Бикмухаметов И.Х О некоторых аспектах формирования региональной инновационной системы дистанционного обучения Дата: 31/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: В статье автор в качестве инновационного прорыва в развитии образования рассматривает инновационную образовательную программу, целью которой является формирование инновационной системы дистанционного обучения в сфере экономики и сервиса.
The summary: In article the author as innovative break in a development of education considers the innovative educational program which purpose is formation of innovative system of remote training in economy and service sphere.
Ключевые слова: образование, инновация, дистанционное обучение, инновационная технология, дистанционная образовательная технология, образовательная программа.
Keywords: education, innovation, remote training, innovative technology, remote educational technology, educational program.
Бикмухаметов Ильдар Хайдарович кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по информационным и новым образовательным технологиям
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Выходные данные статьи: Бикмухаметов И.Х. О некоторых аспектах формирования региональной инновационной системы дистанционного обучения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Основными направлениями модернизации российского высшего образования в современных условиях являются внедрение инновационных технологий и методов обучения и разработка инновационных образовательных программ. Инновационная образовательная деятельность создает условия повышения качества обучения и обеспечивает конкурентоспособность вуза на региональном рынке образовательных услуг.
В связи с этим в качестве инновационного прорыва в развитии образования рассмотрим инновационную образовательную программу, целью которой является формирование инновационной системы дистанционного обучения (ДО). Предполагается, что она, удовлетворяя современным требованиям в области образования, обеспечит доступность качественного образования в сфере экономики и сервиса за счет широкого использования современных информационных и
коммуникационных технологий.
ДО получает все большее развитие в мировой образовательной практике, что обусловлено переходом от информатизации образования и других видов деятельности общества его постиндустриального периода развития к построению информационного общества и базируется на успехах развития информационных и коммуникационных технологий.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в связи с проникновением информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека в учебном процессе неизбежно будут использованы дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
дот - это совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное (на расстоянии) или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных и коммуникационных технологий.
Очевидно, что качественное образование не может быть достигнуто старыми методами и по утверждению специалистов до 90% залога качества образования базируется на электронных технологиях.
Порядок использования ДОТ утвержден приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Согласно этому приказу образовательному учреждению предоставляются достаточно широкие полномочия при внедрении ДОТ в учебный процесс. Например, оно имеет право [1]:
• использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования (очной, заочной, очно-заочной (вечерней), в форме экстерната) или при их сочетании;
• с применением ДОТ проводить консультации, различные виды учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), организовать текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию обучающихся;
• устанавливать соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.
Кроме того, Федеральный Закон [2] устанавливает льготные условия прохождения аттестации и аккредитации: «Филиалы образовательного учреждения, реализующего образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения, обособленными структурными подразделениями которого они являются ».
В соответствии с нормативными документами Минобрнауки России под дистанционным обучением (ДО) мы понимаем обучение по любой форме с использованием ДОТ. Таким образом, ДО - это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и коммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности бесконтактного (внеаудиторного) получения образования, пользуясь новыми педагогическими образовательными технологиями и современными информационными и коммуникационными технологиями, включая телекоммуникации, видеоконференции, мультимедиа, Интернет-технологии, электронное обучение и т.д.
Таким образом, для достижения цели инновационной образовательной программы необходимо создание инновационной распределенной системы ДО, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях.
Представляется, что данная инновационная система ДО выступит в качестве экспериментальной площадки для апробации некоторых актуальных идей использования ДОТ в учебном процессе, в том числе:
• организация многоуровневой непрерывной системы в регионе;
• разработка методики внедрения ДОТ в учебный процесс по очной форме обучения;
• разработка инновационных учебно-методических комплексов по основным образовательным программам;
• разработка рекомендаций по использованию ДОТ в образовательных учреждениях среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.
Реализация инновационной образовательной программы позволит вузу перейти на качественно новый уровень развития, определяемый возможностями, предоставляемыми высокоразвитой информационно-образовательной средой, провести существенные преобразования в учебной и научно-исследовательской работе, управлении учебным процессом, организовать многоуровневую систему непрерывного образования с использованием ДОТ.
Для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров в сфере экономики и сервиса необходимо решить следующие задачи:
• Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей разработку и внедрение региональной инновационной системы ДО, отвечающей Федеральной концепции развития образования на 2006-2010 гг. и основным положениям Болонской декларации.
• Создание инновационной инфраструктуры ДО за счет объединения информационно-коммуникационных ресурсов вуза, его филиалов и представительств, потенциальных партнеров в регионе и за ее пределами.
• Создание многоуровневой системы непрерывного образования в сфере экономики и сервиса с использованием ДОТ.
• Разработка экспериментальных учебных планов основных образовательных программ с использованием ДОТ в полном объеме с увеличенной долей самостоятельной работы.
• Разработка методики внедрения ДОТ по очной форме обучения в вузе и его филиалах.
• Оснащение учебных площадей вуза и его региональных подразделений современными техническими средствами на базе информационных и коммуникационных технологий.
• Создание учебно-методических комплексов нового поколения, учитывающих
задачу формирования регионального инновационного образовательного пространства.
• Обеспечение условий для проведения непрерывного изучения (выявления, анализа и мониторинга) потребностей экономики и сервиса в сфере подготовки специалистов.
• Создание регионального специализированного центра повышения квалификации работников образования (НПО, СПО, ВПО, система общего образования) по ДОТ.
• Разработка учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации работников системы образования по использованию инновационных технологий и средств телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием.
• Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных подходов (кредитномодульной структуры образовательных программ, индивидуальноориентированных учебных проектов, бально-рейтинговой системы оценки знаний и т.д.).
• Создание предпосылок для реализации на базе вуза системы «открытого образования», основанной на соответствии образовательных программ требованиям, предъявляемым к уровню лучших образцов международного образования.
• Разработка оригинальной технологии создания, использования и обновления электронных учебников и учебных пособий, адаптируемых к запросам пользователей.
Перечислим мероприятия по реализации рассматриваемой инновационной образовательной программы:
• Мероприятия по инфраструктурному обеспечению инновационной образовательной программы:
• создание в составе вуза инновационного подразделения «Региональный институт дистанционного обучения»;
• создание образовательного портала «Дистанционное обучение в сфере экономики и сервиса», включающего в себя как учебно-методические, так и научные информационные ресурсы;
• разработка подсистемы «Региональная инновационная система дистанционного обучения» единой информационно-образовательной среды вуза;
• создание сети филиалов, представительств, центров коллективного пользования и ресурсных центров как опорных точек развития системы ДО в регионе;
• создание регионального специализированного центра повышения квалификации работников образования (НПО, СПО, ВПО, система общего образования) по
дот.
• Мероприятия по созданию и модернизации учебно-методических материалов и образовательных программ:
• модернизация учебных планов по основным образовательным программам с использованием ДОТ;
• разработка новых рабочих программ дисциплин, входящих в основные образовательные программы и отражающих необходимость использования информационных и коммуникационных технологий (технологически и содержательно);
• разработка и проектирование новых учебных курсов с использованием новейших информационных и коммуникационных технологий;
• разработка учебных планов и рабочих программ, методических материалов для
повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам использования ДОТ.
3. Мероприятия по улучшению материально-технического и информационного обеспечения инновационной образовательной программы:
• создание учебных аудиторий, оснащенных аппаратными и программными средствами, необходимыми для применения современных информационных образовательных технологий;
• создание условий для обеспечения самостоятельной работы студентов посредством дистанционного доступа к учебным и учебно-методическим материалам;
• размещение на сервере Центра дистанционного обучения вуза учебнометодических комплексов для поддержки учебного процесса;
• разработка инновационной технологии создания, использования и обновления электронных учебников и учебных пособий, адаптируемых к запросам пользователей;
• повсеместное внедрение инновационных технологий во все традиционные виды
учебной деятельности: лекции, лабораторные практикумы, курсовое и
дипломное проектирование и пр.;
• увеличение удельного веса в использовании современных приемов и методов обучения на базе инновационных технологий: коллективное проектирование, дистанционные консультации, деловые игры, тематические телеконференции и пр.;
• создание системы поддержки самостоятельной работы студентов (всех форм обучения) на базе дистанционных образовательных технологий;
• организация доступа преподавателей и студентов к электронным научным библиотекам и периодическим научным изданиям. Полноценное комплектование читальных залов библиотеки периодическими изданиями и другими новейшими источниками информации, в том числе зарубежного издания.
4. Мероприятия по повышению квалификации и переподготовки кадров:
о организация повышения квалификации и переподготовки работников системы образования, предпринимательства, органов власти и т.д. по различным инновационным направлениям и программам.
Выделим наиболее значимые ожидаемые результаты реализации инновационной образовательной программы:
• Модернизация образовательного процесса в масштабе региона в сфере экономики и сервиса.
• Создание в составе вуза инновационного подразделения «Региональный институт дистанционного обучения».
• Открытие инновационного образовательного портала «Дистанционное обучение в сфере экономики и сервиса».
• Создание многоуровневой системы непрерывного образования на основе дистанционных образовательных технологий.
• Изменение методов и технологий обучения на базе современной информационно-образовательной среды.
• Модернизация существующих и разработка новых программ обучения.
• Разработка и модернизация учебно-методических комплексов по дисциплинам
учебных планов специальностей и направлений бакалавриата.
• Разработка новой технологии создания электронных учебников и учебных пособий.
• Создание лаборатории производства и тиражирования электронных учебнометодических материалов.
• Появление реального доступа школьников и учителей, студентов и преподавателей к электронным научным библиотекам и периодическим научным изданиям.
• Организация научно-методической и консультативной поддержки образовательных сред как структурных элементов единой региональной информационно-образовательной среды.
• Создание в структуре вуза специализированного центра повышения квалификации работников образования (НПО, СПО, ВПО, система общего образования) по информационно-коммуникационным технологиям.
• Активизация сотрудничества вуза с системой общего образования, НПО и СПО региона, особенно в сфере использования инновационных технологий обучения.
• Разработка механизмов формирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучаемого на основе внедрения модульной системы обучения и системы начисления и использования кредитов (зачетных единиц).
• Разработка методического и нормативно-методического обеспечения образовательного процесса, основанного на использовании инновационных методов и технологий обучения.
• Внедрение системы централизованного тестирования для проведения текущего и итогового контроля качества образования (на всех уровнях).
Все это призвано закрепить положение вуза в качестве ведущего регионального научного и учебно-методического центра в сфере сервиса и предпринимательства и вывести его на международные стандарты качества образовательных услуг и научных исследований.
В целом реализация инновационной образовательной программы окажет системное влияние на реальный сектор экономики и сферу услуг, а также на высшее профессиональное образование Республики Башкортостан и России в целом через подготовку кадров во взаимодействии с образовательными учреждениями, предприятиями и учреждениями и распространением результатов этой отработанной модели.
Важнейшим итогом предлагаемой инновационной образовательной программы явится формирование в рамках вуза Регионального института дистанционного обучения в сфере экономики и сервиса.
Библиографический список
1. Об использовании дистанционных образовательных технологий. Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2006 г. № 137.
2. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»», подписанный Президентом РФ 10 января 2003г.
№ гос. рег. статьи 0421000034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=294