Congress, St. Petersburg, Vol. 2. pp. 56-59.
3. Volkov, V.M. (1983), Sports selection, FIS, Moscow.
4. Guzhalovsky, A.A. (1986), "Problems of the theory of sports selection", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 24-25.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2018
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА
АВТОМОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Кирилл Владимирович Бученков, соискатель, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Валентин Иванович Авраменко, соискатель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург; Денис Васильевич Лукичев, соискатель, Алексей Николаевич Сергеев, соискатель, Виталий Владимирович Барлит, соискатель, Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург
Аннотация
Установлено, что одной из главных задач по реформированию военно-профессионального образования является повышение качества подготовки студентов, обучающихся по программам сержантов запаса автомобильной службы. Для решения этой задачи была разработана соответствующая модель физической подготовки студентов, которая по своей сути раскрывает содержание учебных программ и требований. Практическая реализация разработанной модели физической подготовки позволила проанализировать изменения некоторых показателей физической подготовленности у студентов экспериментальной и контрольной групп по итогам обучения. Основное внимание при анализе полученных данных было сосредоточено на сравнении показателей эффективности разработанной модели физической подготовки и действующей учебной программы для студентов.
Ключевые слова: требования к физической подготовленности, студенты, сержанты запаса автомобильной службы, особенности военно-профессиональной деятельности.
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF MODEL OF PHYSICAL TRAINING FOR STUDENTS STUDYING ACCORDING TO PROGRAMS OF SERGEANTS OF RESERVE OF AUTOMOBILE SERVICE Kirill Vladimirovich Buchenkov, the competitor, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Valentin Ivanovich Avramenko, the competitor, General A.V. Hrulev Military Academy of Material Support, St. Petersburg; Denis Vasilyevich Lukichev, the competitor, Alexey Nikolaevich Sergeev, the competitor, Vitaly Vladimirovich Barlit, the competitor, Evgeny Vyacheslavovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, Mikhaylovsky Military and Artillery Academy, St. Petersburg
Annotation
It is established that one of the main tasks in reforming of the military professional education is improvement of quality of training of the students studying under the programs of sergeants of the reserve of automobile service. The corresponding model of physical training for the students, which one in its essence opens the contents of the training programs and requirements was developed for the solution of this task. Implementation of the developed model of physical training allowed analyzing the changes of some indicators of the physical fitness among the students of the experimental and controlling groups following the results of training. The main attention in the analysis of the obtained data was concentrated on comparison of the indicators of efficiency of the developed model of physical training and the existing training
program for students.
Keywords: requirements to physical fitness, students, sergeants of reserve of automobile service, features of military professional activity.
В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации проводятся глобальные преобразования в системе военного образования. Вопросам подготовки кадров для вооруженных сил из числа гражданской молодежи на базе Межвузовских центров военной подготовки уделяется самое пристальное внимание.
Подготовка специалистов в гражданских и военных вузах имеет значительные различия. В частности, главная разница в направленности обучения студентов касается физической подготовки. Требования к физической подготовленности для студентов гражданских вузов ниже по сравнению с военными вузами.
Проведенный анализ действующей системы обучения студентов на военных кафедрах свидетельствует о том, что программа по учебной дисциплине «Физическая культура» не предполагает осуществления военно-прикладной направленности процесса обучения. В ее содержании нет прикладных разделов физической подготовки.
Занятия проводятся преподавателями, не имеющими профильного военно-физкультурного образования. Практика показала, что такие преподаватели не умеют проводить различные прикладные разделы физической подготовки (рукопашный бой, преодоление препятствий, военно-прикладное плавание, ускоренное передвижение и др.). [2, 4].
Работа, которая проводится в настоящее время в сфере физической подготовки, ориентирована, прежде всего, на обоснование учебных программ, обеспечивающих готовность выпускника, обучающегося на военных кафедрах к предстоящей военно-профессиональной деятельности. В этих целях проводится поиск новых педагогических технологий, способствующих реализации потенциала каждого обучаемого, его прикладного двигательного фонда и др. [1-4].
Качественный прорыв в подготовке военных специалистов в рамках существующих временных бюджетов, выделяемых на физическую подготовку, позволяет обеспечить использование новых научных теорий и положений последних лет в области физической культуры. Среди основных из них, необходимо отметить: конверсию технологий спортивной подготовки, методологию интегративной антропологии, использования вариативного и базового компонентов физического воспитания студентов и др.
Исходя из сказанного, одной из главных задач по реформированию военно-профессионального образования является повышение качества подготовки студентов, обучающихся по программам сержантов запаса автомобильной службы. Для решения этой задачи нами была разработана модель физической подготовки студентов, обучающихся по программам сержантов запаса автомобильной службы, которая по своей сути адекватна содержанию учебных программ и требований. (рисунок 1).
Известно, что физическая подготовка обеспечивает высокие показатели при адаптации к неблагоприятным факторам среды, а также к воздействию высоких нагрузок (как физических, так и психических), повышает общую работоспособность [1-9].
Научных исследований по вопросам разработки содержания программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов, обучающихся по программам военной подготовки сержантов запаса автомобильной службы, нами обнаружено не было.
Действующая программа не предполагает военно-прикладной направленности процесса обучения студентов т.к. в ее содержании нет прикладных разделов физической подготовки.
Отсутствие научно-обоснованной модели физической подготовки для студентов, обучающихся по программам подготовки сержантов запаса, негативно сказывалось на качестве обучения студентов.
Практическая реализация разработанной нами модели физической подготовки позволила проанализировать изменения некоторых показателей физической подготовленности у
студентов экспериментальной и контрольной групп по итогам обучения.
В конце эксперимента все студенты были проверены по тестам физической подготовки. В показателях, характеризующих уровень физической подготовленности студентов контрольной группы в конце эксперимента, достоверных различий не было выявлено. В экспериментальной группе произошли достоверные изменения по всем рассматриваемым показателям (прирост от исходного уровня в подтягивании на перекладине составил 3,5 раза, в беге на 100 м - 0,6 с, в беге на 1 км - 12,1 с.). Результаты наших исследований свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития специальных физических качеств у выпускников, обучающихся по программе военной подготовки специалистов автомобильных и дорожных войск.
Рисунок 1 - Модель физической подготовки студентов, обучающихся по программам для сержантов запаса автомобильной службы
ВЫВОД. В целом использование экспериментальной модели обеспечило опережающее развитие профессионально значимых физических и военно-профессиональных
качеств у студентов экспериментальной группы. Это способствовало созданию условий для более быстрой адаптации студентов, к специфическим условиям будущей военно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаев, В.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, С.С. Аганов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6 - С. 6-8.
2. Бочковская, В. Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.
3. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.
4. Панченко, И. А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.
REFERENCES
1. Bakayev, V.V., Bolotin, A. E. and Aganov S.S. (2016), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of physical training of future rescuers to actions in the conditions of the mountain area", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 6-8.
2. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.
3. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
4. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2018
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ВУЗАХ МВД РФ
Вячеслав Вениаминович Васильев, кандидат юридических наук, доцент, профессор, Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород
Аннотация
В статье рассматриваются не только общенаучные аспекты и проблемные вопросы понятия и содержания педагогического обеспечения образовательного процесса в различных образовательных организациях системы Министерства внутренних дал Российской Федерации, но и практико-составляющие особенности реализации такого рода обеспечения в ведомственных правоохранительных вузах. Поведен анализ существующих и актуальных на настоящий момент времени научных педагогических воззрений на педагогическое обеспечение образовательной деятельности применительно к системе высшего образования в России. С учетом специфики организации управленческой деятельности и организации единоначальной модели администрирования в Министерстве внутренних дел России, а соответственно и ведомственных образовательных организаций раскрыты основные особенности педагогического обеспечения непрерывного правоохранительного образования в вузах системы МВД России. Обосновано участие в непрерывной образовательной правоохранительной деятельности в качестве самостоятельного