Научная статья на тему 'Организационное обеспечение подготовки специалистов по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий'

Организационное обеспечение подготовки специалистов по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ON-LINE ОБУЧЕНИЕ / INTERNET-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ГЛОССАРНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВИДЕО-ТЕХНОЛОГИЯ / E-LEARNING / IN ABSENTIA-REMOTE FORMATION / ORGANIZATIONAL MAINTENANCE / ON-LINE TRAINING / INTERNET-TECHNOLOGIES / GLOSSARY TRAINING / VIDEO TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дацков С. В.

Отмечаются основные моменты реорганизации традиционной системы заочного обучения, а именно внедрение в учебный процесс информационных (дистанционных) технологий. Использование таких технологий необходимо, а анализ проблем информатизации заочного образования показывает, что поня-тие «заочно-дистанционная» форма обучения имеет множество трактовок. И здесь необходим систематический подход. В качестве элементов поэтапно-го внедрения, рассматриваются E-learning и технологии on-line обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are marked the basic moments of reorganisation of traditional system of cor-respondence course, namely introduction in educational process of information (re-mote) technologies. Use of such technologies is necessary, and the analysis of prob-lems informatization shows, that concept the "in absentia-remote" form of training has set of treatments. The regular approach is necessary. As elements of stage-by-stage introduction, E-learning and technologies on-line training are considered.

Текст научной работы на тему «Организационное обеспечение подготовки специалистов по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий»

С. В. Дацков

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: заочно-дистанционное образование, организационное обеспечение, Elearning, on-line обучение, Internet-технологии, технологии глоссарного обучения, видеотехнология, in absentia-remote formation, organizational maintenance, E-learning, on-line training, Internet-technologies, glossary training, video technology.

Отмечаются основные моменты реорганизации традиционной системы заочного обучения, а именно внедрение в учебный процесс информационных (дистанционных) технологий. Использование таких технологий необходимо, а анализ проблем информатизации заочного образования показывает, что понятие «заочно-дистанционная» форма обучения имеет множество трактовок.

И здесь необходим систематический подход. В качестве элементов поэтапного внедрения, рассматриваются E-learning и технологии on-line обучения. In article are marked the basic moments of reorganisation of traditional system of correspondence course, namely introduction in educational process of information (remote) technologies. Use of such technologies is necessary, and the analysis of problems informatization shows, that concept the "in absentia-remote" form of training has set of treatments. The regular approach is necessary. As elements of stage-by-stage introduction, E-learning and technologies on-line training are considered.

Одной из самых распространенных среди возможных форм высшего образования является заочная. Российских студентов, предпочитающих эту форму образования, с каждым годом становится все больше. С 2003 года их численность увеличилась в 2,8 раза и достигла в 2006/07 учебном году 2,4 млн. человек. Причем, за период с 2003 по 2007 год доля заочников среди студентов России возросла с 30 до 40 %.

В государственных вузах заочники составляли 38 %, в негосударственных — 59 %. То есть в негосударственных вузах наиболее востребованной является именно заочная, а не дневная или вечерняя форма образования.

Но традиционная заочная форма останется популярной и далее, если она будет удовлетворять требованиям времени. Совершенствование процесса подготовки специалистов по заочной форме может осуществляться путем возникновения на ее основе новых форм обучения, одна из которых уже сейчас получила широкое распространение. Речь идет о дистанционной форме, предусматривающей наряду с традиционными средствами активное использование современных информационных технологий.

В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России" дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения. Тем не менее по сей день не прекращается дискуссия по поводу сути таких терминов,

как «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «заочное обучение», «за-очно(очно)-дистанционное обучение» и т.п.

Следует признать, что у заочной и дистанционной форм обучения есть только одна общая черта: в обоих случаях преподаватель и обучаемые находятся на расстоянии. Все остальное, то есть организация учебно-методического обеспечения, его отбор, структуризация, организация учебного процесса, даже контроль осуществляются принципиально по-разному.

Что касается использования интернет-технологий и ресурсов при подготовке специалистов по заочной форме обучения, то и здесь они выступают в качестве средства обучения, дополнительных материалов к содержанию обучения. Мы используем учебное телевидение и мультимедиа, но форма обучения не меняется - речь идет об образовательной области, где определяющими категориями являются педагогические, а не технологические. Информационные и коммуникационные технологии - суть средства реализации педагогических задач, задач обучения, воспитания, развития [1].

В этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования. Внедрение таких технологий влияет на образовательную систему в целом и на все формы получения образования, в частности. Обеспечивается эффективность и максимальная привлекательность образовательного процесса. Происходит совершенствование организационного и методического обеспечения подготовки специалистов по заочной форме.

Организация образовательного процесса по заочно-дистанционной форме отличается, прежде всего, совокупностью дидактических методов и средств, использующих новые информационные технологии.

Уже несколько лет Казанский Институт менеджмента, экономики и систем информатизации (КИ МЭСИ) ведет активную деятельность в сфере внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий. Именно этот вуз стал инициатором проведения широкомасштабного эксперимента по дистанционному обучению в Республике Татарстан: разработаны основные подходы к широкому применению в российской высшей школе принципов открытого образования, внедрена новейшая образовательная технология e-learning в учебный процесс.

В этом году вуз предложил своим студентам качественно новую форму обучения -e-learning. Это процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением. Реализуя эту технологию, предприняты значительные усилия в развитии материально-технической базы, разработки методик электронного обучения, создания электронного контента, видя конечную цель в создании современного консалтингового центра.

При подготовке специалистов по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий изменяется наше представление о принципах организационного обеспечения учебного процесса.

К их числу относится использование Интернет-сервисов для общения в форматах «студент-преподаватель» и «студент-студент», перенос учебной информации на электронные носители и представление ее с помощью средств мультимедиа, использование для целей обучения информационных ресурсов глобальной сети, широкое применение компьютерных тренажеров и систем тестирования знаний.

Во время обучения за слушателем закрепляется преподаватель-тьютор, осуществляющий рассылку учебных планов и решение организационных вопросов. Составляется индивидуальный план обучения, сам студент определяет желаемый темп освоения учебного материала и уровень сложности изучаемого материала. Обучение в этом случае может осуществляться с помощью одной из предлагаемых дистанционных образовательных технологий на выбор, обычно это кейс-технология и Интернет-технология.

Кейс-технология. Создана одной из первых и наиболее распространена. В ней каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.

1п1егпе1:-технология является наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного образования, обеспечивающей доступ обучающихся и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей. Преподавательские методики могут совместно использоваться через связь с другими педагогами и быть интегрированы в учебный план. При использовании Шегпе^технологии у студентов появляется возможность:

- развивать технические навыки и умения, необходимые пользователям Шегпе! для коммуникации и сбора информации;

- следить за развитием и изменениями новых информационных технологий;

- научиться синтезировать данные, приобретенные через 1п1егпе1:, в единое целое;

- использовать различные поисковые системы [2].

Консультации проводятся по электронной почте или через сеть Интернет по определенному графику. Применение 1п1егпе1:-технологий расширяет дидактические возможности и повышает эффективность использования видеотехнологий и технологий глоссарного обучения.

Видеотехнология представляет собой внедрение в информационное обеспечение учебного процесса видеолекций. Видеолекция проводится квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт с аудиторией на уровне "вопрос - ответ". Во время видеолекции студенты получают яркое эмоциональное впечатление. Достоинства видеолекций заключаются в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности других экранно-звуковых средств, обеспечивающих познавательную деятельность максимально широким чувствительным восприятием. Кроме того, видеотехника открывает широкий простор для использования этого средства в учебном процессе: применение в условиях незатемненного помещения, получение с помощью стопкадра статичного видеоизображения, простота повторного воспроизведения, дистанционное управление из любой точки аудитории, простота монтажа учебных видеозаписей.

Технология глоссарного обучения основана на координации, обобщении и запоминании основных понятий, терминов, явлений, персоналий. При самостоятельном освоении теоретического материала, выполнении курсовых заданий, написании рефератов студент обязательно составляет глоссарий. Глоссарный метод рассматривается как интеллектуальный процесс, связанный с активным гносеологическим поиском. Теоретические умения связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, переводить информацию из одной знаковой системы в другую. При работе над глоссарием развивается и ассоциативная память, когда отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Составление глоссария вносит существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей складывается их целостная картина -образ. Теоретический, практический, образный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения. Работа над глоссарием помимо запоминания систематизации и воспроизведения способствует расширению коммуникативного опыта, обмену учебной информацией, выяснению

различных проблемных вопросов, формирует устойчивый познавательный интерес, исследовательскую увлеченность. Глоссарный метод подразумевает адаптацию учебного процесса, привлечение студента к работе с источниками информации и его систематизации. Все вышеописанные технологии дистанционного обучения связаны с привлечением студентов к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, их творческому применению на практике.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» указано: «Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий».

Дистанционные технологии предполагают не только расширение спектра носителей информации и средств доступа к ним, но и наличие постоянной обратной связи по телекоммуникационным каналам. Это, с одной стороны, повышает эффективность и качество подготовки специалистов по заочной форме, с другой - индивидуализирует весь процесс обучения. Основными принципами e-learning в КИ МЭСИ являются:

- гибкость процесса обучения (доступ к обучению в любое время);

- доступность обучения и учебных материалов (доступ к обучению в любом месте);

- адаптивность учебного материала в зависимости от требований и уровня знаний потребителей.

С организационной стороны подготовка по заочно-дистанционной форме в КИ МЭСИ выглядит следующим образом:

- все студенты и преподаватели имеют регистрационные данные для доступа к системе электронного обучения;

- в системе заочно-дистанционного обучения студентам доступны электронные учебные курсы по изучаемым дисциплинам;

- к каждой дисциплине разработан комплект промежуточных (по каждой теме) и итоговых тестов;

- студенты и преподаватели используют все возможные средства коммуникаций для общения, иногда очный контакт.

Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению главной проблемы - повышение уровня образования в целом.

Сегодня любое современное образовательное учреждение активно использует новые информационные технологии в своем учебном процессе. Использование компьютера, компактных информационных носителей, сети Интернет помогают расширить сферу образовательных услуг, радиус их действий, активизировать воздействие на обучаемого, разнообразить подачу учебного материала, систематизировать методическое обеспечение учебного процесса, оперативно актуализировать учебные курсы.

Признавая неоспоримые преимущества традиционной заочной формы обучения, следует отметить, что интеграция дистанционных образовательных технологий ставят его в один ряд с очной формой и определяют как наиболее перспективную форму обучения в XXI веке.

Литература

1. Полат, Е.С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения / По-лат Е.С. - Институт содержания и методов обучения РАО, Москва, 2005. - 56 с.

2. Лямин, А. В. Организация учебного процесса университета на базе использования современных компьютерных технологий / А.В. Лямин, М.С. Чежин // Учебно-методический сборник. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2005. - С.63-77.

© С. В. Дацков - асс. каф. автоматизированных систем сбора и обработки информации КГТУ.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.