НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ
ПРОСВЕТОВ А.В.
Сегодня актуальной представляется задача обобщить опыт внедрения технологий дистанционного обучения (ДО) и построить универсальную информационно-образовательную среду на базе Интернета.
Today actual the problem is represented to generalise experience of introduction of technologies of remote training (TO) and to construct the universal information-educational environment on the basis of the Internet.
В значительной мере качество дистанционного обучения (ДО) определяется качеством программного обеспечения и учебных материалов, используемых в системе дистанционного обучения.
Основными показателями качества, характеризующими программный продукт, являются функциональные возможности, надежность, практичность, мобильность и т.д.
Функциональные возможности конкретизируются функциональной пригодностью, корректностью, способностью к взаимодействию. Надежность определяется устойчивостью к дефектам и ошибкам, восстанавливаемостью, доступностью. Практичность характеризуется простотой использования, доступностью и понятностью. К мобильности относят такие показатели качества программного обеспечения, как адаптивность, простота установки, сосуществование, замещаемость.
Был рассмотрен функционал наиболее популярных систем дистанционного обучения в русскоязычном пространстве. Для определения наиболее распространенных обучающих систем использовалась поисковая система «Yandex», которая на запрос «Система дистанционного обучения» выдала следующие системы (выбраны первые четыре): «Прометей», «WebTutor», «STELLUS», «RedClass learning».
«Прометей» (http://www.prometeus.ru)
Данный учебный портал позволяет публиковать общедоступные сведения о виртуальном университете, в том числе каталог курсов, лента новостей, условия обучения. В его состав входят такие подсистемы:
«Регистрация и обработка заявок» позволяет формировать заказ на обучение и зачислять слушателей в группы.
«Контроль оплаты/расходов» предназначен для ведения учета денежных средств за обучение.
«Управление группами» позволяет выполнять административные операции на уровне групп, что существенно облегчает управление учебным процессом, в который вовлечены большие потоки слушателей.
«Календарный план» создает план-график изучения курса, включающий мероприятия разных типов, проводимых дистанционно или в очной форме.
«Библиотека» позволяет хранить учебные пособия в любом файловом формате, закреплять их за определенными курсами, производить полнотекстовый поиск, собирать статистику обращений слушателей. Поддерживает международные стандарты IMS и SCORM.
«Тестирование» реализует проверку учебных достижений слушателей в режимах самопроверки, тренинга и экзамена.
«Общение» обеспечивает разнообразные средства общения между участниками учебного процесса.
«Администрирование» автоматизирует создание и сопровождение объектов системы дистанционного обучения "Прометей".
«Мультимедиа-сервер» позволяет передавать по сети потоковое видео/аудио в «прямой» трансляции или по запросу.
Профессиональное образование. Столица | № 7 2010 1
«Мониторинг» накапливает статистику по учебному процессу и отображает ее в виде специализированных отчетов.
«Сервер отчетов» (проектное решение) является средством разработки дополнительных отчетов силами специалистов заказчика; отчеты любой сложности, средства визуализации данных (диаграммы, графики, гистограммы), экспорт отчетов в популярные форматы (Excel, PDF, TIFF, XML, CSV...), автоматическая рассылка отчетов по e-mail. Импорт слушателей из файла Excel позволяет оперативно зарегистрировать в СДО большое число слушателей из списка.
«Синхронизация с системой кадрового учета» (проектное решение) обеспечивает автоматизированный обмен данными между Системой дистанционного обучения «Прометей» и внешней системой кадрового учета.
«WebTutor» (http://www.websoft.ru)
Данная система представлена следующими модулями:
«Персонал и организационная структура» позволяет организовать хранение, просмотр и при необходимости ввод данных о сотрудниках организации, их должностях и подразделениях, а также организационной структуре.
«Дистанционное обучение» (или Система дистанционного обучения) организует планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей (сотрудников компании, клиентов, студентов) с помощью электронных учебных курсов, а также обеспечить общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы.
«Тестирование» предназначается для создания базы данных контрольных вопросов, на основе которой строится библиотека тестов. Тесты, разработанные в данном модуле, могут использоваться в других модулях системы WebTutor - в качестве элемента электронного курса, в процессе очного обучения, при подборе персонала, при проведении оценочных мероприятий.
«Виртуальный класс» используется для организации общения между преподавателем и обучаемыми в режиме реального времени с помощью видео и аудиоконференции и других коммуникационных инструментов. Модуль может использоваться как для проведения интерактивных on-line семинаров (вебинаров), так и для проведения online-лекций (вебкастов).
«Учебный центр» автоматизирует ключевые административные операции, выполняемые специалистами корпоративных учебных центров от сбора потребностей в обучении до анализа эффективности обучения и выполнения бюджета. Программное обеспечение модуля позволяет вести учет и планирование всех учебных мероприятий, составлять учебные программы и учебные планы, планировать учебные ресурсы всех видов, вести учет бюджета на обучения и т.п. Информация об учебных программах и мероприятиях становится доступна всем сотрудникам компании через интерфейс учебного портала.
«Управление порталом» позволяет создать на основе системы WebTutor Учебный или HR-портал, являющийся мощным коммуникационным инструментом для реализации политики по обучению и развитию персонала организации, а также информированию сотрудников об HR-политике и предоставлению информационных сервисов для руководителей.
«Оценка персонала» автоматизирует процедуры планирования, проведения и анализа результатов различных типов оценочных процедур, в том числе различные формы оценки по компетенциям (включая обратную связь 360 градусов), формирование индивидуальных планов развития сотрудников, оценку результатов деятельности (по ключевым показателям эффективности, по целям), тестирование, оценку должностей.
«Подбор персонала» также известен под брендом E-Staff. Более 1500 организаций регулярно используют его в процессе подбора персонала. Модуль позволяет автоматизировать деятельность подразделения, отвечающего за подбор персонала от этапа формирование требований к новому сотруднику (заявка на закрытие вакансии) до тестирования и оценки.
«Развитие карьеры и управление талантами» позволяет автоматизировать управление кадровым резервом организации, а также адаптационными программами и стажировками. Мо-
дуль также позволяет руководителям получать наглядную информацию о состоянии кадрового резерва и персонала организации в целом. Эта информация может использоваться для внутреннего рекрутмента и принятия других управленческих решений.
«Управление знаниями» предназначен для решения задачи классификации и формализации знаний, накопленных в различных модулях системы WebTutor (документы портала, курсы, вопросы и тесты, обсуждения в форумах и т.п.), облегчения поиска материалов и контроля ознакомления с ними, а также управления взаимодействием с предметными экспертами.
«Корпоративный портал» представляет собой расширенный набор шаблонов модуля "Управление порталом", позволяющих реализовать основные функции, необходимые в современном Ин-транет-ресурсе:
- тестирование с помощью пультов дистанционного управления предоставляет возможность тестирования сотрудников и кандидатов без компьютеров, используя при этом компьютерные тесты, автоматически сохраняя результаты в базу данных системы тестирования;
- генератор отчетов позволяет специалистам HR и ИТ-подразделений заказчика разрабатывать аналитические отчеты своими силами;
- тест-эксперт предоставляет расширеные возможности модуля "Тестирование" и предназначен для автоматизации процедуры разработки и валидизации профессиональных тестов;
- «Бизнес-процессы» визуализирует бизнес-процессы для специалистов банка, управлять обучением при изменении бизнес-процессов, автоматизировать построение профилей должностей на основе информации о бизнес-процессах;
- шлюз с внешними информационными системами позволяет загружать в систему данные по информационным объектам (сотрудники, курсы, тесты, обучающие организации и т.п.;
- компонент «Персональный WebTutor» предназначен для организации дистанционного обучения и тестирования пользователей, которые не имеют постоянного выхода в корпоративную сети или сеть Интернет. Целевая аудитория продукта - торговые представители, сотрудники удаленных офисов и филиалов, студенты заочники;
- компонент «Управление документооборотам» позволяет настраивать и управлять маршрутами движения различных электронных документов в системе (документооборотов). В качестве таких документов могут выступать различные типы заявок, а также оценочные формы.
«Stellus»(http://www.stelus.ru) STELLUS - многофункциональный, модульный, мультимедийный аппаратно-программный комплекс, построенные с применением сетевых и web-технологий, для поддержки дистанционного обучения, предполагающий комплексное решение для поддержки и развития процессов, связанных с обучением. Система поддержки дистанционного обучения STELLUS предлагает типовые решения по построению и внедрению систем ДО или созданию индивидуальной системы ДО. В его состав входят различные модули:
«Stellus Base™» предназначен для администрирования системы.
«Stellus Use™» предназначен для организации и поддержки процесса обучения.
«Stellus Td™» является инструментом разработки тестов в системе.
«Stellus Cd™» является инструментом разработки учебных материалов в системе.
«Stellus Book™» является средством экспорта учебных материалов на локальный ПК.
«Stellus Tdl™» является инструментом разработки тестов на локальном ПК.
«Stellus ExL™» предназначен для проведения экзаменов (тестирования) на локальном ПК.
«Stellus ExImp» является средством экспорта и импорта курсов в формате IMS.
«RedClass learning»(http://www.redcenter.ru) Для обеспечения планирования процесса прохождения студентами дистанционного обучения разработан «Модуль адаптации». Основные функции модуля: формирование учебной программы и учебного плана студента - основных документов, регламентирующих процесс
прохождения студентом дистанционного обучения; отслеживание процесса выполнения учебного плана студентом; управление заявками на обучение.
Дистанционный курс предоставляется пользователю посредством «Электронного учебника», основными функциями которого являются: предоставление студенту возможности обучения через браузер; навигация по учебному материалу дистанционного курса; управление спецификациями прохождения курсов.
«Система тестирования» служит для автоматизации проверки знаний студентов в целях самоконтроля и контроля со стороны организаторов учебного процесса. Тестовые задания курса подлежат либо автоматическому оцениванию, либо оцениванию консультантом по данному курсу.
«Эмуляция упражнений» предоставляет возможность выработки практических навыков работы с программно-аппаратными комплексами в режиме эмуляции пользовательского интерфейса (выполнение пользователем упражнений в рамках изучения курса в Системе REDCLASS Learning).
«Авторизация» предназначена для выполнения административных операций над пользователями и группами пользователей, в том числе регистрация, распределение прав доступа, формирование групп, оповещение. Основные функции модуля являются авторизация пользователей при работе с системой (проверка пользовательских сессий и прав доступа); регистрация в Системе REDCLASS Learning и редактирование собственной учетной записи пользователем Системы; проверка и назначение прав доступа к ресурсам и объектам системы; управление ролями; управление пользователями: создание новых учетных записей, блокировка/разблокировка учетной записи, редактирование учетной записи; управление группами обучения, создание/удаление и редактирование состава группы обучения; управление регистрационной формой.
«Управление учебными материалами» объединяет в себе все вспомогательные интерфейсы необходимые для формирования каталога курсов, управления списком FAQ, управления версиями курсов, управления каталогом внешних ресурсов.
«Общение» служит для организации взаимодействия участников образовательного процесса Системы REDCLASS Learning в асинхронном (электронная почта, форум) и синхронном (чаты) режимах.
«Статистика» предназначена для сбора статистических данных по всему процессу обучения и представления статистической информации в форме пользовательских отчетов. Он позволяет просматривать статистику тестирований (по отдельным тестам или в виде сводных таблиц по курсам или датам), успеваемости, посещений Системы, прохождения курсов обучающимися, а также позволяет анализировать необходимые статистические данные по всем участникам процесса обучения.
«Администрирование» предназначено для управления глобальными настройками всей Системы. Его основными функциями являются: удаление любых сущностей системы в интерфейсе «Очистки данных»; ведение и просмотр журнала регистрации событий; ведение и просмотр журнала on-line пользователей; ввод и редактирование текстов системных оповещений.
«Анкетирование» обеспечивает функциональность, требуемую для проведения опросов пользователей: создание/удаление/модификация форм анкет, назначение анкетирования, просмотр результатов анкетирования. В функционал данного модуля входят управление анкетными формами (создание, удаление, модификация анкетных форм), процессом назначения анкетирования (установка параметров анкетирования, подбор обучающихся для анкетирования), предоставление средств для анализа результатов анкетирования.
«Пользовательский портал» предназначен для предоставления индивидуализированного доступа к сервисам Системы пользователям в соответствии с их правами. Данный портал осуществляет предоставление пользователям Системы REDCLASS Learning персональной рабочей области, содержащей ссылки на системные сервисы, доступные для данного пользователя в соответствии с его
правами доступа к объектам Системы; оповещение пользователей Системы REDCLASS Learning о различных событиях, инициированных в других модулях Системы; управление настройками рабочего стола.
В ходе анализа функционала рассмотренных выше систем дистанционного обучения был выявлен ряд функций, реализуемых в каждой из них, которые нами разделены на четыре группы.
1. Информационные ресурсы, в которых сосредоточена содержательная часть или контент: учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т.п.), дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т.п.), библиотека ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-ресурсов по теме курса и т.п.), предметный и/или тематический словарь (глоссарий), программа обучения (академический календарь) и т.д.
2. Средства общения, обеспечивающие процесс взаимодействия обучаемого как с учебным центром, в частности преподавателем, так и с другими обучающимися (электронная почта e-mail, доски объявлений, виртуальные конференции, видео- и аудио трансляции, виртуальные семинары и обсуждения).
3. Система контроля и тестирования (средства обработки результатов тестирования, интерактивные тесты, график прохождения тестов), обеспечивающая текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дающая объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов, сертификатов и пр.;
4. Система администрирования/пользовательский интерфейс, которая обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.
Проведенный сравнительный анализ также показал тенденцию построения систем дистанционного обучения согласно модульному принципу, позволил обнаружить интеграцию в системы дистанционного обучения функционала других сред (например, документооборота), а также подтвердил прогресс автономности дистанционного обучения за счет увеличения ряда функций не требующий явного присутствия (например, контроль оплаты/расходов).
Обобщенную схему системы дистанционного обучения можно представить в следующем виде (рис. 1):
Следует отметить, что для создания универсальной информационно-образовательной среды на базе Интернета необходимо внедрять стандарты на системы дистанционного обучения, их компоненты.
Библиографический список:: 1. Бурмистрова А.С. Дистанционное обучение инвалидов: аспекты организации // Профессиональное образование. 2006. № 6. С. 8-9.
2. Комаров К.Ю. О перспективах развития дистанционного профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 1. С. 28-29.
Ключевые слова: система дистанционного обучения, универсальная информационно-образовательная среда на базе Интернета, система контроля и тестирования, информационные ресурсы, средства общения, система администрирования/пользовательский интерфейс.
Keywords: system of remote training, the universal information-educational environment on the basis of the Internet, the monitoring system and testings, information resources, dialogue means, administration system / the user interface.