Научная статья на тему 'О некоторых аспектах формирования региональной инновационной системы дистанционного обучения'

О некоторых аспектах формирования региональной инновационной системы дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATION / INNOVATION / REMOTE TRAINING / INNOVATIVE TECHNOLOGY / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикмухаметов Ильдар Хайдарович

В статье автор в качестве инновационного прорыва в развитии образования рассматривает инновационную образовательную программу, целью которой является формирование инновационной системы дистанционного обучения в сфере экономики и сервиса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикмухаметов Ильдар Хайдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author as innovative break in a development of education considers the innovative educational program which purpose is formation of innovative system of remote training in economy and service sphere.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах формирования региональной инновационной системы дистанционного обучения»

Бикмухаметов И.Х О некоторых аспектах формирования региональной инновационной системы дистанционного обучения Дата: 31/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: В статье автор в качестве инновационного прорыва в развитии образования рассматривает инновационную образовательную программу, целью которой является формирование инновационной системы дистанционного обучения в сфере экономики и сервиса.

The summary: In article the author as innovative break in a development of education considers the innovative educational program which purpose is formation of innovative system of remote training in economy and service sphere.

Ключевые слова: образование, инновация, дистанционное обучение, инновационная технология, дистанционная образовательная технология, образовательная программа.

Keywords: education, innovation, remote training, innovative technology, remote educational technology, educational program.

Бикмухаметов Ильдар Хайдарович кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по информационным и новым образовательным технологиям

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

[email protected]

Выходные данные статьи: Бикмухаметов И.Х. О некоторых аспектах формирования региональной инновационной системы дистанционного обучения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Основными направлениями модернизации российского высшего образования в современных условиях являются внедрение инновационных технологий и методов обучения и разработка инновационных образовательных программ. Инновационная образовательная деятельность создает условия повышения качества обучения и обеспечивает конкурентоспособность вуза на региональном рынке образовательных услуг.

В связи с этим в качестве инновационного прорыва в развитии образования рассмотрим инновационную образовательную программу, целью которой является формирование инновационной системы дистанционного обучения (ДО). Предполагается, что она, удовлетворяя современным требованиям в области образования, обеспечит доступность качественного образования в сфере экономики и сервиса за счет широкого использования современных информационных и

коммуникационных технологий.

ДО получает все большее развитие в мировой образовательной практике, что обусловлено переходом от информатизации образования и других видов деятельности общества его постиндустриального периода развития к построению информационного общества и базируется на успехах развития информационных и коммуникационных технологий.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в связи с проникновением информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека в учебном процессе неизбежно будут использованы дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

дот - это совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное (на расстоянии) или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных и коммуникационных технологий.

Очевидно, что качественное образование не может быть достигнуто старыми методами и по утверждению специалистов до 90% залога качества образования базируется на электронных технологиях.

Порядок использования ДОТ утвержден приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Согласно этому приказу образовательному учреждению предоставляются достаточно широкие полномочия при внедрении ДОТ в учебный процесс. Например, оно имеет право [1]:

• использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования (очной, заочной, очно-заочной (вечерней), в форме экстерната) или при их сочетании;

• с применением ДОТ проводить консультации, различные виды учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), организовать текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию обучающихся;

• устанавливать соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.

Кроме того, Федеральный Закон [2] устанавливает льготные условия прохождения аттестации и аккредитации: «Филиалы образовательного учреждения, реализующего образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения, обособленными структурными подразделениями которого они являются ».

В соответствии с нормативными документами Минобрнауки России под дистанционным обучением (ДО) мы понимаем обучение по любой форме с использованием ДОТ. Таким образом, ДО - это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и коммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности бесконтактного (внеаудиторного) получения образования, пользуясь новыми педагогическими образовательными технологиями и современными информационными и коммуникационными технологиями, включая телекоммуникации, видеоконференции, мультимедиа, Интернет-технологии, электронное обучение и т.д.

Таким образом, для достижения цели инновационной образовательной программы необходимо создание инновационной распределенной системы ДО, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях.

Представляется, что данная инновационная система ДО выступит в качестве экспериментальной площадки для апробации некоторых актуальных идей использования ДОТ в учебном процессе, в том числе:

• организация многоуровневой непрерывной системы в регионе;

• разработка методики внедрения ДОТ в учебный процесс по очной форме обучения;

• разработка инновационных учебно-методических комплексов по основным образовательным программам;

• разработка рекомендаций по использованию ДОТ в образовательных учреждениях среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.

Реализация инновационной образовательной программы позволит вузу перейти на качественно новый уровень развития, определяемый возможностями, предоставляемыми высокоразвитой информационно-образовательной средой, провести существенные преобразования в учебной и научно-исследовательской работе, управлении учебным процессом, организовать многоуровневую систему непрерывного образования с использованием ДОТ.

Для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров в сфере экономики и сервиса необходимо решить следующие задачи:

• Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей разработку и внедрение региональной инновационной системы ДО, отвечающей Федеральной концепции развития образования на 2006-2010 гг. и основным положениям Болонской декларации.

• Создание инновационной инфраструктуры ДО за счет объединения информационно-коммуникационных ресурсов вуза, его филиалов и представительств, потенциальных партнеров в регионе и за ее пределами.

• Создание многоуровневой системы непрерывного образования в сфере экономики и сервиса с использованием ДОТ.

• Разработка экспериментальных учебных планов основных образовательных программ с использованием ДОТ в полном объеме с увеличенной долей самостоятельной работы.

• Разработка методики внедрения ДОТ по очной форме обучения в вузе и его филиалах.

• Оснащение учебных площадей вуза и его региональных подразделений современными техническими средствами на базе информационных и коммуникационных технологий.

• Создание учебно-методических комплексов нового поколения, учитывающих

задачу формирования регионального инновационного образовательного пространства.

• Обеспечение условий для проведения непрерывного изучения (выявления, анализа и мониторинга) потребностей экономики и сервиса в сфере подготовки специалистов.

• Создание регионального специализированного центра повышения квалификации работников образования (НПО, СПО, ВПО, система общего образования) по ДОТ.

• Разработка учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации работников системы образования по использованию инновационных технологий и средств телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием.

• Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных подходов (кредитномодульной структуры образовательных программ, индивидуальноориентированных учебных проектов, бально-рейтинговой системы оценки знаний и т.д.).

• Создание предпосылок для реализации на базе вуза системы «открытого образования», основанной на соответствии образовательных программ требованиям, предъявляемым к уровню лучших образцов международного образования.

• Разработка оригинальной технологии создания, использования и обновления электронных учебников и учебных пособий, адаптируемых к запросам пользователей.

Перечислим мероприятия по реализации рассматриваемой инновационной образовательной программы:

• Мероприятия по инфраструктурному обеспечению инновационной образовательной программы:

• создание в составе вуза инновационного подразделения «Региональный институт дистанционного обучения»;

• создание образовательного портала «Дистанционное обучение в сфере экономики и сервиса», включающего в себя как учебно-методические, так и научные информационные ресурсы;

• разработка подсистемы «Региональная инновационная система дистанционного обучения» единой информационно-образовательной среды вуза;

• создание сети филиалов, представительств, центров коллективного пользования и ресурсных центров как опорных точек развития системы ДО в регионе;

• создание регионального специализированного центра повышения квалификации работников образования (НПО, СПО, ВПО, система общего образования) по

дот.

• Мероприятия по созданию и модернизации учебно-методических материалов и образовательных программ:

• модернизация учебных планов по основным образовательным программам с использованием ДОТ;

• разработка новых рабочих программ дисциплин, входящих в основные образовательные программы и отражающих необходимость использования информационных и коммуникационных технологий (технологически и содержательно);

• разработка и проектирование новых учебных курсов с использованием новейших информационных и коммуникационных технологий;

• разработка учебных планов и рабочих программ, методических материалов для

повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам использования ДОТ.

3. Мероприятия по улучшению материально-технического и информационного обеспечения инновационной образовательной программы:

• создание учебных аудиторий, оснащенных аппаратными и программными средствами, необходимыми для применения современных информационных образовательных технологий;

• создание условий для обеспечения самостоятельной работы студентов посредством дистанционного доступа к учебным и учебно-методическим материалам;

• размещение на сервере Центра дистанционного обучения вуза учебнометодических комплексов для поддержки учебного процесса;

• разработка инновационной технологии создания, использования и обновления электронных учебников и учебных пособий, адаптируемых к запросам пользователей;

• повсеместное внедрение инновационных технологий во все традиционные виды

учебной деятельности: лекции, лабораторные практикумы, курсовое и

дипломное проектирование и пр.;

• увеличение удельного веса в использовании современных приемов и методов обучения на базе инновационных технологий: коллективное проектирование, дистанционные консультации, деловые игры, тематические телеконференции и пр.;

• создание системы поддержки самостоятельной работы студентов (всех форм обучения) на базе дистанционных образовательных технологий;

• организация доступа преподавателей и студентов к электронным научным библиотекам и периодическим научным изданиям. Полноценное комплектование читальных залов библиотеки периодическими изданиями и другими новейшими источниками информации, в том числе зарубежного издания.

4. Мероприятия по повышению квалификации и переподготовки кадров:

о организация повышения квалификации и переподготовки работников системы образования, предпринимательства, органов власти и т.д. по различным инновационным направлениям и программам.

Выделим наиболее значимые ожидаемые результаты реализации инновационной образовательной программы:

• Модернизация образовательного процесса в масштабе региона в сфере экономики и сервиса.

• Создание в составе вуза инновационного подразделения «Региональный институт дистанционного обучения».

• Открытие инновационного образовательного портала «Дистанционное обучение в сфере экономики и сервиса».

• Создание многоуровневой системы непрерывного образования на основе дистанционных образовательных технологий.

• Изменение методов и технологий обучения на базе современной информационно-образовательной среды.

• Модернизация существующих и разработка новых программ обучения.

• Разработка и модернизация учебно-методических комплексов по дисциплинам

учебных планов специальностей и направлений бакалавриата.

• Разработка новой технологии создания электронных учебников и учебных пособий.

• Создание лаборатории производства и тиражирования электронных учебнометодических материалов.

• Появление реального доступа школьников и учителей, студентов и преподавателей к электронным научным библиотекам и периодическим научным изданиям.

• Организация научно-методической и консультативной поддержки образовательных сред как структурных элементов единой региональной информационно-образовательной среды.

• Создание в структуре вуза специализированного центра повышения квалификации работников образования (НПО, СПО, ВПО, система общего образования) по информационно-коммуникационным технологиям.

• Активизация сотрудничества вуза с системой общего образования, НПО и СПО региона, особенно в сфере использования инновационных технологий обучения.

• Разработка механизмов формирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучаемого на основе внедрения модульной системы обучения и системы начисления и использования кредитов (зачетных единиц).

• Разработка методического и нормативно-методического обеспечения образовательного процесса, основанного на использовании инновационных методов и технологий обучения.

• Внедрение системы централизованного тестирования для проведения текущего и итогового контроля качества образования (на всех уровнях).

Все это призвано закрепить положение вуза в качестве ведущего регионального научного и учебно-методического центра в сфере сервиса и предпринимательства и вывести его на международные стандарты качества образовательных услуг и научных исследований.

В целом реализация инновационной образовательной программы окажет системное влияние на реальный сектор экономики и сферу услуг, а также на высшее профессиональное образование Республики Башкортостан и России в целом через подготовку кадров во взаимодействии с образовательными учреждениями, предприятиями и учреждениями и распространением результатов этой отработанной модели.

Важнейшим итогом предлагаемой инновационной образовательной программы явится формирование в рамках вуза Регионального института дистанционного обучения в сфере экономики и сервиса.

Библиографический список

1. Об использовании дистанционных образовательных технологий. Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2006 г. № 137.

2. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»», подписанный Президентом РФ 10 января 2003г.

№ гос. рег. статьи 0421000034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=294

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.