educational process: pupils, teachers and parents in the education environment. The results presented in the paper confirm the effectiveness of the theory of measurement of latent variables for the formation of integrated indicators.
Key words: educational environment comfort; psychological climate.
References
Baeva, I. A. 2006. Obespecheniye psikhologicheskoy bezopasnosti v obrazovatelnom uchrezhdenii: prakticheskoye rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Rech. (In Russ.). Getting Started RUMM 2010. Rasch Unidimensional Measurement Models. 2001. Pert :
RUMM Laboratory Ltd. Maslak, A. A. 2007. Izmereniye latentnykh peremennykh v sotsialno-ekonomicheskikh sistemakh: teoriya i praktika. Slavyansk-na-Kubani: Izdatelskiy tsentr SGPI. 424. (In Russ.).
Symanyuk, E. E. 2004. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatelnoy sredy. Moskva:
Akademicheskiy Proekt. (In Russ.). Zarubin, V. G., Makaridina, V. A., Almazova, N. I. 1998. Sotsialnaya komfortnost' kak sredstvo optimizatsii obrazovatelnoy sredy. In: Obrazovaniye XXI veka: problemy, prognozy, programmy, proekty. Sankt-Peterburg: Piter. 18—24. (In Russ.).