ОЦЕНКА ФАКТОРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНВЕСТИЦИЙ В АПК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ М.В. Шатохин, С.Н. Волобуев, С.О. Новосельский
Аннотация. Дан анализ динамики развития инвестиций в АПК Курской области, с учетом выделений факторных составляющих инвестиционной активности на региональном уровне.
Ключевые слова: инвестиции, факторы инвестиционной активности, агропромышленный комплекс.
Инвестиционные процессы в АПК закономерно связаны с формированием капитальных запасов его предприятий, повышением уровня квалификации работников и улучшением качественной характеристики используемых ресурсов. Для достижения данной цели основная задача состоит в применении новых комбинаций существующих производительных сил и получении высоких результатов коммерческой деятельности как важнейшего источника развития АПК.
В сложившейся обстановке очень сложно найти побудительные мотивы для развития инвестиционно-инновационной деятельности АПК региона и обеспечить факторные составляющие роста его производства: 1) создание благоприятных условий перехода на инновационный путь развития; 2) построение стимулирующих факторов, ускоряющих темпы обновления производства; 3) проведение регулярной маркетинговой инновации на основе высоких информационных технологий.
Первый фактор связан с процессом формирования благоприятной атмосферы между самостоятельными сферами АПК и сферами интеллектуальной деятельности. Принципы и условия межотраслевых отношений здесь строятся на основе следующих аспектов: учета возникших инновационных потребностей производственной сферы и предложения либо готовых, либо уже имевших определенные результаты инновационных сфер; учета отраслевой специфики и длительности оборота вкладываемых средств; прогноза немотивированного роста прямых и косвенных затрат - определения степени риска вложений.
Второй фактор тесно связан с развитием предпринимательства, совершенствованием экономических отношений в росте производства. Проявленные моти-вационные варианты здесь обычно направляются на узкие места хозяйственной деятельности и при этом, если инновационный сектор становится исходным пунктом развития реальных секторов АПК, то предпринимательство инициирует их изнутри предприятий, заинтересованных в инновационном повороте.
Третий фактор, представляя собой тесные взаимодействия между инновационной и производственной сферами, ускоряет процесс перехода к рынку. Данное обстоятельство обычно ярко выражается в относительной стабильности и устойчивости функционирования социально-экономической системы АПК в целом.
Проведенный факторный анализ показывает, что последовательное движение инвестиционно-инновационных процессов в АПК может быть рассмотрено с различных позиций и с разной степенью детализации, поскольку этапы их жизненного цикла происходят как в многоуровневых связях, так и в различных стадиальных интервалах. Если сущность и содержание данных процессов лежат в их основных свойствах функционирования, стадиях и признаках классификации, то виды, масштабы, темпы и фазы осуществления - в новизне и источниках финансирования.
Общая сумма инвестиционных вложений, запланированных в АПК с 2012 г. - порядка 130 миллиардов рублей в поддержку госпрограммы по развитию аграрного сектора призваны обеспечить положительную ди-
намику отраслевой экономики и продовольственную безопасность страны.
Благодаря росту мировых цен на продовольствие и протекционистской политике государства сфера АПК сегодня выглядит наиболее привлекательной и быстро-развивающейся. Еще один немаловажный плюс для инвесторов — эта отрасль менее всех других пострадала в кризисе.
Но, несмотря на то, что инвесторы стали с интересом относиться к сельскому хозяйству, они все же вкладывают в него свои средства с большой осторожностью. Инфраструктура АПК выглядит особо непрезентабельно. К этому можно добавить риски погодно-климатические в растениеводстве и эпизоотические в животноводстве при почти тотальном отсутствии культуры страхования, политические риски, прежде всего в виде государственного, пусть и вынужденного, но вмешательства в деятельность сельскохозяйственных рынков.
В последние годы власти южных регионов принимают колоссальные усилия для увеличения притока инвестиций в АПК, в том числе и иностранных, создавая и постоянно дорабатывая прогрессивное инвестиционное законодательство, прорабатываются механизмы государственно-частного партнерства, направленного на решение инфраструктурных проблем.
И уже сегодня можно говорить об определенных успехах в этом направлении. Растет количество и инвестиционная емкость проектов, в регионы приходят все более весомые инвесторы, количество инвестиционных площадок, которое еще лет пять назад исчислялось единицами, сегодня исчисляется десятками, а то и сотнями в наиболее крупных аграрных регионах, а суммы инвестиций — не миллионами, а сотнями миллионов и миллиардами.
Таким образом, основные критерии отбора новых инвестиционных проектов — соответствие целям социально-экономического развития субъекта РФ и российскому законодательству в области экологии; экономическая целесообразность реализации проекта в данном регионе с учетом балансов сельскохозяйственной продукции; сохранение или увеличение количества рабочих мест; улучшение жилищных условий привлекаемых специалистов; срок окупаемости инвестиционного проекта (не более 10 лет). Государственные ресурсы, направляемые на поддержку отечественного сельского хозяйства, расходуются с разной степенью эффективности.
Курская область по-прежнему остается привлекательной для инвесторов. И наибольшее внимание уделяется аграрному сектору, что не удивительно. Ведь у нас созданы отличные экономические, правовые и организационные условия для стабильной и продуктивной работы крупных холдингов и компаний. Около 70% всех инвестиций по Курской области направляется в сельское хозяйство. Реализация инвестиционных проектов позволяет сегодня создавать рабочие места с высокой заработной платой, строить новое жилье.
Рассмотрим, какое же влияние оказывает количество инвестиций, вложенных в сельское хозяйство, на его прибыльность.
Официальные данные по показателям инвестиций и балансовой прибыли представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика инвестиций и балансовой прибыли сельскохозяйственных предприятий Курской области
Годы Инвестиции в сельское хозяйство, млн. р. Балансовая прибыль, млн. р.
2009 2833,9 -446,288
2010 2180,5 99,094
2011 5736,1 935,852
2012 12001,1 1877,546
2013 12124,8 5298,794
После кризиса 2008 г. наблюдается резкое сокращение инвестиции (почти в 2 раза), а балансовая прибыль уходит в минус, сельское хозяйство терпит убытки, которые в 2008 г. составили 30209,9 тыс.р. на каждое убыточное предприятие. Анализируя данные, можем сказать, что к 2010 г. аграрная отрасль оправилась от последствий кризиса, а сумма инвестиций достигла 5736,1 млн. р., что выше докризисного 2007 г.
Также можем заметить, что инвестиции в значительной мере оказывают влияние на величину балансовой прибыли, между ними существует прямая зависимость, причем факторным признаком являются инвестиции, а результативным прибыль. В целом за период Таблица 3 - Индексы физического объема и степень и области
2008-2012 гг. показатели прибыли, как и инвестиции, имели тенденцию к активному росту.
Таблица 2 - Оценка взаимосвязи между объемом инвестиций, числом сельскохозяйственных организаций, численностью работник сельского хозяйства и заработной платой в сельскохозяйственных предприятиях Курской области
Годы Инвестиции в сельское хозяйство, млн. р. Численность занятых в сельском хозяйстве, тыс.чел. Средняя зарплата работников сельского хозяйства, руб. Число хозяйств, ед.
2009 2833,9 106,0 7682,2 156
2010 2180,5 103,3 9526,9 153
2011 5736,1 102,1 11483,3 329
2012 12001,1 102,6 13980,2 309
2013 12124,8 102,8 15433,1 290
инвестиций в основной капитал АПК Курской
Показатели 2001-2005 гг. 2006-2010 гг. 2011-2013 гг.
Сельское хозяйство
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году 117,1-147,7 69,5-144,7 85,0-128,0
Индексы физического объема основных фондов, производящих товары (без скота), в % к предыдущему году 89,7-94,8 89,4-117,2 109,0-114,0
Отношение ввода в действие основных фондов к инвестициям в основной капитал, % 32,3-46,1 82,4-112,7 84,0-112,0
Отношение ввода в действие основных фондов к действовавшим основным фондам (на конец года), % 3,0-5,7 12,6-21,3 15,0-22,0
Пищевая промышленность
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году 122,3-142,8 38,6-194,9 60,0-150,0
Индексы физического объема основных фондов, производящих товары, в % к предыдущему фонду 118,2-124,8 84,1-117,3 88,0-115,0
Отношение ввода в действие основных фондов к инвестициям в основной капитал, % 62,2-63,3 92,1-216,0 95,0-105,0
Отношение ввода в действие основных фондов к действовавшим основным фондам (на конец года), % 6,1-7,5 7,6-24,6 9,0-12,0
Проанализировав данные в таблице 2, можем сказать:
1) наблюдается стабильный рост средней заработной платы работников сельского хозяйства вместе с ростом инвестиций; инвестиции являются факторным признаком, а заработная плата результативным;
2) численность работников за 2009-2011 гг. несколько уменьшилась, а в 2012-2013 гг. наблюдается относительная стабильность данного показателя, это можно объяснить интенсивным путем развития сельского хозяйства за счет инвестиций.
3) число хозяйств (сельскохозяйственных организаций) в 2011 г. увеличилось более чем в 2 раза, при уменьшении численности работников, это может быть связано с появлением большого количества субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве и закрытием крупных хозяйств, подкрепим наш вывод цифрами: число малых предприятий в сельском хозяйстве в 2010 г. - 489 единиц, в 2011 г. - 771 единица.
Обобщая результаты проведенного исследования, сделаем вывод: инвестиции в сельское хозяйство (факторный признак) оказывают существенное влияние на ряд важных показателей, таких как балансовая прибыль, рентабельность, заработная плата работников (результативные признаки).
Сопоставимая оценка приведенных показателей позволяет сделать вывод о конечном результате инвестиционной деятельности АПК региона, выявить реальную картину ресурсообеспечения и его воспроизводственную характеристику, обнаружить неблагоприятную конъюнктуру инвестиционной активности и медленный темп движения капитала в целом. Важный вывод со-
стоит в том, что на протяжении анализируемого периода отмечается определенное колебание отношения ввода в действие основных фондов к инвестициям в основной капитал. В отдельные годы крайне высокое отношение в большей степени связано с внешней инвестиционной конъюнктурой, а самое низкое значение - с неблагоприятным внутренним и внешним инвестиционным климатом. Это позволяет прийти к другому выводу о том, что рост потребительского спроса предприятий АПК может поддерживать лишь текущую динамику производства, но устойчивый рост производства возможен только путем расширения масштабности и объема долгосрочных вложений. Так как при существующих темпах и величине инвестиционных расходов (в основном за счет автономных и «дорогих» краткосрочных банковских средств) невозможно перейти к прогрессивным методам хозяйствования, выполнению огромных социально-экономических задач. В плане решения этой задачи рассмотрим основные макроэкономические показатели инвестиционного процесса АПК на региональном уровне (таблица 3).
Исследуя финансовую поддержку аграрного сектора, нужно уточнить понятие эффективности и ее критерии. Эффективность государственной финансовой поддержки - это сложная экономическая категория, показывающая максимальную производственную отдачу от совокупности средств и выгод, получаемых сельхозпроизводителями и сельскими территориями безвозмездно или на льготных условиях из бюджетов разных уровней, а также от действия законодательных и других государственных мер, обеспечивающих условия эффек-
тивного функционирования сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности на селе.
Основные показатели экономической эффективности государственной финансовой поддержки зависят от производственных показателей таких, как прибыль до налогообложения по всей деятельности сельскохозяйственных организаций на 1 га сельхозугодий, чистая прибыль организаций на 1 га сельхозугодий, сальдированный финансовый результат и размеров финансовой помощи, предоставляемой государством.
Важным показателем является бюджетная эффективность, которая рассчитывается как отношение сумм налогов, сборов и других платежей предприятий аграрного сектора, поступивших в казну, к размеру их государственных субсидий. При таком способе расчета можно определить реальную отдачу от федеральной и региональной государственной поддержки (таблица 4).
Показатель эффективности государственных субсидий показывает, сколько произведено продукции сельского хозяйства на 1 рубль государственных субсидий. За 8 лет данный показатель имеет неустойчивую динамику. Наибольшая эффективность по Курской области была отмечена в 2008-2009 гг., а вот к 2013 г. году эффективность государственных субсидий снизилась почти в 2 раза, несмотря на возрастающие объемы производства и объемы государственной поддержки. Нужно отметить, что необходимо внести изменения в политику финансирования АПК Курской области, так как темпы роста государственной поддержки АПК (увеличилась в 3,8 раза) превышают темпы роста объема производства сельскохозяйственной продукции (увеличилась в 3,07 раза).
Объем и динамика государственной поддержки будет рассмотрена в разрезе 8 лет, в течение которых субсидии АПК Курской области не имели устойчивого роста или снижения объема инвестиций.
В результате анализа рядов динамики можно сделать вывод о том, что динамика государственных субсидий АПК Курской области неустойчивая. После экономического кризиса в 2008 г. объемы государственной поддержки значительно увеличились и с каждым последующим годом росли в среднем на 30%. За анализируемый период объемы государственной поддержки АПК Курской области увеличились в 3,8 раза.
Рассмотрим существующую взаимосвязь между объемом производства сельскохозяйственной продукции и объемом государственных субсидий АПК Курской области. Полученный коэффициент корреляции, равный 0,9019, показывает наличие высокой стохастической зависимости между анализируемыми показателями: объемом государственных субсидий и объемом производства сельскохозяйственной продукции. Объем производства сельскохозяйственной продукции на 90% зависит от полученного объема государственных субсидий АПК Курской области.
Далее сделаем прогноз эффективности государственных субсидий АПК Курской области на 2013 г. и 2014 г.
Таким образом, по данным расчетов и полученного прогноза можно сказать, что эффективность государственных субсидий в 2014 г. составит 18,7306, а уже 2015 - 19,1012, несмотря на стабильное снижение данного показателя с 2010 г. Рост эффективности государственных субсидий в 2014 г. по сравнению с 2012 г. составит 61%.
Нужно сказать, что несмотря на подверженность различным климатическим условиям и экономическому кризису, необходимый рост объема производства сельскохозяйственной продукции все-таки был достигнут, в основном благодаря государственной поддержке аграрного сектора.
Важнейшим фактором повышения эффективности использования инвестиций в АПК выступает благоприятный инвестиционный климат. Его определяют следующие условия:
- возможность одинакового стимулирования отечественных и иностранных инвесторов, защита от экспроприации, реквизиций со стороны государства;
- отсрочка выплаты налогов для капиталоемких и интенсивных технологий;
- освобождение от налогов фермерских хозяйств и других новых предприятий в течение нескольких лет;
- применение ускоренной амортизации технических средств и оборудования, другие протекционистские меры для стимулирования развития агропромышленного производства.
Основными путями повышения экономической эффективности инвестиций в АПК являются:
- приоритетное направление капитальных затрат в отрасли и производства с учетом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия, формирования производственных и социальных инфраструктур, обеспечение экономической безопасности;
- максимальная загрузка действующих производственных мощностей благодаря приоритетности технического перевооружения и реконструкции агропромышленного производства по сравнению с новым строительством;
- концентрация капитальных вложений на пусковых объектах;
- сбалансированность капитальных вложений и строительно-монтажных работ с финансовыми и материальными ресурсами, а также с мощностями строительно-монтажных организаций;
- увязка ввода в действие мощностей и объектов сопряженных отраслей и предприятий, а также жилищного и культурно-бытового хозяйства;
- сокращение сроков строительства, снижение его сметной стоимости, улучшение качества и ускорение освоения вновь введенных в действие проектных мощностей.
Важным направлением повышения эффективности инвестиций в АПК является улучшение структуры капитальных затрат:
- технологической;
- воспроизводственной;
- отраслевой;
- территориальной.
В крупномасштабных инвестициях остро нуждаются практически все отрасли агропромышленного комплекса:
- сельское хозяйство;
- перерабатывающая промышленность;
- социальная сфера села.
Данная проблема должна решаться прежде всего путем улучшения инвестиционного климата, способст-
Таблица 4 - Эффективность государственной
поддержки АПК Курской области
Года Объем производства сельскохозяйственной продукции, млн. р. Государственные субсидии АПК Курской области, млн. р. Эффективность государственных субсидий
2006 224724 15278,5 14,71
2007 242105 16666,3 14,53
2008 314083 15236,6 20,61
2009 411226 14407,1 28,54
2010 414013 23761,4 17,42
2011 518706 29643,2 17,50
2012 580117 36775,8 15,77
2013 690832 58192,3 11,87
вующего привлечению внутренних и внешних инвестиций для решения неотложных задач развития агропромышленного производства и социальных проблем села.
Список использованных источников
1 Новосельский С.О., Шатохин М.В., Ванин Ю.Д. Индикативный механизм оценки социально-экономической конкурентоспособности развития районов Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. -№7. - С.26-30.
2 Новосельский С.О., Шатохин М.В., Дуплин В.В. Планирование комплексного устойчивого развития АПК региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. -№3. - С.13-16.
3 Новосельский С.О. Использования механизма индикативного планирования // Аграрная наука. - 2006. - №9. -С. 5-7.
4 Официальный сайт комитета по статистике Курской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://kurskstat.gks.ru/
Информация об авторах
Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ (Курский филиал).
Волобуев Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».
Новосельский Святослав Олегович, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».