Кузнецова Ирина Александровна НОУ ВПО ИГУПИТ E-mail: [email protected]
Оценка качества систем дистанционного обучения
Аннотация: Рассмотрены некоторые аспекты построения системы оценки качества дистанционного обучения и рассмотрены основные группы показателей качества. Для выявления факторов, определяющих качество образования, предложено исследовать зависимость качества дистанционного обучения от особенностей каждого компонента системы дистанционного обучения.
Ключевые слова: Качество образования, качество дистанционного обучения, учебные материалы (репозиторий), система доставки материалов обучаемому, система оценивания результатов учебы, модель обучаемого (его профиль).
The Abstract: Some aspects of constructing a system of quality evaluation of remote training are considered as well as the basic groups of indicators of such quality. For revealing the factors defining the quality of education, it is offered to investigate the dependence of remote training quality on features of each component of the remote training system.
The Keywords: Quality of education, remote training quality, teaching materials (repository), system of delivery teaching materials to the trainee, model of the trainee (his profile).
Дистанционное обучение, по мнению подавляющего большинства числа специалистов, имеющих отношение к образованию, является «панацеей» от всех проблем. С этим можно согласиться, но при одном условии - дистанционное обучение должно быть построено с необходимым и достаточным уровнем качества обучения. В настоящей статье сделана очередная попытка сформулировать, что должна представлять из себя система оценки качества дистанционного обучения. Понятно, что рамки статьи позволяют остановиться только на самых основных моментах проблемы.
В сфере образования под качеством обучения, т.е. под удовлетворением требований заказчика, подразумевается соответствие знаний и умений выпускников учебного заведения требованиям, предъявляемым со стороны рынка труда. Общество через спрос на выпускников на рынке труда доводит до высшей школы свои потребности и контролирует уровень подготовки специалистов. Престиж вуза зависит от того, как котируются на рынке труда и куда устраиваются на работу его выпускники. С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Вторая модель управления качеством образования основана на контроле не только знаний обучаемых, но и процессов обучения, их организации и применяемых средств.
В условиях современной России первоочередное внимание уделяется дистанционному образованию. Оценка качества дистанционного образования во многих отношениях должна быть близкой к оценке качества обычного очного или заочного образования. Так, качество образования, как комплекса знаний и умений, должно отвечать одним и тем же требованиям, вне зависимости от формы обучения. Однако оценка качества по показателям организации процесса обучения будет зависеть от формы обучения.
В сфере образования возможно управление качеством обучения на основе как оценки знаний и умений выпускников путем тестирования, так и оценки показателей организации,
процесса и средств обучения. Необходимо выявить те факторы (системные элементы), управляя которыми можно обеспечить требуемое качество образования.
Для выявления факторов, определяющих качество образования, целесообразно рассмотреть компоненты процесса обучения. Качество зависит от особенностей каждого компонента.
На рис. 1 приведена архитектура образовательной системы. Компонентами системы являются обучаемый, преподаватель, учебные материалы (репозиторий), система доставки материалов обучаемому, система оценивания результатов учебы, модель обучаемого (его профиль). Взаимосвязи в архитектуре отображают потоки данных, которыми обмениваются участники процесса обучения. Преподаватель или система администрирования управляет выбором учебных материалов из репозитория на основе информации о профиле обучаемого, результатах оценивания поведения обучаемого и метаданных репозитория. Выбранные учебные материалы передаются обучаемому, а сведения о тестирующей части доставляются также компоненту «оценивание» через компонент «доставка». Обучаемый выполняет учебные процедуры, воздействуя на компонент «оценивание», который, в свою очередь, может изменять данные в профиле обучаемого. В процессе изучения материала обучаемый может обмениваться информацией непосредственно с преподавателем.
Фактором от компонента «преподаватель» является квалификация преподавателей. При дистанционном обучении имеется несколько категорий преподавателей - это авторы учебных материалов, преподаватели-консультанты, преподаватели-лекторы. Влияние авторов учебных материалов на качество обучения может быть учтено через контроль качества учебных материалов. Для контроля качества остальных представителей преподавательского корпуса можно использовать традиционные подходы, основанные на контроле наличия ученых степеней и званий, участия преподавателей в научных исследованиях и т.п.
Контроль качества средств доставки сводится к контролю количественных и качественных характеристик материально-технического обеспечения учебного процесса. В случае дистанционного обучения - это характеристики компьютеров и сетевого оборудования.
Рис. 1. Архитектура образовательной системы
Компонент «оценивание» определяет эффективность контроля знаний студента и обратной связи «студент-преподаватель». При оценке качества дистанционного обучения эффективность связана с показателями качества тестирующих систем.
Наконец, качество образования во многом зависит от качества учебных материалов, находящихся в депозитории.
Показатель качества (системный элемент) - атрибут или группа атрибутов, характеризующие качество дистанционного образования (или обучения). В системе управления качеством имеется несколько групп показателей, характеризующих качество дистанционного образования.
Согласно концепции информатизации образования качество образования характеризуется следующими группами показателей:
• показатели качества содержания образования;
• показатели качества технологий обучения;
• показатели качества результатов образования.
Этому делению показателей на группы соответствует и предлагаемое группирование показателей качества по следующим аспектам и свойствам обеспечения, организации и проведения учебного процесса:
• учебные планы и программы;
• база учебных материалов;
• техническое обеспечение;
• методики и технологии проведения учебных занятий, включая тестирование обучаемых (процедуры промежуточного и итогового контроля, возможно использование результатов анкетирования обучаемых);
• возможности производственной подсистемы;
• кадровое обеспечение;
• организационное обеспечение.
Выбор групп показателей и конкретных показателей качества должен быть подчинен следующим требованиям: нужно учитывать основные показатели, которые, во-первых,
существенно влияют на качество процесса дистанционного обучения, во-вторых, могут быть оперативно оценены для практического использования в системе управления качеством.
В группу «Учебные планы и программы» входят следующие показатели:
• соответствие учебных планов существующим стандартам профессионального образования;
• наличие учебных программ, их соответствие стандартам профессионального образования, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям.
В настоящее время разработаны примерные учебные программы по всем дисциплинам высшего образования, прилагаемые к стандартам профессионального образования. Поэтому речь должна идти о рабочих программах дисциплин.
В группу «База учебных материалов» входят следующие элементы качества электронных учебников:
• соответствие содержания учебника утвержденной учебной программе;
• соответствие объема материала установленным нормам;
• соответствие содержания учебника и его формы;
• полнота состава (комплектация) учебника;
• современность учебного материала;
• экспертные оценки методического, содержательного и технологического уровней учебного материала.
Показатели группы «Техническое обеспечение дистанционного обучения»:
• достаточность в количественном отношении компьютерного оснащения учебных классов, степень его соответствия требованиям, предъявляемым к компьютерам для систем дистанционного обучения;
• пропускная способность каналов передачи данных.
В группу «Методики и технологии проведения учебных занятий в системе дистанционного обучения» входят элементы качества, характеризующие технологии общения преподаватель-студент, студент-студент и проведения контрольных мероприятий:
• степень доступности преподавателей;
• удобство формы общения преподаватель-студент и студент-студент;
• объективность и полнота экспертизы подготовки обучаемых при проведении контрольных мероприятий (экзаменационных и зачетных сессий, защит проектов);
• обеспеченность цикла лабораторных работ и курсового проектирования необходимыми программными средствами.
Наряду с технологиями, предусматривающими работу студентов под постоянным контролем и руководством со стороны людей-преподавателей, находят применение технологии обучения под руководством виртуальных преподавателей, в качестве которых выступают интеллектуальные обучающие системы. В этом случае на первый план выходят показатели качества сетевых учебников, характеризующих их роль, как «виртуальных преподавателей».
Показатели группы «Возможности производственной подсистемы»:
• характеристики инструментальных средств для разработки электронных (сетевых) учебников и учебных пособий;
• наличие и производительность оборудования для изготовления твердых копий, видеокурсов, компакт-дисков.
• Показатели группы «Кадровое обеспечение»:
• процентное соотношение преподавателей с учеными степенями доктора и кандидата наук и без степени,
• наличие научных и/или методических публикаций у преподавателей, авторство в курсах дистанционного обучения, рекомендованных к тиражированию.
Показатели группы «Организационное обеспечение»:
• наличие автоматизированной системы управления документами, часто именуемой электронным деканатом,
• наличие системы управления качеством обучения.
Система управления качеством является документальной системой, включающей описание политики учебного заведения в области обеспечения качества, различные документы по регламентации обязанностей и полномочий лиц, связанных с обеспечением качества, требования к используемым ресурсам дистанционного обучения и к показателям качества учебных материалов и процедур учебного процесса, планы действий по обеспечению этих требований и т.п.
Таким образом, в статье рассмотрены некоторые аспекты построения системы оценки качества дистанционного и рассмотрены основные группы показателей качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бебешко В.Н., Нежуриня М.И. Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения. М.: издательство: ЦДО МИЭМ; Европейский центр по качеству, 2004. - 178 с.
2. Агапонов СВ. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 336 с.